C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

А, ещё был случай. глава16. Халтура

                ХАЛТУРА.
Арифметика была не утешительной, и так, если путём жесточайшей экономии отлаживать, хотя бы рублей по десять в месяц. Всё равно на приличный костюм нужно собирать не менее года.
Осознанная необходимость приобретения приличного костюма, неимоверно усилилась с моим переходом из комсомола на работу в горисполком. Всё-таки на людях, другой раз далеко не простых, это тебе не с комсомольцами бегать. А тут ещё этот мебельный кредит. Да снятая у северян квартира. Конечно сами хозяева, это не у тёщи в приймах, но блин, как дорого оценивается свобода. В общем, есть о чём посидеть и подумать.
Конечно, скажите вы, сидел, сидел и наконец, придумал. В рассказах только так и бывает. Мол, на ловца и зверь бежит, и счастливый финал вот вам прямо как в сказке.
Ну, это ещё будем посмотреть, какой он этот самый финал. И много ли от него счастья.
Ситуацию усложняли некоторые факторы.
Подработать в то время было и так далеко не просто, а работнику исполкома да ещё в небольшом городе, где все знают, про всех, скажем так очень даже многое, вообще исключено. Я знаю, о чём вы подумали. О взятках. И напрасно. Взятки, конечно, давали, но не всем. Мне за всю мою службу, так никто и ничего не предложил. Видите, как я пишу? Я не утверждаю, что был кристально честным и порядочным и потому ничего и ни у кого не брал. Неизвестно как бы я ещё поступил, просто не было случая, что бы проверить это.
Выход из моего финансового тупика естественно нашёлся. Он был в виде, невзрачного со светлыми бегающими глазками, и ужасно некрасивой привычке постоянно плеваться особы мужского пола. Но тут уж, что бог послал! Так сказать не до жиру. Клиента мне подогнали старые знакомые по прежнему месту работы. Но представлять эту особу мне было не нужно. Знал я его как облупленного. Он когда то работал с нами кладовщиком-инструментальщиком. Это был Стёпка Бедный.
Личность конечно по своему интересная, но имел свойство постоянно попадать в анекдотические ситуации. Но, что бы там, ни было, человек он не злобный и по большому счёту неплохой.
Родом из простой бедной семьи и судя по фамилии бедной не в одном поколении. Стёпка был одержим страстью разбогатеть. У него, как и у персонажа Ильфа и Петрова отца Федора Вострикова, постоянно возникали новые проекты. Когда он рассказывал, о своих  стяжательских проектах он всегда повторял:
-Всё! Теперь озолочусь.
Конечно, мужикам только дай порвать, и Стёпка постоянно был объектом для всяческих насмешек. Но он как-то даже особенно и не обижался на постоянные подколки. Может просто не понимал, что над ним смеются.
Сейчас Стёпкин очередной проект подходил к завершению. Это было получение среднеспециального образования в сельхозтехникуме. Наскоро объяснив мне, что специалисты работники сельского хозяйства имеют огромные доходы и есть возможность озолотиться.
Проблема в одном. Руководитель дипломного проекта, исходя из Стёпкиной дремучести, категорически заявила ему.
- Ищи Степан, специалиста, плати ему деньги, и пусть он тебе рисует дипломную работу. Сам и не берись, не позорь меня. Тебе работу самому не сделать никогда, а мне испортишь все показатели.
 - Так, что ты Стёпа хочешь от меня?
Стёпка посмотрел на меня по своей привычке как-то из подлобья. Сплюнул и затараторил.
-Ну, ты же умеешь рисовать! Нарисуй мне чертежи, я тебе заплачу!
-При слове заплачу, я прямо физически почувствовал на себе новый тёмный, в едва различимую темно-синюю полоску костюм.
-Чертежи чего Стёпа?
-Как чего? Гидромелиоративного сооружения. Вот чего.
- Только рисовать нужно тушью и оформлять цветной размывкой.
- Степан тушью чертежи не делаются это раз, а во вторых в гидромелиорации я ничего не понимаю.
- Ты же знаешь наш сельхозтехникум. Там же одни долбоёбы. Сказали тушью, значит надо делать тушью. Скажут рисовать картину маслом, будем рисовать маслом. Да какая тебе разница, что рисовать! Я ведь плачу деньги.
Подвёл итог студент. И плюнул на пол.
Я, повёл шеей, и несколько расправил плечи. Нет, костюмчик был в самую пору. И ещё я услышал запах новой вещи, и ощущение шелковой подкладки. Несколько не стесняющая движения, а только лёгким холодком отзываясь по всему моему торсу. Клааасс.
Вообще-то резонно. Мой отец, когда то к приезду Хрущёва, нарисовал портреты Хрущёва и Ленина, не будучи вообще художником портретистом. И номер прошёл. А тут, какая-то вонючая канава. Зато приоденусь.
- Ну, что же Степан, будем наши мечты претворять в жизнь.
Мы ударили по рукам и великая дурь, или лучше сказать, бестолковщина началась.
Открыв окно, что бы обкурить эту новость, я обнаружил, что Степан приезжал ко мне в горисполком на велосипеде. И стоял всё это время Стёпкин транспорт прикованный цепью к колонне как греческий Прометей. Но на нём, же не было написано, что его хозяин пошёл ко мне предлагать халтурку. Эта мысль как то меня успокоила. Понаблюдав за Степаном, освобождающим велосипед, я увидел как этот студент, видимо соблюдая ритуал, прежде чем тронуться, плюнул на асфальт, и широко выставив локти, закрутил педали и скрылся с глаз.
Вечером, как и было, оговорено Стёпка приехал ко мне, в дом, где мы в ту пору снимали квартиру у северян. Примотав цепью за колону свой обшарпанный  велосипед, и на глазах изумлённых соседей Стёпка замкнул цепь на огромный замок.
В квартире на попытку плюнуть я показал Стёпке свой кулак. И предупредил:
-Только плюнешь у меня в квартире, получишь сразу в лоб.
Ещё чего не хватало, взрослый мужик, и с пацанячьими привычками. Это ж когда то, где то, увидел подобное свинство, и решил, что так он будет выглядеть значительней. И пожалуйста, мгновенно выработал себе соответствующий стереотип поведения и давай доставать окружающих. Но аргумент в виде моего кулака, резко ослабил его привычку.
Тут-то я вроде навёл порядок, но на просьбу не позорить меня перед соседями, не замыкать свой прибацанный велосипед, Стёпка ответил категорическим отказом. Тут пришлось смириться мне. В конце концов, должны же мы в чём-то уступать друг другу. Консенсус называется.
Стёпка привёз мне своё задание и так как не смог мне объяснить ничего из того, что мне было нужно для работы, дал мне адрес руководителя своего проекта. Вернее Стёпка сам несколько раз бегал к ней домой с моими вопросами, но когда приходил обратно, то, как партизан на пытках не мог мне сказать не одного вразумительного слова.
Исключив Стёпку из цепи проводников информации, я сам начал ходить со своими вопросами к руководителю дипломного проекта. Вот тогда и пошли наши дела.
Жена, видя чудачества моего клиента начала расспрашивать о нём. Кто да что, и чего над ним все смеются, пришлось рассказать.
Сразу после армии я работал в техническом училище. Там и познакомился со Стёпкой. В работе он отличался фантастическим, на мой взгляд, просто оскорбительным недоверием к окружающим. В ответ мастера и инструктора по вождению, в основном молодые ребята тащили у него всё подряд, или как говорится, что у того плохо лежало, просто из спортивного интереса.
Стёпка, обнаружив очередную пропажу, бежал с жалобой к завучу по учебно-производственной работе Дмитрию Яковлевичу. Тот брался расследовать, но предупреждал Стёпку, пока идёт следствие, беги Стёпка за бутылкой, раз не уберёг народное достояние. В большинстве случаев похищенный инструмент, а это были или штангенциркуль, или какие- то ключи или свёрла, уже лежали у завуча в столе. И все с нетерпением ждали только Стёпку с магазина.
Во всяком случае, я знаю как однажды завуч, собственноручно изготовив из куска проволоки крючок, и вытащил при помощи его, из окна полуподвала, где была Стёпкина кладовая, транзисторный приёмник. Который после расследования и обмытия был возвращён бедному инструментальщику.
Как то гораздо позже я встретил Стёпку в милицейской форме и узнал, что он служит в ППС. Он как всегда шмыгал носом, плевался и доверительно сообщил мне:
-Озолочусь!
-Каким образом?
- А знаешь, как ночью милиция пьяных шмонает? Забирает всё подчистую.
-И ты будешь, грабить пьяных?
-А что, вся милиция так делает.
Вечером перед заступлением на ночное дежурство, на инструктаж пришёл начальник ГАИ Гаврилюк. И поставил задачу перед ППС, бороться с владельцами транспорта, бросающих свои автомобили на ночёвку, прямо во дворах.
-А как с ними бороться?
-Выкручивайте золотники из колёс.
Вот Стёпка со своим напарником и выкрутили золотники из колёс тёмно синей семёрки, стоящей нагло возле милицейского дома, как у нас его называют «красная шапочка». Наглость водителя ещё и заключалась в том, что тот бросил дверь в машину незамкнутой, а в середине салона, нагло оставил пакеты с выпивкой и закуской. Которые бдительные стражи порядка мигом конфисковали.
Финал был несколько неожиданным. На семёрке приехали из Донецка друзья к начальнику милиции, и тоже с  нехилыми звёздами на погонах. Начальник вышел и прямо на улице оборвал погоны с наряда ППС. Так рухнул очередной Стёпкин проект по озолочению.
Работы со Стёпкиными чертежами было много, сильно осложняло задачу условие чертить тушью. То жди, пока высохнет, что бы, не размазать, то капнешь ненароком. Пришлось мне с ними, повозится.
Стёпка приезжал как всегда на велосипеде, узнавать о продвижении работы и сообщал очередную новость. Заодно пугая старушек с нашего подъезда своими манерами.
На вопрос, где он пропадает, Стёпка выпалил как всегда:
-Озолочусь!
-Что на этот раз?
-Резал кабана, так ты знаешь, сколько эти резчики имеют? А, ещё кусок мяса, выпивка и закуска. И это во всех.
-Так я нанял фотографа, заплатил ему сто рублей, что бы он сфотографировал мне весь процесс разделки туши. Так представ себе, фотограф снимает, а резчик всё время закрывает самые важные моменты.
-Зачем это тебе, сильно любил кабана, хочешь оставить фотки на долгую память?
-Заделаюсь резчиком, буду ходить по дворам, озолочусь, одним словом.
-Ну да, ну да.
 В конце концов, этот Стёпкин проект по озолочению был не чем не лучше и не хуже остальных. Оставалось одно. Вперёд!
-Евгений! Я тут посоветовался, и дома и с руководителем. Давай вы с женой напишете и начертите всю  мою дипломную работу, а я естественно заплачу за всё.
Ох уж нищета. Потрогав себя за рукав, я ясно ощутил мягкую теплоту дорогого костюма. И полоска, что бы непременно чуть-чуть выделялась, и очень важна длина рукава. Не дай бог попадётся или длинный или короткий, тогда, будешь ходить как подстреленный воробей.
-Давай кровопивец! Пользуйся моим беззащитным положением, тащи весь свой хлам, мы с Татьяной будем рисовать тебе пропуск, в твоё светлое «озолоченное» будущее.
Мама родная! В этом техникуме действительно все малохольные. По требованиям к описанию дипломной работы, оно оформлялось как дембельский альбом. Со всякими выкобельками и штучками дрючками.
Как обычно, времени нам не хватало. Исполком не та организация, где можно просто так не прийти на работу. Чувствуя, что зашиваемся со Стёпкиной дипломной работой, выклянчил себе отгул. Конечно, с большим скрипом меня отпустили.
Рано утром, выдав Стёпке, что мне нужно в данных по проекту, объяснил ситуацию.
-Степан! Дуй в техникум и покажи этот список руководителю. Тут все мои вопросы. Данные мне нужны не позже десяти часов утра. Иначе я просто не успеваю.
Прошло десять часов, одиннадцать, двенадцать. Отгул мой таял на глазах, а работа стояла.
Стёпка появился около десяти вечера.
- Ну! Где ты был. Ёлкин хвост. Или ты думаешь, что мы тебе будем писать, целую ночь?
Куда мы делись, писали этому долбоёбу, его работу, до самого утра. Уже утром, делали переплёт как на дембельском альбоме, с всякими выкобельками и штучками дрючками.
Стёпка с загнанным видом одновременно пытался рассказать причину своего  опоздания, заодно плюнуть мне на пол и увернуться от моего тумака.
Оказалось, что студенты Степановы однокурсники не подвели. Даром, что сельхозтехникум, что защита, диплома на носу. Они оказались такие же юмористы, как и студенты всех остальных учебных заведений всего мира, начиная с техникумов, училищ, духовных семинарий, институтов и университетов. Хоть они придали нам работы, заставили ночь не спать, я им прощаю. Сам такой, до сих пор люблю розыгрыш, и острое слово.
Утром Степан подруливает к своему сельхозтехникуму, ставит свой обшарпанный велосипед к колонне у входа и, обмотав колонну цепью, вешает сверху амбарный замок. Что оказалось под пристальным вниманием однокурсников.
Пока Степан решал свои вопросы, ушлые однокашники повесили свой замок поверх Стёпкиного.
Ну, в конце концов, никто из нас не застрахован от всяческих нелепых случаев. Я бы на месте искал, чем сбить замок шутников.
Стёпка устроен был иначе. Он пешком пошёл домой за ножовкой по металлу. К дому Стёпки от совхоза-техникума было не меньше пятнадцати километров. Сбегав домой туда пятнадцать, и туда пятнадцать, всего тридцать километров, и уже опаздывая ко мне, Стёпка начал лихорадочно пилить чужой замок.
Ну, конечно, полотно ножовки со звоном разлетается.
Остановись же, подумай, в конце концов, нет, этот дурила, опять бежит домой за запасным полотном.
Ну конечно, туда пятнадцать и оттуда пятнадцать всего тридцать километров. Принёс Стёпка пачку запасных ножовочных полотен и собрался срезать чужой замок.
Ёпрст! Эти вражьи души, нашли где-то калёную стремянку, сварочный аппарат и приварили Стёпкин велосипед наухнарь к стальной трубе, стальной калёной стремянкой!
-Мол, фиг ты её спилишь!
Да, ножовочные полотна стремянку не брали. Елозили по поверхности без толку, создавая видимость работы, а дел никаких.
 В конце концов, у Степана своя голова на плечах пусть думает. Ну а вы, что вы думаете, как Степка решил выходить из этой ситуации.
Степка решил бежать домой за кувалдой и мощным зубилом. Срубить сварочный шов.
Туда пятнадцать, и туда пятнадцать всего тридцать километров и Стёпка с полным набором инструмента, приступает к операции спасения своего велосипеда.
Дальше не интересно. Домой пятнадцать километров, но уже на своём транспорте и быстро помыв руки, и бросив инструмент ко мне.
Когда я всё выслушал, у меня прошла вся злость на этого бестолкового Стёпку. Работать пришлось всю ночь, но успели вовремя.
За дипломную работу по гидромиллиорации мы с женой получили пять, ну и что, что никогда не учились в сельхозтехникуме. Это совсем не обязательно. Если когда нибудь нам придётся сдавать экзамен, ну допустим по китайскому языку, мы знаем чётко, главное дело, что бы перед экзаменом была бы хоть одна ночь. Для подготовки.
Как всё в то время, достали по блату, мой новый костюм. Тёща постаралась по своим каналам. Дома, развернул бумажный свёрток и увидел. Он. Тёмного цвета, в едва заметную синюю полоску, с шёлковой подкладкой, умопомрачительной жилеткой и на удивление точным размером. Так, что мне не пришлось ходить как подстреленному воробью. P.S./Калёная стремянка, это деталь П-образной формы, для закрепления гайками съёмных узлов на раме агрегата. /


Рецензии
Евгений, посмеялась от души! Великолепный рассказ))). А Степка этот - точно комедийный персонаж))))

Анна Орлович   01.08.2009 16:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.