Жизнь - Отечеству, честь - никому...

«Жизнь – отечеству, честь никому…»
Иногда слова могут упасть на пол и разбиться вдребезги, обернуться пылью, ничего не знача… Иногда день календаря – это просто комбинация цифр… Цитата мертва, если слово не подкрепляется делом. Живы ли сегодня слова, предваряющие статью?
По традиции, женский взгляд на службу в армии принято укладывать в прокрустово ложе трех социальных ролей – девушки, которая ждет, матери, которая дожидается, и жены лейтенанта, которая выполняет программу-минимум на пути к званию супруги генерала. Хотя самая близкая, и оттого драматически проживаемая роль той, что ждет, подчас бывает не по силам, но посему она и неподсудна, наверное… Обывателю независимо от его пола, возраста и социального статуса трудно избавиться от предвзятого восприятия современной армии, от навязчивого слова «дедовщина», от твердого убеждения, что клятву «служу Отечеству» сейчас воспринимают как формулу речевого этикета… Говорят, что в театре не работают, а служат… Весь мир – сцена, поле действий, подчас боевых, значит – солдаты и офицеры – актеры одного амплуа. И кто-то настолько гениально вживается в роль, что она становится главной, а участь иных – быть статистами. Дело не в количестве звезд на погонах – способ наполнения фразы «жизнь – Отечеству, честь - никому» не зависит от формы взаимоотношений с представляющими государство структурами. И, по всей вероятности, армия становится для прошедших ее медные трубы своеобразной лакмусовой бумажкой: она вытаскивает на поверхность глубинные слои подсознания, иногда меняя в человеке абсолютно все. Вернувшись «на гражданку», ребята «всегда будут идти твердой мужской походкой только вперед» - по крайней мере, так кажется на первый взгляд. Дело в том, что не каждый будет способен сохранить в себе то, что приобрел, не искать, что утратил, и только те, кто действительно проживет, а не переживет те дни, что судьба судила ему быть солдатом, останется им в душе навсегда.
Итак, «жизнь - Отечеству». Что же с честью? Прогремевшие войны хранят еще немало безымянных защитников Родины, положивших на алтарь победы жизнь… Их честь с – ними. Честь тем ребятам, дедам, отцам, братьям, которые стояли на защите Родины, они герои, даже те, кто не получил никаких наград, О них всегда помнят, и всегда им будет честь и слава, или мы не сыновья и дочери, внуки и правнуки, или георгиевская ленточка в День Победы для нас просто кусок ткани, повязанный на антенну автомобиля… Пока живы те, кто прошел адовы круги Великой отечественной, Афганистана, Чечни, пока мы помним и скорбим, они живы, и жив их подвиг – отдавших жизнь за Родину, сохранивших честь свою, не запятнавших имени…
А ведь спустя всего пару десятилетий после окончания Великой отечественной войны в одном из ленинградских театров актер ронял в застывший зал слова, вложенные в его уста Александром Твардовским: «Да если бы я знал, что вы станете такими, разве бы я стал за вас умирать…» Так что же, девальвация души? Неусвоенные уроки истории? И кто все же они, наши сегодняшние защитники? За их подчас неширокими спинами огромная страна, и, как это ни парадоксально прозвучит, горьковское «в жизни всегда есть место подвигу». Изучать анатомию подвига бессмысленно, он совершается не ради награды, а для того, чтобы, возможно, испытать свое собственное Я, и что в итоге получится, предсказать невозможно. Существует и бессмысленный подвиг, когда человека бросают, как пушечное мясо, обрекая на верную смерть. Но те, кто отдает такие приказы, должны сразу забыть жест, означающий «отдать честь» - об их чести говорить не придется…
Безусловно, меня могут упрекнуть идеализме те, кто по тем или иным причинам считает службу в конкретной армии делом малопривлекательным, но за меня им ответит мудрый: «Никто не может быть таким безумным, чтобы хотеть войны вместо мира, ибо, когда мир, то дети хоронят отцов, а когда война, то отцы хоронят детей». Поэтому человечество, поставившее себя на грань истребления, воздвигает охранительные кордоны, и ребята наши – часть системы, из которой невозможно выйти. Мужчина по определению имеет право на выбор, но война, особенно та, что не имеет линии фронта, зачастую не дает времени на раздумье: как и всегда, есть те, кто покупает «счастливый билетик» за очень условные единицы, оценивая жизнь свою в денежных знаках, есть те, кто действительно служит Родине, не играя роль, но живя… Объяснить современному молодому человеку, зачем надо служить, вероятно, невозможно. Лишь когда он становится частью системы, он сам все прекрасно начинает понимать… «Кто, если не мы?» Кто, если не они? И пока наш покой охраняют безымянные герои, пока мальчишки идут в кадеты, суворовцы, курсанты… Пока дважды в год неуклоняющиеся призывники впервые берут в руки автомат и учатся ходить строевым шагом… Пока кодекс офицерской и солдатской чести отпечатан не на бумаге, а в душе, живо дело отцов-командиров, жива страна и мы, те, кто ждут, верят, надеются и любят… Те, кто имеет полное право принимать поздравления с 23-м февраля и те, кто рад их поздравить... Слова не падают на пол и не разбиваются вдребезги – они живы.
Подхватила слова на лету
Ольга Львова


Рецензии