Заслужила

 …Русь, Русь! И сколько их таких,
                Как в решето просеивающих плоть,
                Из края в край в твоих просторах шляется?
                Сергей Есенин




               

-Готовим деньги за поезд. Проездные показываем.- Доносилось с задней площадки автобуса. Пассажиры нехотя закопошились по сумкам и карманам.
И только одна, замеченная мною бабулька притаилась возле окошка, словно пытаясь спрятаться от кого-то. Она время от времени украдкой бросала взгляд в сторону кондуктора, откуда в свою очередь доносилась уже более угрожающая для старушки речь.
-Ну, пройти мне дадите, или нет?! Проходим, проходим в серёдку.-Крупная, средних лет женщина с бейджиком на груди, стремительно пробиралась  вперед. Люди стоявшие у неё на пути, напоминали льдины, ломающиеся в разные стороны, под проходящим ледоколом.
-Ну, можно по аккуратнее? –возмущались пассажиры. –Так ведь подавите всех!
-Вы поглядите, тесно им! Пешком идете, так просторнее будет! И вообще я одна, а вас много. И к каждому подойди! Так что без возмущений, и покучнее, покучнее!
-Есть надо меньше! Глядишь, и в салоне просторнее станет! Одна, а место за троих занимает! -Раздался молодой, язвительный голос откуда-то сзади.
-Это кто там такой умный? Пешком давно не ходил? Могу организовать!

  Вскоре подошла очередь, и до замеченной мной бабушки.
-Ну, что у вас за проезд? -злобно спросила кондуктор посмотрев на старушку. -Где ваш пенсионный?
Бабуля оглянулась, и жалобно взглянув в лицо женщине, проговорила.
-Дочка, ты меня не ругай. Если честно, и пенсионного, у меня нет! Вытащили поди. А может, обронила где. Мне всего-то две остановочки проехать. Позволь дочка, не серчай. –Дрожащим голосом обращалась худенькая, сморщенная старушка к грозной правительнице городского транспорта.
-Неужели? Потеряла? –Передразнивала её билетерша. –Тогда оплачиваем проезд!
-Да я бы рада, да деньжат у меня нет! Видишь, банки еще не сдала. –Старушка кивнула на целлофановые пакеты у себя под ногами, в которых плотно были сложены алюминиевые смятые банки.
-Денег нет. Пенсионного нет. Да еще и с мусором! –Проговорила женщина, удивляясь старушкиной простоте.
-Дочка, да это не мусор, а хлеб это мой! Опоздаю, закроется «приемник».Пешком-то я не ходок. -В надежде на понимание, и сострадание пробормотала бабулька.
  Взглянув на хладнокровную реакцию переполненного автобуса, толстуха скомандовала. –Выходим бабуля, выходим! Не хватало мне еще с тобой на проверку нарваться.
Кивая головой, старушка медленно стала пробираться к выходу. Когда автобус подъезжал к очередной остановке, бабушка легонько дотронулась до меня, после чего,  глядя мне в глаза, произнесла дрожащим голосом:                -Неужели заслужила?
 Двери распахнулись. Я ничего не успел ответить. Когда автобус тронулся дальше, она осталась одна. Закинув своё богатство на дряхлые плечи, бабуля что-то шептала себе под нос. Я лишь успел прочесть по её губам, единственное слово: -За-слу-жи-ла!
Перекрестившись, и сделав глубокий вдох, она побрела в неизвестном мне направлении.            


Рецензии
Жалко наших стариков: таких обездоленных, таких безропотных, согласных с любой властью... Они выжили в войну, делили поровну кусок хлеба, строили светлое будущее своим детям. И вот, дождались... Горько и стыдно от такой правды. Спасибо Вам за рассказ, Владимир. Равнодушной остаться было никак нельзя...
С уважением, Дина

Дина Лебедева   01.02.2010 17:02     Заявить о нарушении
Да, мы сострадаем. Больно. Но только один из ста, поступит по другому - оплатит бабушке проезд. Как много мы говорим и как мало делаем. Простите за вторжение. Больно всем. а делаем мало, или ничего не делаем.

Ираида Трощенкова   06.01.2011 07:18   Заявить о нарушении