Евгений Вахтангов

родился в армянской зажиточно-патриархальной семье табачного фабриканта. В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 года участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 году поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 году был принят в число сотрудников МХТ.
Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).
В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.
Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци, художник Игнатий Нивинский (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.
Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова, Чехова Михаила Александровича и др.
Умер от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Памяти Вахтангова
• В доме, где жил Вахтангов в 1918—22 (Денежный переулок, 12; мемориальная доска), в 1923 открыта мемориальная квартира.
• Именем Вахтангова называлась в 1924—93 улица (Большой Николопесковский переулок) в районе Арбата.
• Театр им. Евгения Вахтангова.
Семья
• Отец — Багратион Сергеевич Вахтангов
• Мать — Ольга Васильевна Лебедева, дочь владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе
• Сестра — Софья Багратионовна Вахтангова, вышла замуж за Козловского Мечислава Юльевича
• Сестра — Нина Багратионовна Вахтангова
• Жена — Надежда Михайловна Вахтангова (дев. Байцурова)
• Сын — Вахтангов Сергей Евгеньевич (р. 1907)
Стихотворение Марины Цветаевой
"Евгению Багратионовичу Вахтангову"

Серафим - на орла! Вот бой! -
Примешь вызов? - Летим за тучи!
В год кровавый и громовой -
Смерть от равного - славный случай.

Гнев Господень нас в мир изверг,
Дабы помнили люди - небо.
Мы сойдемся в Страстной Четверг
Над церковкой Бориса - и - Глеба.

Москва, Вербное воскресенье, 1918
Сценография
Актёр
• «Живой труп» Л. Н. Толстого — Цыган
• «Синяя птица» Метерлинка — Сахар
• «Гамлет» Шекспира — Второй актёр
• «Двенадцатая ночь» Шекспира — Шут
• пьеса «Усадьба Ланиных» Б.К. Зайцева, 1913
• «Праздник мира» Гауптмана, 1913
• «Николай Ставрогин», 1913
• «Мысль» Андреева — Крафт, 1914
• «Сверчок на печи» по Диккенсу — Текльтон, 1914
• «Каменный гость» — Гость у Лауры, 1915
• «Потоп» Бергера — Фрезер, 1915
Режиссёр
• «Праздник мира» Г. Гауптмана (15 ноября 1913 г — 1-я Студия)
• «Потоп» Г.Бергера (26 апреля 1915 г. — 1-я Студия)
• «Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1918
• «Свадьба» А. П. Чехова (1920, 3-я Студия)
• «Чудо Святого Антония» Метерлинка (1921, 3-я Студия)
• «Эрик XIV» А. Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921)
• «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922
• «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922)


Рецензии