История фортового интеллигента

Вот уже четвёртый день я блуждал по улицам столицы нашей родины. Как и любой другой, наивный человек, приехавший покорять город, который никогда не спит, для начала я искал ночлег, попутно, не без интереса,  осматривая местные достопримечательности. В перспективе я надеялся обрести чемодан с деньгами, который должен был непременно свалиться, именно на мою не местную голову. Когда и где, я получу эту посылку с небес, я естественно не знал, впрочем, как и не имел представления о более приземленных вещах, например, где помыться сегодня и что кушать завтра?
Положение моё, скажем прямо, было не завидным. Даже находясь на свежем воздухе, коего в Москве не много осталось, я ощущал весьма противный запах, исходивший от моих, попрошу заметить, собственных любимых ног. Но поскольку я являюсь интеллигентным человеком, я старался избегать закрытых помещений, дабы не травмировать находившихся там людей, своим, но при этом таким чуждым мне ароматом. Кстати говоря, этот самый аромат, мог запросто посоревноваться за пальму первенства с вонью, которая исходила от мечтателей и оптимистов, также когда - то искавших своё счастье в пределах садового кольца, но в итоге нашедших его на площади трёх вокзалов.
Напевая "сироту казанскую", я гордым шагом двигался по старому Арбату, окончательно изнашивая свои туфли, которым ранее и так крепко перепало в никому неизвестных переулках моего родного города. Сейчас же я был уверен, что моя обувь гордится своим хозяином. И на это есть объективная причина. Ещё вчера мои лакированные невидали ничего, кроме не привлекающей взгляда тротуарной плитки, которая ещё с советских времён устилала улочки моего провинциального городишка. Частенько мои ботиночки проходили испытание грязью и даже иногда лицом к лицу сталкивались с бордюром, но это уже случалось, когда их владелец оставался, бессилен перед своей широкой русской душой и выпивал слишком много водки.
А что мы видим сейчас? Мои многострадальные, неторопливой походкой своего господина, щеголяют по тем - же местам где ходят многие выдающиеся личности и куда каждый день стремятся толпы туристов, всё ещё продолжающих верить, что здесь их радушно встретит изрядно выпивший медведь и мало того предложит испить исконно-русского горячительного напитка. Но на самом деле оказывается, что косолапые мишки вовсе не разгуливают по городу, а находятся исключительно в том месте, где им и положено быть, в зоопарке.
Об иностранных гражданах, приехавших посмотреть на Москву, разговор отдельный. Я не буду подробно описывать их приключения, ощущения и поведение, расскажу лишь один случай, свидетелем которого я являлся. Остановившись возле киоска перекурить, я увидел следующую картину: два англичанина вглядываются в витрину и изучают ассортимент. Следует отметить, что выбор поражает разнообразием отравы: беляши, чебуреки, самса, шаурма, в общем, всё то, что приготовлено неизвестно кем и непонятно из чего. Определившись, один из них сказал на ломанном русском:
- Нам поджалюста тва бельяша с мяасом.
В этот момент я подумал, во дают, сэкономить они решили, экзотики им видители захотелось, знали бы вы жители туманного Альбиона в какую прелесть вам это лакомство выльется через полчаса в ближайшем био - туалете, а если вы люди ещё и курящие, то и вовсе после первой затяжки. Как в воду глядел. Господа начали трапезничать, неспешна, по-европейски, тщательно пережёвывая каждый откусанный кусочек. Когда приём пищи подходил к завершающей стадии, один из товарищей по несчастью с оскорблёно - разочарованным выражением лица, уже почти без акцента, задал продавщице ключевой вопрос:
- А где мясо?
На что видавшая виды, работница общепита с тридцатипятилетним стажем преспокойно ответила:
- В беляше твоего приятеля.
Далее тетенька, выдержав МХАТовскую паузу, произнесла свою привычную речь:
- Не дурите мне голову.
И завопила:
- Следующий!
Нужно было видеть лица этих зарубежных горе - потребителей. Они смотрели друг на друга утешающе - понимающим, но вместе с тем таким возмущённым взглядом. В эту минуту они были близки как никогда ранее.
Дальше - больше. Один из британских ребят закурил. Да!!! Уж я, как заядлый курильщик знаю, что такое съесть с утра что-нибудь в этом роде, итог всегда один, желудок теряет самоконтроль и поднимает белый флаг. В нашем случае, сложно было ожидать чего-либо другого, всё-таки нежный организм средне - статистического жителя старушки Европы не приспособлен к таким быстро, но не качественно приготовленным яствам. Выплюнув сигарету, противник здорового образа жизни неожиданно побежал, правой рукой схватившись за живот, а левой за то самое место, на котором мы с вами привыкли сидеть. Он мчался навстречу возвышенным чувствам. К счастью, домик неизвестного автора оказался буквально в двадцати метрах от места происшествия. В душе нашего героя зажглась искра надежды, что всё пройдёт удачно и наступит облегчение, но он не расслаблялся, ибо чётко осознавал, что секундная рассеянность сведёт  на нет двух минутную собранность. Приблизившись к заветной цели, он хотел, было открыть врата рая и проникнуть в спасительную обитель, но сделать этого не удалось, потому что за своевременной оплатой услуг в анти - санитарной зоне следила никто-нибудь, а наша россейская бабуля. Она наскоку остановила  английского жеребца и не дала ему войти в горящую избу, с ходу выдвинув своё единственное требование:
 - Сначала заплатите, а потом идите, а то мало ли, что с вами там может случиться. А ежели чего, то кто будет расплачиваться?!
И я мысленно поддержал эту принципиальную старушку - порядок должен всегда оставаться порядком, даже если вокруг сплошной беспорядок. А вдруг он действительно там утонет?! Так быстро и достоверно наш герой ещё никогда не усваивал информацию, произносимую на русском языке. Он вручил сто рублёвую купюру этой седовласой законопослушнице и наконец-таки уединился для столь долгожданного действа.
Ну что ж, с кем не бывает. Неприятности иногда подстерегают всех нас независимо от национальности и вероисповедания.
Но перейдём от англоязычных к русскоговорящим, вернёмся к моей весьма нескромной персоне. Я шагал по Арбату и конечно даже представить себе не мог, что эта улица станет мне родной на всю оставшуюся жизнь. Но это будет не скоро, а пока я просто шёл и жалобно смотрел в глаза идущих мне навстречу приезжих зевак и местных аборигенов. Поклонившись А.С. Пушкину, я нанёс визит вежливости Окуджаве, затем полюбовался на стену вечно-пьяных поклонников Цоя и остановился возле театра имени Е. Вахтангова. Я смотрел на этот храм искусства, меж тем думая о том, что будет дальше. Ясно было одно - первое, что мне необходимо было сделать, это найти хоть какое-нибудь жильё. Находясь в здравом уме и имея пока ещё трезвую память я понимал, что без определённого финансового запаса, миссия, носящая банальное название " квартирный вопрос "- невыполнима. Но не всё так плохо, ведь я же овен, а мы, то есть бараны, пробиваемся с закрытыми глазами. К тому же, я обладаю чувством юмора, которое проявляется в особо тяжёлые минуты, а, как известно, если уж помирать, то с музыкой.
Вперёд и только вперёд! Свернув в Староконюшенный переулок, я наконец-то схватил удачу за хвост. Фортуна навестила меня в лице моего давнего знакомого Николая. С непередаваемой счастливой интонацией я воскликнул:
- Ну, здравствуй Коля!
- Привет! Какими судьбами в наших краях?
- Да вот, ищу работу и  крышу над головой.
- Ну и как успехи?
- Какие там успехи... денег нет совсем, еле концы с концами свожу.
- И, что думаешь делать?
- Не знаю, до выходных ещё здесь побуду, если не найду ничего, то поеду домой.
- Ну, так дело не пойдёт. Раз уж приехал, значит борись за место под солнцем!
- А, что ты мне предлагаешь?
- Я тебе могу помочь с ночлегом.
- Так, это уже интересно!
- В общем, пару сотен в день будешь платить. Никакой предоплаты там не нужно.
- А где находится?
- Здесь рядом, три минуты ходьбы.
- Чудненький вариантик!
- Ты особо не радуйся, там минусов хватает!
- Ну, например?
- Хозяйка старушенция со своими тараканами в голове. В комнате будешь не только ты один, а ещё человек пять-шесть. Сам всё увидишь.
- Нормально, лишь бы выспаться в тепле!
- Всё, тогда давай в семь часов возле театра встретимся, я тебя отведу к Маше и ты с ней поговоришь.
- Договорились. Спасибо, что помог.
- Кто если не мы! - улыбнувшись, произнёс Коля.
- Это точно! До вечера!
Дело начало сдвигаться с мёртвой точки. Вполне возможно, что уже сегодня я усну хоть и в казённой, но от этого не менее приятной постели. Сейчас четыре часа, следовательно, у меня есть время, чтобы съездить на вокзал и забрать свои нехитрые вещички с камеры хранения. Однако есть одна загвостка. Дело в том, что я сдал свою сумку три дня назад и естественно заплатил только за одни сутки. Доплачивать за остальные дни, мне жутко не хотелось и к тому же такие растраты ни коем образом не вписывались в мой скромный бюджет. Поэтому я подсчитал, что дешевле обойдётся купить бутылку водки и обменять её на мой багаж.
Всё прошло как нельзя лучше, конечно сначала дедуля, отвечавший за сохранность вещей, не был готов к диалогу. Из его невнятной речи я уяснил лишь несколько слов: "Не положено, платите, милиция". Но как только я ехидно улыбнулся и, подмигнув глазом, достал сосуд с беленькой, всё стало на свои места. Подарок был принят и сразу же использован по назначению, атмосфера наполнилась позитивом, а я получил свою сумку. Прощаясь, я пожелал деду крепкого здоровья и поблагодарил за оказанные услуги, пообещав навещать его и, причём не с пустыми руками.
Мы встретились с Колей в назначенный час, и он повёл меня знакомиться с добродушной хозяйкой приюта (именно такой я её представлял в тот момент). Подойдя к дому, я испытал неописуемые чувства. Боже мой, в самом центре Москвы, наверно с высоченными потолками. Коля прервал полёт моей мысли, приоткрыв занавес жестокой правды жизни:
- Послушай несколько советов,  прежде чем мы зайдём в квартиру. Не верь Маше, она всё время лжёт. Не рассказывай ей о своих делах. В общении с ней прикинься дурачком, тогда ты окажешься в более выигрышном положении.
- Тебя послушать, так она не бабуля, а террористка какая-то!
- Я же сам у неё полгода жил и поэтому знаю все нюансы от и до. Маша лет десять назад проживала в общежитии, здесь же на Арбате, потом ей дали квартиру на Рязанском проспекте, так она такой скандал устроила, всех чиновников "на уши" подняла, мол, как хотите, но с Арбата я никуда не уеду. Примерно два года она оббивала пороги всех инстанций и в итоге ей дали вот эту "двушку", в которой ты сейчас будешь обитать. Она нахальная, наглая и легко переступит через человека. - сказал Коля и смачно плюнул на асфальт.
- Да уж!!!
- Если ты будешь приходить домой в тот момент, когда она будет смотреть сериалы, она тебя не пустит, станет говорить в домофон, что у неё важные международные переговоры или к ней гости приехали. К этому будь готов.
- Всегда готов! Но если честно я уже начинаю сомневаться...
- Да у тебя выбора нет!
- В этом ты прав! А муж у неё есть?
- Нет. У неё уже вообще никого не осталось. Детей у неё никогда не было, а  супруг её от пьянки умер и неделю мёртвый на полу пролежал, пока она в Крыму отдыхала, поэтому она даже запаха алкоголя не переносит.
- Мне уже плохо, ещё пару твоих слов и я повешусь в этом - же подъезде!
- Ладно, всё будет хорошо.
Окончив беседу, мы поднялись на второй этаж, позвонили в дверь и через мгновение она открылась. Я увидел двух субъектов - Марию, чуть полноватую, весьма приятного вида женщину и её верного пса, неохотно отзывающегося на кличку " Дюран". Следует отметить, что "Дюранчик" удивительное существо. Вот представьте себе хряка, который умеет лаять - это как раз этот случай.
Коля познакомил меня с моими новыми соседями и удалился. Я поставил сумку и Мария проводила меня на кухню, но вместо ожидаемых мною задушевных разговоров, она зачитала мне список условий, выполнение которых, необходимо для проживания в её доме:
- Приходить ты должен не раньше десяти часов вечера, а уходить не позже девяти часов утра, днём ты здесь находиться не можешь, потому что я ухожу плавать в бассейн.
- А вы, что целый день плаваете? - с некой язвительной интонацией спросил я.
- Не кричи! Да целый день! - нервно парировала Мария.
- Понял.
- Когда идёшь в ванную или туалет, дверь за собой не закрываешь и оставляешь открытой.
- Подождите, это что же получается, я так сказать справляю нужду, а на меня все смотрят!?
- Не кричи! Дюрана разбудишь! Кому ты нужен!? Смотреть на него будут! А если надо, то я буду... поглядывать, чтоб ты там не каких гадостей не делал! - ответила Мария, причём в два раза громче, чем говорил я.
- Вы меня с кем-то путаете. Какие ещё гадости!?
Около минуты Мария Петровна смотрела на меня как на врага народа, а потом продолжила:
- Мыться под душем будешь только сидя, а то все стены забрызгаешь.
- Так сидя же не удобно!?
- Не кричи!!! Не кричи! Привыкнешь, я так двадцать лет живу и ничего со мной не случилось.
- Конечно, совсем ничего. Продолжайте.
- Окна на ночь мы не закрываем, свежим воздухом дышим.- сказала Мария и мечтательно посмотрела на улицу.
- Нет, конечно, кислород это хорошо, но сейчас ночью минус один-два градуса! Так и заболеть можно! - возразил я.
- Не кричи! Не кричи! Дюрашка спит! Спортом нужно заниматься, закалятся надо! И вот ещё что ...
- Что ещё?! - возмущённо воскликнул я.
- Не кричи! Раздеваться будешь в коридоре до трусов, нечего мне микробы по дому разносить!
- Куда я попал?! - мысленно произнёс я.
  В эту минуту Мария  предложила мне выпить чаю, правда, сделала это весьма необычным способом. Она налила в чашку кипяток и, держа в руке пакетик с чаем спросила:
- Тебе с заваркой или без?
- Ну а как по другому?! Без заварки это не чай, а просто вода!
- Ну да, да... конечно! - растерянно ответила Мария. 
- Какая она жадная!? - подумал я.
Чаепитие закончилось, и Мария показала мне моё спальное место - пол, матрац, одеяло. В комнате было очень сыро, позже я понял почему: во-первых, вечно не закрывающиеся окна, во-вторых, Дюран, любящий писать в непосредственной близости от места моего отдыха. Я улёгся, мысленно обматерив всех обитателей сей богадельни, пожелал своей "новой семье"  спокойной ночи и уснул, даже не успев поразмыслить о том в каких условиях мне теперь придётся находиться и главное с кем сосуществовать.
Так я стал жить у Марии. Работать я устроился в театр, на должность техника-осветителя. Наш начальник осветительного цеха, имел много говорящее прозвище - "Мракович". Будучи человеком, только что пришедшим в уже сложившийся коллектив, я не совсем понимал, почему именно "Мракович", и по сему, долгое время называл его "Светович". Однажды я убедился, что работники театра были абсолютно правы говоря о том, что всё и все должны называться своими именами.
Шёл спектакль "Ромео и Джульетта".  Во втором действии, в моменте, когда вся сцена должна была быть хорошо освещена, нежданно-негаданно погас свет  и наступила полная темнота. Приблизительно через десять секунд, свет появился, но вместе с освещением на сцене возник ещё один актёр в лице "Мраковича", который предстал перед публикой в, мягко говоря, нетрезвом состоянии и к тому же в костюме пчелы.
Такого дружного смеха зрителей мне ещё никогда не доводилось слышать. Благо положение хоть как-то спас актер, исполняющий роль Ромео. Он схватил так называемую пчелу и с криком:
- Повсюду эти проклятые пчёлы! - выкинул "Мраковича", за кулисы.
Мракович был уволен, а я остался работать и с каждым днём всё сильнее стал убеждаться в том, что в театре очень весело, но вместе с тем очень грустно. Потрудившись несколько месяцев я понял, что в большинстве случаев театр это семья, но не мама с папой, а те самые дальние родственники...    
С работы я приходил поздно и мне никого не хотелось видеть и слышать. Но Мария Петровна вносила свои коррективы. По ночам её любимым занятием было петь песни, но не в одиночестве, а дуэтом и ни с кем-нибудь, а с Дюраном. Звучало это примерно так:
- Дюранчик, мальчик мой! Давай споём! Как мы умеем петь? Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, у-у-у-у-у-у-у, жу-жу-жу-жу-жу-жу!
Поначалу мне хотелось застрелиться. Позже я просто молча слушал. Привыкнув, я даже начал подпевать.
Со временем я привык и к Маше, мне даже показалось, что мы с ней нашли общий язык. Меня уже не смущали открытые окна и другие Машины причуды. Я начал понимать, что она ко мне довольно неплохо относится, по крайней мере, лучше, чем к остальным квартирантам и это не удивительно, ведь именно я, каждый день выгуливал Дюрана. Иногда Мария изливала мне душу, жаловалась на здоровье и свою нелёгкую долю. В последнее время она стала всё чаще говорить о смерти.
Так мы и жили, можно сказать, душа в душу. В конце декабря я сказал ей:
- Тёть Маш, я на новый год поеду домой, отдохну и вернусь к вам после Рождества.
- Не кричи. Дюран спит. - очень вежливо попросила Мария Петровна.
- Да, простите.
- Можешь ехать хоть на год, но за каждый день твоего отсутствия, ты должен мне заплатить, чтобы я другого не заселила на твоё место.
- Как скажите.- cогласился я.
- Вредная я, да? Тяжело со мной? - неожиданно спросила Мария и расплакалась.
- Да всё хорошо! Что вы! Не выдумывайте! - успокаивал я.
Через день я уехал, попав по дороге в пренеприятнейшую ситуацию. Выпив с соседями по купе, я затеял драку. Поводом для мордобоя послужило неосторожное высказывание одного из собутыльников в адрес понравившейся мне проводницы:
- Эй, подруга! А ну давай к нам. Мы не кусаемся! Но прежде чем начать рукопашную, я интеллигентно предупредил своих новых знакомых:
- Простите господа, а конкретно вы сударь, но я буду вынужден нарушить целостность структуры вашей челюсти.
После этой неосторожно брошенной фразы я был неоднократно бит. Били сильно, умело, жестоко. Побоище продолжалось до тех пор, пока на ближайшей станции, доблестные работники милиции не сняли всех участников потасовки с поезда. Меня доставили в отделение и объявили, что ближайшие трое суток я проведу в так называемом " обезьяннике". В камере меня встретил небритый, на днях потерявший свой последний передний зуб, мужчина средних лет. Увидав меня он не без гордости заявил:
- Я вор по кличке "чемодан", десять лет глубокой отсидки.
- И я желаю, здравствуйте вам. Я с удовольствием пообщаюсь с вами завтра, а сейчас простите, но я очень хочу спать.
"Чемодан" к моему  удивлению вошёл в моё положение и  не проронил ни слова.
Через сутки меня отпустили и я со спокойной душой, но с синим телом, отправился домой.
Дом. Мой милый дом! Дома я отъедался, высыпался и просто отдыхал. В родных стенах моё здоровье быстро пошло на поправку и уже восьмого января я вернулся в Москву.
Приехав на Арбат, я узнал от соседей Марии Петровны, что второго января она поскользнулась и разбилась на смерть в бассейне. Я съездил на кладбище. Смотря на портрет Марии, я пообещал в первую очередь самому себе, что обязательно буду приезжать и ухаживать за могилой.
Прошёл месяц. Я уже нашёл себе новое жильё. И вот в один прекрасный день мне сообщили, что Мария Петровна завещала свою квартиру мне. Я не верил до тех пор, пока  не увидел документы. Вот это подарок!
Ну что ж, пришло время менять прописку.


И.И. Донской.     18.01.2009.


Рецензии
Ну за счастливый случай однако.
Удачи - ВЦ.

Владимир Циглицкий   27.05.2009 16:19     Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир. Вам всегда буду рад.

Илья Ефремов   28.05.2009 13:40   Заявить о нарушении