Дровяная симфония
В некоторых квартирах нашего дома, вода для мытья подогревалась в специальных дровяных титанах, а в некоторых – горячей воды вообще не было. Уже многими годами позже, на вопрос, где можно встретить коренных ленинградцев, отвечали – в бане, поскольку в старых домах были проблемы с горячей водой для мытья. В Ленинграде в те времена не рекомендовалось пользоваться водой из теплоцентрали.
В нашей ванной стоял такой титан, который представлял собой эмалированный цилиндр с чугунной топкой внизу, и по принципу работы напоминал перевернутый самовар. Огромное удовольствие доставлял мне процесс топки. Когда дрова разгорались, и устанавливалась постоянная тяга, все сооружение начинало равномерно, добродушно и успокоительно гудеть. Из всей квартиры в топку медленно стекались все запахи, застойный сырой воздух и все это уходило в вытяжную трубу. Интересно было наблюдать, как дымок от потухшей спички или горящей лучины, змейкой затягивается в вентиляционные дырочки топки и куда-то бесследно исчезает. А если потушить электрический свет в ванной комнате, то всё освещается красными сполохами и комната превращается в таинственный корабль, имеющий совершенно самостоятельное, автономное назначение, абсолютно не связанное с другими частями квартиры. А еще было интересно наблюдать, как полено с сучками и перевитыми странным образом волокнами, постепенно исчезало в языках оранжево-голубого огня. Только что оно (полено) было у меня в руках – тяжелое и такое крепкое, что его никак не удавалось разрубить, и вот оно исчезло. Эта метаморфоза и до сих пор меня восхищает. Хотя я знаю и понимаю, что идет химический процесс окисления, но каждый раз смотрю на это, как на чудо. Примерно так же, как я знаю и понимаю о подъемной силе крыла, но полет самолета, особенно большегрузного, вызывает у меня чувство восторга.
Для того чтобы топить в ванной титан, нужны были дрова. Дрова хранились в сараях во втором дворе. Каждой квартире принадлежал свой сарай. Сколько игр, погонь и приключений было связано с их крышами и межсарайными пространствами, в которые так удобно было прятаться. Эти пространства появлялись из-за хаотичности постройки сараев, конфигурации материала, из которого они строились и формы двора.
Приносить дрова – мужская работа. С первых дней в этом доме, по мере возможности, я помогал, а потом полностью взял на себя эту обязанность. Лучше всего это делал дядя Лёня - брат маминой ученицы. Мы спускались с ним в сарай, он складывал пополам длинную веревку и раскладывал ее концы параллельно на расстоянии друг от друга чуть меньше ширины поленьев. Я накладывал на веревку десятка четыре поленьев. Потом Лёня пропускал свободную пару концов веревки в ее сгиб, тем самым веревка обхватывала и стягивала вязанку, и взваливал дрова себе за спину. Он отправлялся наверх, а я либо готовил следующую порцию, либо накладывал себе на сгиб руки несколько поленьев, закрывал сарай и шел за ним.
В квартире места для хранения дров предусмотрено не было, поэтому я закладывал дрова между титаном и собственно ванной. Дрова были тяжелые, иногда со следами снега и льда, поскольку сараи делались из всякого подсобного материала с дырками, разрезами и пр. Топить сырыми дровами смысла не было, их надо было просушить. Для топки брались дрова с предыдущего раза, а новые прогревались и подсыхали.
Приятнее всего горели смолистые сосновые и еловые поленья, хотя больше жара шло от горения дубовых и берёзовых поленьев. Осиновые дрова давали много дыма. Каждое полено, которое я отправлял в топку, оставляло на моих руках частичку себя. Я ощущал и запомнил звонкую напряженность хвойного полена, вальяжность и чванство березовой баклуши, генеральскую твердость дубовой чурки, тяжесть и непокорность осины, и любовную преданность фруктовых швырков (короткие дрова для топки печей, от слова швырять), как мелодии единой деревянной симфонии.
Свидетельство о публикации №209041200812
Александр Михельман 06.02.2011 17:01 Заявить о нарушении
Еще раз спасибо, мне и самому она нравится.
Григорий Михлин 10.02.2011 18:37 Заявить о нарушении