Василий Блаженный

Василий Блаженный, по прозвищу Нагой (ок. 1464 — ок. 1552)

В детстве убегал из дома. В шестнадцать лет окончательно покинул родительский дом и стал вести бродячую жизнь, принимая на себя подвиг юродства. На улицах ходил без одежды, с цепями на шее, голым приходил на службу в храм (отчего и получил прозвание Нагой), постоянно совершал безумные поступки (уничтожает товары на рынке, потому что они принадлежат недобросовестным торговцам, швыряет камни в дома добродетельных горожан, так как видит в этих домах бесов.

В одном из древних списков жития св. Василия Блаженного рассказывается, как дьявол однажды подкупил одного иконописца, дабы тот изобразил под слоем рисуемой им иконы Богородицы образ сатаны. Икона была изготовлена и выставлена в Варшавских вратах Китай-города, и вскоре от нее начали происходить чудеса и знамения. Однако, Василий Юродивый вместе со своим учеником разбил чудотворную икону камнем. Приведенный на суд, юродивый заявил, что «чудеса, по дьявольскому наваждению творимые, совершались верным на прельщение. Изображение сатаны действительно было обнаружено, после чего художник был казнен, а блаженный Василий отпущен.

Но откуда Василий Нагой знал то, что не знали другие люди?..

***

Если так называемое «лубочной православие», православие «Маслениц» и всевозможных «Спасов» без сомнения отнесет дар провидения, как и другие магические способности к дарам Духа Святого, богословие здесь делает паузу. Известны случаи, когда некоторые православные святые, почитаемые широко за их способности исцелять и прочие чудеса, молили Бога лишить (!) их этого дара, потому как ясно осознавали, что любой магический дар «от черта».

Магия, как «добрая, белая», так и «злая, черная» — порождение трикстера. И все же не случайно о людях «не от мира сего» мы одновременно можем сказать, что они как раз-таки больше всего любят этот мир. Потому и стремились всегда простые люди со своими грехами, болезнями к разным нищим, странным, юродствующим личностям. Ибо получали от них исцеление.

Всегда ли помощь во благо больному? Трикстер не спрашивает человека, не интересуется его намерениями. А вот забота Церкви о человеке проявляется прежде всего в его Спасении. Отсюда — двойственность. С одной стороны, хорошо известно отношение церкви к знахарям, колдунам... Однако церковные Жития лояльно и с умилением описывают дары и пророчества юродивых Христа ради.


________
(данный текст является примечанием к основной статье ТРИКСТЕР: http://www.proza.ru/2005/07/09-33)


Рецензии