Мерзкая плоть Ивлина Во
Это произведение посвящено внутренней стороне жизни лондонских аристократов, светских людей, чьими занятиями, согласно Во, как правило являются лишь застолья и скачки.
Главный герой произведения, Адам Фенвик – Саймс безуспешно ищет деньги на свадьбу с возлюбленной, Никой Блаунт.
Пока он это делал, она уже передумала за него выходить и на горизонте появляется некий выскочка из числа военных Эдди Литлджон («Рыжик»).
Два соперника встречаются и вместо ожидаемого рыцарского поединка читатель наблюдает сделку – Адам продаёт невесту Рыжику за 78 с лишним фунтов.
Какое-то время Адам вёл в одной газете светскую хронику под псевдонимом Таратор, причём «Постепенно страничка мистера таратора всё больше приближалась к чистому вымыслу».
В конце романа мы видим главного героя на полях второй мировой войны – он сидит в машине и отдыхает от боя, а на заднем сиденье творится разврат и в то же время в этом же месте намечается новый бой…
Как и в «Непорочной», в данном произведении решительно нет ни одного персонажа, которому можно было симпатизировать в плане этики.
Кроме вышеупомянутых, там ещё фигурировал некий епископ, который с сигаретой в руках спрашивал Адама: «Какого чёрта вы здесь околачиваетесь?» была и игуменья, миссис Оранг, считавшая, что «спасение души не идёт впрок, когда даётся бесплатно». Была монашка по прозвищу Непорочность, которая затем стала отступницей и занялась проституцией. Была «светская львица», Агата Расибмл, грязно подставившая премьер-министра, из-за чего того сместили с поста.
Всех этих героев (вернее антигероев) автор объединил в одно понятие: «Сменяющие и повторяющие друг друга людские скопища… Это мерзкая плоть».
Невозможно не согласиться с этим утверждением, однако смущает такой момент: автор в очередной раз обнажает в блестящем захватывающем стиле самые глубинные людские пороки, превращая полезное чтиво в увлекательное, но он не даёт понять, что для него хорошо. Одна сплошная критика без созидающего начала – это нигилизм. Выходит, что все герои плохие, а хороший лишь автор. Это выглядит оригинальным когда читаешь такое впервые, но если это начинает повторяться, то не может рано или поздно не вызвать недоумения.
Это хорошо, что автор брезгливо относится к разврату в «Незабвенной», «Мерзкой плоти», «Пригорошне праха» (чего не скажешь, например, про Цвейга в «Письме незнакомки»), но с каких позиций он к этому подходит? Это и остаётся загадкой.
А во-вторых, это произведение нельзя читать неподготовленному человеку, не видевшему нормальных подвижников Христа ради, ибо он рискует по трём упомянутым персонажам, имевшим некоторое отношение к Церкви, сделать весьма неверные выводы о всём Учении. В конце концов «есть монахи, которые живут не по-монашески», сказал один батюшка на проповеди, но рассказавший об этом писатель, заметивший соринку в чужом глазу, навряд ли получил от того Благодать и не является из-за этого праведником – это тоже надо учесть.
2006
Произведение взято из Библиотеки Максима Мошкова http://lib.ru/
Свидетельство о публикации №209041200861