Цветаева Имя твоё птица в руке

«Имя твоё—птица в руке..»  эМ Цэ

Отрывок из отзыва на диссертацию о Марине Цветаевой


В конце 90-х годов была защищена кандидатская диссертация Жогиной К. Б. , посвящённая имени собственному в стихах Марины. Я писала рецензию. Кое-что сохранилось, и оно может быть полезным.   Руководствуюсь принципом – делиться знаниями- иметь шанс получить бессмертие.  Летают комары. Итак,

Чрезвычайно интересны страницы, посвященные проблеме отождествления М. Цветаевой  своей личности с разными героями разных эпох. Так называемая примерка Имени Собственного на себя.( Хлоя, Урания, Агарь, Сивилла, Птица- Феникс, Марселина, Эва, Анжелика, Саламандра, Кармен, Ундина, Муза, Жорж Санд ). Подсознательно ощущается единая линия эволюции отождествления, в начале которой Имя собственное Марина, в конце- Орфей, посредине- Муза.  На мой взгляд, ни у Марины, ни у диссертанта, ни у меня самой не сформировалось чётко стремление разобраться в соотношении мужского и женского начала в образах и именах, однако очевидно, что поэтессу привлекали непокорность, бунт, индивидуальность, неповторимость, страстность и страдание. Потому её сильными образами являются не Муза, а Орфей, не Дон-Жуан, а Кармен, не Бог  или Аббат, а Князь тьмы. Отождествление с Жорж Санд символично, хотя и мимолётно у Цветаевой.
              Здесь несомненно бессознательное проявление одного из древнейших архетипов анимы и анимуса, отмеченного Мелетинским, Юнгом и его последователями и значительно разработанного в древнекитайской философии Инь- Ян. Эта философия в конце 20 столетия активно стала проникать в естественные науки, в медицину, особенно- в парапсихологию, в искусство, литературу, кино, Интернет. Она порой рождает чудовищ в сознании типа бесполых или двуполых оборотней. Трудно спорить относительно того, чего нет в действительности, однако трансформации МУЖСКОЕ начало—ЖЕНСКОЕ -- и вновь МУЖСКОЕ  в подсознательном пока не поддаётся рациональному, то есть сознательному осмыслению, в связи с чем могут быть различные точки зрения на отдельные нюансы интерпретаций образов и имён, в частности, имени Кармен. Некоторые авторы, знакомые с фрейдизмом в литературе, полагают, что  в образе Кармен- проявление женского начала в мужском подсознании.
       Глава 3 диссертации является практической проверкой теории об основных способах организации поэтического текста  именем собственным. Разрабатывается комплексная изотопия имён Орфей, Кармен и Марина. , а также имеющих к ним отношение артефактов Сафо (Сапфо), Эвридики, Офелии, Гения, Арфиста, Марины Мнишек, Димитрия ( Лжедмитрия), Клеопатры, Дон Жуана, Князя Тьмы. Разрабатывается и доказывается содержание имени Орфей как изотопии долга и призвания поэта, Кармен- как самовыражения авторской индивидуальности, театральности и условности, Марина- как знак единства и неповторимости  героини. Развернут тезис о роли и назначении себя, то есть поэта, через отношение триады- Марина- Кармен- Орфей. И наоборот- Орфей-  Кармен—Марина. Эти понятия являются , по мнению, К. Б., символами другой триады: самость, или «Я» -роль- идея.
         Вообще, в творчестве М. Ц. заложена любопытная идея- трансформация личности , человека как «Я» через определённую роль в жизни., почти всегда связанную со страданием ради себя или других, к Божеству, которое олицетворяет ту или иную идею ( ДУХ). Примечательно, что какая-то субстанция становится Божеством, Идеей, , обязательно пройдя стадию Страдания. Это заложено в менталитете русских, а , возможно, и всего человечества. Христос стал Богом или Богом-сыном(что часто забывается) и предметом поклонения  через распятие, Крест, которому поклоняется православие. Святыми становятся мученики, люди поклоняются святым мощам, плащанице, то есть савану, почитают могилы предков более, чем места рождения, ценят поэтов и художников более, если они страдали, были убиенны или убили себя. Орфей не был бы обожествлен, если бы его останки не подобрала простоволосая лесбиянка Сафо и если бы менады не растерзали его тело. Для Цветаевой А. Блок, умерший в период её увлечения Орфеем, есть сам Орфей,Божество, а его смерть- Вознесение. Примечательно, что для Цветаевой Божество, или герой, ставший божеством, понятия духовные, бесплотные, бесполые.. Увлекаясь в молодости философией орфизма, известной ей по дружбе с Найлендером, переводчиком гимнов Орфея, идеями о муже-женском начале мира, представлениями о душе и её жизни в темнице тела, Цветаева через всё свое творчество пронесла подсознательное ощущение аморфности, расплывчатости границ мужского и женского, которые в творчестве нивелируются.  В связи с этим не случайно обращение М. Ц. к образу Гения как мужского воплощения музы, к образу Психеи, страдающей души, получившей бессмертие от богов, и, наконец, к Орфею, певцу- праведнику, миротворцу, получившему прибежище на острове, обитатели которого ценили в нём не мужское начало, а дар пения, дар Души.

   Продолжение следует про имя Кармен.


Рецензии
Спасибо Вам большое!
Вы творите благое дело!
Я убеждена, что на Прозе есть авторы очень нуждающиеся
в такой информации..
Марина Цветаева - моя любимая поэтесса..

С уважением, Олеся

Олеся Незнамова   04.07.2010 11:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Олеся! Я собираю камни, то есть подчищаю свои архивы, чтобы не пылились на моих полках.

Галина Чеснокова   04.07.2010 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.