Комплекс Неполноценности

Из книги "Психические Комплексы"
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Вступление:

Термин «комплекс, комплексы» по-видимому наиболее часто употребимый из всех, что его породил психоанализ. Как это часто бывает, сугубо профессиональный термин, выходя на пространство широкого употребления теряет свое первоначальное значение, перекручивается и искажается. Так вышло и с термином «психический комплекс». Что только им не называют! И черты характера (стеснительность, нерешительность, избыточную деликатность), и разнообразные личностные и групповые табу, и поступки. К тому же, те, кто употребляют этот термин чаще всего не имеют самого зеленого представления о природе этого психического явления, его проявлениях и истинном влиянии на желание и поступки носителей тех или иных психических комплексов. Следовательно давайте обратимся к дефинициям.

Психический комплекс – это совокупность идей, представлений, установок, желаний (табуированных или нереализованных), которые концентрируясь вокруг какого-то генерализирующего представление о себе, становятся неосознанной частью психики. Психический комплекс является причиной и источником формирования так называемой субличности.

Психоанализом описаны такие психические комплексы:
• Комплекс Гризельды
• Комплекс Ионы
• Комплекс Квазимодо
• Комплекс Клитемнестры
• Комплекс Ореста
• Комплекс Поликрата
• Комплекс Терсита
• Комплекс Федры
• Эдипов Комплекс
• Комплекс Электры
• Комплекс неполноценности

Все они по-своему интересны, но в статье, которую Вы читаете мы рассмотрим комплекс неполноценности, его генезис и последствия для личности и судьбы человека.

Комплекс Неполноценности (Иnferiority Complex). Определение:

Сначала остановимся на определениях, что их подает Психологический Словарь:
1. Неосознаное и сильно преувеличенное ощущение собственной малозначимости или неполноценности, которое проявляется в оборонном или какой-то компенсирующем это ощущение поведении (например, в агрессии).
2. В психоанализе - комплекс, который возникает в результате конфликта между Эдиповыми желаниями (см. Эдипов комплекс} и несостоятельностью их осуществления у ребенка. Это может приводить к развитию у ребенка ощущения собственной неполноценности.

и Сетевая Энциклопедия Wikipedia:

Комплекс неполноценности — проявление неприспособленной структуры личности, которая страдает от ощущения преимущества окружающих над ней. Комплекс возникает в результате ошибок или неудач и существенно влияет на поведение человека.

Впервые комплекс неполноценности исследовал и обстоятельно описал немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Собственно он сделал этот комплекс краеугольным камнем своего психоанализа. Вот, что Адлер писал об этом комплексе в своей работе «Комплекс неполноценности и комплекс преимущества»:

«Ощущение неполноценности есть у каждого человека. Это не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальное стремление и здоровое развитие человека. Паталогичным это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает ощущение неадекватности, и это начинает тормозить ее полезную активность, делает ее депрессивной и неспособной к развитию. В такой ситуации комплекс неполноценности может стать одним с методов избегания решения своих проблем. Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем есть в действительности, и этот фальшивый успех компенсирует ощущение неполноценности, которое является в сущности нестерпимым ощущением. У нормального человека нет ни тени комплекса неполноценности. Конечно, такой человек стремится доминировать в том смысле, что всем нам присущи амбиции и желания достичь успеха, пока это стремление не приводит к неправильным оценкам, которые составляют основу душевных расстройств.»

Как видим из выше приведенного именно Альфреду Адлеру принадлежит наиболее ясная формулировка определения комплекса неполноценности.

Причины появления комплекса неполноценности:

Причина появления комплекса неполноценности древняя как мир. Еще древнекитайський философ и писатель Лао-Цзы писал «Когда в Поднебесной не знали, что такое добро, в ней не было зла, когда в  Поднебесной не знали, что такое красота, в ней не было уродства. Все от сравнения». Итак человек сравнивая себя с окружающими, может чувствовать свою неполноценность через недовольство своей внешностью, своими силовыми характеристиками, умственным и креативным потенциалом. Это недовольство может или стимулировать человека на достижение и тогда он спокойно, опираясь на ресурсы, подаренные его предками и окружением начинает нелегкий труд личностного и физического совершенствования, или начинать завидовать, загонять в «сумрачную зону» сознания негативные представления, нереализованные здесь и сейчас желание и неотреагированные эмоции, тем самым формируя субличность, которая в будущем может стать причиной психических и физических расстройств для сомого человека и негативных поступков этого человека, которые могут вредить как близким и знакомым человека, который страдает от комплекса неполноценности, так и посторонним людям.

Рассмотрим механизмы формирования комплекса неполноценности на некоторых типичных примерах. Как известно, большинство комплексов неполноценности формируются в период наибольшей психической пластичности, а именно в детстве, отрочестве и  юности. Именно тогда мы начинаем осознавать себя, именно тогда мы наиболее чувствительны к суждениям и мнениям о нас, наша суггестивность очень высока как к влиянию авторитетов так и к референтным группам.

Возьмем пример мальчика, который взялся что-то мастерить, но не имеет еще того мастерства владения инструментами, чтобы сделать какую-то вещь красивой. На беду отец мальчика начинает насмехаться над творениями молодого мастера, а еще может сказать ему, что руки у него не с того места выросли. Чаще всего такое неумное поведение старших может сформировать предпосылки к появлению комплекса неполноценности в части владения ручным трудом. Ярлыки, которые горе педагоги навешивают на своих учеников наподобие «тупой», «ленивый», «слабак», «медведь на ухо наступил», «неряха» усиленные травлей жестоких до неистовости детских групп (группы в детсадах, классы, спортивные секции, оркестры и хоры).

Или пример вполне симпатичной девочки. Подружки сказали, что у нее длинноватый и некрасивый нос или лопоухость. Ребенок смотрит на себя в зеркало и видит «чудовище». Поддержки у мамы не получает, потому что той всегда никогда и начинает жить с «мнимыми изъянами». Самооценка у девочки занижена, соответственно она не пользуется вниманием мальчиков-одногодков в собственной школе, что только усиливает процесс формирования комплекса. Проходит время и девочка становится красивой девушкой, но продолжает жить жизнью «гадкого утенка» и вполне естественное внимание мужчин может воспринимать как завуалированные насмешки и безудержно скатывается в бездну комплекса неполноценности.
Таких примеров, Вы, дорогие читатели, можете отыскать в вашем окружении очень и очень много.




© Валентин Лученко 2009


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.