Аврора Бореалис

- Вашбродь, - денщик Федька, сытый и наглый, развалился в дверях,- во оно... полыхает.
Я бросился к окну.

...Жил-был старик. И была у него любимая дочь. Замуж вышла за ловкого парня: он нерпу и моржа со стариком бил. Не бедствовали. Да сколько детей не рожала его дочь - умирали все. Люди в стойбище говорили - беда живет в ее яранге.
Старик сильный был - на байдаре в море ходил, промышлял. И добрый был - всегда кусок мяса и жира сироте или вдове в стойбище отдавал...

Полыхало так, что глазам больно. Я выскочил на улицу, не чувствуя холода полярной весны и боялся вздохнуть. Первое в моей жизни северное сияние могло продлиться от десятка минут до нескольких суток.

...И встретил он один раз кита, только гарпун взял, а кит ему и говорит:
- Ты человек добрый, а дочь твоя несчастна. Скажи ей чтобы завтра сюда на берег пришла. Я - мать китов, скажу ей что делать...

- Аврора... Аврора Бореалис,- шептал я.
- Эээ, нет,- улыбнулся в просоленные усы крепкий помор, мой проводник,- Сполох это. Видишь, какой яркий? Это не зорники и не столбы.
Я ничего не ответил. Прямо на меня шла женщина.

...Обрадовался старик, пришел к дочери в ярангу и передал слова матери китов. Заплакала от радости его дочь, только муж ее был недоволен.
- Если пойдешь к матери китов - назад не приходи,- сказал он,- кит всегда человека обманет, киту не верю, я гарпуну верю.
Всю ночь не спала дочь старика. Плакала и не знала что делать. Но утром пошла на берег, села на старый камень и стала ждать...


Не знаю, что на меня накатило. Я и о северном сиянии забыл. Молча стоял и смотрел на нее. Рядом понимающе крякнул крепкий помор.

...- Это хорошо, что ты пришла,- сказала мать китов,- С твоим мужем детей у тебя не будет, твои дети все на небе. Но ты не плачь, сейчас я открою рот, ты войдешь туда, я отвезу тебя на другой берег. Когда ты выйдешь - увидишь другого мужчину. Он не похож на эскимосов, коряков или чукч. Он тоже тебя увидит и возмет тебя в жены...

- А что еще сказала мать китов?- спросил я как-то у жены после рождения первенца.
- Я спросила ее как же мне не плакать о моих умерших детях, и мать китов ответила что когда на небе я вижу сияние, то это души моих детей играют в мяч. Спи теперь, сын нас рано разбудит.

________________________________
Эскимосы верят, что все вещи имеют дух или душу (на инуктитуте: анирник — дыхание; мн.ч. анирниит), как и люди. Эти духи остаются и после смерти — всеобщее верование, присутствующее практически во всех человеческих обществах.


Рецензии