Человек гор
Горы были покрыты белым, сияющим снегом. Солнце ярко светило, но практически не грело. Если бы вы посмотрели на термометр, то увидели не самую приятную цифру - -28°, хотя каждый по-разному воспринимает такую температуру.
Михаил любил мороз. Это было самым лучшим условием для его жизни; когда всем было холодно, он чувствовал себя лучше всех. Михаилу было 27 лет.
Мишины родители погибли, когда мальчику исполнилось 9 лет. И тогда его забрал к себе охранник горнолыжного склона дядя Саша. Он был для всех дядей Сашей, никто не знал ни его отчества, ни фамилии. Ему было 59 лет, когда он забрал к себе Мишу. Жили они совсем недалеко от склона в маленьком домике, который входил в число домов для работников склона. Пока дядя Саша сидел на своем посту, маленький Миша катался на горных лыжах, которые остались ему от отца – любителя горнолыжного спорта. Вскоре Михаил уже без дрожи в ногах и без бешеного стука сердца съезжал с горного склона. Он всему научился сам. И хотя уже не было того страха, который присутствует у всех начинающих, хотя каждый раз он все лучше и лучше проходил трассу, каждый раз незабываемо ветер бил в лицо, снег летел навстречу, лыжи стремительно скользили по возвышенностям и впадинам. Каждый съезд оставался на всю жизнь в памяти Михаила, ведь он не просто так катался, как это делали туристы, он общался с горой, чувствовал ее силу и внимание.
Через несколько лет умер дядя Саша, и Михаил остался совсем один. Для него это стало бы огромной потерей, если бы не горы. Каждый день он катался, что заставляло забыть обо всем!
II
Михаилу было 27 лет. Он жил все в том же домике, целые дни проводил на склонах, вечерами чистил лыжи и костюм, а на следующий день все повторялось. Но эта жизнь никогда ему не надоедала – напротив, с каждым днем приносила все больше удовольствия и счастья! Михаил каждый день открывал что-то новое: видел новых людей на склонах, вокруг вырастали новые ели (он знал каждое деревце!), на трассах образовывались новые горки и впадины.
Как-то раз, забравшись на гору и постояв там несколько минут, чтобы отдышаться, Михаил увидел небольшой домик за сгущением елей. Это была крохотная избушка, меньше, чем дом Михаила, но такая светлая и приветливая, такая волшебная и манящая, что тут же привлекла его внимание.
Он поехал на лыжах к дому. Дверь была сильно занесена снегом: здесь давно никто не жил. Михаил снял лыжи и стал ими расчищать вход. Когда дверь, наконец, смогла открыться, он вошел в дом и осмотрелся. В дальнем углу стоял стол и два стула. В другом углу был табурет, на котором стоял железный таз; около табурета разместилась плита. Слева от входной двери Михаил увидел кровать. Вот и все, что находилось в доме.
Михаил вышел на улицу и обошел дом вокруг. Дом окружало много елей и, конечно же, просматривался весь склон: трасса, лыжники, сноубордисты, подъемники, кафе, магазины….
Михаил надел лыжи и поехал с горы. Он вернулся в свой дом, сложил в рюкзак все имеющиеся мелочи и вернулся на вершину. Он разложил свои скромные пожитки на столе, вскипятил чаю, почистил лыжи и лег спать. Ему было на удивление тепло спать, несмотря на отсутствие печи и крепкий мороз.
III
Этот дом нравился Михаилу гораздо больше, хотя удобств было намного меньше. А еще можно было сразу ехать с горы, если выйти из дома на лыжах. Михаил так и делал.
Как-то раз, один из работников склона Игорь, пропускавший людей к подъемнику, заметил, что Михаил не возвращается со склона к себе в дом, а всегда остается наверху.
- Ты что, в елках ночуешь? – усмехнулся Игорь.
- Ну да, - равнодушно ответил Михаил и уже собирался подниматься наверх, но Игорь схватил его за плечо.
- А если честно? – уже серьезно спрашивал он.
- Там есть дом, среди елей. Я перебрался туда, – ответил Михаил и поехал к подъемнику.
- Подожди меня! Я мигом! – закричал ему вслед Игорь и побежал за лыжами.
Игорь поднялся на склон. Никакого дома не было видно. Тут он увидел Михаила.
- А где дом-то? – удивился Игорь.
- Ты просто не так смотришь! – сказал Михаил, слегка поворачивая друга за плечи. Игорь посмотрел на ели слегка под другим углом и среди густых ветвей увидел кусочек двери.
- А откуда он здесь? – тихо спросил Игорь, но не получил ответа.
Михаил и Игорь пили чай в доме.
- Ты понимаешь, что только идиоты тут живут! – горячился Игорь, пытаясь вразумить Михаила. – А если снежная лавина? А если метель? Уж ты лучше всех знаешь повадки гор!
- Знаю, поэтому здесь и живу – спокойно отвечал Михаил. – Я вырос в горах. Я люблю их и уважаю. И пока я так считаю, горы меня защищают. Я не боюсь ни лавин, ни вьюг, – говорил Михаил, глядя в чашку с чаем.
- Ты больной! Понимаешь это? – чуть не орал Игорь. – “Горы меня защищают” - да это бред! Горы – это природа, а природа непредсказуема! Ты в любую минуту можешь погибнуть…
- … так же, как и ты – перебил его Михаил.
- Я… - смутился Игорь – я успею уехать! Специальные службы контролируют горные вершины и если что, они успеют меня эвакуировать! – сказал Игорь, но было видно, что не очень уверенно. – А вот тебя предупредить не успеют! Да и вообще… никто и не полезет сюда тебя предупреждать! – закончил Игорь.
- А я вас и не прошу меня спасать! Так и передай этим службам! – ответил Михаил и сделал глоток чаю.
Игорю надоел этот бесцельный разговор, и он ушел.
IV
Михаил в одиночестве справлял свой 34-й день рождения. Он купил в кафе пачку зефира и пил чай. Михаил любил зефир так же, как и горы. Он был настоящим сладкоежкой. Каждый раз, когда он ездил в город за продуктами, обязательно покупал белый зефир. Но так как он ненавидел душную городскую атмосферу, то чаще всего просил Игоря сделать покупки, постоянно напоминая о белоснежном лакомстве.
Поздравив самого себя с днем рождения, пожелав себе много здоровья и счастья, Михаил надел лыжи и вышел из дома. Как всегда на склоне было очень много туристов. Михаил стал понемногу разгоняться, но тут на него случайно налетела какая-то девушка и сбила с ног.
- Простите ради Бога, я не хотела! Вам наверно больно? – дрожащим голосом спросила она.
- Да ну что вы! Все в порядке! Я человек привыкший! – с непонятной радостью отвечал Михаил.
- Я катаюсь всего четвертый раз, плохо получается объезжать людей, - засмеялась девушка. – Кстати, меня зовут Марта, - сказала она и протянула Михаилу руку.
- Очень приятно, Михаил, - ответил он и пожал руку.
- А вы в каком отеле остановились?
- Я здесь живу – улыбнулся Михаил – с самого детства.
- Здесь? Здорово! Не каждый сможет жить в окружении снега и суровых вершин!
- Я не представляю своей жизни без гор!
- А для меня самое лучшее – это обстановка города, такая затягивающая….
Каждый день Михаил учил Марту мастерству горнолыжного спорта, а по вечерам они пили чай в маленьком домике на вершине горы. Когда становилось совсем темно и склон закрывали, Михаил и Марта спускались с горы вниз, но не на лыжах, а пешком. Каждый раз такой спуск превращался в безумное веселье: то они падали и катились вниз, громко крича и смеясь; то брались за руки и бежали, так что дух захватывало; иногда спускались до середины склона, садились на снег и часами разговаривали, не чувствуя мороза. Такие вечера наполняли душу Михаила необыкновенным счастьем.
Незаметно прошло 10 дней. Целые дни Марта проводила на склонах или в доме Михаила. Но она была туристкой, и вот приблизилось время отъезда.
V
Было раннее утро. Михаил проснулся и посмотрел в потолок.
“К чему все это? Зачем?” - подумал он и отвернулся к стене. Ничего не радовало: человек, к которому он так привязался, уезжал навсегда. Сегодня Марта должна была уехать домой.
Михаил встал с кровати, оделся и вышел на улицу. Яркое солнце на секунду ослепило его. Горный склон постепенно просыпался, появлялись люди, во всю силу “пыхтели” подъемники. “Даже горы меня не радуют. А значит, жизнь потеряла смысл” - подумал Михаил и вернулся в дом.
Целый день он ждал Марту. Она не пришла ни в 5 часов, ни в 6. Когда диктор объявил по радио 7 часов, Михаил швырнул приемник об стену, сел на стул и зарыдал. Он не понимал, почему она не пришла попрощаться, почему не сказала, где живет и как ее можно найти. “Хотя правильно, что не сказала. Я ведь все равно бы не поехал за ней. Я не смогу жить в городе” - утешал себя Михаил.
В половине восьмого в дверь постучали. На пороге стояла Марта.
- Извини, что так поздно. Я знаю, как бесчеловечно поступила, что заставила столько ждать, но у меня действительно не было времени, - сказала она.
- Да какая разница – поздно или рано. Главное, что пришла, - говорил Михаил, глядя ей в глаза.
- Это тебе, - сказала Марта и протянула ему большой пакет, обвязанный веревкой. Михаил развязал веревку и увидел в пакете новый горнолыжный костюм темно-коричневого цвета одной из самых лучших марок «Besson».
- Спасибо. Мне никто не дарил таких подарков.
- А я никогда не встречала человека, который просто сказал “спасибо”, а не “это же очень дорого”. А еще я ни с кем не проводила столько времени на улице, - сказала она и засмеялась.
Они смеялись весь вечер; а потом пили чай. Михаил угощал Марту своим любимым белым зефиром. Когда Марта взяла в руку зефир и разломала его пополам, Михаилу показалось, что она держит в руках холодный снег. А ведь он так любил снег! Он хотел взять руку Марты и поцеловать, почувствовав вкус “снежного” зефира, но не решился.
Поздно вечером они спустились со склона. Только теперь Марта ушла навсегда.
VI
16 февраля все работники склона были ужасны напуганы. Специальные службы объявили, что всем людям, находящимся на склоне и внизу, грозит опасность: приближение снежной лавины. Людей срочно эвакуировали, все помещения вмиг опустели, за исключением одного. Михаил находился у себя дома. Он ни о чем не знал.
24 года назад работник склона Игорь, будто бы предвидя, сказал: «Никто и не полезет сюда тебя предупреждать». Так и произошло. И хотя Игорь до сих пор здесь работал, и хотя он дружил с Михаилом, но даже он не попытался хоть как-то предупредить друга.
Все покинули склон и окрестности: туристы, работники, местные жители, даже животные. Все чувствовали приближение беды, кроме одного человека, который бережно чистил свой темно – коричневый костюм. В какую-то минуту у Михаила что-то кольнуло в сердце. Он выбежал из дома, как по сигналу. Вокруг не было ни души, только тишина. Михаил посмотрел на вершину и увидел, как снег медленно начинал ползти оттуда. «Значит, так суждено» - подумал Михаил и пошел обратно в дом. Надев коричневый костюм и лыжи, он вышел вновь на улицу и повернулся лицом к горе.
- Если ты это делаешь, значит так надо. Я ни в коем случае не осуждаю тебя и не виню, а только говорю “спасибо”. Спасибо за прекрасную жизнь, за эти чудесные склоны, за то, что научила жить, за Марту, которую привлекла твоя красота, и она приехала сюда. Но даже Марту я не любил так, как люблю горы, - сказал Михаил, и в эту минуту сильная и властная гора забрала его к себе.
Эпилог
Трое маленьких ребят бегали с хохотом по дому от своего папы, играя в пиратов и злого тигра. Их мама Лилия включила телевизор, чтобы узнать свежие новости.
“… там сегодня спустилась с вершины снежная лавина, которая накрыла все у подножия горы” – вещал диктор, показывая картинки с места катастрофы.
- Мама! Иди скорей сюда! Ты рассказывала, что была здесь! – крикнула Лилия своей маме Марте. Марта подошла к телевизору поближе и, увидев до боли знакомые места, заплакала.
- Да, я действительно там была, - прошептала она.
“Удивительно, но как нам сообщили, погиб всего один человек. Надеемся, что это подтвердится” – закончил диктор.
- Я знала, что так будет… - тихо сказала Марта и ушла.
Свидетельство о публикации №209041501049