Богатые и нищие

С появлением в театре оперетты нового режиссера-постановщика и вместе с тем главы театра в одном лице жизнь некоторых актеров сильно изменилась. Сам Филипп Викторович был переведен с повышением из театра другой области и прежде был актером, однако по вступлении в должность режиссера, от актерского поприща решил отказаться. Годы уже были не те. Своим же коллегам он говорил: «Боюсь умереть в прыжке».
Новый режиссер многим из актерской труппы пришелся по душе. Это был высокий, полноватый мужчина, излучающий обаяние. К своей новой должности Филипп Викторович отнесся ответственно, но придумывать ничего нового не стал, скопировать репертуар одного из московских театров ему показалось гораздо благоразумнее. К всецело подвластным режиссеру актерам он относился снисходительно и, можно сказать, был открыт и неравнодушен к их судьбам. Это проявлялось в том, что Филипп Викторович одалживал какие-то деньги почти всем, а после стеснялся спросить. Таким образом он поддерживал актерский состав материально, поскольку, как известно, на зарплату провинциального актера прожить невозможно.
Вместе с Филиппом Викторовичем в театр оперетты пришла и его жена – актриса Анна Павловна. Она сразу же стала примой. Да и вообще все в театре блистало благополучием, если было приближено к режиссеру. Не имеющая высшего образования дочь Филиппа Викторовича спешно превратилась в предпринимателя и поставляла в театральное кафе, куда зрители наведывались во время антракта, продукты по, мягко говоря, недемократическим ценам. Трудно представить, чтобы это могло у нее выйти без протекции отца. Дело дошло до того, что актеры были вынуждены смотреть как руководство театра ездит на работу в дорогих джипах с тонированными стеклами, в то время как театральная труппа добирается к месту службы на доперестроечных трамвайчиках.
Однако актер – это профессия людей, главным двигателем существования которых является не всегда жажда наживы. Печально, что в нашей богатой талантами стране они так скупо оплачиваются, ведь и у этих рабов Мельпомены бывают дети.
Одним из таких нищенствующих актеров был Иван Петрович Большаков. Детей у него не было, как не было и жены. От природы он был маленького роста, невзрачный на вид, но небездарный. Новый режиссер, в отличие от старого, сумел разглядеть в нем талант и стал ставить на главные роли. Нетрудно догадаться, что партнершей его была высокая и прекрасная Анна Павловна. Зрителю дуэт влюбленных в их исполнении часто казался комичным. Но актер тщеславен до невозможности, что бы он по этому поводу ни говорил. Ивану Петровичу казалось, что вот теперь он на своем месте, его способности и дарования оценены, вопрос в том – насколько? Всю свою жизнь человек растет, развивается, берется за многое, разбирается и когда это становится ему хорошо знакомым, в нем просыпается интерес к чему-то другому. Так и Ивану Петровичу стало казаться будто бы у режиссера неправильное видение его роли, да и вообще во многом его режиссерский талант ему изменяет. Вечерами актер лежал в своей комнатке театрального общежития и мечтал как бы он изменил все в актерской игре, если бы сам был режиссером.
От природы обладая непривлекательной внешностью, Иван Петрович в то же время имел весьма решительный характер. Именно благодаря, или из-за этого своего качества он стал частенько спорить с милейшим Филиппом Викторовичем. Режиссер в силу великодушного характера долго терпел выходки подчиненного, но когда терпению пришел конец – плюнул на все и уволил.
В поисках справедливости Иван Петрович обратился в суд. Уж там-то его права должны быть защищены. Пусть у него нет таких денег и полномочий, как у режиссера в театре, но по конституции ему, как законопослушному гражданину тоже кое-что полагается.
Получив повестку в суд Филипп Викторович пришел в негодование. «Это ничтожество! Этот коротышка!» - восклицал он, расхаживая по своему роскошному кабинету с большими аквариумами, в которых плавали экзотические рыбки. Нужно было во что бы то ни стало раздавить этого невзрачного противника. Для человека с деньгами не проблема нанять дорогого адвоката. Филипп Викторович нашел очень хорошего юриста, заплатил ему по-королевски из кассы театра и даже преподнес сотовый телефон – подарок по тем временам неслыханно щедрого человека.
Будучи абсолютным профаном в юриспруденции и не имея возможности нанять адвоката, Иван Петрович дело проиграл. Но не это было главное. На таких как режиссер-постановщик есть еще Высший Суд, где судья не продается и витиеватые речи адвокатов не имеют значения, там все всем известно. Гораздо тяжелее Иван Петрович переживал речи актеров театра, пришедших в качестве свидетелей со стороны ответчика. Какой только грязью ни поливали его бывшие сослуживцы! Но больше всего ему запомнились слова великолепной Анны Павловны – жены его противника и женщины, о которой такой как он мог только мечтать. Ее слова были примерно следующими: «Когда мы играли любовников, зрителю было искренне непонятно как я могу уйти от мужа к такому, как он!»
Горечь поражения была непереносимой, но Иван Петрович решил не сдаваться. В конце концов у нас в стране не одна судебная инстанция. Есть и другие пороги, столы, кабинеты. Бой еще будет!
Победу Филипп Викторович праздновал всем театром. Репетиции в день триумфа режиссера-постановщика на новом поприще были отменены. Едва получив на руки решение суда, Филипп Викторович сразу же распорядился выселить уволенного работника из общежития. Реакцией проигравшего был категорический отказ. «Как это выселить?! У меня еще есть право обжаловать судебное решение! И до тех пор, пока мое увольнение не будет признано законным окончательно, я отсюда ни ногой!» - заявил он коменданту.
Однако кассационную жалобу актер не подал. В поисках заработка Иван Петрович настолько замотался, что обо всем забыл. Вспомнил же только когда в его комнате обрезали свет и всеми способами начали выживать из общежития. Жить в таких условиях невыносимо. Взяв старый чемоданчик Иван Петрович собрал свой нехитрый скарб и пошел в ноябрьскую непогоду из обжитого места. Куда? Ответить на этот вопрос крайне сложно, поскольку идти ему было некуда.

Одержав верх над строптивым актером, Филипп Викторович не успокоился. Как будто задавшись целью сжить его с лица земли, он подал в суд иск о выселении, однако измученный режиссерской челядью Иван Петрович опередил судебное решение и ушел сам. Последний иск составлял уже другой адвокат, рангом пониже. Прежний не обладал, быть может в ущерб своему кошельку, мелочностью и склочностью, необходимой для ведения подобного процесса. Пару раз позднее почтенный адвокат видел побитого жизнью актера на улице. Оказавшись без жилья, Иван Петрович не терял человеческого достоинства. Облачаясь в свою простенькую поношенную одежонку, он каждый день ходил по различным инстанциям, с какими-то бумажками, но особого толка от этого не было. Он оказался выброшенным на обочину жизни и вернуться обратно нет никакой возможности.
Спустя несколько лет адвокат узнал новые подробности о жизни бывшего актера театра оперетты. Одна знакомая, поющая в церковном хоре, поведала ему о новом руководителе хора, на которого все не могли нарадоваться. Для прихожан он был настоящим светилом музыки. На этом новом поприще нашел себя Иван Петрович Большаков.


Рецензии
ПОДОБНЫХ ИСТОРИЙ ОЧЕНЬ МНОГО....
Я ЧАСТО УДИВЛЯЮСЬ ТОМУ ,ЧТО НАСКОЛЬКО ЖЕ ДЕНЬГИ И ВЛАСТЬ МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА...
ИНОГДА ПРОТИВНО СТАНОВИТСЯ,ЕЙ-БОГУ!
УДАЧИ ВАМ!

Махирбек Низамович Еминов   17.06.2009 09:23     Заявить о нарушении
Самое худшее, что человек не замечает изменений в себе и продолжает считать себя великолепным человеком.
С уважением,

Аркадий Вингерт   22.06.2009 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.