Победа смысла над обстоятельствами места и времени

Вышел в свет II выпуск литературно-художественного альманаха «ARK»

Рифат Гумеров

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА УЗБЕКИСТАНА

Фото © Фергана.Ру

На фото: Альманах «ARK»№ 2

В рамках Ташкентского Фестиваля поэзии «Малый Шелковый Путь», проходившего 30 апреля - 1 мая в Ташкенте, состоялась презентация II выпуска литературно-художественного альманаха «ARK», продолжающего антологию «нового романа» в пространстве центрально-азиатской эстетики постмодернизма.

Показалось знаковым, что представление ташкентской читающей публике второго сборника «альтернативной литературы Узбекистана» состоялось на следующий день после того, как составители литературного альманаха «Малый шелковый путь» торжественно и не без грусти, но с полным удовлетворением от пройденного пути, объявили о завершении этого издательского проекта, по их словам, выполнившего свою культурно-историческую миссию. Таким образом «МШП», несколько лет подряд конструктивно объединявший под своей шапкой литературное творчество действующих представителей «ташкентской поэтической школы» с оригинальными публикациями близких по духу и звуку «литературных легионеров» ближнего и дальнего зарубежья, передал часть своей духовной эстафеты «ARK’у», представляющему, согласно его названию*, более внутреннюю и сокровенную часть сегодняшнего литературного процесса в Узбекистане.

Время жить при луне на зеленой лужайке для игр…

Сам проект «ARK», инициированный в 2003 году поэтом из Ферганы Рифатом Гумеровым, вначале казался «призрачным бастионом» посреди эстетических пустошей массового сознания. Первый выпуск одноименного альманаха, увидевший свет в том же году, содержал в основном освобожденное от цензуры и сдобренное комментариями переиздание «классики» литературного постмодернизма Узбекистана образца 80-90-х, что могло, по замыслу составителя, лишь «показать идущим сзади слезы шедших впереди». Но изначальные, неотредактированные версии «Бульварного романа» Сергея Спирихина, «1000 и не одной ночи» Рифата Гумерова, а так же «Выбранные места из переписки с врагами» Карима Егеубаева, вопреки самым пессимистичным прогнозам критиков, все же смогли завоевать некоторую популярность у нового поколения читателей в Узбекистане. По тропе, проторенной «МШП», элита творческой молодежи пришла к «хрестоматии» авторов первого «ARK»а. И воздала должное их наследию, созданному в период расцвета журнала «Звезда Востока» и, предстоявшего всему, альманаха «Молодость». Постмодернизм в русской литературе Узбекистана обрел новую почву для роста, как крепкое зерно, не растратившее своих жизненных сил. Поэтому второй выпуск альманаха смело представил на суд читательской аудитории уже не раритеты, извлеченные из литературных запасников прошлого века, а «сшитые на живую» тексты - свидетельства своего времени и места.



Довольно объемная, в 300 страниц, подборка четырех авторов и трех «комментаторов», объединенная лейтмотивом поиска личной свободы за гранью или внутри исторических, бытовых, психологических и даже экзистенциальных обстоятельств, на уровне композиции сборника показала стремительный и очень точный срез по самым разным жанрам и лирическим интонациям современной литературы постмодернизма.

Публикация авторской версии повести замечательного прозаика Вячеслава Аносова «Время жить при луне на зеленой лужайке для игр», открывающая «ARK»-II, предоставляет возможность и самому неискушенному, но остро чувствующему поэтическое слово, читателю, погрузиться в сумеречно безысходный, но тем ясней озаряемый ослепительными художественными образами, душный мир «абсолютной» провинции. Без остатка затопленный скукой, раздавленный одиночеством внутри маленького двора, пятачка, окруженного серыми пятиэтажками спального района. Внутри Богом забытого, выпавшего из истории захолустного городишки. Он делается гулкой ареной тем более неуместной драмы в фатально статических декорациях. Где лишь солнце уныло движется, но и то на закат. И как будто в последний раз. Но обыденно. Сокрушительно честная, не оставляющая сама себе никаких шансов на «занимательность» проза Аносова представляет собой парадокс современного существования русской (именно, а не «русскоязычной») литературы в Центральной Азии, где для нее, местами, не осталось никакой «объективной ниши». Ни языковой среды, ни аудитории, ни корпоративных условий для «литературного процесса». Но как раз в Чирчике - погрузившемся в безысходную провинциальность, нищету и тщету рабочем пригороде Ташкента, Вячеслав Аносов - безработный художник, кое-как зарабатывающий себе на жизнь физическим трудом маляра-штукатура,создает свои тексты «не для чтения на досуге», - кристальной ясности поэтического прозрения и высоковольтного напряжения смысла.



«ARK»-II продолжил и начатую в первом выпуске полиморфную сагу в стиле «плутовского романа» Рифата Гумерова о нескончаемых «похождениях мистера R», теперь уже принявшую интонации «Ragas» - как будто ведических полуночных песен, хотя со сбоем от арифметики ритмов в области «автоматического письма». Гумеров, как дервиш девона, танцующий посреди восточного базара, кажется, откровенно и намеренно «работает на публику», используя без конца все новые приемы и «приемчики» из пестрой сумки своего ярмарочного инвентаря. Но при том сам он глубоко убежден, что искусство по своей внутренней природе глубоко элитарно и далеко не «всеядно», а может и хочет принадлежать только тем, кто его алчет неутолимо. Для себя самого он ищет, прежде всего, игры… Слов. Игры непринужденной. Сталкивая их лоб в лоб, зад в зад, рикошетом, выплевывая пулеметной скороговоркой, вслед убегающим за ум стайкам нечаянных ассоциаций. Из-под ягнячьей шкуры его порою почти дневниковой «исповедальности» явно выглядывают волчьи зубы махрового, закаленного профессиональным опытом постмодернизма, давно и остро заточенные на культуру. На язык, в частности. Он как бы приглашает публику на собственную «гражданскую казнь» - в слове и смысле. Но просвещенная публика от души забавляется этим «представлением». Ей это нравится - «юродство в слове», такая «похабщина»…

Наконец, авторский и смысловой ряд II выпуска «ARK»а, выстроенный составителями архитектурно, разрешается, как грозовая ночь со всеми плясками молний и бесов-теней, обморочно холодным утром, холодно анекдотичным и умозрительным «философским хэппенингом» вымученного диалога несостоявшегося «эксперта по свободе» с 24 беглыми строчками «школьного» сочинения 16-летней Екатерины Аносовой, монументально поименованного: «Роман о Свободе». Это просто как многоточие… Концептуальный замысел альманаха - толкнуть литературное творчество к рефлексии с целью дальнейшего разрыва любых границ, должен был показать и несколько «принципиально новых», способов непринужденного порождения формы из самого содержания. Как вариант чего-то подобного, был взят фрагмент письменного семинара в некой духовной «академии», «механически» выставленный за рамки своего контекста, что придало ему уже чисто литературное измерение. Не совсем неожиданно, разумеется.

Сначала спутник, затем тропа…

По словам руководителя проекта«ARK», антология нового романа и альтернативной прозы Узбекистана вторым выпуском не исчерпается. Издан уже сборник стихов ташкентского поэта Николая Ильина, а в ближайших планах – издание двухтомной «Антологии современной поэзии Узбекистана». Начатый при одноразовой поддержке Института Открытое Общество (Фонд Сороса) проект «ARK» в настоящее время курируется Швейцарским агентством по сотрудничеству и развитию (SDS - Swiss Agensy for Development and Cooperation) и Посольством Швейцарии в Узбекистане.

Андрей Кудряшов (Ташкент)

ПРИМЕЧАНИЕ

* ARK- цитадель, бастион, внутренняя крепость восточного города(фарси.)


Рецензии