Народ усобицы Рыса

"Тотемизм – вера в родственную связь между
группой людей (чаще всего родом) и каким-либо
видом животных, растений, предметом или
явлением природы, которые считаются тотемом
данной группы и наименование которого обычно
она носит. У некоторых народов тотем
развился в культ животных".


Прав был Александр Сергеевич: мы, русские, ленивы и нелюбопытны. Иначе как объяснить то, что вот уже три века историки, этнографы, лингвисты неспешно переругиваются о происхождении слова «Русь», а ясности в этом вопросе нет до сих пор. Сторонники норманнской гипотезы ссылаются на «Повесть временных лет», прямо указывающую на призвание варягов-русов. Но были ли они чужаками? Ведь новгородцы звали именно родича, чтобы передать власть по прервавшейся линии Гостомысла. Недаром же “Реша руси чудь и словени и кривичи и вси…”; русы и словене решили призвать на княжение соплеменника, породнившегося с их князем. Гораздо раньше, еще до появления Рюрика, русы на юге, в Причерноморье,  были известны уже как коренное население.
Правда, южная гипотеза тоже не устраивает лингвистов. Они считают, что слово «Русь» не может быть восточного, тюркского происхождения. Дело в том, что у тюрков буква «Р» не может стоять в начале слова, поэтому в современных тюркских языках добавляется гласная буква,  например, «урус» – русский. Но эта странная логика не учитывает иной возможности – исчезновения начальной гласной. Одни ссылаются на топоним – речку Рось в Поднепровье, другие указывают, что в ранних летописях река называется «Ръсь», а окрестные жители –  «поръшане», а не «русы», и эта гипотеза тоже беспочвенна. Но так ли уж безнадежна ситуация?
Имя восточных славян звучит различно у разных народов: русы, россы, расены… Почему? Может быть, потому, что в языках, на которых писались древние греческие, византийские, германские, скандинавские и арабские тексты, не нашлось нужной буквы? Но вот какой? У, Ё, Ю, Я не подходят – они легко передаются двумя буквами: YE, YO,YU, YA, а вот Ы…
Значит, не Русь, не Рось, а Рысь? Племя Рыси? Но почему это название не сохранил сам народ? Быть может, потому, что никто из иноязычных соседей не мог повторить, кто ты, если назваться Рысью? Или же это просто результат чередования гласных?
Ведь есть в русском языке чередование Ы-У: был – буду, слышать – слух, дыхание – дух. Или же Рысь исчезла потому, что летописи языческие у нас не сохранились, а первые церковные летописцы начало русской истории переписывали с византийских источников, и Ы не вошла в эти тексты?
Но само предположение звучит достаточно убедительно, осмысленно: народ тотема (или усобицы по-славянски) Рыси. Название должно быть очень древним, ведь даже в античное время греческие историки уже называли племена по месту проживания, например, Спарта – спартанцы, Иллирия – иллирийцы. Есть в этом предположении очевидная неувязка: народ Рось (у арабов Русь) впервые упоминается в византийских и арабских источниках как жители причерноморских степей; да и туда эти племена пришли, скорее всего, из степей Азии. Трудно представить, что лесные жители вдруг откочевали в степи, под удары конных степных народов. А рысь, как известно, кошка лесная,  в степях она не водится.
Но всегда ли называли рысью именно рысь? В своем царском указе об учреждении герба Пскова Алексей Михайлович пишет о рыси, хотя почти в то же время в других документах тот же зверь зовется барсом. Не мог же имевший свой зверинец, охотничьи угодья и заповедники царь всея Руси спутать коротколапую и почти бесхвостую кошку северных лесов с изображенным на гербе длиннохвостым барсом? Значит, раньше рысью звали и барса, и любую другую крупную кошку? Это похоже на правду. Например, поляки тигра называют «тигрыс». Тогда и барс – это барыс, или большой, великий, может быть, даже священный рыс. Что же за зверь с самого начала скрывался тогда за названием «рыс»? Ведь он должен жить там же, где формировалось племя Рысов, а это уже интересно. Кошка, очень похожая на барса, но меньше его по размерам – это гепард. Отличие его от барса – очень высокая скорость бега, преследование добычи гоном, а не из засады. Гепарда очень легко приручить. Брэм пишет, что не знает случаев нападения гепарда на людей. Дикие гепарды когда-то жили по всей Юго-Западной Азии – от пустынь Аравии до Ганга и от степей Центральной Азии до Иранского нагорья; с прирученными гепардами охотились индийские раджи, иранские шахи, армянские государи и киевские князья.
Может ли гепард быть тем самым рысом? Возможно. Гепард на охоте рыскает в поисках добычи; лошадь во время такого неспешного бега может догнать его только рысью. Попробуем образовать прилагательное от существительного «барыс» («борыс»), и мы получим слово «борзый» – быстрый, стремительный. Значит, барыс – это не обязательно «большой рыс», в применении к гепарду это может быть, например, священный рыс. Но вот сохранились ли сведения о почитании этой кошки в период проживания русов в Причерноморье? Как могли выглядеть эти святилища до того, как в Киевской Руси было принято христианство? Как величали древние русы свое божество, покровителя народа? Можете не поверить, но все это известно нам с детских лет, и вот доказательства такого достаточно смелого утверждения:
«У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…»

Пушкин – это наше ВСЁ.
Вот каким оно было, капище Священного Рыса. Возможно, в его честь названа высочайшая вершина Кавказа, Эльбрус (Эль-Борус), так же, как соседняя вершина носит имя другого древнего тотема – Гуся-Каза (Каз-бек), которого почитали некоторые племена древних тюрков (каз-ак у казахов, например – «гусь белый»).
Подобные удивительные находки возможны не только в гениальных переработках русских былин и сказок, но и в повседневной речи. В древней Руси существовал звательный падеж, сохранившийся сегодня только в церковной службе, например, в обращении «Господи!». А как звучало такое обращение к барысу? «Барысе!» Со временем слова стираются от постоянного употребления, забывается их первоначальный смысл. И вот к своей домашней кошке мы обращаемся уже с укороченным повседневным «брысь!», не задумываясь о происхождении и высоком начальном  значении этого слова.
Однако, если русы и казахи когда-то, как и сейчас, тесно соседствовали, логично было бы поискать в казахском языке, как называли они в древности русских? Да так же, как и сейчас: «орыс». Вспомним, что у тюрков «Р» не может быть первой буквой слова.
А как в казахском с однокоренными словами? Ведь единственное слово может быть просто совпадением. Но «жолбарыс» у казахов – тигр, «орыстан» –  лев. Ошибки нет, и русы – это племя гепарда. Если казахи хорошо знали русов, может быть, память об этом народе могла сохраниться в тюркских топонимах? Поиск по Интернету сразу же дал реку Арысь, приток Сыр-Дарьи. Там же, чуть севернее, соленое озеро Арысь. А вот карты средневековой Центральной Азии оказались гораздо интереснее: напротив устья Арыси, на противоположном берегу Сыр-Дарьи, располагалось государство Уструшана. А может быть, Усть-Рушана? Или Усть-Русана? Ведь арабы, составлявшие карты – большие мастера переделывать С (как и Ч) на Ш. А как называть жителей этой местности? Уж не порушане ли, если они проживали по Арыси и в Усть-Рушане? Или просто арысы? Вот тут, когда поиск привел нас из Восточной Европы в Центральную Азию, впору проверить столь необычное решение поставленной задачи. Как? Поискать другие слова, связывающие Русь и Уструшану,  Уструшану и соседние государства – Шаш (по течению Арыси) и Согдею (на западе). Есть у донских, кубанских  и терских казаков интересный обычай: заимствованные в казачью амуницию вещи называть по имени того народа, у которого они увидели её впервые. Ногайская плеть – нагайка, черкесский кафтан – черкеска… А что же они позаимствовали у своих древних соседей? Похоже, шашку – главное оружие казака. Как же они прошли долгий путь от Центральной Азии до Дона и Днепра? Где расположено легендарное Беловодье русских былин? А ведь Каспийское море имеет множество названий, и одно из них – Ак-Дениз, или Белое море (у народов Востока Западу соответствует белый цвет). Не на этом ли пути через Персию почерпнул наш народ удивительные сказки о царе Салтане и Шамаханской царице? Правда, местность эта в Персии  называлась Шемаха, но ведь в те времена правил написания слов не существовало, и они писались так, как слышались.
Как слышится, так и пишется – по этому принципу и сейчас построено правописание одной из восточнославянских стран – Беларуси. Интернет захлебывается сразу же после набора слова «барыс» в любой белорусской поисковой системе: у белорусов Барыс – до сих пор одно из любимых личных имен (как и Борис у русских, а ведь лингвисты до сих пор почему-то считают, что имя Борис – неясного  происхождения!)
Если считать, что чередование гласных у тюрков идет по какому-то закону, то паре «батыр-боотур» (богатырь) должна соответствовать пара «барыс-борус». Недалеко от Беларуси,  на побережье Балтики, существовала Боруссия – Пруссия (Поруссия, Порусье?), рядом с Белоруссией. Русы жили и дальше: Рюрик родом из Ютландии (современная Дания). А дальше? Брюссель или все-таки Борусль? Ла-Рошель? Руссильон? Барыселона?
Что? Сказки??? Ладно, фантазировать – так до конца: король Артур – это не искаженное Яр-Тур, почти как наш Буй-Тур Всеволод? А если мы напишем прозвище другого короля – Ричарда Львиное Сердце, как Рысье Сердце, да еще латиницей, да еще слитно: RicHеart? Такое непонятное англичанам имя пришлось перевести на английский и перевод добавить к имени, как прозвище. А имя его любимого рыцаря в английском языке как раньше писалось? (Или все же рысаря – героя, способного выйти на поединок с рысом? Или рыс-царя? А ведь считается, что этимология этого слова неизвестна). Так как же его звали? Ivango-Айвенго? Или Ivanko-Иванко? Итак, русские рысари в Англии, Франции, Испании… Что за дикие фантазии?
Но во всех этих местностях на гербах изображены барсы – барысы, у всех барсов одинаково поднята правая лапа, у всех поднят и одинаково изогнут хвост – в точности так же, как на древних монетах государства Устрашана и соседних Согдеи и Шаша, древней Персии и современного Ирана! Как на старых монетах Москвы, Твери, Пскова, современной Чехии, Болгарии с её еще недавними царями Борисами…
Ак-барс  – белый  барс – изображен на гербе Татарии, жители которой еще в XIX веке называли себя волжскими булгарами; барс – на гербе Осетии. Барс или гепард? Зоологи со знанием дела критикуют изображения этих барсов на современных гербах: у барса – короткая шея, он просто не может так высоко поднимать голову; так призывно задранный хвост означает одно из двух: либо барсу нужна подружка, или ему срочно нужно в туалет. При этом они забывают, что герб построен на основе древних изображений, когда мужская сила считалась одним из основных достоинств любого индивидуума, а гепард, в отличие от барса, имеет длинную шею, которую он может высоко поднимать, разглядывая в высокой траве дальнюю добычу. Да и на гербах Европы, пестрящих львами, те из них, морды которых повернуты в фас (например, датские, голштинские, шведские, древнеанглийские короля Артура, нормандские и многие другие) зовутся в геральдике не львами, а львиными пардусами. Пардус - это барс, а почему львиный? Потому, что у самцов гепардов, в отличие от барсов, есть небольшая гривка, делающая его силуэт немного похожим на львиный.
Значит, и Западная Европа была населена когда-то людьми усобицы Рыса-гепарда. Когда? Очень давно. Еще на этрусских мозаиках найдено изображение гепарда, причем перевозимого на коне – видимо, до места охоты – юношей.
Если так – охоту с рысом можно от времен индийских раджей, персидских царей и киевских князей отнести еще на тысячелетия назад.
А первые упоминания о почитании гепарда нашли при раскопках древнейшего известного на Земле крупного поселения – Чатал-Гуюка (Малая Азия), развалины которого датируются 6-7 тысячелетием до н.э. Это – неолит, то время, когда, как считается, еще не были приручены домашние животные. В раскопах обнаружили лепные изображения богини-матери, по сторонам кресла которой расположились два гепарда. Кстати, живые гепарды охраняли гораздо позже трон персидских царей, а последние известные автору львиные пардусы их бронзы украшали парный трон русских царевичей Ивана и Петра Алексеевичей. Преемственность?
Как гепард мог стать священным животным, покровителем рода? Гепард – прекрасный охотник, развивающий невероятную скорость на охоте. Он может легко догнать и задрать антилопу, козу, других некрупных животных. Но утащить их не может – все-таки это не барс. И отстоять добычу в открытой схватке с человеком, вооруженным хотя бы палкой, не может. Ему приходилось довольствоваться тем, что оставлял ему человек. Так у рода появлялась белковая пища. А это – сильные воины, здоровые женщины, крепкое потомство. Огромное преимущество перед соседними племенами. Есть отчего молиться на такого покровителя рода, беречь его детенышей, поддерживать в период бескормицы и даже доставлять к месту охоты.
Известно, что у хаттов, проживавших в Малой Азии, гепард назывался КАПРАС. Корень КАП сохранился в русском языке в слове КАПИЩЕ – священное место. Священный рыс? Полная аналогия русского БО-РУС, БА-РЫС, где первый слог означает ВЫСШИЙ (бо-ярин, бо-гатырь, бо-г). Значит, гепард был священным животным, тотемом жителей Малой Азии, по крайней мере, 8 тысяч лет назад. Называли ли они себя именем своего тотема? Неизвестно. Но государство Русена на территории Малой Азии существовало, хотя и позже. А вот самоназвание этрусков – расены – уже прямо говорит о их принадлежности к общности рысов. Известно, что этруски пришли на Апеннинский полуостров после падения Трои.
Здесь следует отметить, что многие названия исторических народов не совпадают с их самоназваниями. Например, что может обозначать название ХАТТЫ? В латинском существовало слово КАТТА – крупная хищная кошка, например, катта-пардус – барс. Сейчас в Италии произносят ГАТТА, но подразумевают то же. Никакая другая буква не видоизменяется так просто, как К-Г-Х и даже (Х), просто как придыхание перед словом (так от Каз – Хаз остался Ас). Значит, Хатты – это те же Коты – Рысы? А Готы? Тогда знаменитое «Майн Готт!» может просто означать «Мой Тотем! (Мой Кот)». А в русском появился «Кот ученый» - дрессированный гепард. И знаменитые катафрактарии (бронированная конница гуннов, как нож сквозь масло прошедшая Европу до Рима) – это катта-фрактарии, рысы-разрушители. (Кто такие гунны, если это так?) Кстати, искусством создания лучшей в Европе брони владели… наши отечественные берендеи (беренд – латы, кольчуга /казахск./. «деять» в переводе не нуждается). Значит, название они получили по роду деятельности, так же как болгары (булгары – кожа /казахск./). А как они – те и другие – называли себя сами? Пока – загадка. И такого в истории много. Касог – Каз-ог, казак-лучник, адыг – от общекавказского АДИГ – остров, т.е. просто островитянин. (Кубань еще не так давно впадала через лиманы в Черное, а не в Азовское море. Вместе с Протокой – крупным рукавом дельты – она и сегодня образует тот «Остров русов» размером в три дня караванного пути /около 70 км/, который описывают многие арабские путешественники. Именно его историки до сих пор ищут вплоть до Балтики, не удосужившись взглянуть на карту Тамани. А ведь арабы ясно и точно говорят: остров – сырой и заболоченный, а на Балтике таких островов нет. При этом адыги постоянно упоминаются историками, как соседи и союзники русских казаков. Возможно, это та часть древних таманских русов, которая под давлением кочевников ушла не на север, к Днепру, а на юг, в горы, где сменила язык и частично ассимилировалась? ).  И еще: именно этом районе много находок монет и ювелирных изделий первых веков н.э. (Боспорское царство) с изображениями крупной кошки.
Куда еще ушли после поражения Трои люди Рыса? Историки считают, что потоков этой миграции было несколько, в частности, называют Англию. И монеты периода начала н.э., найденные в Англии, подтверждают это – на некоторых из них изображен рыс. Посмотрим, что объединяет эти места: Троя контролировала Дарданеллы и международную торговлю через пролив; этруски контролировали узкий проход между Ардиатикой и непроходимыми Альпами; пришедшие в Англию оседлали Ла-Манш; те, чьим именем названы Бар(ы)селона и Руссильон, контролировали Гибралтар; вплоть до завоевания Испании маврами местные военачальники нередко носили чисто русские или немного латинизированные имена – например, Теомир (от русско-славянского Богумир). Русы контролировали Керченский пролив Черного моря, которое не зря, видимо, называлось Русским. Последние сведения о русо-славянах Боспора – княжество Тмутаракань (Тму-Тархан – Десятитысячная Вольница?). Что еще? Проливы Каттегат, Скагеррак, устья практически всех крупных рек, использовавшиеся, как торговые пути. Это - Днепр, низовья Дуная, Дон, Кубань, Терек, Лаба, Одра, Прегель. Позже – Западная и Северная Двина, Нева, Ока, Волга. Значит, основной промысел русов-рысов – лоцманские услуги в сложных для прохождения узостях, портовое обслуживание купцов, включая то, что сейчас назвали бы «крышеванием» (т.е. принудительное покровительство).
И везде – монеты, гербы, географические названия с упоминанием гепарда (львиного пардуса).
По крайней мере, в первой половине первого тысячелетия н.э. на территории степей и предгорий Северного Кавказа существовало государство Русколань (Рус-алань – Русское поле, или, быть может, Рус-кала – русская крепость /тюрк./ ?)
Одна из самых массовых находок скифского периода (а скифов древние авторы размещают на этой же территории, хотя жили они, по современным данным, в том числе археологическим находкам, от Дуная до Алтая) – изображения крупной кошки, которую историки считают пантерой. Изделия скифского звериного стиля – это, возможно, родовые знаки усобиц. А встречается среди таких изображений, кроме рыса, еще и горный козел – тур (тюрки?), и змея – наг (нагайцы, позже переименовавшиеся в ногайцев /тотем собаки/, но сохранившие в обрусевших фамилиях «а» в корне самоназвания – Нагие, служившие Ивану Грозному?), и сокол-рарог (Рюриковичи). Так что рыс не был единственным тотемом на территории Евразии. Но он, похоже, был самым древним, возможно, восходящим к временам легендарной Атлантиды. Как иначе объяснить, что именем тотема назывались горные пики не только в Евразии (хребет Борус на Алтае, г. Эльбрус /Эль-Борус/ на Кавказе, хребет Эльбурс в Персии, г. Рысы в Татрах), но и в лежащей на другой стороне Атлантики Мексике (влк. Орисаба – Арыс-апа – Рысоматерь)? Это почти невероятно, но… вспомним, что в Латинской Америке распространен, за неимением гепарда, культ ягуара. Еще один из древних тотемов – гусь белый, или гусь-лебедь (каз-ак /тюрк./, родственные по смыслу казах /самоназвание – каз-ак/, кос-ог, хаз-ар, ас, гуз; позже – гуситы, гёзы, и наконец, современные «дикие гуси»-наемники) – все это означает мобильные легковооруженные группы, основным приоритетом которых всегда была воля, а основным занятием – вооруженные действия: набеги, охрана границ, наемничество, и конечно – борьба за свою свободу. Т.е. гуси-лебеди – это клан не родственный, как  ранние родовые усобицы, не военно-торговый, как древние русы-рысы, а сформированный почти чисто по военному признаку и включавший, как и у поздних рысов (н.э.), различные группы племен, подчас даже разноязычные.
Где можно найти упоминания о тотемном прошлом наших предков? В первую очередь в эпосе, в былинах и сказках. Вспомним барсовую шкуру Ясона, парную упряжку гепардов, носившую толесницу бога виноделия Диониса (известно, что именно фракийцы-скифы-русы всегда славились невоздержанностью к вину). Вспомним, как называлась власть троянцев в Древней Греции: АРЫСтократия.  Вспомним «Витязя в тигровой шкуре» (барсовой, в иных переводах), древнюю русскую народную сказку о диковинном быстроногом  звере по имени Арысь-поле, в которого превращалась героиня сказки.
Есть и другие свидетельства, не столь прямые: например, греческий миф о царе скифов Линхе (Linx – рысь во многих западноевропейских языках).
Знаменитая русская сказка «Гуси-лебеди» - не что иное, как рассказ о первом русском уклонисте, именно поэтому она живет в веках, хотя уже никто не догадывается о ее истинном значении. Гуси-лебеди – тотемное название военного клана, бравшего с Руси «дань кровью» - малолетних мальчиков в возрасте около 5 лет для военной службы. Это было необходимо, т.к. сам Орден (Орда) профессиональных воинов – каз-аков запрещал воинам действующей армии иметь семьи (иное дело – ополчение). Про один из таких набегов «гусей-лебедей» для набора малолетних рекрутов и повествует сказка. Есть в ней уже и накопившиеся искажения: например, прятаться от птиц в неизвестно откуда взявшейся на дороге печурке – глупо; а вот спрятаться от настигающих конников в прибрежной печорке (пещерке) – очень удобно: с коня, да еще с крутояра, ее просто не видно.
Значит, гуси-лебеди – враги? Не совсем. Есть у нас и красивые сказки о Царевне-Лебеди, и легенда об основательнице Киева – сестре Кия Лыбеди. Значит, были и врагами, и союзниками, и родичами.
А с какими кланами-тотемами Русь враждовала? С трехголовым Змеем (арийск. Наг) - традиционные для Азии три жуза, видимо, существовавшие и у нагайцев.
С ногайцами, крымскими татарами (Собака-крымский хан – не ругательство; взошедший на трон правитель усобицы получал имя тотемного животного, и не только у татар; были и болгарские цари Борисы, и один из родов рысов – Рюриковичи-Соколичи).
С тюрками (Ботур – Батыр – по сути – Большой Козел). Но порой с ними и дружили, называя своих героев по аналогии с батырами – богатырями. А чего стоит старая русская народная (?) армейская песня – «Аты-баты, шли солдаты…».
Бессмысленная на первый взгляд, она становится ясной, стоит ее чуть-чуть отреставрировать: «Аты Бату! – шли салт атты…» - и теперь любой, знающий один из языков тюркской группы, спокойно переведет: «Отче Батый! – шли налегке-верхом (легковооруженные) кавалеристы…» Так какими войсками командовал Батый???
Но, когда окончательно разошлись по религиозному признаку (при хане Узбеке), Козел-Тур попал в опалу. Обратите внимание: кошка может гулять по православной церкви, где ей заблагорассудится, может даже в алтарь войти – не выгонят. Собаку выставят тут же, как только попробует войти. А уж козел в храме… Это – последствия тотемизма в современной монотеистической православной религии. На Царских вратах в одном из храмов Суздаля, в самом центре – изображение морды гепарда (а не льва!), о чем однозначно свидетельствуют точки-пятнышки, изображенные на шкуре. «Львы» на Дмитровском храме г. Владимира больше похожи на добродушных собак: резчик уже не знал, как выглядит гепард, но что похож сразу на льва и на собаку – слышал. А вот в построенной раньше киевской Софии на фресках изображены гепарды на охоте за дикими конями – тарпанами, и здесь их еще не спутаешь. Позже, в 15 –18 вв., когда церковь стала решительнее бороться с пережитками язычества, гепард с украшений – церковной резьбы и фресок – перекочевал на иконы, изображающие страшный суд: верхом на гепардах нередко изображали грешников, ожидающих геенны огненной. Религия была государственной, и великие князья вместо монет с рысом-победителем начали чеканить монеты с человеком, оседлавшим рыса и раздирающим пасть зверя. Такая вот религиозная пропаганда – доступными и понятными для всех средствами. Но кое-что, к счастью, не было уничтожено Церковью и дошло до наших дней, например, в некоторых церквях Московского, Владимирского и Суздальского княжеств есть несколько изображений святых со щитом, на котором изображен рыс, а также изображения самих рысов. Судя по тому, что начальная Русь – Русколань на территории сегодняшней России располагалась в степях Причерноморья, после выдавливания кочевыми племенами русы ушли по рекам на Север – в степи и лесостепи на границе с лесной зоной по среднему Днепру, при впадении реки Рось, и по Волге до Клязьмы, где равнинное Ополье напоминало оставленное южное Русское Поле. Здесь и остались наиболее заметные следы поклонения Рысу, которые тут хорошо заметны (даже, несмотря на принятие православия).
Не следует считать, что официальной религии удалось окончательно справиться с тотемизмом. Его отголосками были и бронзовые гепарды на троне Петра и Ивана, и уцелевшие до наших дней изображения барсов на стенах палат Кремля, и барсовые вальтрапы конногвардейцев Екатерины II.
До сих пор в России военных летчиков называют соколами, как звали рюриковичей – витязей Руси еще в «Задонщине». «Задощина» вообще – кладезь тотемизма. В ней упоминаются не только соколы и кречеты, но и белозерские ястребы, бьющие степных гусей-лебедей. Есть и другие, менее отождествляемые с тотемами, сравнения. И там же, в одной из версий,  цитируемой Олжасом Сулейменовым в подлиннике, а не в переводе, русские князья названы «кнъзи рысские», и эта строка могла бы поставить точку в вековом споре историков: «Откуда есть пошла Русская земля».

Александр Репин

...

Статья написана сыном, Александром Репиным, как реферат по истории – на основе  материалов, подготовленных для работы по теме «Народ усобицы Рыса».
Она опубликована в сборнике трудов СПб ИТМО.
Я разместил этот материал здесь, как своеобразный дайджест, позволяющий судить о направлении цикла, о целесообразности дальнейшего чтения для Вас лично.


Рецензии
Очень интересно! Вполне согласуется с моей версией. Профессиональное воинство славян, созданное в конце 8-го века на Дону, действительно, могло избрать барса своим покровителем. Надо покопать в этом направлении поглубже.
Русы - барсы! Здорово!

Владислав Тележко   27.01.2017 23:06     Заявить о нарушении
Рыс уходит в глубину веков: это и культовый зверь этрусков-расенов, изображаемый на стенах некрополей, и кап-рас - священный рыс-гепард хеттов, и, допускаю, символ атлантской пехоты, после катастрофы Атлана ушедшей крышевать проливы и устья торговых рек (рарог-сокол - ВВС, фока-котик, тюлень - ВМС). Но это уже догадка скорее, чем гипотеза. Скажем, именно в Фокее, в Милете, хранились морские карты. Именно отсюда греки выходили во все экспедиции для закладки колоний. Марсель заложен выходцами из Милета, и именно из Массалии ходил в Атлантику Пифей, с очень высокой точностью, как по хорошей карте, указавший длину каботажа вокруг о. Туле - Гренландии, хотя пройти вдоль ее сев. берега он вряд ли мог из-за льдов.

Владимир Репин   28.01.2017 13:20   Заявить о нарушении
Я бы сказала, что русские не ленивы, а ДОЛГОТЕРПИВЫ.
Ко всему, элиту старались уничтожить веками. Не вышло.

Наталья Котомина   12.02.2017 17:26   Заявить о нарушении
И не выйдет!

Владимир Репин   12.02.2017 18:45   Заявить о нарушении
«Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.»
Скорее, греки не могли называть народ рысами из-за отсутствия Ы, и вдобвок в желани перевести всё непонятно-варварское, перепутали рыса (гепарда, тотем русов-рысов) с рысью - бегом лошади. Бег - δρόμος.

Владимир Репин   23.04.2018 22:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.