клф нло н. бондарев, а. устименко Утопист вар. 2

Андрей Устименко,  Николай Бондарев НЛО-2005г.

Утопист – 2.


       Главный инженер металлургического гиганта Петров Олег Альбертович вернулся с очередного производственного собрания, вся суть которого состояла из резолюций строго определенного порядка: «повысить… сократить… наказать… прекратить…» и так далее. Да и само совещание было предельно коротким и циничным.
     И вот за всем этим теперь последовала обычная, известная всем потребность – нужно было срочно разрядиться, «спустить пар» на своих подчиненных. А иначе нервный стресс, Это головная боль, которая ни малейшим образом не отображала истинного состояния дел в производственных цехах. Между их насущными проблемами и заботами главного инженера простиралась неизмеримая пропасть, которая увеличивалась после каждой подобной взбучки у высшего начальства. Что значит «повысить»..? Ну, хорошо – повысим.. Бумага все стерпит. Сократить..? Кого? Жалко спецов, а куда деваться?.. Ну, с наказанием проще всего...
    Олег Альбертович мысленно обдумал пути к возможному отступлению, чтобы закрепиться на следующем оборонительном рубеже. Петров сломал в задумчивости три карандаша, заполнил пепельницу прахом несбывшихся надежд. Ничего стоящего в голову не приходило. Все не то…
   В кабинет неслышно, как призрак,  на цыпочках проскользнула секретарша, и, наклонившись, поставила перед страдальцем за всё предприятие, поднос с чаем. Ирина замерла на несколько секунд в таком положении. Взгляду Олега Альбертовича предстала затейливая причёска и изящное глубокое декольте, что приоткрыло перед глазами начальника вид в светлое будущее, заставив на мгновение забыть о недавних проблемах.
-  Ирочка, мне плохо…- простонал главный инженер.
-  Опять начальство недовольно? –  сладко пропела самая преданная из преданных, - Они же там не думают о людях..
   Такое простое и, казалось бы, неказистое утешение всё же подействовало. Вероятно, в милом личике Ирины Олег Альбертович представил весь коллектив завода и его неизмеримую поддержку. На удивление самому себе захотелось трудиться.
-  Так, и что у нас на сегодня? – с сожалением отводя глаза от созерцания прелестной секретарши, и перестраиваясь на обычный режим, начал главный.
-  Немцы, китайцы… Энергетики со своими жалобами на трубы… Ну и так…
-  А что за чудак в приемной?
-  Да, какой-то инженер из глубинки..
-  Что у него?
-  Не говорит. Вернее, говорит, что расскажет только вам. Дело государственной важности!
-  Ну, это просто бардак какой-то.. Ирочка, я же просил четко докладывать обо всём, о целях визита.. Я же не могу разбрасываться драгоценным временем на всевозможные выслушивания.. В конце концов, существует график приёма по личным вопросам...
     Даже легкое раздражение вновь напомнило о недавних проблемах, о сизифовой борьбе за рентабельность и эффективность производства. …Нет, нет, нужно успокоиться.
-  Ладно… До немцев еще минут пятнадцать…Давай, зови его… Чтобы разговоров потом не было…
-  Хорошо, Олег Альбертович. – Ирина всё также бесшумно выплыла с пустым подносом.
    Дверь отворилась и перед главным инженером предстала сама скромность. Талант, упрятанный за толстую броню испуга и недоверчивости к людям, кажущаяся посредственность в потертом пиджаке (скорее всего, этот костюм самое лучшее, что у него было), бессонные ночи за толстыми линзами очков. Посетитель сжимал в руках папку с чертежами и набросками.
-  Что у вас?… – Олег Альбертович намеренно не пригласил вошедшего присесть, давая тем самым посетителю понять, что у него не более десяти минут. Вошедший торопливо, но при этом бережно, разложил на столе свои листы с чертежами. Первоначальная робость сменилась деловитостью.
-  Что это?
-  Это – ветряная электростанция и транспортное кольцо одновременно…- посетитель закашлялся, -..вот тут пояснительные записи, расчеты, ну там, особенности местности для строительства…
     Петров тревожно и демонстративно взглянул на часы. Загружать себя всякой ерундой не хотелось.
-  Понимаете, у меня через десять минут немецкая делегация…А немцы, как вы знаете…
-  Ладно, хорошо.. Я зайду в другой раз.. - инженер, как видно, давно привыкший к подобному исходу, потянулся было к разложенным на полировке чертежам.
- Постойте! – Олег Альбертович перехватил руку. Внезапно в душе пробудилась искорка далекого прошлого, того времени, когда существовали другие материальные и моральные ценности, когда ум, пытливость позволили подняться на первую ступень своей карьеры:
- Это как так.., всё висит в воздухе?!
-  Эти сегменты наполнены водородом… В целом – это аэростатическая подвеска. – не глядя в чертежи, ответил изобретатель.
- Но между шкивами …Тут же метров сто!!! Эти дирижабли должны выгнуться дугой..!
- Верх у них изготовлен  из обрезиненного углепластика.. И все дела.
   Петров вгляделся в чертежи, с каждым разом замечая всё новые и новые любопытные подробности
-  Подожди-подожди…Интересно!… Это, насколько понимаю, тепловоз?! Догоняет подвесной крюк? А как же груз сойдет с платформы ?
- ..Проще простого.. Она, после захода крепёжного уха в крюк, опустится…Никакой гидравлики, грязи, лишних кадров…
-  Хм…Ну, вот паруса – это понятно.. Принцип чешуи? Оригинально, однако... Ну, а в безветренную погоду ?
-  Это не просто обычные генераторы, - пояснил изобретатель, польщённый растущим интересом главного инженера, - а двигатели с рекуперацией.. Тут имеются добавочные емкости.. Вот весь порядок размещения… - инженер ловко разложил чертежи по столу в порядке, известном пока только ему, и вновь отступил в сторону.
-  Так- так - так…
-  Олег Альбертович, немцы ждут…- встревожено напомнила Ирина, заглянув в кабинет. Главный инженер, стараясь не потерять какую-то найденную, очень важную мысль, отмахнулся от напоминания, словно от назойливой мухи…И поехало…
   Взрослые мужчины о чем-то яростно спорили, пытаясь доказать свои утверждения, вертели чертежи по столу, как два мальчишки, играющие в настольный хоккей, водили по схемам карандашами, потом ломали их… Затем хватали новые и опять что-то записывали. Секретарша нервно постукивала в дверь, нарочито покашливала. И лишь, когда за дверью в приемной послышалась характерная немецкая речь, Олег Альбертович распрямился, вздохнул и с недовольным видом ребенка, лишившегося любимой игры из-за завтрака, отодвинул чертежи в сторону.
-  Как звать-то? – устало спросил он.
-  Тимофей  Николаевич Завалишин…
- ..Ладно. Вы знаете, очень интересно… Как-нибудь на неделе договорим…Вот, разгребу свои дела слегка..

                *                *                *

   Главный инженер вернулся с очередного совещания… Каждый день неизменно повторялось одно и то же.
О смысле жизни даже нечего было и думать. Ирина молча стояла в стороне, прикусив свои яркие накрашенные губки, и покорно держала чай…
- …Только транспортное кольцо спасет меня.., - мелькнуло в голове у Петрова.

                *                *                *

- .. Ну, как же вы так оплошали, Олег Альбертович? -  мягко пожурил шефа водитель Володя, - ..полдня уже мотаемся, и всё без толку.. Хотя бы район отыскать, не то, что уж  там деревню, или дом..
-  Найдется, - вслух успокоил себя главный инженер, - такие люди не могут бесследно исчезнуть…
-  ..И дался он вам ! …Своих умов, что ли, нет на предприятии..?
    Разгоряченный, поднимающий столб плотной пыли, «Волгарь» мчался по полевой дороге, которая из некогда прямолинейной со временем превратилась в петляющую. Причиной тому были вросшие с годами в землю комбайновские шкивы и колеса, тракторные щитки, траки и прочие запчасти. «Русское поле» от одного лесного околка к другому пересекали бесчисленные объездные тропы, в которых было очень легко запутаться. И городские жители, привыкшие к логичной прямолинейности улиц и проспектов, обязательно заблудились бы…Но одну из таких дорог преградил трактор с поднятым капотом и источающий сильный аромат разогретого масла и дизельного топлива. За агрегатом тянулся мазутный, перемешанный с пылью, след. Из чрева сельскохозяйственного чудовища вылез взлохмаченный тракторист и вместо приветствия закричал:
- Мужики! Вы, там, масляный датчик на дороге случаем не находили?…
-  Как же, видели!..  Там, за березу зацепился.. - предчувствуя передышку в бесполезных, по его мнению, поисках, весело отозвался  Володя.
    Тракторист несколько секунд “ переваривал “ услышанное, пристально вглядываясь туда, где кончался лесной околок, затем чуть смущенно и иронично погрозил пальцем. …«Мол, не дураки – знаем, что к чему…» И снова склонился над обшарпанным железным бардачком в поисках запасной детали. Воспользовавшись случайной паузой, Олег Альбертович спросил механизатора про Завалишина. Спросил без всяких предисловий. Без каких-либо намеков на род его деятельности. Но пахарь однако ничуть не смутился и ответил:
- А! Тимофей-то? Завалишин?…Был такой у нас когда-то…
-  Как это так «был»..?!
- Дык, ведь его ж выселили из нашей деревни.
-  За что?!
-  Колхоз подвёл…Можно сказать, на весь район опозорил..
-  Вот те на!.. – главный инженер и водитель удивленно переглянулись между собой.
- …Ведь наше хозяйство, почитай, год не платило за электроэнергию.., - осуждающе, но при этом не очень убеждённо, продолжал тракторист. - Каким-то там солнечным ветром пользовались…А я вот что думаю.. Как это может ветер от солнца дуть..? Не- е… Нечисто тут что-то было, и всё…
-  Ну, и что было дальше-то? – Олег Альбертович, думая о чем-то своем, подобрал из пыли масляный датчик и протянул собеседнику.
- ..А что дальше..? ..Какие-то комиссии понаехали, что-то вынюхивали, расспрашивали… Председателю – «голову с плеч»… Мол, противозаконные действия, воровство в особо крупных размерах, мошенничество…
-  И что, комиссия так ни в чем не разобралась ? – Олег Альбертович что-то торопливо записал в блокнот, - …Ну там, из чего элементы, как энергия аккумулировалась, что за преобразователи..?
-  Не-а.. - махнул мазутной рукой тракторист, - ..Вот, вы производите впечатление умного человека, а одного не можете понять…Ежели у нас, так кажный колхоз будет незаконно пользоваться этим…, ну, солнечным…
-  Подождите ! – вдруг встрепенулся Петров, - ну, а сами батареи-то ещё целы?
-  Це-елы ! Они ж, по виду, как забор.., прочный и длинный. Мы ими силосные ямы огораживаем, чтобы говно не утекло..
-  С вами всё ясно… - сделал вывод инженер и повернулся к машине.
-  ..А еще этот самый Завалишин мне устройство на трактор смастрячил ! – тракторист с гордым видом указал на пустое крепление  над самой крышей кабины, - ..Это, дескать, чтобы трактор сам борозду ловил… Поле, понимаешь, говорил он, как картинка.. Я уже однажды испытывал..
-  И где же оно сейчас?
-  А бригадир распорядился снять..  Говорит, чтобы за трактор в пьяном виде не садился…

                *                *                *

- ….Как же, слыхала – слыхала..!! Такие вообще не от мира сего…, - вздохнула селянка, около дома которой притормозила знакомая чёрная «Волга».
-  Что это значит? – удивился Олег Альбертович, опираясь на выцветший и перекошенный штакетник.
-  Ну, все у него не как у людей… Наш-то народ трудовой и легкого пути не ищет…А этот не успел еще путным хозяйством обзавестись, так у него уже навоз каким-то образом сам по огороду стелется, жук колорадский (чтоб ему пусто было!) дохнет, сорняк на корню вянет… Ума не приложу, что он там придумал! – здоровая круглолицая баба с каким-то остервенением  и хрустом воткнула вилы в преющую, вонючую кучу и принялась грузить все, что вычистила из сарая в хрупкую самодельную тележку. В её глазах так и сквозило любовью к труду. Тележка, сделанная на основе бывшей детской коляски, перекосилась от напряжения, заскрипела, но всё же выдержала груз.
-  ..Тоже мне изобретатель..! – бросила напоследок хозяйка, удаляясь. - Мне, вон, мой Федька универсальную лопату с вилами сделал…Не надо лишний раз искать…

                *                *                *
   
      …Что-то в этом мрачном месте завораживало и пугало. Железо лежало повсюду, гнило и ржавело в зарослях бурьяна. Где-то через металлические останки уже пробивалась поросль, давая понять, что время рано или поздно берет своё. Старые, сломанные комбайны, сеялки, молотилки нашли здесь последнее пристанище и, как водится, уже никого не интересовали. Разве, что сборщиков металлолома и неутомимых искателей цветнины…
-  Где-то здесь бросили…Надо искать…
-  А что она из себя представляет ?- спросил главный.
-  А шут ее знает ! – пожал плечами бригадир, - То ли дождевальная установка.., как ее.., водотурбинная..  А, может, и насос глубинный.. Помню, говорил этот самый Завалишин, что весь район может обеспечить… А, может, и еще что.. В его голове ведь сам черт ногу сломит…
-  Олег Альбертович, посмотрите !- водитель Володя, не спеша, прошел по «кладбищу» сельхозтехники и задержался возле бесколесного комбайна, подпертого каким-то непонятным сооружением. Оно явно отличалось от остального хлама, как по замысловатости  устройства, так и по своей свежести.
- Почему же используете не по назначению ?
- Сеялка была срочно нужна! – виновато развел руками бригадир, затем спохватился, - …А вы думаете, как легко, что ли, хлебушек достается ?!.. За просто так..? ..Запчасти  достань… Это сделай… Горючку достань… То сделай.. Погоды нет.. Семян мало.. А он тут со своими придумками..
- Ну, хорошо, хорошо.. - устало ответил Олег Альбертович, - Я думаю, пора встретиться с Тимофеем Николаевичем Завалишиным…
- …Так, нет его…
-  Как это нет?!
-  Так ведь уехал… - бригадир вдруг понял цель неожиданного визита гостей и дальнейшую бессмысленность беседы и заметно скис.
-  Как уехал? Куда?
    Труженик  замялся, словно в память о былом и несбывшемся, погладил серебристую поверхность до конца неопознанного устройства, и добавил:
 - ..Не знаю.. Приезжали какие-то люди.. Не по-нашему лопочут.. Ну, и …

                *                *                *

          Главный инженер металлургического гиганта вернулся с очередного совещания, вся суть которого заключалась в резолюциях строго определенного порядка:  «повысить… сократить… наказать… прекратить…» и так далее…


Рецензии