Дядя Леня

               

Мамин отец был врачом в Севастополе, и мама после окончания пединститута работала там в школе. У мамы была ученица, а у той был брат, и звали его Леня. Так вот этот Леня, добавив себе год, сбежал на войну. Как и где он воевал – не знаю. Знаю, что у него были какие-то награды, и я ужасно этим гордился. Каждому мальчишке хочется иметь старшего брата, вот я и выбрал Леню. Хотя в детстве я его звал дядя Леня, а уж потом просто Леня. Знаю, что Леня побывал в Германии, где за короткое время выучил немецкий язык так, что ему хватило на всю жизнь.

Когда кончилась война, Леню не демобилизовали, а оставили служить вначале срочную службу, а потом сверхсрочную. Я познакомился с ним, когда после переподготовки его перевели служить в Ленинград на подводной лодке гидроакустиком. Именно тогда я услышал от него и начал понемножку понимать, что такое акустика, прямая и отраженная волна, локатор. В Ленинграде у Лени кроме моих родителей серьезных знакомых не было. В увольнительные, если не к девчонкам, он приходил к нам. Школу он не закончил, и аттестата зрелости у него не было. И вот в Ленинграде он стал добиваться завершения среднего образования. Но тут возникли сложности с министерством обороны. Оно категорически возражало против этого. Соответствующие приказы были датированы предвоенными годами. И началась борьба (по существу мальчишки) с инертной военной машиной. Надо сказать, что юноша был весьма непростой. Характерна, например, следующая история.

Вечер. Леня на борту подлодки несет вахту. Он – дневальный. Вкатывается офицер. Леня отдает ему рапорт. Офицер задает вопрос: «Где командир?». Леня: «Командир спит». Офицер наставительно: «Не спит, а отдыхает». Леня, едва сдерживаясь: «Начиная с какого звания, человек не спит, а отдыхает?» Офицер в гневе: «Доложить командиру – 5 суток ареста».

И он все же добился своего. Ему разрешили учиться в вечерней школе, в свободное от службы время. И Леня окончил вечернюю школу с золотой медалью. Потом демобилизовался, окончил институт, защитил диссертацию.

Я смотрел на Леню снизу вверх. Он обучал меня простым приемам самозащиты, показывал, как надо преодолевать препятствия (заборы, канавы). И вообще был примером физически развитого человека.

С Леней связана еще одна очень дорогая для меня история. В те времена школьники очень часто учились в не отапливаемых классах. В пальто на уроке и сидеть, и писать было неудобно. Нужна была куртка. У меня такой не было. Тут выступила с педагогических позиций мама. Она сказала, что купить мне куртку будет не педагогично, у других ведь не будет новых курток. А посему, мне следует сшить куртку из чего-то старого. Искали, искали и тут Леня говорит, что ему выдали новый бушлат, а старый поношенный ему не нужен. И из старого Лениного бушлата мне сшили великолепный бушлатик с погонами, на зависть (с чем боролись) всем мальчишкам нашей школы. А погоны были настоящие – старшины какой-то статьи. На погонах были буквы «БФ» – Балтийский Флот и три полоски. И пуговицы тоже были настоящие с якорями. Вот как запомнилось. И отходил я в этом бушлате чуть не четыре зимы.


Рецензии
Дядя Леня. Надо отдать должное автору, буквально несколькими штрихами ему удалось создать сильную выдающуюся личность: мальчишка принимает судьбоносное решение и сам всего добивается. И это в то сложное послевоенное время, когда никому и в голову не могло прийти попытаться изменить создавшуюся ситуацию. Очень хороший рассказ. Анна Радина.

Анна Радина   13.06.2009 00:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.