Внимание как основная ценность общества

Уважаемый читатель, данный труд является частным выводом от общей фундаментальной теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), которую можно найти по указанному выше адресу.
         


          Внимание — это основная, и в той же степени неучтённая, валюта общества. Именно неучтённая.

          Внимание всегда обладало наибольшей ценностью для каждого отдельного человека, вопрос лишь в том, какова была культура общества в отношении внимания людей как их психической функции, какова была ценность или, точнее, стоимость этого внимания, и насколько признавалось его неоспоримое значение в жизни общества в целом. Каков вклад внимания от каждого отдельного человека в некую общественную функцию в современном обществе, и как обеспечены в нём общественность и суверенность внимания каждого отдельного человека?

          Были времена, когда вниманию отдавали достойную дань уважения, что было отражено в ритуалах и законах племён. Внимание людей собирали именно тогда, когда это было кровно необходимо, и оставляли человека в покое его собственного внимания, направленного на самого себя, когда отступала волна острой общественной необходимости. Но современное общество формально обесценило внимание и скрыло его  истинную стоимость от нас, эксплуатируя его несанкционированным способом.

          Если вдуматься, если провести глубокий и незастенчивый анализ истинных потребностей человека, говорить о том, что действительно ценно для нас, то что тогда мы отметим как меру всего? Какой краеугольный камень мы должны заложить в фундамент нашей цивилизации, чтобы она развивалась, а не разваливалась? Какая это универсальная, естественная и всеобъемлющая «валюта», которой мы по-настоящему дорожим во всех (абсолютно во всех) случаях нашей жизни?

          Ответ таков: это внимание, то самое внимание, которое мы рассматриваем как психический процесс, как основное проявление нашего сознания, наше внимание к разнообразным явлениям и предметам как вне, так и  внутри нас.

          В самом деле, давайте посмотрим, давайте проведём этот анализ и выясним: правда ли это, справедлива ли данная гипотеза о том, что именно вниманием мы расплачиваемся за всё, и взамен хотим получать именно внимание. Под последним имеется в виду не столько позитивное внимание к своей собственной персоне, сколько возможность нам самим позитивно и комфортно насыщать своё внимание вкусом пищи, ощущениями тела, слушанием музыки, взглядами на природу и интересными интеллектуальными занятиями.

          Когда мы смотрим какие-либо представления и получаем от них удовольствие, то это функция внимания. Когда мы едим вкусную пищу, то наше внимание сосредоточено на вкусовой рецепции. Когда наш интерес захвачен интересным общением, то это тоже функция внимания, как и многое другое, что следовало бы ещё перечислить.

          Если же человека хотят наказать, то именно его вниманию создают некомфортные условия, заставляя его быть обращённым на одну и ту же огороженную и зарешёченную казённую территорию, лишая его внимание также и возможностей обращаться к противоположному полу. Человека могут наказать и телесно, заостряя его внимание на болевых ощущениях. Внимание человека может быть удовлетворено или не удовлетворено, создавая тем самым его поощрение или его наказание.

          Внимание на работе мы отдаём, чтоб потом получать свободу направлять его туда, куда укажут нам наши желания, а не воля.

          Внимание всюду, внимание везде, внимание на всех его уровнях, на всех его направлениях — это кровь нашего сознания, как индивидуального, так и общественного. Необходимо верно оценить его истинный статус, но для этого, прежде всего, важно знать, что оно такое.

          Внимание — это то, что связывает нас с миром во всех его формах, во всех его проявлениях. Любое наше взаимодействие с Внешним Миром происходит через наше связывание за счёт внимания, любая работа в нашем Внутреннем Мире — тоже. Связи с Внешним Миром, да и связи во Внутреннем Мире — и есть само внимание.

          Рассмотрим, какова его внутренняя механика с этой точки зрения, с точки зрения связей?

          Внимание — это не только связь, но оно и само состоит из связей, из всех тех связей, на которых зиждется наше сознание: из ассоциативных, из мотивационных, смысловых и ещё ценностных. Если рассматривать внимание от его наиболее простых форм, то следует, пожалуй, начать с ассоциативного уровня, так как ассоциативные связи — это наиболее простые связи среди тех, что имеют отношение к социальным функциям.

          Ассоциативные связи соединяют между собой мелкие образные рассудочные картинки, динамично переводя наше внимание от одной к другой, выстраивая из них длинную поведенческую вереницу — поведенческий образ. Таким образом, ассоциативное внимание упорядочивает рассудок в поведение или в мышление, являющееся поведением во Внутреннем Мире.

          Можно, конечно, сказать, что внимание — это совокупность ассоциативных связей, приводящих к объединению мелких рассудочных образов в крупные динамичные формирования, но это будет ещё недостаточным.

          Ассоциативное пространство нашего сознания тоже должно быть структурировано, т.е. распределено по потокам, которые мы можем направлять согласно своим желаниям, намерениям, воле.

          Оно структурировано в первую очередь с помощью мотиваций, что его и превращает в продукт с определённой структурой, обладающий ценностью и в труд, обладающий стоимостью. Мотивации, или, иначе говоря, мотивационные связи, предназначены для объединения наших мыслительно-поведенческих образов в образы ещё более крупные и длительные — в деятельностные.

          При мотивировании на основе группы аргументов происходит одновременное и нацеленное ассоциирование с одним образом или ограниченной их группой. Можно назвать это фокусировкой ассоциативного потока, можно назвать это кумулятивным ассоциированием, но в любом случае, так сужается, так концентрируется наше ассоциативное внимание, превращаясь в мотивационно-деятельностное.

          Но и это ещё не предел совершенства структуризации. Уже достаточно крупные деятельностные образы объединяются в еще более крупные ролевые с помощью смысловых связей, а те в свою очередь с помощью ценностных — в личностные образы, или просто в личности.

          Несложно понять, что чем выше уровень структурированности внимания, тем ценнее его продукт, тем точнее и разнообразнее восприятие и мышление на его основе, тем выше наслаждение, получаемое за счёт него, но тем и больше труд по его осуществлению. И этот труд, увы, не всегда бывает комфортным и приятным, а требует порой присутствие воли, воли как явления концентрации внимания на ценностном уровне.

          Не физические затраты являются основными затратами труда. Основные затраты — это затраты внимания, внимания как совокупности связей всех уровней сознания: ассоциативных, мотивационных, смысловых и ценностных. Сознание располагает связями различных уровней, и чем выше уровень задействованной связи, тем выше, тоньше и сложнее структура внимания.

          Но в современном обществе существует парадокс, возможно даже выгодный определённым кругам: внимание, будучи самой сложной, самой затратной функцией, является, тем не менее, совершенно неучтённым и, естественно, неоплаченным трудом, т.е. нещадно эксплуатируемым. Происходит систематическое посягательство на внимание человека, фактически — грабёж. Ещё бы, внимание — это очень незаметный товар, незаметнее воздуха.

          Мы с вами можем даже не работать, а отдыхать, ехать в транспорте, решать какие-то свои житейские потребности и проблемы, но грабёж внимания происходит и здесь, и в это, целиком, казалось бы, наше время. В него вмешивается и реклама, которая заклеила все окна вагона метро, не давая окинуть свободным взглядом проезжаемую станцию, и торговцы, читающие нам лекции о бельевой прищепке и бактерицидном пластыре. Даже если посмотреть на цены, что приведены на рекламных щитах, мы увидим что-нибудь наподобие: «29999 руб.». Это означает, что вы должны своё ассоциативное внимание, собрать в мотивационные потоки, мотивационные потоки организовать в смысловые конструкции, производя необходимое округление, а затем с помощью ценностных связей определить, что всё это нам не так уж и нужно. Мы, конечно, приняли решение, согласно своим желаниям, намерениям и даже воле, но эксплуатация внимания уже произошла. Можем ли мы не смотреть на всё это? Нет, не можем. В подобных объектах и действиях намеренно вводится та композиция сигнальных форм, цветов, интонаций и фраз, которые жёстко настраивают наше внимание и управляют им, хотя бы на краткий миг.

          Несложно понять, что любая сфера нашей жизни, будь то отдых, работа, житейские задачи или что-нибудь другое — охвачена несанкционированной эксплуатацией через самую трудоёмкую сферу нашего сознания — наше внимание. Если прибавочная стоимость существует за счёт физического труда, частью которого человек официально расплачивается с кем-либо, то прибавочная сверхстоимость формируется за счёт потребляемого у нас внимания, которое мы даже не продаём, а которое просто изымается у нас против нашей воли, против нашего намерения, против нашего желания, против нашего позыва.

          Нам всем следует понять, что именно внимание как совокупность, как единая слаженная система связей нашего сознания, является основной составляющей всех наших трудовых затрат и основной «валютой» нашей жизни. Необходимо только признать это, признать сообща, признать так, чтобы из «валюты» в кавычках внимание превратилось бы в валюту без кавычек, и стало бы основной ценностью грядущей цивилизации.


Рецензии