Клоунада К юбилею Валентины Матвиенко

               


      А. Медведева. «Пять  лет с Валентиной Матвиенко», СПб: 2009 г.

       Кто это любит «играть в пул на бильярде, вязать спицами, развязывать шнурки на чужих ботинках, «спасать человечество» и вляпываться в приключения»? Вы думаете это Валентина Матвиенко? Нет, ошибаетесь! Так без ложной скромности, но с милым кокетством пишет о себе автор этой книги, разумеется, безумно талантливая, хотя и очень молодая ( 25 лет) журналистка Александра Медведева. Эти слова - тот золотой ключик, с помощью которого и открывается дверь в ту счастливую «страну дураков»,  в которой весело и гламурно ведут своё существование герои её книги.
       В. Матвиенко знают все. Вся её деятельность подчинена заботе о процветании Санкт- Петербурга и его жителей. «Как же она негодует и злится на подчинённых, как её искренне трогают горе и беды простых людей, как от усталости к вечеру закрываются её глаза и как она умеет моментально собраться в кризисных ситуациях.». Ей-богу, хочется заплакать от  умиления. Особо чувствительных дам мы предостерегаем от чтения  этого предполагаемого бестселлера. Не один кружевной платочек им придётся сменить, утирая  потоки невольных слёз, которые неизбежно прольются при чтении.   
      И ведь о ком это? Перед нами не героиня  дамского романа, а типичный  представитель госпартчиновничества, которого можно сравнить, наверное, только с одной её предшественницей – знаменитой Екатериной Фурцевой, - и по особенностям карьеры, и по чертам характера. Химик-фармацевт по образованию, спортсменка, красавица В. Матвиенко смело пошла по комсомольско – партийной линии ещё со времени обучения в институте: сначала секретарь Комитета ВЛКСМ факультета, потом – всего института, затем первый секретарь Обкома ВЛКСМ. На этом посту удостоилась похвалы зав. отделом горкома КПСС – Г. Бариновой: «Умела не щадить себя во имя работы, позаботиться о конкретном человеке». Те, кто знают эту  брезгливо-высокомерную, исполненную отмеченную «комчванством»,  петербургскую партначальницу по идеологии застойного периода, поймут, чего стоит эта похвала. Но автор книги, увлечённый «развязыванием шнурков на чужих ботинках», видимо, не совсем знаком с реалиями партийно-комсомольской жизни романовского времени. 
       Круто пошла вверх карьера В.Матвиенко  со времён перестройки. Она не успела слишком запятнать себя связями с кругами, близкими к Г.В. Романову, а потому активно  включилась  в перестроечные процессы. 1989 год – избрана депутатом Верховного Совета СССР,  а после его разгона, окончив Курсы  усовершенствования руководящих дипломатических работников при Дипломатической академии МИД СССР, стала посолом СССР и позже РФ  на Мальте и в Греции. С Ленинградом пришлось на время расстаться, вернулась она уже в С-Петербург, успев побывать при Ельцине даже вице-премьером по социальным вопросам.
        Тут начинается самое интересное, что можно  кратко характеризовать так: борьба за Петербург. После отставки и смерти А.Собчака новый губернатор СПб В.Яковлев как-то не вписался в ту команду, которую организовывал В. Путин, особенно после того, как был избран президентом РФ. Этого не скажешь о В.Матвиенко. А. Медведева прямо пишет, что она (В. Матвиенко) «человек команды».  С этим не приходится спорить. Сразу началась непростая, но энергичная, как и другие действия В. Путина, кампания по смещению
В.Яковлева с поста губернатора. Сначала, как и следует по законам интриги, было расчищено «его окружение», а дальше «после того, как все крупные и весомые фигуры были смещены или «поставлены на место», настало время Владимира Яковлева». Так написано в книге, но на вопрос о мотивации всех этих действий, о коренных причинах таких перестановок, мы, конечно же, не только не получим никаких ответов, но и сам  этот вопрос автором даже не ставится. Зато вот какая пикантная деталь: «Когда «наверху» судили и рядили, кто будет губернатором на следующий срок, человек, занимающийся ремонтом смольнинских кабинетов, однажды, проходя мимо группы спорщиков, буркнул себе под нос: “И чего рассуждают? Я давно во внутреннем кабинете губернатора биде установил”…».  Наверное, не зря установил. Новому губернатору эта новация, видимо, оказалась полезной.
       Отвлечёмся на минуту от политической карьеры В. Матвиенко и от того, как она излагается в книге, чтобы вспомнить некоторые факты из её семейной жизни, которые у А. Медведевой почему-то не вызвала интереса. Петербуржцы помнят, что сын главной героини этого повествования  - Сергей Матвиенко – ещё в 1994 году участвовал в ограблении квартиры и избиении одного из своих знакомых А. Рожкова ( по данным прессы:  Павел Сергеевский:  «Внешторгбанк, мальтийские кресты и гранатовые браслеты.  Уголовное дело сына Матвиенко» в Интернете  http://compromat.ru/page_16752.htm ). Однако у него нашлось алиби: оказывается, в тот момент, когда развивалась вся эта неприглядная история, он пребывал на Мальте, в гостях у мамы. Куда уж там мальтийским рыцарям! А ныне он с поста вице-президента банка Санкт- Петербург, в котором по данным  Интернета (http://www.anticompromat.ru/matvienko/matv2bio.html)   ему принадлежало 43,92% акций.. переместился аж на пост  старшего вице-президента ВНЕШТОРГБАНКА, конечно, когда В. Матвиенко уже была губернатором С-Петербурга.. В настоящее время он готов заняться   «строительными проектами банка -- в число которых входят "Набережная Европы" и "Невская ратуша" (их общая стоимость -- около $600 млн). Участники рынка сходятся во мнении, что реализация этих проектов невозможна без поддержки местных властей, добиться которой господину Матвиенко будет несложно». (.© "КоммерсантЪ", Санкт-Петербург, 10.10.2006).
     А. Медведева на многих страницах с упоением приводит разнообразные сведения о многочисленных нарядах и украшениях губернатора, особо подчеркивая то умение всегда выглядеть эффектно и шикарно, которое  должно быть свойственно манекенщицам, бизнес –леди и российским женщинам - администраторам. Приводится даже, то ли в виде шутки, то ли в виде комплимента ироническая характеристика коллеги В. Матвиенко по Ленгорисполкому Л.А. Ходченковой, которая якобы заметила: «Я ей как-то сказала: ты, Валентина, даже не в сорочке, а в норковом манто, наверное, родилась».  Тут явно наше сравнение с Е. Фурцевой отходит на второй план. Такие наряды и украшения ткачихе от культуры даже не снились.
      Между тем, новому губернатору, сменившему В. Яковлева осенью 2003 года, как всегда по старой и доброй традиции, досталось «тяжёлое наследство».  И то не сделано, и это не так, и пресловутая дамба строится уже поистине дольше, чем египетские пирамиды, а конца всё не видать. Однако В. Матвиенко нисколько не унывает – она смело направляет свои усилия  во все отрасли хозяйства, неустанно заботится о трудных условиях быта пенсионеров, о проблемах материнства и детства,  даже объезжает на губернаторском автомобиле ( надо полагать с соответствующим эскортом) неблагоустроенные дворы на разных улицах Санкт- Петербурга. Разумеется, сосредоточив своё внимание на фасадах, то есть выдвинутой ею  программе «Фасады Санкт-Петербурга».
       Значительное место в своём повествовании А. Медведева уделяет ещё одной интриге: описанию того, как в месяцы, предшествовавшие избранию Д. Медведева на пост президента РФ, распространились слухи о том, что и В. Матвиенко претендовала на этот пост, в результате чего вступила в конфликт с новоизбранным президентом. Однако губернатор эти слухи постоянно опровергала и опровергает. Автор книги относится к этим опровержениям несколько двусмысленно: «Когда она пытается искренне развеивать эти слухи, она выглядит очень убедительной. Ей хочется верить. Да и просто веришь». Хочется верить – это может быть и правда, но ведь вопрос: почему это так хочется? А на чём основана эта «вера», автор книги, к сожалению, не пишет, открывая здесь любопытному читателю огромное поле для всевозможных предположений.
     Всегда твёрдую и тщательно выверенную линию проводит В. Матвиенко и в области национальной политики. Когда в Москве учредили новый праздник –  День народного единства (4 ноября), призванный заменить одиозную дату 7-го ноября, то  российский народ находился некоторое время ( да и сейчас находится) в состоянии недоумения. Дескать, чтобы это значило? Пользуясь случаем, русские националисты решили в этот день провести по  Невскому «Русский марш». Реакция В. Матвиенко была незамедлительной: «Никаких «Русских маршей» и профашистских мероприятий в Петербурге 4 ноября не будет». Тут, правда, вызывает удивление, каким это образом война с поляками 1612 года связана с фашизмом, но губернатору, конечно, виднее. Может быть, зародыши фашизма складывались уже в движении Минина и Пожарского…
     Впрочем, ради объективности следует заметить, что А. Медведева приводит мнение оппонентов нынешнего губернатора, которые задаются вопросами:    - почему так сильно подорожала дамба, - почему продолжается строительство 400-метровой башни Газпрома, - почему продолжается снос исторических зданий в центре Санкт-Петербурга, - почему закрыли Апраксин двор и 20000 человек лишились в результате   
          этого работы ( и это в самый разгар кризиса),
        - почему в результате завышенных требований к численности 
                политических      партий и отмены минимума явки избирателей
                выборная система практически превратилась в фарс?
       Но А. Медведева глубоко убеждена в том, что хеппи-энд  в петербургской жизни так же неминуем, как и в голливудских фильмах: «Наш город расправляет плечи. Он уже встал на ноги ( видимо, до этого он стоял на голове.- Г.М.) и делает попытки выпрямиться. Ведь пять лет – это тот срок, когда уже можно увидеть прогресс». Прогресс, конечно, можно увидеть - при желании, - но пока, боюсь, мы видим только бесконечный сериал почти что цирковых представлений.    

   В заключение, пользуясь случаем, присоединяемся к поздравлениям в адрес Валентины Ивановны Матвиенко в связи с её 60-летним юбилеем. Книга А.Медведевой, видимо, должна была явиться своего рода подарком к этой дате, но подарок ли это? Тут есть о чём призадуматься и автору, и героине, - и читателям.


Рецензии
Уже несколько раз с удвольствием перечитываю эту статью. Градоначальница в Вашей статье предстаёт как живая со своим сыном (кажется, гражданином Эстонии, как упорно утверждают злые языки). Действительно, и эта небезынтересная деталь не подверглась в книге автора с характерной для нынешних времён фамилией Медведева тщательному исследованию. Видимо, эта тема ждёт ещё своего публициста :) Да, в весёлое время мы живём - Россия встаёт с колен и несётся вперёд (скорее всего - на полных парах), Питер расправляет плечи, старушка Москва под напором умелого и крепкого хозйственника мэра куда-то прётся с нищенской сумой из исторического центра и подальше от Москвы-реки, чтобы расчистить стройплощадки под гольф-клубы и гостиниц для корпорации Батуриной Интеко ... Исторические экзерсисы Матвиенко вполне подстать поэме Лужкова о Полтавской битве, где он решительно заявил:
Я на Плющихе каждый тополь
Вам воспою, как древний бард.
Не продается Севастополь !
Как минимум - за миллиард
http://tinyurl.com/ye48l6j
Такая вот своеобразная у нас мэрско-губернаторская культура появляется, где-то с талантливыми певцами и даже подпевалами, ну, а у нас иной раз и Апполон потребует поэта к священной жертве ... :)
С наилучшими

Сергей Лузан   06.02.2010 01:52     Заявить о нарушении
Тут невольно вспоминается ещё Эдуард Тополь, который , будучи в очередной раз в Москве, посоветовал Гусинскому, Березовскому и Ходорковскому, не слишком залупаться. Но они не вняли его совету, хотя уж так прямо утверждать. что они последовали судьбе Зиновьева-Каменева-Троцкого- я бы не решился.
С творческим приветом -Г.М.

Геннадий Муриков   15.02.2010 23:11   Заявить о нарушении