Исчезнувшая строка. Пушкин и Слово. Часть 1

     С молодых лет у меня есть один неоплаченный должок перед  …Пушкиным. Ну да, перед Александром Сергеевичем. Дело в том, что  еще 40 лет назад я нашел одну его загадочную надпись на полях книги, которую поэт читал за несколько дней до своей гибели, а потом  …потерял эту надпись. Хотя, на мой взгляд, эта надпись очень, чрезвычайно важна для исследователей творчества гения. Больше того, найди я эту надпись, и многие сегодня вновь удивленно повторят  его знаменитые слова: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»
     Нет, не сочтите меня полоумным идиотом, который растранжирил национальное достояние. Речь, конечно же, идет не о подлиннике пушкинской надписи, оригинал которой, очевидно, и сегодня вместе с книгой хранится в Пушкинском доме.  Просто  эта загадочная надпись  мною была, как мне кажется,  расшифрована – может быть, впервые за полтора века с момента гибели поэта, а потом …бездарно утеряна среди нескольких полных собраний сочинений поэта разных лет, которые в ту пору были у моих родителей. Отчаянные мои попытки спустя годы найти среди примерно полутора сотен пушкинских томов (столько их было в библиотеке отца) эти две строки ни к чему не привели. А потом и пушкинских книг в нашем доме стало меньше – мать была вынуждена несколько раритетных изданий сдать в букинистический магазин, чтобы прокормить семью.
     Через годы я еще несколько раз возвращался к своим поискам, просиживая по несколько дней в солидных библиотеках, но так и ничего не нашел. Хотя надпись, будь она найдена, позволит не только по-новому посмотреть на могучий гений «нашего всё», но и подтвердит безусловную достоверность величайшего произведения древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве», да и сам смысл этого несчастного похода в донские степи захудалого черниговского князя.
     Наверное, это выглядит смешно: не найти две пушкинские строчки в уже изданном. Ведь каждый день поэта, едва ли не каждая минута его жизни досконально изучены. Но вот представьте: не нашел. У меня есть только одно объяснение этому: видимо, те две строки печатались только в одном из изданий сочинений поэта, а потом кто-то из редакторов счел, что авторство Пушкина сомнительно и строки больше не публиковались. Даже могу домыслить, кто был невольным цензором: покойный академик Рыбаков, чей взгляд на  «Слово» кардинально различен с моим.
     Чтобы не томить читателя, сразу воспроизведу те две строки (если мне не изменяет память спустя сорок лет):
     «За чем шел Игорь? – спросил поэт на полях книги. И сам себе ответил: - Игорь шел за регалиями».
     Насколько я понял с годами, эти две строки могли быть написаны Пушкиным на заметках о «Слове» Н.И.Гнедича, первого русского переводчика «Илиады», прочитанных поэтом буквально накануне дуэли.  Да вот беда – и Гнедича всего перерыл, а ничего не нашел. Если кто-то прочтет этот материал до конца и восхитится идеей найти истину, я с удовольствием отдам ему пальму первенства, тем паче, что самому уже недолго осталось коптить белый свет.
     Итак, всё по порядку. Чтобы читатель понял, как я додумался до своих открытий (если они, конечно же, были) нужно объяснить, что в то время, я сдавал первую, зимнюю сессию на филологическом факультете Ростовского университета. И, что особенно важно для дальнейшего понимания, параллельно сдавал два предмета: «Античную литературу» и «Древнерусскую литературу». Как всегда водится среди студентов, времени катастрофически не хватало, и я ночами глотал всех этих греков и римлян, от Гомера до Апулея, а параллельно читал своих древних, от летописей до «Задонщины». Причем, мой отец, который стремился, чтобы сын всесторонне изучил предмет, еще «заботливо» подкладывал к этой горе книг труды по античной и древнерусской истории, которые он сам любил.  В голове уже был полный бедлам. Если бы мне в этот момент кто-то сказал, что Владимир Красно Солнышко был участником штурма Трои, я бы долго думал: может такое быть или нет .
     И вот… Заходит отец с томом Пушкина и говорит: «Забавно, что этим хотел сказать Александр Сергеевич?» Я – в истерику: «Папа, экзамены завалю!»
     А надо сказать, что мой отец до войны закончил три курса военно-инженерной академии, войну встретил, строя на учебной практике доты на границе, пережил блокаду, потом стал военным журналистом фронтовой газеты. После войны надумал поступать в университет, но к тому времени он уже был женат, отец жены, мой дед был репрессирован, и отцу вернули его документы из университета без объяснения причин. Высшее образование он так и не получил, и страшно переживал из-за этого, хотя был энциклопедически образованным человеком. А тут получает высшее образование сын…
     «Папа, - кричу я, - свали! А то я за себя не ручаюсь». «Нет, ты посмотри» - настаивает он.
     Я посмотрел.  …Тут меня и перемкнуло.
     …Преподаватели у нас были в университете классные, теперь бы таких. Когда я на экзамене по древнерусской рассказал свою теорию Ирине Васильевне, она, пыхнув папиросой, вывела мне «пять» в зачетке, не дав даже договорить. Потом история повторилась на античке. Громоподобная Алла (забыл отчество, все её за глаза звали Герой – женой Зевса) удивилась и тоже вывела свою «пятерку».
     Почему удивилась Гера? Да потому что я связал в единый кулак Пушкина, «Слово о полку Игореве» и античную историю.
    
     Перехожу к сути. О «Слове» написаны сотни, если не тысячи книг. Многие из них даже ставят под сомнение этот величайший памятник литературы, рядом с которым на Руси можно поставить только …самого Пушкина. А причина недоверия (и противники не отрицают гениальности «Слова», весь спор идет вокруг даты его написания) в том, что подлинник, найденный графом Мусиным-Пушкиным, сгорел во время пожара Москвы 1812 года. В оставшихся двух, сделанных графом, списках рукописи множество явных погрешностей и описок. И хотя подлинность «Слова» вроде бы подтверждают реминисценции из неё в той же «Задонщине», пойди, пойми, что было написано первым, а что взято за образец.
     Пушкин одним махом разрубил этот гордиев узел. Как? Расскажу на днях.
Конец первой части.
 К ЧИТАТЕЛЮ. В этой работе семь частей. Ищите их на моей странице
http://www.proza.ru/avtor/kasian1&book=7#7


Рецензии