Гедонистический императив. Введение

Начинаю потихоньку переводить философский труд Дэвида Пирса, представляющего собой основу философского направления "парадайз-инжиниринга". Можно сказать, что это радикальное гедонистическое направление в рамках более общего направления - трансгуманизма.
Первоисточник здесь: http://www.hedweb.com/hedethic/tabconhi.htm

Аннотация.

Этот манифест излагает стратегию уничтожения страдания всех наделенных чувствами существ. Этот аболиционистский проект амбициозен, кажется невероятным, но он технически реализуем. Этот проект основан на этически обоснованном утилитаризме. Генная инженерия и нанотехнология позволят человечеству отбросить наследие своего эволюционного прошлого. Наши постгуманистические преемники будут способны перезаписать геном, перепроектировать глобальные экосистемы и прекратить страдания всех живущих.
Относящиеся к обмену веществ боль и чувства неудовлетворенности и беспокойства  возникают  только потому, что служат наследственным целям наших генов. Это может быть изменено при помощи радикального изменения нервной архитектуры. Долгая счастливая жизнь, полная энергии, физиологически невообразимая, может стать нормой психического здоровья людей с перепрограммированным геномом.
Сегодня многие люди рисуют в своем сознании картины “торчащих” героинщиков и мышей, самоистязающих себя самостимулированием рецепторов удовольствия, но это заблуждение.
Подобные стереотипы заведомо ложно порочат биологическую реальность, в свою очередь являясь всего лишь отражением человеческого отвращения к сегодняшнему реальному миру. Ничего не остается, кроме того, чтобы противопоставить этому заблуждению социальное и интеллектуальное развитие и вечное счастье. Нужно все расставить по своим местам. Состояния допаминового перевозбуждения могут действительно улучшать возможности человека в исследовательской целенаправленной деятельности. Состояния гиперстимуляции могут также увеличивать диапазон и разнообразие видов деятельности, с помощью которых организм находит себе поощрения. Наши потомки возможно будут жить в цивилизации хорошо мотивированных, многого достигающих людях, движимых различными градиентами блаженства.  Возможно, их производительность превзойдет на порядок нашу.
Двести лет назад, еще до развития сильнодействующих синтетических обезболивающих средств и хирургических анестетиков, мнение о том, что большая часть людей может быть избавлена от физических страданий казалось лишь причудой воображения. Однако, в современном мире большинство из нас принимают обезболивающие средства как должное. И есть перспективы, что то, что мы называем сегодня психической болью, тоже будет побеждено. Появление технических возможностей упразднения страдания влечет за собой активные дискуссии относительно политических последствий и этического выбора.

0. Введение
0.1. Натурализация небес
Счастье – это иллюзия; лишь страдание реально.
(Вольтер)
Этот манифест сочетает в себе пропаганду изысканных несколько утопических взглядов с рациональными научными прогнозами. Гедонистический императив показывает, как нанотехнология и генная инженерия исключат вызывающий отвращение жизненный опыт всего мира. В течение текущего тысячелетия биологические основы страдания будут полностью искоренены. Физической и ментальной боли предназначено исчезнуть в ходе эволюции. Биохимия каждодневной неудовлетворенности тоже будет заменена. Тревогу и дискомфорт заменит биохимия благополучия. Дела и энергия человека будут украшены любвеобильной супержизнью, движимой различными градиентами благополучия. Состояния сознания наших потомков будут невообразимо разнообразнее по сравнению с сегодняшним днем. Но все это будет объединено, по крайней мере, одной общей чертой: величественностью и всепроникающим счастьем.
Это чувство абсолютного благополучия превзойдет все, что может предположить современная нейрохимия. Все улучшится. Постчеловеческие состояния радости и удовольствия будут биологически усовершенствованы, будут разнообразными и интенсивными. Сегодняшние представления о психическом здоровье устареют. В науке это будет описано как патологии первобытной дарвинистически обусловленной психики. Подобные уродливые мысли и чувства будут диагностированы как типичные для трагических жизней и примитивных эмоций прошлой эры. Сегодняшний спектр нормального бодрствующего и спящего сознания будет описан как грубый и безнравственный.
Возможно, что в настоящий момент подобные гипотезы кажутся фантастичными. К идеям, стоящим за этим манифестом, можно отнестись как к банальности, тем не менее они очень актуальны с точки зрения этики. Набирающая силу генетическая революция в репродуктивной медицине может превратить то, что сейчас воспринимается как фантастика, в технически реализуемую научную исследовательскую программу. Её сторонники и противники будут спорить о дальнейшей социальной политике. Пассивно или активно, нам придется выбрать, как много страданий и неприятностей мы будем создавать и сохранять в приближающейся эпохе.

0.2. Спасение автомобилей с плохими шоферами
Слепой естественный отбор довлеет над всеми живыми организмами в течение миллиардов лет. Дарвиновская эволюция благоприятствует росту разнообразия, мучений и психофизическая боль играет при этом важную приспособительную функцию. Боль эффективно поощряет и наказывает всех живущих существ, в основе которых заложены механизмы генетической репликации. К сожалению, тоска и неудовлетворенность часто благоприятна для наших генов, но для нас это плохо с психологической точки зрения. По сути, глобальное страдание вероятно увеличивается, пока продолжается взрывной рост популяции. Человеческая изобретательность и гениальность борется, зачастую тщетно, в попытке осознания того, как извлечь выгоду от ужасающих болезненных и тоскливых состояний или избавиться от них. Но на протяжении уже многих эпох, острая тоска или боль периодически отравляет благополучие отдельных организмов. Она обуславливалается поведением наших  ДНК. И этот фактор имеет непреодолимую тенденцию к ухудшению.
Однако этот ужас – это не вся картина целиком. Мировые кошмары контрастируют с жизнью, насыщенной более позитивным опытом. Иногда люди счастливы. Долгие депрессии встречаются довольно-таки редко. Однако, то, что Майкл Эйзенк описывает как “гедоническое однообразие” убеждает, что многие из нас могут быть счастливыми на протяжении долгого времени. В нашей нервной системе работают безжалостно эффективные взаимодействующие механизмы негативной обратной связи. Эти ингибрирующие обратные связи гарантируют, что люди периодически должны будут скучать, впадать в депрессию, тоску или тревогу в воссозданном Эдемском саду.
Очень незначительное количество людей в действительности пребывают долгое время в состоянии эйфории. Эта патология – состояние  невольного благополучия обычно именуются манией. В отличие от униполярной депрессии, униполярная мания очень редка. Другая часть людей, которые имеют гедонистический настрой, но при этом не страдают маниями или юиполярными расстройствами, описываются термином гипертимик. Но это не является частым настроением. “Биполярные расстройства”, с другой стороны, в течение жизни испытывает по крайней мере один человек из ста. Больше известные под названием маниакально-депрессивных психозов, биполярные расстройства бывают нескольких подтипов. Настроение при этом меняется от эйфории до полной безысходности. Циклы могут различаться по длительности. Это обуславливается сложными генетическими условиями, которые могут передаваться по наследству. Обычно, биполярные расстройства связаны с отклонениями гена транспортировки серотонина от нормы. Серотонин – это нейротрансмиттер, участвующий в регуляции сна, общительности, пищеварении, активности, волевом контроле, настроении и множестве других важнейших процессов. С помощью гена транспортировки серотонина осуществляется поглощение избыточного серотонина, выделяемого нервными клетками в синапсы. Грубо говоря, маниакальные состояния связаны с усиленной работой дофаминовой и норадреналиновой функцией; при маниях серотониновая функция не отрегулирована или ослаблена. Сегодня, к сожалению, страдающие биполярными расстройствами люди часто не способны себя контролировать. Эйфория может сопровождаться гиперактивностью, бессонницей, хаотически сменяющимися идеями, бессвязной речью и грандиозными мыслями. Гиперсексуальность, финансовые успехи и религиозные переживания наиболее типичны. Это бунтующая эгомания. Иногда может случаться дисфория. При дисфории человек чувствует себя в высшей степени отвратительно.  Возбужденный субъект может быть зол, внушаем, склонен к панике, паранойе и деструктивным действиям. Однако, в случае классической эйфорической мании, субъекту сложно распознать, что с ним что-то не так. Это потому, что все его чувства крайне позитивны. Это все равно, что оказаться на небесах и потом быть убеждаемым в том, что это было ошибкой. Это невероятно.
Сегодня симптоматика гипомании подавляется лекарствами. [Гипомания означает мягко выраженную манию]. Токсичные лекарства могут снижать повышенное настроение до вялых, но нормальных уровней. Эти расхваливаемые и якобы здоровые уровни эмоций дают возможность страдающим от эйфории людям функционировать в современном обществе. Согласие с навязываемой медициной схемой лечения (литиум, натрия вальпроат, карбамазепин) приводит к улучшению, если жертва может быть убеждена, что эйфорическое состояние патологично. Он(а) может находить тревожащие знаки и симптомы. В норме, ??? Современные стандарты психического здоровья патологически занижены. Наши суперпотомки, напротив, будут наслаждаться чудесным спектром и новыми возможностями психического здоровья. Они смогут выбрать различные сочетания эмоциональной стабильности, способности быстро восстанавливать душевные силы, пребывать в состоянии “cеротонергической” безмятежности, например, целенаправленная энергия, оптимизм и инициатива чувственного допаминергического возвышения. Постлюди обнаружат, что эйфорические состояния могут направляться в нужное русло, контролироваться и генетически варьироваться, не только с помощью медицинского подавления.
В сегодняшней ситуации есть жестокая ирония. Клинически предписываемые “понижатели настроения” смехотворны и излишни для подавляющего большинства человечества. В настоящее время, жизнь миллиардов генетически “нормальных” людей весьма мрачна и угрюма. Ни политические и экономические реформы, ни социальное строительство не могут изменить биологическую реальность. Сегодняшние миллионы путей, якобы ведущие к счастью проложены через бесчичленные интенциональные объекты. Интенциональность в философии – это направленность сознания на объект. Мы убеждаем себя, что суть вещей может сделать нас счастливыми. Но все эти второстепенные пути – это всего лишь хождение по кругу. Они не могут удовлетворять нас в течение длительного времени. В лучшем случае, они могут служить как обстоятельства, слегка смягчающие затруднительное положения человека. Если эмоциональные механизмы сознания/мозга генетически и фармакологически не переопределить, то даже великие триумфы и победы быстро обращаются в прах. Победители лотерии, забивающие три гола в финальном матче, пребывающие в блаженстве молодожены пережив счастливый период снова обнаруживают себя в прижнем психическом состоянии. Даже те из нас кто относительно счастлив на значительных по продолжительности интервалах своей жизни, в будущем, с большой вероятностью перенесет большие несчастья и разочарования. Если мы решим завести детей, то, если ничего коренным образом не изменится, их постигнет такая же участь.
Это очень легко - линейно экстраполировать тенденции прошлого и настоящего в неопределенно отдаленное будущее. Однако - это недопустимо упрощенный подход. Обычно, мы допускаем без всяких вопросов, что наши потомки, отличающиеся от нас во многих аспектах, будут биологически склонны к страданию и негативным состояниям сознания. Мы полагаем, что будущие поколения будут иногда испытывать дистрессы и расстройства, которые испытываем мы сами. Однако, это допущение может быть слишком наивно. Нейрохимические основы чувств и эмоций могут быть вскоре разгаданы. Человеческий геном уже почти полностью расшифрован и вскоре появится возможность его перекодировать. В приближающейся эпохе это будет чисто постчеловеческим решением устранить неблагоприятные ражимы работы сознания как зловещий анахронизм. Для постгенетической медицины это не составиит особого труда. Вскоре нам придется принять решение о том, намерены ли мы и дальше приносить страдания себе и другим. Ужасный, но неизбежный факт органической жизни на одной чаше весов, а на другой активный моральный выбор, генетическая модификация нас и наших будущих детей. Это каждый будет решать для себя сам.

Структура этой работы такова. В первой главе мы попробуем разобраться в технических деталях, или каким образом наука ближайшего будущего может устранить боль и страдания и привести ко всеобщему земному благополучию.
Во второй главе приводится рациональное и этическое обоснование аболиционистского проекта, в третьей главе мы попробуем разобраться, когда этот проект может быть осуществлен, исходя из современного состояния науки и технологий и тенденций их развития. В четвертой главе рассматриваются и опровергаются наиболее расространенные доводы критиков “парадайз-инжиниринга” и ответы на наиболее часто, задаваемые вопросы, связанные с идеями гедонистического императива.
продолжение http://proza.ru/2009/04/15/172


Рецензии