Александр Таиров

Биография
Родился 24 июня (6 июля) 1885 года в Ромны Полтавской губернии в семье учителя.
Таиров работу в театре начал летом 1904 года — сыграл Петю Трофимова в «Вишневом саде» А. П. Чехова на сцене Драматического товарищества под руководством А. Н. Лепковской. В 1905 году в труппе М. М. Бородая в Киеве. В сезон 1906—1907 гг. был актёром театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года Таиров играл в театрах Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре П. П. Гайдебурова; начал здесь режиссёрскую деятельность поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и «Дядя Ваня».
В 1913 году Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставляет, чтобы, в том же году вступить в Свободный театр (руководитель К. А. Марджанов), где он ставит спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера.
В 1914 году Таиров вместе с Алисой Коонен и группой молодых актёров создал Камерный театр, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.
Спектакль «Сакунтала» (Шакунтала) Калидасы, поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914, день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Программными спектаклями Таирова были также: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917).
Таиров стремился к изощрённому мастерству, к репертуару романтическому и трагедийному, к сюжетам легендарным и поэтическим, к изображению больших, сильных чувств.
9 мая 1949 года Таиров был уволен из Камерного театра. И вскоре, в конце июня этого же года, вместе с Алисой Коонен был переведён в Театр им. Вахтангова.
Скончался 25 сентября 1950 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 14 ряд).
Общественная деятельность
• Первый председатель Московского союза артистов (с 1917)
• Член президиума ЦК Рабис (1919 - 1936)
• Вице-президент театральной секции Всесоюзного общества культурных связей (с 1944)
Звания и награды
• Народный артист РСФСР (1935)
Работы в театре
Актёр
• «Вишнёвый сад» — Петя Трофимов
• «Сон в летнюю ночь» — Лизандр
Режиссёр
• Передвижной театр Гайдебурова
o «Гамлет»
o «Дядя Ваня»
• Свободный театр
o «Жёлтая кофта»
o «Покрывало Пьеретты»
• Камерный театр
o «Сакунтала» Калидасы
o «Женитьба Фигаро»
o «Покрывало Пьеретты» Шницлера
o «Фамира Кифаред» И.Ф. Анненского
o «Саломея» Уайльда

Таиров
Александр Яковлевич (1885-1950) - российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один изреформаторов сцены, Таиров стремился к ""синтетическому театру""преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитаниюактера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемамимузыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценическойсреды - пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра.Среди постановок: ""Фамира кифарэд"" И. Ф. Анненского (1916), ""Саломея"" О.Уайльда (1917), ""Федра"" Ж. Расина (1922), ""Оптимистическая трагедия"" Вс.В. Вишневского (1933), ""Мадам Бовари"" по Г. Флоберу (1940).


Александр Яковлевич [24.6(6.7).1885, Ромны, — 25.9.1950, Москва], советский режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Творческую деятельность начал в 1905 как актёр, с 1908 — режиссёр. В 1913 поставил в Свободном театре «Жёлтую кофту» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера на музыку Дохнаньи. В 1914 вместе с А. Г. Коонен и группой молодых актёров основал Камерный театр, который возглавлял до конца жизни. Первые спектакли этого театра — «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира Кифаред» Анненского (1916) и др. обнаружили склонность Т. к изысканно красивым сценическим формам, к прославлению чистых и могучих страстей легендарных героев. После Октябрьской революции 1917 Т. и ведущие актёры его театра, главным образом Коонен, доказали способность выражать созвучные революции темы величия свободной личности. «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина (1922), ряд пьес О'Нила знаменовали переход режиссёра к реализму. Большое значение имели творческие поиски Т. в области музыкального спектакля («Жирофле-Жирофля» Лекока, 1922; «Опера нищих» Брехта — Вейля, 1930, и др.). Вершиной творческой деятельности Т. стал спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1933) с Коонен в роли Комиссара. Среди лучших спектаклей также «Мадам Бовари» по Флоберу (1940), «Старик» Горького (1946).
         Соч.: Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970.
         Лит.: Марков П., О театре, т. 1—2 М., 1974; Державин К.. Книга о Камерном театре, Л., 1934; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970.

Таиров

 
120 лет назад родился великий режиссер Александр Таиров
Михаил Чехов называл имена пяти великих русских режиссеров, которых он знал: Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, Немирович-Данченко, Таиров. Вахтангов умер рано, когда советская система еще не сформировалась. Мейерхольда система физически уничтожила. Станиславского и Немировича-Данченко не тронули, но весьма сузили их творческую деятельность и толкнули на путь конформизма. У Таирова отобрали театр. В конечном счете – свели с ума.
   Начало было триумфальным
   Александр Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета. В том же году вступил в Свободный театр Марджанова. Далее – Камерный театр. Но прежде чем создать его, он нашел свою Актрису – Алису Коонен, красавицу с греческим профилем. Говорили, что не он ее выбрал, а она его выбрала. За сценой сочинял театральные мистерии Таиров, на сцене их блистательно исполняла Коонен.
   Георгий Товстоногов отмечал, что «уже ранние спектакли Таирова несли неприятие обывательщины, тяготели к прославлению цельной, незамутненной человеческой природы, сильной в своих естественных эмоциях и влечениях». На гастролях Камерный театр покорил Париж, Берлин и Буэнос-Айрес. Таировские триумфы в Европе и Латинской Америке можно сравнить только с дягилевскими «Русскими сезонами». «Как Чичерин и его штаб вызвали всеобщее удивление, когда они в прекрасно сидящих фраках вошли в зал заседания в Генуе, так ошарашило нас искусство режиссера Таирова своим мастерством, виртуозным владением сцены (газета «Берлинер фольксцайтунг»). О том, как работал Таиров с актерами, вспоминает К. Бутникова: «Работоспособность его была необычайной. С утра до ночи в театре, уходил только часа на два-три домой на обед. Каждое утро еще из-за кулис слышался его голос, звавший нас, двух помощников режиссера. И появлялся сам Александр Яковлевич, как всегда элегантный, с тростью в руке. Начинался обход мастерских: бутафорских, декорационных, разговоры с начальниками цехов, декораторами. Обход был ежедневным. Потом начиналась репетиция. После ее окончания Александр Яковлевич шел с нами в кабинет, составляя расписание на следующий день. Вечером во время спектакля – опять дела: встречи с композиторами, художниками.
   Зато каждая премьера была заслуженным праздником всего коллектива, и праздновали ее всегда всем театром вместе с друзьями торжественно и весело до утра…» Александр Таиров приблизил к театру даже свой личный быт.
   Бросил большую прекрасную квартиру на Спиридоновке и поселился с Алисой Коонен в не очень-то удобном помещении при театре. Как относилась к нему и делу его жизни власть? Сталин не любил Камерный театр, хотя видел всего лишь один спектакль, далеко не из удачных: «Багровый остров» Михаила Булгакова. В письме к Билль-Белоцерковскому, вошедшему в ХI том собрания сочинений вождя, говорится о том, что Камерный театр – буржуазный. Одно словечко – и приговор готов.
   
   Сталинский пресс
   В августе 1937 года приказом Комитета по делам искусств были слиты воедино два эстетически несовместимых коллектива: таировский Камерный театр и Реалистический театр Охлопкова. Формально главным оставался Таиров, но – два медведя в одной берлоге?!. В объединенной труппе царил хаос. Коллектив единомышленников распадался на глазах. Таиров попытался начать работать над оперой «Евгений Онегин», но по приказу свыше работа была запрещена.
   В 1939 году Камерный театр был сослан на дальний Восток, «поближе к народу». Играли в провинциальных театрах, в воинских частях, давали шефские концерты. И так почти год. Вернувшись в Москву, Александр Таиров в 1940 году поставил свой последний шедевр – «Мадам Бовари» по Флоберу.
   В годы войны Камерный театр работал в эвакуации в Барнауле. Таиров поставил «Фронт» Корнейчука, затем пьесу Паустовского «Пока не остановится сердце». Война кончилась – но работать стало еще тяжелее. Во всем чувствовался сталинский пресс. Призыв «равняться на МХАТ», не сметь отходить от строгих реалистических позиций лишал Таирова свободы творчества. Камерный театр практически зачах. В связи с 30-летием театра Таирова наградили орденом Ленина, но это ничего не означало. Пряник не отменил кнута. Таиров дважды обращался к Ворошилову с просьбой восстановить театр в первозданном виде: «Речь идет буквально о жизни Камерного театра и лично моей как художника».
   
   Партийное обследование
   Вместо ответа началось «обследование Камерного театра» Московским комитетом партии. Тогда Таиров послал докладную записку в Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР: «…Мне 63 года, из них 45-й год я работаю на театре и сейчас больше чем когда-нибудь ощущаю в себе идейно-творческую зрелость, необходимую для того, чтобы активно участвовать в строительстве нашей советской культуры и двигать ее вперед. В этомя уверен. Но для плодотворного приложения моих сил мне, как каждому художнику, необходима соответствующая обстановка и помощь, которую всегда наша партия и правительство оказывают в трудную минуты деятелям нашей культуры. За этой поддержкой и помощью я сейчас и обращаюсь». Ответ получил совсем не тот, на какой рассчитывал.
   19 мая 1949 года на заседании Комитета фактически решилась судьба Камерного театра. Тут же последовала статья в газете «Советское искусство» под угрожающим заголовком «Плоды эстетства и формализма». А 27 мая был подписан приказ об освобождении Таирова от работы.
   29 мая 1949 года, на спектакле «Адриенна Лекуврер» в последний раз поднялся и опустился занавес Камерного театра.
   Актеры, особенно Алиса Коонен, играли с надрывом, будто чувствуя дыхание смерти. Таиров сидел в своей ложе очень бледный, однако внешне спокойный. Но что делалось в его душе?! 9 августа 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. От Камерного театра остались одни желтые листки воспоминаний.
   
   «Падающего – толкни!»
   Это сломило великого режиссера окончательно. Есть версия, что руку к падению Таирова приложил народный артист СССР Василий Ванин, который давно рвался режиссировать, но не получил возможность развернуться в театре Завадского. Ему давно хотелось иметь свою сцену. Когда закрыли Камерный театр, Ванин якобы с легкостью последовал совету Фридриха Ницше «Падающего – толкни!» И здание театра он получил.
   Тут же затеял в нем ремонт, да вот незадача: через полгода после смерти Таирова сам отправился на тот свет. Наверное, и там выяснял, кто из них талантливее и умнее… Алиса Коонен позже писала: «Наступивший день показался нам странным и страшным – ни Таирову, ни мне не надо было идти в театр. Александр Яковлевич ходил взад и вперед по комнате, потом внезапно обратился ко мне: «Ты должна каждый свой день начинать так, как будто вечером играешь спектакль. Занимайся гимнастикой, речью, всем, чем ты занимаешься обычно. Готовь какую-нибудь новую роль… Теперь иначе ты не сможешь жить!» Ей он советовал. Себе – не мог. У него появились признаки душевного заболевания. Полный творческой энергии человек стал вялым и безразличным.
   «Каждый вечер, поздно, когда улицы совсем пустынны, я выходила с Александром Яковлевичем гулять, – вспоминала Алиса Георгиевна. – Ходили по переулкам Бронной – я избегала Тверского бульвара, где на фасаде театра была снята надпись «Камерный театр»… В сентябре здоровье Александра Яковлевича настолько ухудшилось, что врачи рекомендовали положить его в больницу.
   Племянница Алисы Коонен Н. Сухоцкая воссоздала в записках этот последний день Таирова в доме: «Машина уже стояла у подъезда, Алиса Георгиевна одевалась в спальне, Александр Яковлевич стоял в столовой у окна и неотрывно смотрел на дом напротив… И вдруг я услышала музыку траурного марша из «Адриенны Лекуврер».
   Внизу шла оркестровая репетиция. Я попросила дирижера Н.
   Гинзбурга немедленно прекратить на десять минут репетицию, шепнув ему, что мы увозим в больницу Таирова и не можем вести его с лестницы под звуки траурного марша. Гинзбург сейчас же объявил оркестру перерыв, и в полной тишине мы прошли к машине».
   25 сентября 1950 года Александр Яковлевич скончался в больнице для душевнобольных.
   
   НА ФОТО1:Александр Таиров
   НА ФОТО2:Таиров на картине Лентулова
Любовь и трагедия Алисы Коонен и Александра Таирова.
 Когда в 1905 году Алиса Коонен поступала в «школу», а вернее сказать, сценический класс Художественного театра, желающих учиться у самого К. Станиславского было предостаточно. Школы еще как таковой не было ( школа –студия при МХТ была создана в годы Второй мировой войны). Для обучения в сценическом классе театр выделял всего несколько вакансий для молодых и способных людей, надеясь, что в дальнейшем воспитанники театра станут играть на его сцене. Юная Алиса сумела покорить сердца экзаменаторов.

После скучной учебы в гимназии, где она успела проявить свой строптивый характер, занятия при театре поначалу показались ей сущим раем. Алиса не пропускала спектакли художественного театра, знала всех актеров, бывала на репетициях. И вдруг как гром среди ясного неба неожиданный вопрос К. Станиславского к своей ученице: «Вы могли бы уйти в монастырь? Театр – тот же монастырь… работа с полной отдачей себя, отречение от многого». Жизнерадостная от природы Коонен задумалась после этого разговора. Неужели она должна от чего – то отказаться в жизни, когда столько интересного вокруг?
 
Алиса Коонен - муза Александра Таирова
Впрочем, это ее не испугало, удивила категоричность учителя. Свой выбор она сделала сама, без согласия на то родителей. Позднее в книге воспоминаний Алиса Георгиевна напишет о том, что ей всегда трудно было определить, где кончается театр и начинается жизнь…

Алиса родилась в Москве 17 (5) октября 1889 года, 120 лет назад, в небогатой семье. Ее отец, бельгиец, Георгий Коонен служил судебным поверенным. Мать, певица и музыкант, Алиса Львовна воспитывалась в состоятельной польской семье. После замужества родственники матери разорвали с ней отношения, признав брак с бедным инородцем для семьи позором. Видимо, непокорный нрав матери перешел к дочери, которая с детства мечтала играть на сцене. Мать же, опасаясь за будущее Алисы, вела переговоры со Станиславским, и тот обещал опекать девушку.
Станиславский пестовал своих учеников. В течение 8 лет Алиса переиграла немало ролей. Но основными стали ее Митиль в «Синей Птице» М.Метерлинка, Маша в «Живом трупе» Л. Толстого и Анитра в «Пер Гюнте» Г.Ибсена. После каждого спектакля «Синей Птицы», вспоминала актриса, родные, актеры, друзья радовались как дети, обнимались и целовались. Пьеса шла с большим успехом. Зрители с интересом следили за тем, как главные герои ищут Синюю Птицу счастья. Алисе всегда было свойственно стремление к поиску, ее влекла романтика, она мечтала обогатить «систему» учителя новыми красками, но во МХТ это было невозможно. И тогда актриса решила покинуть этот театр.
 
Александр Таиров
Свободный театр К. Марджанова, куда пришла Коонен, просуществовал всего год. С первого дня Алиса окунулась в атмосферу праздника. Марджанов стремился соединить в своих спектаклях разные жанры. Его актеры пели, танцевали, исполняли акробатические номера. Это было каким-то чудом, что К. Марджанов уговорил А. Таирова поставить у него «Покрывало Пьеретты» австрийского автора А. Шницлера и китайскую сказку «Желтая кофта», в которых играла Коонен. Свободный театр соединил Алису Коонен и Александра Таирова.

До этой встречи А. Таиров в течение 10 лет играл в разных театрах, ставил спектакли, учился мастерству у В. Мейерхольда, но разочаровавшись в своих исканиях, решил оставить театр. Он собирается стать юристом, оканчивает Петербургский университет. И тут появился К. Марджанов со своими фантастическими идеями нового театра… потом умная и загадочная Алиса Коонен. В 1914 году они стали мужем и женой. В этот же год Таиров открыл свой театр, назвав его Камерным.

Шла Первая мировая война, а Таиров репетировал драму индийского автора Калидасы «Сакантула». Коонен в роли Сакантулы, она не играет, а проживает историю трагической любви. Спектакль имел успех, «система» Таирова блестяще воплотилась и в новой постановке – «Фамира Кифаред» по пьесе И. Анненского. Режиссер – новатор мечтал о театре, в котором бы господствовала пластика движений, эмоциональный «язык». Он соединил воедино музыку, литературу, живопись и пространство сцены. Актеры Таирова заново учились владеть телом, обживая необычные декорации, состоящие из тканей, металлических конструкций, даже фанеры.
Следом за «Фамирой» Таиров ставит «Саломею» О. Уайльда. С неменьшим успехом идут спектакли «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекокка, «Принцесса Брамбилла» Э. Гофмана, «Федра» Ж.Расина, позднее режиссер обратился к пьесам американского писателя Ю.О Нила. Таиров ставил пьесы зарубежных авторов, потому что в советской драматургии не находил тем, интересных для театра. Но режиссера привлекла классика, он обращается к пьесам А. Островского, А. Чехова. В 1922 году Камерный театр был очень популярен в Москве. Таиров едет с гастролями в Европу. В 1924 году он отметил 10-летний юбилей театра.
 
Актриса в спектакле "Оптимистическая трагедия"
Но постепенно над Таировым начали сгущаться тучи. Спектакль, созданный Таировым на основе оперы А. Бородина «Богатыри», в стилизованной манере, чиновники от культуры раскритиковали в прессе, а режиссера обвинили в искажении русской истории. От режиссера требовали показа современного героя. Позднее он ставил пьесы с советской тематикой известных писателей – С. Корнейчука, К. Паустовского, Г. Мдивани, А. Крона, В. Азарова. Но этот опыт не имел прежнего успеха, за исключением спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе В. Вишневского.
Идеологи советской культуры в 1937 году к таировскому театру присоединили Реалистический театр Н.Охлопкова. Однако искусственное объединение не принесло ожидаемых перемен. Н. Охлопков ушел из театра. В непростых для всей труппы условиях Таиров поставил спектакль «Мадам Бовари» Г.Флобера, который имел огромный успех у зрителей. Во время Второй мировой войны театр находился в эвакуации в небольшом городе Балхаш, но и там Таиров и Коонен неустанно работают. В 1946 году ЦК партии принял решение, которым ориентировал театры только на показ советских пьес, что никак не вязалось с ярким и эмоциональным творчеством Таирова.
Режиссер, как мог, отстаивал театр, ходил по разным инстанциям, участвовал в заседаниях Комитета по делам искусств, пытаясь спасти свое детище.

Но все было напрасно. В мае 1949 года Таирова ознакомили с приказом о его увольнении из театра. В мае того же года театр дал прощальный спектакль «Адриенна Лекуврер» по пьесе Э. Скриба. На сцене Алиса Коонен смеялась и грустила вместе со своей героиней – французской актрисой Адриенной Лекуврер. Спустя месяц Таиров был назначен очередным режиссером театра им. Е. Вахтангова, но был он там вместе с Коонен всего несколько раз. Работы им не предлагали, обещаний на будущее тоже никто не давал.

От советского правительства они получили бумагу, в которой выражалась благодарность за их труд и пожелание уйти на заслуженный отдых. В то время Таирову было почти 65 лет, а Коонен – 59. А в начале августа 1950 года Камерный театр стал называться драматическим театром им. А. Пушкина. Состояние здоровье Таирова ухудшилось. Умер Александр Яковлевич Таиров в больнице им. Соловьева (клиника неврозов) 25 сентября 1950 года.

Алиса Георгиевна пережила супруга на 20 лет, в течение которых занималась концертной деятельностью, которую вел Дом актера. Ее не стало 20 августа 1974 года, в возрасте 85 лет. Говорили, что у Таирова была только Коонен, а у Коонен – Таиров, а их ребенком был Камерный театр…

Ольга Конодюк

ТАИ;РОВ Александр Яковлевич (псевдоним, настоящая фамилия Корнблит; 1885, Ромны, – 1950, Москва), советский режиссер. Родился в семье учителя, который принял христианство, чтобы жениться на матери Таирова. Первые сильные театральные впечатления получил в девятилетнем возрасте на спектаклях труппы братьев Адельгейм, выступавшей в Ромнах. Творческую деятельность начал в 1905 г. как актер, с 1908 г. — как режиссер. В 1913 г. Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета, а затем начал работать в Свободном театре (руководитель К. Марджанов), где поставил спектакль «Желтая кофта» Хазельтона-Фюрста (1913) и пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (музыка Э. Донаньи; 1913). Вместе со своей будущей женой Алисой Коонен и группой молодых актеров Таиров в 1914 г. основал Камерный театр.
Уже первые спектакли Камерного театра: «Сакунтала» Калидасы (1914), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1915), «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917) — определили его творческую платформу: изысканность сценических форм, графическую четкость, романтический и трагедийный репертуар, изображение чистых страстей, непобедимых чувств. В 1917–21 гг. Таиров ставит «Король Арлекин» Р. Лотара (1917), «Адриенна Лекуврер» О.-Э. Скриба (1919), «Принцесса Брамбилла» по Э.-Т.-А. Гофману (1920), «Благовещение» П. Клоделя (1920), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1921). Этим спектаклям была присуща обобщенная трактовка образов; благодаря блестящему режиссерскому и актерскому мастерству Камерный театр покорил Москву, и в течение многих лет его спектакли были одними из ярчайших театральных событий. «Федра» Ж. Расина (1922) поражала глубиной трагизма, монументальностью, строгостью мизансцен, силой страстей. Музыкальный спектакль «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока воссоздал беззаботный и легкий мир классической оперетты. Стремление Таирова к синтетическому сценическому искусству определило появление музыкальных спектаклей: «Кукироль» (1925), «День и ночь» (1926) Ш. Лекока, «Сирокко» (музыка Л. А. Половинкина, 1928). В 1930 г. Таиров, первым на советской сцене, поставил Б. Брехта — «Оперу нищих». Постановки «Грозы» А. Н. Островского (1924) и «Святой Иоанны» Б. Шоу (1924) связаны с переходом Таирова к «конкретному реализму» — так он определил новый этап истории Камерного театра, характеризовавшийся разрывом с «абстракциями». Среди спектаклей этого периода — цикл пьес Ю. О’Нила «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929), посвященных острым проблемам жизни современного Запада. После нескольких попыток обратиться к советской драматургии лишь в пьесе Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия» (1933), где роль Комиссара исполняла А. Коонен, Таиров успешно решил задачу постановки революционно-романтической пьесы на советском материале.
В 1934 г., когда Камерный театр отмечал свое 20-летие, вокруг спектакля «Египетские ночи» — композиции по произведениям Б. Шоу, А. Пушкина и У. Шекспира, — а также ряда других постановок Таирова разгорелись ожесточенные споры и дискуссии. Непосредственным поводом для начала кампании, направленной против Таирова, послужила постановка пьесы Д. Бедного «Богатыри» (1936). 23 ноября 1936 г. на заседании Комитета по делам искусств П. Керженцев заявил: «Камерный театр — слово опозоренное...». Кампания закончилась тем, что в 1937 г. Камерный театр был объединен с Реалистическим театром Н. П. Охлопкова, и в течение двух лет искусственно созданная труппа постоянно получала указания от начальства и теряла свой творческий потенциал. В 1940-е гг., вопреки господству в советском театре социалистического реализма, Таиров сумел поставить два выдающихся спектакля: «Мадам Бовари» по роману Г. Флобера (1940) с А. Коонен в главной роли и «Старик» М. Горького (1946). В 1949 г., во время кампании против «космополитов», Таиров подвергся антисемитской травле: его обвинили в «низкопоклонстве перед Западом», раскрыли его псевдоним, отстранили от руководства Камерным театром. Год спустя Таиров умер.
Одно из главных положений Таирова как теоретика режиссуры — самоценность театрального искусства, представление о спектакле как о самостоятельном художественном произведении. Ожесточенный противник натурализма, Таиров отстаивал образность, обобщенность сценического искусства. Ставя спектакли различных жанров, Таиров добивался того, чтобы актеры его театра могли играть мистерию и арлекинаду, трагедию и оперетту. К работе в Камерном театре Таиров привлекал крупных художников и композиторов. Искусство Таирова, его творческие принципы оказали большое влияние на деятелей современного русского и зарубежного театра. Основные теоретические положения и практический опыт творческой деятельности Таирова нашли отражение в сборнике «А. Я. Таиров. Записки режиссера, статьи, беседы и речи, письма» (М., 1970).
Таиров, никогда не скрывавший своего еврейского происхождения, не проявлял специального интереса к еврейской тематике, однако в 1908 г. сыграл роль Якова Эпмана в пьесе О. Дымова «Слушай, Израиль». Кроме того, Таиров сотрудничал с писателями и драматургами А. Галичем, О. Дымовым, В. Массом (1896–1979), И. Штоком (1908–1980), П. Маркишем, И. Эренбургом и др.; художниками Н. Альтманом, братьями В. А. (1899–1982) и Г. А. (1900–33) Стенбергами, Р. Фальком и др.; композитором Л. Книппером (1898–1974). Таиров поддерживал дружеские связи с артистами Московского ГОСЕТа, а 16 января 1948 г. выступил с речью на похоронах своего ближайшего друга — Ш. Михоэлса.


Рецензии