К истории села Салтыково

К истории возникновения некоторых населенных пунктов Сасовского района Рязанской области
 

 

О том, что села и деревни, расположенные вдоль трассы Москва-Куйбышев (теперь носящая название «Урал») и полуостровом вдающиеся в Зубово-Полянский район Мордовии, имеют историю, отличную от основной Рязанщины, я осознал, будучи уже в зрелом возрасте. Вышел в приемную своего руководителя и, увидев на столе секретаря яркие брошюры, взял в руки. Это был «Рязанский этнографический вестник» под редакцией Коростылева. Бросилась в глаза сразу же статья под названием «Об песенном обиходе некоторых сел Сасовского района».

Выпуск вестника был приурочен 100-летию известного в своих кругах этнографа Соловьевой Натальи Ивановны, статья написана ее ученицей, Гиляровой Н. Н. Опять таки взгляд упал на знакомые названия: Салтыково, Каменка, Пичкиряево. Историческая справка была на полстранички, но бесценна по содержанию. Больше подобных сведений найти не удалось пока. Дело осложнялось тем, что Салтыково с прилегающими деревнями относилось к Спасскому уезду Тамбовской губернии, Сасово к Елатомскому. После революции, во время Антоновщины, Тамбовские архивы сгорели, и ссылка на этот факт стала стандартной отпиской на все запросы.

В статье говорилось о том, что села были заселены графом Салтыковым в первой четверти 17 века. Речь шла о Салтыкове, Студенце, Новой деревне, Шафторке, Каменке. Про Пичкиряево было сказано, что основали его беглые и отслужившие свое солдаты. Во время моего детства старики говорили, что селу триста лет, и это подтверждало данные статьи. Разбирая песенные традиции, Соловьева находила в истории названных сел много общего. Тем не менее, 300 лет существования сел наложило свой отпечаток на облик каждого.

Второй импульс был получен при изучении карты Спасского уезда 1883 года. На ней обозначены Салтыково (Салтыковы буты), Шафторка, Студенец, Пичкиряевский майдан, Боковой майдан, Матвеевский майдан. Тракт, по которому расположены деревни и села, повторяет трассу «Урал». На карте рукой писаря отмечено, что красной чертой обозначена большая дорога. Именно так называлась центральная улица Салтыкова. То есть тракт проходил через село.

Нет на карте Новой деревни и Крутого, тем не менее, они существовали. Крутое стояло на двух ручьях, один из которых называется Юва, и он четко обозначен на приведенной карте. На данные села есть ссылки в описаниях хозяйственной деятельности Спасского уезда. Остальные населенные пункты, показанные на карте, были чисто мордовские.

При решении Сталиным, а он был наркомом по делам национальностей, национального вопроса наши русские села были приписаны к Сасовскому району. Села же с мордовским населением вошли в состав вновь образованного Зубово-Полянского района Мордовской АССР. Непонятно только как оказался в Мордовии Студенец с русским населением. Нет на карте Свеженькой, так как она была создана в связи с прокладкой железной дороги на Вернадовку в 1893 году. Однако лесничество в Свеженькой называлось Бутским, по имени Салтыковских бут.

Села наши со стороны Бокового майдана называли москалями, мы их бутяками. Места в Мордовских лесах были топкими, дороги бутили местные жители, поэтому и бутяки. Со стороны Шацкого уезда нас называли Цуканами по деревне Крутое, где сильно цокали и окали. Мы же население той стороны звали Мешерками и Заценками, то есть за рекой Цной.

О деревне Крутое с его диким оканьем и цоканьем ничего не говорит даже Гилярова. То есть село для наших мест случай из ряда вон выходящий. Тем не менее, в Кадомском районе, где есть подобный нашему полуостров, вдающийся в Мордовию, были деревни с таким же говором. Соловьева же в своей экспедиции Крутое даже не пыталась рассматривать, так сильно оно не вписывалось в общую картину сел.

Каждое село также имело свои клички между собой. Крутовских дразнили кошелями, Салтыковских мешочниками. В упоминаемой статье говорится о кличке Шафторских жителей: паруны. Но когда я дал почитать статью жителю Ряньзи, выходцу из Шафторки кстати, он рассмеялся и поправил меня.

- Какие же паруны? Пруны, от слова переть, воровать.

То есть жители Шафторки испокон веков имели славу жуликоватых людей, которые не пройдут мимо того, что плохо лежит. Этнографы же из чувства такта несколько изменили неудобоваримое слово.

Древность сел и относительная замкнутость каждого подтверждается тем, что в каждом селе с веками сложились фамилии, свойственные именно ему.

В Салтыкове это были Горюновы, Мартишкины, Муруновы, Бесковы, Феофановы, Гульмановы, Плетуховы.

Еще больше фамилии были сгруппированы в Крутом: Хряшевы, Голыбины,Голоктионовы, Жемчуговы, Чекановы, Вдовины, Гусаровы.

В Шафторке Назины, Котыховы, Тужилины, Сазоновы...

От давности лет, когда образовались они, представители одной и той же фамилии не прослеживали родственных связей. Выходить замуж в соседнюю деревню было позорно. Бабка Аксинья, у которой я жил в школьные годы на квартире, глядя вслед какой то женщине, откомментировала:

- беспутная она баба, ее даже замуж в своей деревне не взяли.

А в другом случае я пытал свою крутовскую родню, тетю Пашу Хрящеву, откуда у нас родственные связи. Мама моя была из Салтыкова, из Тархановых. Та отвечает, что ее бабушка тоже урожденная Тарханова.

- А почему же ее в своей деревне замуж не взяли?

-Хроменькая была.

В Салтыковых бутах и Боковом майдане были волостные правления, в Салтыково еще больница и школа. Селами являлись Салтыковы буты, Пичкиряевский, Боковой и Матвеевский майданы, поскольку там были церкви. Позже даты издания карты церковь построена была в Шафторке, где сохранилось кладбище.

Все села под названием Салтыково связывают только их основатели, принадлежащие к одному боярскому роду. Хронология их различна.

Наши Салтыковы буты основаны в первой четверти 17 века, Пензенское Салтыково в последней.

Различна наша история и с Шацким районом. Шацк основал в 1552 году Борис Ивана  Сукина сын (так в летописях). Села Шацкого уезда основывались в одно время с крепостью. Село Ямбирно в начале 17 века было полностью мордовским и языческим. Когда Рязанский архиепископ Мисаил в 1655году приехал туда крестить мордву, то был смертельно ранен.Это еще одно подтверждение того, что наши села были заселены графом в место, полностью окруженное мордовским населением. Убийство Мисаила послужило поводом для бегства мордвы из района Ямбирно, с Цны, в глушь лесов от расправы. Осели они в районе села Анаева теперешнего Зубово-Полянского района. В преданиях переселенцев долго сохранялись воспоминания о прежней жизни на Цне.

Села Важное, Желанное Шацкого района и сасовские Лесные цветы были образованы при расселении пострадавшего от пожара населения села Конобеево барыней Нарышкиной. Переселенцы были в силу своего положения освобождены от податей на несколько лет, и от радости брали благозвучные названия. Деревня Лесные Цветы, находясь географически в пределах нашего околотка, тем не менее, сильно отличалась от других сел и деревень. Жители их были очень религиозными, в каждой избе передний угол от пола до потолка был заставлен иконами. По любому случаю проводились молебны.

 Наши деревни надо рассматривать как следующий этап русской колонизации мордовских земель после строительства Щацка и связанной с ним засечной черты. Эта граница исторического раздела четко очерчена географической границей между Шацким и Спасским уездами Тамбовской губернии.

 Сам же Тамбов был заложен и заселен в 1636 году казаками из села Конобеево на месте окраинной мордовской деревушки Тонбова. Историки до сих пор прослеживают связь межу коренными тамбовскими и конобеевскими фамилиями.

Наши села не видели крепостного права, крестьяне были государственными. Мне, пацану еще, об этом рассказывали с гордостью старики.

После революции началось образование новых деревень, выселок из старых. Перенаселение было огромным, дома стояли между собой очень тесно. Любой пожар уносил десяток домов, а то полсела. Требовалась разрядка.

Из Салтыкова, как теперь назывались Салтыковы буты, выселилась Жульевка (Покровка - официальное название), из Студенца Толстовка (пос. им.Льва Толстого-оф.), из Крутого Васяевка и поселок Ленинский. Толстовку основал толстовец по вере, то есть человек, следующий учению Льва Толстого. Власти же нашли достойный выход из положения, дав деревне имя маститого писателя официально. Из Новой деревни к лесу за другую сторону большой дороги выселился поселок Красный. Здесь был лесопильный завод, который построили переселенцы из села Рянза Пензенской области. Относился завод к Зубовополянскому району и находился от Красного поселка через ручей. Поселок при заводе и ручей назвали Ряньзей. Поселок Красный по каким то причинам своего названия не удержал и со временем его тоже назвали Ряньзей. Так и существовало вместе две Ряньзи: одна Зубово-Полянского района, другая Сасовского.

Во время коллективизации крестьянами из села Матвеевское и других была организована Коммуна «Свобода». Почтовый адрес ее был поселок Вадакша, школа называлась Первомайской, в народе прижилось до сих пор имя Коммуна, на базе которой позже был создан совхоз «Свобода». Поселок Ленинский после войны был полностью переселен куда то в северные лесные края.

Остальные описываемые деревушки закончили свое существование в последние 30 – 40 лет. От всего описываемого околотка остались лишь Салтыково и Студенец, другие же либо распаханы уже, либо агонизируют.
Продолжение темы http://www.proza.ru/2016/12/10/253

 

Рязань, 2008 год.
 
 
 


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!Заранее извиняюсь, если нагрублю Вам... но я в таком негодовании после прочтения этой статьи... Это что ж Вы там понаписали про Шафторку! Как Вы могли со слов какого-то "жителя Рязани, выходца из Шафторки" сделать такое умозаключение? Хотя я догадываюсь, кто этот выходец... не иначе как Янков "Шурка"? А что мог сказать человек, которому доверяли ключи от домов, а потом хозяева обнаруживали у них свои пропавшие вещи. Но Вы-то человек грамотный, должны понимать, что у слова ПРУНЫ может быть несколько значений...Первое, что приходит на ум, это - переть, тяжело нести,или ещё может какое значение(надо бы посмотреть в словаре) ну уж никак не вор. А Вам не приходило в голову, что это может быть связано с ПЕРУНОМ или с РУНАМИ, тем более, что Вы говорите изначально - ПАРУНЫ. ПРИЧЁМ ЗДЕСЬ ВОРЫ ???!!! Скажу своими словами: руны это изначальная письменность, и это не наши АБВГДейки... В них заключена вся суть и истина, т.е. - знания. И хочу сказать: я не знаю, как в других деревнях , но в нашей деревне столько жило колдунов!, наверное через дом... Но это привыкли их так называть, а на самом деле это были люди, умеющие многое..., т.е. у них были ЗНАНИЯ , как заговорить, как наговорить, как лечить. Ведь в те времена не было ни кардиологов, ни гинекологов, ни ортопедов, - это всё умели делать "БАБКИ".А для этого нужны были ЗНАНИЯ и они были у Шафторских! Да! И про фамилии: у нас никогда не было Бочковых и Селивёрстовых. Я сейчас назову некоторые распространённые : Назины, Котыховы, как Вы сказали. Далее Веденины, Долговы, Сазоновы, Тужилины, Петраковы, Синючковы, Калинины, многих уже не помню, конечно... И между прочим - РУНОВЫ! только вот не знаю, это может уличная фамилия, но она есть!!! Исходя из этого, прошу Вас убрать эту чушь из Вашей статьи, ведь это серьёзная вещь... P.S. Вот так у нас и пишется история...

Надежда Тужилина   11.01.2017 21:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте Надежда!!! Понравилась мне Ваша рецензия, искренняя и неравнодушная. Это во-первых. А во-вторых, очень редко земляки пишут. А вот их мнение самое ценное для меня. А теперь по порядку.
Ни какого Янкова Шурку я не знаю и не знал. Был у меня зять, Янков Петр Максимович, родом из Ряньзи, но умер давно, вечная ему память.....
Про фамилии. Да, Бочковы и Селиверстовы это фамилии не Ваши, а Крутовские. Это моя ошибка старая, исправлю обязательно. За перечень фамилий шафторских огромное спасибо. Я сейчас над ними работаю Ваша помощь очень кстати.
О парунах (прунах). Видите ли, из песни слово не выкинешь))) Кличка эта сложилась не менее века назад. Сама Шафторка выселена на теперешнее место где то в 19-м, а то и 18-м веке, пока нет точных данных. И клички сопутствовали поселенцев. Этот термин достаточно старый в обиходе и совсем пренебречь им нельзя. Ради истории той же. Но я же не назвал прунами Ваших близких родственников или Вас лично.
и в отношении термина ПРУН... Хорошо, у Вас своя версия. Но у Вас есть доказательства, что в наших местах находили руны как источник древней письменности? У меня нет.... И с Перуном связь была потеряна во времена Киевской Руси. А мордва поклонялась другим богам.
И кстати. Моя родная деревня называлась еще обиднее: Жульевка. Но я вырос в ней. И мне дорог именно этот топоним.
Интересные данные Вы сообщили о народных талантах ваших бабок. Я не знал этого.
сейчас мне интересно о Шафторке то, что в ней была церковь. Сгорела перед войной. Так что за церковь, есть ли еще люди, кто помнит ее? Служил в ней батюшка из Красного Холма...
И вообще, откуда взялась Шафторка? Загадка... Установлено, что окружающие деревни вывезены из Владимирского уезда в начале 18-века. Про Шафторку пока ничего не известно....
Еще раз спасибо за отзыв, заходите, пишите. Может быть вместе мы с Вами еще накопаем из нашей многовековой истории))))
С поклоном

Михаил Полев   11.01.2017 23:23   Заявить о нарушении
Кстати, по поводу фамилии Рунов.Во владимирских и тверских говорах у этого слова было другое значение: «снятая с плеч худая одежка, лохмотья; старая рухлядь, домашний скарб всякого рода». Таким образом, Руном могли прозвать как стригаля овец (или кудрявого человека), так и старьевщика или бедняка.

Михаил Полев   12.01.2017 00:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.