Цветаева Имя моё Марина

Основные положения рецензии на диссертационное исследование К. Б. Ж. О роли имени собственного в стихотворных текстах М. И. Цветаевой.

         Большая часть главы 2 посвящена ИС как средству организации неязыковых ( глубинных) слоев поэтического текста. Имя собственное рассматривается с позиций философии Юнга как средство активизации архетипа, под которым понимаются наиболее древние, общечеловеческие мифологические образы. В основном, это образы мифологии античного периода и Библии. С тех же позиций анализируется ИС как средство активизации артефактов, то есть образов сознательной творческой деятельности человека. Это символы, те же мифы, разрабатываемые через теорию фреймов Филмора, Лосева и др. И, наконец, ИС рассматривается как средство активизации фоновых знаний.
           В соответствии с теорией Потебни и в развитие теории гармонической организации текста К. Штайн,  разрабатывается вопрос о развитии содержания ИС как способе гармонической организации текста. Особый интерес представляет проблема Эволюции образа и имени собственного, его отражающего. Дальнейшие исследования позволили бы установить, почему Цветаеву интересовал именно тот или иной образ (античный или библейский), имя этого образа и причины той или иной интерпретации его в стихотворениях. Одинакова ли была интерпретация образов автором на разных ступенях  его жизни и творчества? Наконец, чем отлична она от интерпретаций другими поэтами? 
           Я опускаю подробности дискуссионного характера относительно этимологии некоторых имён собственных, которые можно отнести к мифологии зороастризма , Древней Греции, и др. Опускаю свою точку зрения на значение имени Орфей, в котором мне видится Горное Эхо, Горный дух, который, как известно, у всех народов  обладает музыкальными способностями. Опускаю и другие чисто профессиональные моменты. Обычному читателю они скучны. 
      Обращаюсь к имени собственному Марина. Функции имени- идентификация, то есть отождествление с поэтом, функция стремления осознать сущность имени как ЛЮБОВЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ВСЕОТДАЧА. Имя собственное анаграммируется во многих стихах поэтессы, связывается с ключевыми лексемами МОРЯ, МАЗУРКИ, а через неё - Марины Мнишек,МЯТЕЖНИЦЫ, неповторимой, уникальной героини. Привлекаются изотопии Лжедмитрия и Лжемарины как антипода—«Ты – не Марина». Примерка имени и образа Марины Мнишек не пришлась по душе Цветаевой – «Бог дал мне иное имя, иные мечты, иную душу-  морские они, морские.. Дщерь, выношенная  во чреве не материнском, а МОРСКОМ!»

    Изотопиями морской стихии доказывается содержание имени МАРИНА, как понимала его сама поэтесса ( изменчивость, неоформленность, подвижность, самопроизвольность, идеальность, своеволие, единичность, бренность пены и др.) Морская сущность имени подчеркивается звуковым аспектом  анализа, который представляется оригинальным и перспективным, так как вносит существенный вклад в лингвистику , давая ученым новое средство определения глубинной внутренней формы слова исходя не из фонологических знаний, а из ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫХ , интуитивных рычагов поэтического мышления. Цветаева воссоздаёт  интуицией или другими пока ещё не исследованными способами историческую этимологию имени Марина.
          Действительно, если исходить из значения английского прилагательного, а ещё глубже- из латинского , то MARINE относится только к обитателям морских глубин, животным и водорослям. Всё остальное связано с SEA. Любопытно, что этим словом в английских фразеологизмах называют пустые бутылки, которые обычно бросают в море путешественники или моряки гибнущего судна. Это же слово связано с  понятием « морской волк», то есть опытный моряк. В латинском языке море—МАРА. Такое же оно и в санскрите, и в древнеперсидском, и в языке древних славян, с той лишь разницей, что обозначает оно не море, а СМЕРТЬ. В одном из стихотворений Цветаева называет себя мрачно МРА, сохраняя интуитивно праиндоевропейский корень МР, соответствующий понятию СМЕРТЬ. Возможно, что глубокая этимология слова МОРЕ в древних индоевропейских языках связана с понятием смерти, ибо для народов, живущих у моря, уходящих в море, часто причиной гибели людей была именно морская стихия. Не случайно диссертант припомнила, что в детстве Марина страшно боялась МОРЯ.
      Невольно возникает мистическая мысль- а не заложена ли в наших именах наша судьба, наш земной конец? Конечно, имя ребёнку дают родители. Известны причины называния детей в православии, в мусульманстве, в некоторых других религиях. Известно также, что по законам эзотерического знания некоторые люди меняют имена, чтобы изменить свою судьбу. Удаётся ли им это, трудно сказать. У меня у самой первоначально ( в утробе матери) имя звучало как Ирина, но после рождения почему-то родители круто изменили своё намерение и назвали Галиной. Случайно или нет, что в своем имени Марина видела мрачные волны моря, бренную пену, а совсем не красоту морского пейзажа и далекие берега экзотических стран?  Случайно или нет, что Марина примеряла на себя другие имена— Орфей, Кармен? Случайно или нет, что Марина за 20 лет до гибели предсказывала:

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух- не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
 Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!...
Знаю, умру на заре!  Ястребиную ночь
Бог не пошлёт по мою лебединую душу!
 Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари- и ответной улыбки прорез…
Я и в предсмертной икоте останусь ПОЭТОМ! ?????


Рецензии
Галина, я не поняла Ваших вопросительных знаков.
Цветаева каждую минуту была при жизни и ныне в нас продолжает жить поэтом.
Душа болит за то, что разрывают строки Цветаевой. Только что на одну из версий попала...
http://stihi.ru/2013/03/29/6293

Алёна Мак   29.03.2013 17:20     Заявить о нарушении
В мире столько поводов для душевной боли, уважаемая Алёна.

Галина ушла из жизни 20 декабря 2011 года, унеся с собою все ответы.

София Павлова   10.04.2013 06:04   Заявить о нарушении
Да... Светлая память!

Алёна Мак   10.04.2013 17:43   Заявить о нарушении