Авиаторы - Герои 1934 - 1941 Печальная статистика
Из двадцати четырех авиаторов, удостоенных звания Герой Советского Союза за участие в полярных экспедициях и рекордных перелетах, генералами стали пятнадцать человек (62,5% от общего числа). При этом надо учесть, что на момент присвоения звания Герой Советского Союза пятеро из них уже были комбригами (20,8%). Наибольшие потери эта группа героев понесла во время авиакатастроф, в которых погибло семь человек (29,1%).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ
Из двадцати восьми авиаторов, удостоенных звания Герой Советского Союза за участие в национально-революционной войне в Испании и уцелевших в боях, генералами стали двадцать два человека (62,8%). Это максимальный процент по сравнению с другими группами. При этом стоит учесть, что лишь трое из них на момент присвоения звания Герой Советского Союза были комбригами (8,6%), а остальные - в основном лейтенантами и старшими лейтенантами (77,1%). Служебный рост у "испанцев" был молниеносный! Трое впоследствии погибли в авиакатастрофах. Однако наибольшие потери этой группе нанес не слепой случай или вражеские пули, а родные органы внутренних дел. Трагическая судьба настигла шестерых из двадцати двух генералов-"испанцев". Они были арестованы и вскоре расстреляны (27,2%). К этой же группе можно отнести и генерал-лейтенанта авиации Е.С. Птухина, тоже генерала-"испанца", но удостоенного звания Герой Советского Союза за участие в советско-финской войне. Кроме того, после Великой Отечественной войны был арестован Герой Советского Союза генерал-майор авиации Шевченко В.И.
НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА В КИТАЕ
Из тринадцати авиаторов, удостоенных звания Герой Советского Союза за участие в национально-освободительной войне в Китае и вернувшихся на Родину живыми, двое погибли в авиакатастрофах, а двое в воздушных боях во время Великой Отечественной войны. В этой группе героев генералами стало семь человек (53,8%).
СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ В РАЙОНЕ РЕКИ ХАЛХИН-ГОЛ
Из двадцати шести авиаторов, удостоенных звания Герой Советского Союза за участие в боях на реке Халхин-Гол, пятерым это звание было присвоено посмертно (19,2%). Стоит отметить, что в этой группе к высшему командному составу относился только один человек, но в отличие от Испании, где героями становились представители среднего комсостава, на Халхин-Голе звание Герой Советского Союза присваивалось в основном старшим командирам - капитанам и майорам (53,8%). Кроме того, впервые три человека были удостоены звания дважды Герой Советского Союза (11,5%). Позднее один из них был репрессирован, другой погиб в авиакатастрофе, а третий - в воздушном бою во время Великой Отечественной войны. Из двадцати одного героя, оставшегося живым к концу боев, девять стали впоследствии генералами (42,8%).
СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА
Из девяноста двух авиаторов, удостоенных звания Герой Советского Союза за участие в советско-финской войне, двенадцати это звание было присвоено посмертно (13%). Боевые действия во время этой "не знаменитой" войны длились всего три месяца. Но по уровню потерь она не идет ни в какое сравнение со всеми предыдущими вооруженными конфликтами, в которых принимала участие Красная Армия. Соответственно масштабам боев выросло и количество Героев Советского Союза. Надо отметить и значительно большее число присвоений этого звания политработникам (11,9%) и младшим командирам (8,6%). Из одиннадцати комиссаров, ставших Героями Советского Союза, троим это звание было присвоено посмертно. Трое из девяти бортстрелков, Героев Советского Союза, также удостоились этого звания посмертно. В отличие от других вооруженных конфликтов число Героев Советского Союза летчиков-бомбардировщиков на это раз в полтора раза превысило число истребителей - пятьдесят один (56,6%) и тридцать человек (33%), соответственно. Это связано с тем, что из-за малочисленности финских ВВС основная тяжесть боевой работы во время "зимней" войны легла на бомбардировочную авиацию. Из двадцати пяти героев советско-финской войны, ставших впоследствии генералами (28,4%), только двое на момент присвоения звания Герой Советского Союза относились к высшему комсоставу и были комкорами. Одному из них было присвоено звание дважды Герой Советского Союза, а второй был впоследствии репрессирован. Из оставшихся двадцати двух лишь троим, генеральское звание было присвоено до начала Великой Отечественной войны, девять стали генералами во ходе войны, а остальные - уже в послевоенное время.
Надо отметить некоторые характерные моменты нашей не очень веселой статистики. Если первых героев больше всего погибло в авиакатастрофах, а участников испанских событий - в застенках НКВД, то героев Халхин-Гола и участников войны в Китае, в авиакатастрофах и в боях погибло уже поровну. А среди героев - участников советско-финской войны подавляющее число погибших - боевые потери в годы Великой Отечественной войны.
Для летчиков максимальную опасность во все времена в первую очередь представляет сама их профессия. Не случайно в мирное время больше всего их погибает, именно, во время авиакатастроф.
В военное время риск погибнуть для всех категорий военнослужащих возрастает многократно, что подтверждает и статистика.
Однако во время Великой Отечественной войны больше всего погибло Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за участие в советско-финской войне. Видимо, это связано с тем, что они не успели дорасти до генеральских званий, и сражались за Родину за штурвалами своих самолетов. Солдат в атаку ходит чаще, чем генерал, и это совершенно естественно.
Но хотя у генерала погибнуть в воздушном бою шансов поменьше, зато имеются другие факторы риска. Семь авиаторов - героев с генеральскими петлицами, в т.ч. один дважды Герой Советского Союза, были репрессированы в начальный период Великой Отечественной войны. В 30-40-х гг. прошлого века такая судьба могла ожидать практически любого советского военачальника.
А всего в воздушных боях и авиакатастрофах погибло восемнадцать генералов и десять полковников, т.е. командиров, чья служба связана с гораздо меньшим риском, чем у младших офицеров, сражающихся с врагом лицом к лицу. Эта трагическая статистика свидетельствует о том, что за спины подчиненных они не прятались даже на высоких должностях, часто нарушая прямой запрет высшего командования на боевые вылеты.
В конце концов, из ста восьмидесяти восьми авиаторов - Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в предвоенные годы, погиб каждый третий.
История нашей страны как в зеркале отражена в жизни и смерти этих мужественных, беззаветно преданных своей Родине людей.
Вечная им память и благодарность...
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: 1941
То, что это совсем другая война, стало понятно уже через неделю. Красная Армия вместо того, чтобы воевать "малой кровью, на чужой территории", отступала на всех направлениях, неся огромные потери. Немцев удалось остановить лишь к концу года у стен Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону и Севастополя.
Такой военной катастрофы история еще не знала. За первые полгода войны было потеряно в боях, уничтожено или оставлено врагу более двадцати пяти тысяч танков, до десяти тысяч самолетов, огромное количество другого имущества.
Но если бы только это. За первые полгода попали в окружение, сдались или были взяты в плен более трех с половиной миллионов бойцов и командиров "непобедимой и легендарной". Практически все они погибли от холода, голода и истязаний в фашистских концлагерях. Но это будет потом, а трагическим летом 41-го по пыльным дорогам тянулись бесконечные колонны пленных красноармейцев.
На мой взгляд, главной причиной катастрофических поражений Красной Армии в 41-м году явился пресловутый человеческий фактор. Чтобы побеждать командир должен быть агрессивным, инициативным и мыслящим, а также владеть навыками и иметь опыт управления вверенной ему частью или соединением в сложной обстановке современного боя. Высший и старший комсостав Красной Армии в 41-м году этими качествами не обладал и, попросту говоря, воевать не умел. За их обучение советский народ заплатил миллионами жизней своих сыновей и дочерей.
Чего можно ожидать от командира дивизии, если еще пару лет назад он был комэском, и теперь, имея в подчинении четыреста самолетов и несколько тысяч человек, так и остался комэском по своему кругозору, навыкам и умениям. А если еще учесть, что за четыре предвоенных года чекисты полностью отбили желание проявлять инициативу и брать на себя ответственность у начальников всех степеней, то становится ясно, что иного развития событий и быть не могло.
Плохо обучен был средний и младший комсостав. В авиашколах учили только одиночному и групповому пилотажу. Штурманская подготовка была очень слабой. Боевое применение пилоты должны были отрабатывать в боевых частях, но по разным причинам до этого не дошло. В итоге, и лейтенантам, и сержантам пришлось учиться воевать в бою. И очень дорого за это платить.
Из 61 авиатора, удостоенного звания Герой Советского Союза в 41-м году, до Победы дожили лишь 20 человек. При этом 14 человек (22,9 %) были удостоены этого звания посмертно, 20 человек впоследствии погибли в бою (32,7 %), а 9 - в авиакатастрофах (14,7 %).
3 авиатора были младшими командирами (4,9 %), 36 - относились к среднему комсоставу (59 %), 22 - к старшему (36 %). Среди Героев Советского Союза 41-го года были в основном капитаны и лейтенанты, простые летчики и комэски, и только два командира полка (3,3 %), получивших это звание за то, что шли в бой во главе своих частей. Генералам в 41-м звания Героя не давали, зато 8 Героев Советского Союза сумели дослужиться до генеральского чина (40 %), в т.ч. 3 - еще во время войны (15 %), а один из них после войны стал маршалом авиации.
Отдельно стоит отметить, что семнадцать человек были удостоены звания Героя за воздушный таран, а четверо - за огненный.
Кроме того, десять человек получили это звание за бомбардировку Берлина, двенадцать - за штурмовку аэродромов и скоплений войск противника, двенадцать - за сбитые вражеские самолеты (в т.ч. четверо - посмертно), один - за вывезенного из "котла" раненного генерала, а один - за вывод из окружения большой группы красноармейцев, оставшихся без командиров и политруков, но зато сохранивших оружие и боевые знамена.
Подвиги Героев Советского Союза вдохновляли бойцов и командиров Красной Армии на оказание отчаянного сопротивления врагу в тяжелейшей обстановке бесконечных поражений первых месяцев войны. Это потом будут освобождены подмосковные деревни, и красноармейцы своими глазами увидят, что принесли на нашу землю "люди запада". Именно тогда, на первых освобожденных пепелищах, возле ям и рвов с замученными стариками, женщинами и детьми, Великая война станет Отечественной и беспощадной...
Свидетельство о публикации №209041600336
РЕЦА СЛЕТЕЛА-повтор вкратце!
отличн работа-но с вывод не совс согласен.
история знала катастрофы испании-польши-франции и тоже с миллионами пленных...
но только красная армия сражалась и выстояла!
состояние нынешней росс арм внушает страх не только телевизионщикам!
да подгот красных командиров и само развёртыв армии отставало от немецкой кот была вскормлена на западн кредитах-любые учения это деньги боеприпасы запчасти горючее-естеств что бедная страна экономила...
но сегодня то что мешает-если наше ворьё богаче всех в мире?
с покл нч!
Ник.Чарус 24.09.2013 19:35 Заявить о нарушении
Эрих Лаутен 04.03.2014 17:51 Заявить о нарушении