Дай ещё!

               
        В известном эпизоде из Евангелия Христос Спаситель, после крещения на Иордане, удаляется на 40 дней в пустыню, где, будучи искушаем, даёт дьяволу-искусителю три ответа на его коварные предложения:

1. Не о хлебе единем будет жить человек, но о всяцем глаголе, исходящим изо уст Божиих (Матф.4:4).
Так искуситель начинает с потребности чрева. Посмотри на хитрость злого духа, с чего он начинает борьбу, и как остаётся верен своему коварству: чем он изринул из рая первого человека, и подверг его безчисленным бедствиям, тем и здесь начинает своё обольщение, т. е. невоздержанием чрева. (Иоанн Златоуст, беседа 13 на Матфея).
"…не хлебом единым будет жить человек". Слова эти значат, что Бог может и словом напитать алчущего. Этим Христос научает нас, несмотря ни на голод, ни на какие другие страдания, никогда не отступать от Господа. (Иоанн Златоуст, беседа 13 на Матфея).

2. Не искушай Господа Бога твоего (Матф.4:7).
Этим Христос научает нас, что дьявола должно побеждать не знамениями, но незлобием и долготерпением, и что ничего не надобно делать только по честолюбию, для того, чтобы показать себя. (Иоанн Златоуст, беседа 13 на Матфея).

3. Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Матф.4:10).
…в этих искушениях заключаются и все другие. В самом деле, источниками всех безчисленных зол являются следующие три порока: служение чреву, тщеславие, чрезмерное пристрастие к богатству. Зная это, и гнусный искуситель сильнейшее искушение, т. е. желание большего, сберег к концу. (Иоанн Златоуст, беседа 13 на Матфея).
Как же нужно побеждать его [дьявола]? Так, как научил Христос: прибегать к Богу, не унывать и при самом голоде, веруя в Того, Кто может напитать нас и словом; и если получим какие блага, не искушать ими Даровавшего, но, довольствуясь славой небесной, нимало не заботиться о человеческой, и во всём удаляться излишеств. (Иоанн Златоуст, беседа 13 на Матфея).
Отсюда познай, что и тебя, после побед над дьяволом, примут с рукоплесканием ангелы, и будут ограждать во всех случаях. Так они приняли и отнесли на лоно Авраама Лазаря, искушённого в печи бедности, голода и всяких скорбей. Христос, как я говорил и прежде, много явил здесь такого, что и с нами должно случиться. Итак, поскольку всё это совершилось для тебя, то поревнуй и подражай победе Спасителя. Если кто-нибудь из служителей демона или из единомышленников его приступит к тебе, и, издеваясь над тобой, будет говорить: "переставь гору, если ты чудотворец и человек великий!" - ты не возмущайся этим, не выражай негодования, но с кротостью отвечай, как отвечал твой Владыка: "не искушай Господа Бога твоего". Если он будет предлагать тебе славу, власть и неисчислимые сокровища, и потребует за то поклонения, опять стой мужественно. Не с одним только Владыкой всех нас так поступил дьявол, но и против каждого из рабов Его он ежедневно строит те же ковы, не только в горах и пустынях, но и в городах, на площадях и в судах, - не только сам собой, но и через людей, собратий наших. (Иоанн Златоуст, беседа 13 на Матфея).


        Эти три ответа Христа дьяволу объемлют все возможные проблемные ситуации в нашей жизни, которые только можно себе вообразить. Или, лучше сказать, всякую жизненную проблему можно разрешить, исходя из этих трёх наставлений. Правда, при одном условии. Нужно иметь веру во Христа Спасителя.

        Все мы зависимы от материальной составляющей: пищи, питья, одежды, крова над головой, средств передвижения и других не менее важных для нашего выживания вещей. Эта зависимость чаще всего, к сожалению, превращается у нас в рабство по отношению к мамоне, в полное нежелание и неспособность переносить и терпеть какие бы то ни было попускаемые нам искушения, связанные с лишением нас привычных материальных благ и удобств. А ведь по мало-мальски здравом рассуждении, любой сколько-нибудь верующий человек не может не признать неизбежность искушений в своей земной жизни. Так почему же мы столь часто оказываемся к ним неготовыми, впадаем в панику и растерянность, нами овладевает отчаяние и уныние, доводящие, порой, до самых неприятных последствий? Ответ прост: мы не отводим им в своей жизни вовсе никакого места, никогда их не ждём, не предполагаем и не допускаем даже их возможности, а потому приход искушений всякий раз оказывается для нас катастрофой. Причина же всему – наша неукоренённость в Вере христианской, в православном учении, его нравственных традициях и мироощущении.

        Мы потеряли работу, лишились средств к существованию – караул!!! Как жить, что делать, чем кормить семью? Бывают, конечно, искушения и пострашнее… Как бы там ни было, наша первая спонтанная реакция – уныние, депрессия, подавленность, отчаяние, паника, истерика… А если вся жизнь – одно сплошное искушение, что тогда? Как у «…Лазаря, искушенного в печи бедности, голода и всяких скорбей». Да и мало ли мы видим вокруг себя людей, подобных Лазарю, особенно в сегодняшней жизни. При этом, немногие, наверное, из нас помнят, что «Христос …много явил здесь такого, что и с нами должно случиться. Итак, поскольку всё это совершилось для тебя, то поревнуй и подражай победе Спасителя».

        О! – скажите вы, - для этого надо иметь веру, да ещё какую! Мы же все люди немощные, слабые, куда уж нам! Однако, на самом деле, за такой самоуничижительной пораженческой позицией скрывается, чаще всего, полное нежелание «поревновать и подражать победе Спасителя». В лучшем случае, верующий человек в минуты невзгод, скорбей и искушений обращается ко Христу с мольбами об избавлении (причём, немедленном) от всякого рода безпокоящих его неприятностей, забывая при этом, что непревзойденный способ борьбы с ними – это терпение. Мы же думаем по большей части, что живём здесь для удовольствия, а уж если обращаемся к Богу и посещаем богослужения в храме, то расточаемые нам благодеяния должны неуклонно возрастать, превращая наше бытие в одно сплошное благоденствие и отраду.

        Из такой внутренней установки неготовности к скорбям и искушениям и неприятия их отдельными людьми складывается и позиция всего народа в целом. Вот и живёт вся страна, вроде бы православная по традиции и названию, а на самом деле всё ещё по-прежнему безбожная и неверующая в состоянии внутренней расслабленности и неготовности ни к трудностям, ни к испытаниям, ни скорбям, ни к искушениям. И ждём, что случится чудо и произойдёт какое-то национальное возрождение, наступит эдакое абстрактное всеобщее благоденствие, вроде рая на земле. Возносим молитвы к Господу Богу о даровании нам и того, и другого, и пятого, и десятого, пребывая в нераскаянности, апатии и грехе. Обращая взоры к небу, просим дать нам блага, потребные для жизни нашей, нимало не задумываясь, что блага-то эти надо заслужить своей праведностью, да и вообще, может быть, они вовсе нам и не полезны нисколько для спасения. А уж если случится так, что выпадет нам на долю то или иное «благоденствие», будь то материальный достаток или даже изобилие, или ещё что, достойное вожделения, то мы уж непременно расцениваем его как заслуженное и должное, нисколько не сомневаясь в его необходимости для нас, а уж откуда оно к нам пришло, от Бога или от дьявола, нас и вовсе не безпокоит. Только какой-то внутренний наш голос не перестаёт просить: Дай ещё, дай ещё!!!


Рецензии