О музыке, и не только о ней

ИЗ КНИГИ "Я - СЫН ТВОЙ, МАГНИТКА!"

Сколько себя помню, всегда меня окружала хорошая музыка, хорошие песни. И началось это окружение с детского сада, с которым мне здорово повезло. Это 30-тый детсад что стоит на скрещение улиц Кирова и Чайковского (на ней я родился). В войну наш садик «назывался круглосуточным» т.к. в нем мы обитали всю неделю. Здесь я впервые услышал «вживую» музыку,  которой заболел с первых звуков. Жаль, память не сохранила имя той славной музработницы с прекрасным голосом и великолепно владеющей игрой на рояле. Ах, как комфортно нам было на ее занятиях! Какие она устраивала утренники! Сколько мы перепели изумительных песен, сколько переплясали танцев и хороводов! Это она - наша музыкантша открыла нам малышам волшебную дверку в мир прекрасной музыки Моцарта, Чайковского, Римского-Корсакова, Грига… Наверное, не зря наш Дом детства стоял (и стоит) на улице, носящей имя великого композитора. Бог мой, как это было давно!..
Потом была школа… Нет, музыкальных открытий я здесь не сделал.. Зато, записавшись в танцевальный кружок Дворца культуры металлургов, руководимый строгой Р.А.Штейн, бывшей балериной, я вновь очутился во власти колдовской музыки, которую виртуозно извлекала из фортепиано суперконцертмейстер Б.И.Юзефович. Здесь на занятиях я впервые услышал роскошную балетную музыку П.И.Чайковского, Л.Делиба, С.Прокофьева. Очень я любил мелодический вальс Э.Вальдтейфеля «Конькобежцы».
О, как я хотел учиться в музыкальной школе! Но, увы, в первые послевоенные годы это было невозможно. Слишком бедно жили мы тогда. Забвение мы находили, главным образом, в «кинушке», если нам пацанам удавалось прорваться сквозь билетерский заслон в «звуковом» кинотеатре «Магнит». Если везло - мы торжествовали, как в первомайский праздник. А какие тогда шли картины, Боже ты мой!.. Я, конечно,  как и все мои сверстники, с интересом смотрел «Чапаева»,»Красных дьяволят», «Белеет парус одинокий»,  «Богдатского вора», но моей стихией были музыкальные фильмы: и советские с потрясающей музыкой И.Дунаевского («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Кубанские казаки»), и зарубежные («Петер», «Сестра его дворецкого», «Молодой Карузо», «Серенада солнечной долины», «Девушка моей мечты», «Прелюдия славы», «Призыв судьбы») и многие другие. Не забыть того душевного состояния, наполненного радостью и счастьем, которое испытывал, выходя из кинотеатра. Музыка кино (песни, серенады, арии) входила навечно в твою голову, и ты всегда мог с радостью воспроизвести голосом, а позднее - на фортепиано ту или иную мелодию. В те годы, в том же «Магните», перед сеансами в фойе, на эстраде давался 15-минутный концерт, в котором принимали участие профессиональные музыканты и певцы. Хорошая была традиция!
Раньше, в 40-50гг телевидением даже не пахло, и его заменяли радио и патефон, считавшийся роскошью. Помню, в нашем доме на стене висела черная конусообразная тарелка, называемая репродуктором, по которому мы слушали все: концерты, футбольные матчи, радиопостановки, «Пионерские зорьки»… Могли ли мы представить себе, что в недалеком будущем станем свидетелями зримых передач?..
 
Вот еще один яркий  эпизод, описанный мной в газетной статье («Магнитогорский металл», 13.01.2006)

«ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

Эта старая программка, каким-то чудом сохранилась в нашем семейном архиве. «1-е отделение. Участвуют: симфонический оркестр, хоровая капелла, хор муз. Школы под руководством В.В.Ветошкина… Дирижирует худ. руководитель капеллы и оркестра С.Эйдинов…» - строчки полувыцветшего  типографского шрифта на пожелтевшей бумаге удивительным образом воскрешают в памяти грандиозное событие, состоявшееся в моей жизни почти 60 лет тому назад.
… Шел второй послевоенный год, когда наша страна постепенно приходила в себя после трагических потрясений. В 1947-м году все советские граждане отмечали30-летие Великой Октябрьской революции – самый главный праздник страны Советов. В канун этого события, 6 ноября, в городском театре им.А.С.Пушкина состоялось торжественное заседание. А затем был дан большой концерт, в котором приняли участие мастера искусств и лучшие коллективы художественной самодеятельности Магнитогорска.
Моя матушка, работница ММК, получив пригласительный билет на это торжество, взяла с собой меня. Помню, как не хотели пропускать меня, десятилетнего мальчишку, на взрослое мероприятие билетеры. Но слёзы и несчастная мина на моем лице разжалобили строгих тетенек.
Во время торжественной части мне стало нестерпимо скучно и я, выскользнув из зала, стал бродить по театру, совсем не подозревая тогда, что скоро накрепко свяжу с ним свою судьбу... Из зала, между тем, доносились громкие аплодисменты и здравицы в честь «великого кормчего». Но вот, оркестр грянул «Интернационал», после короткого затишья двери зрительного зала распахнулись, и раскрасневшаяся публика с шумом вывалилась наружу. Одни засеменили в туалет, мужики направились в курилку (курящих женщин тогда было очень мало, в основном «баловались» этим фронтовички, да и то скрытно), кто-то ринулся наверх , в буфеты… Театр напоминал теперь растревоженный улей. К людскому гулу примешивались звуки настраивающегося на сцене симфонического оркестра и музыка маршей, исполнявшихся на втором этаже духовым оркестром…
Минут через 40-50 раздался громкий звонок, возвещавший о начале концерта. Найдя в толпе мать, я потянул ее в зал. Когда публика, угомонившись, расселась по местам, огромная яркая люстра под потолкам начала постепенно меркнуть, а сцена, одетая в кумачовый бархат, вспыхнула жар–птицей под ослепительными лучами множества софитов. Дирижер, блестя глянцевой лысиной, взмахнул тонюсенькой палочкой и…
Песни Новикова и Мурадели, Свешникова и Лепина в исполнении капеллы. Героическая поэма «Зоя» Маргариты Алигер, инсценированная артистами театра Львом Самарджиди, Зоей Бойко и Е.Свободиной. Произведения русских композиторов-классиков, исполненные симфоническим оркестром под управлением Г.Любовицкого, соло на скрипке – Е.Чурилин… Концерт прошел с ошеломляющим успехом! Зрители подолгу не отпускали артистов со сцены, награждая их продолжительными овациями и криками «браво!», «молодцы!».
Я был в шоке! Потрясенный увиденным,  ошалело орал громче всех. Это был первый концерт в моей жизни! Впервые вживую услышал я тогда симфонический оркестр, хоровое пение, первый раз увидел «живьем» настоящих артистов. Более полувека прошло с тех пор, но старая пожелтевшая программка вновь и вновь возврощает меня в тот далекий незабываемый день…


В детстве я очень любил петь. Конечно, пел не так, как, скажем, Робертино Лоретти, но довольно сносно, коль слушатели переносили. Пел все, что мне нравилось. Особенно обожал неаполитанские песни, такие как: «О Мари!», «О мое солнце!», «Вернись в Сореннто»,  «Санта Лючия». Нравились хорошие песни советских композиторов – И.Дуноевского,  Г.Милютина, А.Лепина. Иногда предавался вокалу напару с дружком Шуриком Костогоровым. Ярким голосом он не обладал, но пел чисто, что меня вполне устраивало. Неплохо у нас получались песни: «Далеко, далеко, где качают туманы…», и песня из кинофильма «Золотой ключик» -  «Далёко-далёко за морем, стоит золотая стена....». А как мы любили петь на природе, когда нам удавалось со взрослыми выехать за город по ягоды – по грибы! Возвращались мы, как правило, с пустыми ведерками, но души наши распирало от чего-то хорошего, прекрасного… Такое состояние души иначе не назовешь, как счастливым и радостным. Трудное, полуголодное, но счастливое послевоенное детство…
 

В конце 40-х гг мы перебрались на новое место жительства – в переулок Ржевского. Освоившись на новом месте, обнаружил, что внизу, под нами кто-то часто играет на пианино… Как выяснилось, внизу проживала семья Т.Г.Каминской-Голланд, ученого-химика. Вскоре я стал вхож к ним, и с позволения хозяйки, начал осваивать клавиши инструмента. Господь не обидел меня талантами, в том числе и музыкальным слухом, поэтому я быстро научился подбирать любимые мелодии. А когда хозяйка извлекла на свет патефон, и вытащила огромный ящик с грампластинками, мне стало дурно… Забыв напрочь об улице, я часами с упоением «поглощал» это богатство. Сколько тут было всего: симфоническая, инструментальная, оперная, балетная музыка, отрывки из оперетт, арии, романсы. Дружба с Татьяной Григорьевной, ее дочерью Иннесой, а потом и с сыном Нэмиром, талантливым человеком, дали мне многое, которое положительно отразилось на моей судьбе.
В нескольких шагах от дома находилось музыкальное училище, возле окон которого я подолгу простаивал, заслушавшись игрой на музыкальных инструментах, пением,  из-за чего опаздывал в школу. Уж не чаял, что когда-нибудь буду учиться здесь. Переборов в себе робость, стал посещать музыкальные лектории, которые постоянно проводились в училище. Приятным открытием для меня стало знакомством с высокопрофессиональным певческим коллективом – хоровой капеллыой под управлением гениального С.Г.Эйдинова. Сколько я всего переслушал в ее исполнении. Особенно памятны рахманиновские «Весенние воды»,  с блестящим рояльным сопровождением Б.М.Белицкого; еще – хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин» в потрясающем исполнении капеллы под оркестр, управляемый будущим народным артистом С.Г.Эйдиновым. Боже, как я ликовал тогда, слушая эти и другие шедевры в исполнении прославленного коллектива.
Я всегда любил народную музыку: инструменты, особенно балалайку, баян, гармонь, гусли (как виртуозно играл на них покойный П.Кадачников!), народную песню, но в хорошем, грамотном исполнении. Вспоминаю, как в детстве я болезненно реагировал на громкое и крикливое пение. Как-то в нашей коммунальной квартире собрались мамины подруги – фронтовые вдовы и матери-одиночки, отметить какое-то событие. Наготовили винегрета, жареной рыбы, а из горячительного припасли бражку-кислушку, и понеслось…. Постепенно, разогретые хмельным, женщины, от разговоров о войне и ее последствиях, перешли к хоровому жанру. Пелось все на несколько голосов, т.е. одну песню пели одновременно в разных тональностях , при этом – оглушительно громко с подвизгиванием. Репертуар состоял из широкоизвестных народных и авторских песен: «Тонкая рябина», «Бродяга», «Катюша», «Шумел камыш», «Каким ты был», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ой, ты Галя», «Хас-Булат», «Из-за острова»,  и т.п. Для меня, ребенка с утонченным слухом, сей «зур-концерт» был подобен изуверской пытке. Мне становилось страшно и жутко. И когда этот гул достиг апогея, со мной началась истерика. Обезумевший я бросился на кухню и, схватив скалку, стал крушить все подряд… Из боя за поруганную песню я тогда вышел победителем, - больше «женский хор» у нас не собирался.
В 14 лет, бросив школу, я пошел работать в драмтеатр учеником бутафора, где в ту пору начинал свою актерскую карьеру молодой Леонид Броневой, покоривший меня многогранностью своего незаурядного таланта: великолепный актер, поэт, музыкант (хорошо играл на рояле, скрипке, гитаре). А еще он был добрым и порядочным парнем. Поэтому Леня стал моим кумиром, а дружба с ним, в какой-то мере, повлияла на мое будущее. Я тоже стал актером, музыкантом, «поэтом»…

В 1962 году исполнилась моя давнишняя мечта – я, наконец, поступил в Магнитогорское музыкальное училище им.М.И.Глинки, на дирижерско-хоровое отделение, оставив сцену. Училось мне, скажем прямо, не легко, сказывалась теоретическая безграмотность и нехватка начальной музыкальной подготовки (ДМШ). К тому же, я не был свободен от общеобразовательных предметов (т.к. пришел сюда после 7-летки), поэтому не успевал, отставал и т.п. Но, несмотря на трудности, мне здесь было хорошо, интересно. Такие дисциплины, как: теория музыки, гармония, фортепиано, хороведение, работа с хором, уроки вокала, музлитература – дали мне многое. Преподаватели были отменные. Одна Н.Г.Кондратковская с ее «народным творчеством», потрясающей эрудицией, чего стоила. Сильной была «кафедра» хорового дирижирования, за малым исключением. Считалось за счастье учиться хормейстерскому ремеслу у таких мэтров, как: С.Г.Эйдинов, В.Г.Васильев, Б.М.Ляшко, Е.В.Томас, А.А.Федотова, В.Т.Сурнина… Многим обязан я родному училищу и его просветителям – С.Г.Эйдинову, Н.Г.Кондратковской, С.В.Корнюшиной, В.А.Гапеевой, и другим.
А сколько талантливых ребят окружало меня здесь, Бог мой! Женя Бражник, Саша и Толя Никитины, Гена Дмитряк, Костя Якобсон, Шаукат Амиров, Сергей Зиновьев, Федя(Фридрих) Липс, неразлучные Юра Иванов и Надя Павкина, Лима Кустабаева, Люба Полякова, Саша Мордухович, дочь Эйдинова – Наташа, Лариса Беляева, Олег Мигунов, Люда Финогеева и другие, ставшие потом известными деятелями культуры и просвещения. Столько воды утекло с тех пор!..

В Троицкий период своей биографии я совмещал педагогическую деятельность с театральной и композиторской.. Атмосфера купеческой старины благотворно воздействовала на состояние моей души, настраивала на вдохновенный лад. По сути, Троицк стал для меня второй малой родиной, кладезем и талисманом моих удач. Здесь были написаны одни из лучших моих произведений. Несмотря на чрезвычайную загруженность, я умудрился закончить Челябинский Государственный институт культуры и искусств (заочно), и посниматься в кино. Троицк, как и Магнитогорск, богат народными талантами: музыкантами, художниками, певцами, артистами, литераторами, дружбой с которыми я всегда дорожил. Это - мой земляк и пропагандист моих песенС.Зиманов, Е.и Т.Жариковы, Э.Бойцова, М.Дроздов, В.Дружинин, Г.Захаров, А.и Т.Крыловы, О.Полуянова, А.Мурзич, Ю.Поляков, Н.и Г.Левшич, и др. Удивительно, но именно здесь, в Троицке состоялось мое знакомство с народным артистом СССР – композиторами В.Соловьевым-Седым и Л.Лядовой, певцами П.Лисицианом и Н.Ткаченко, актрисами М.Ладыниной и Л.Касаткиной. Мне почему-то всегда везло на встречи с великими.

В 1987 году, в год своего 50-летия, вернулся я в Магнитогорск. Как все вокруг изменилось!.. Появились новые кварталы, новые скверы и парки. Созрело новое поколение. Бывшие малыши стали взрослыми, а взрослые…  Друзья и знакомые, коих не видел много лет, будто загримировались под пожилых, забыв, что и ты сам далеко не молод, и не строен, как кипарис...
Первый год после возвращения, я проработал в МГМИ, на кафедре эстетики у Г.С.Гуна и Э.Я.Комиссаровой, затем был приглашен в родной драматический театр им.А.С.Пушкина. Началась моя бурная творческая деятельность в новой ипостаси – в качестве актера и заведующего музыкальной частью театра. Оформлены спектакли, сделана музыка к ряду постановок, были интересные актерские работы. В качестве режиссера осуществил постановку музыкальной сказки для детей…
Активизировалась работа по созданию новых песен и романсов, среди которых – Гимн Магнитогорску «Город юности моей!», сочиненный к 70-летию города на слова уникального поэта А.Павлова. В содружестве с московской поэтессой, нашей землячкой Е.Козыревой написано несколько романсов, которые исполняются не только у нас – на земле уральской, но и в столице. До сих пор, в силу возможного, выступаю с авторскими концертами, принимаю участие в творческих встречах, шествую над тюремной художественной самодеятельностью. Слава Богу, удалось издать три песенных сборника! На старости лет, вдруг, стал складывать стихи, к удивлению близких, а некоторые – озвучивать. Пример тому – песня «Не обижайте стариков!» Вполне объяснимо мое обращение к этой теме («Ветераны», «Песня ветеранов Магнитки», «Бабушки на солнышке», «Милые девочки!») – кому, как ни мне, старику, шагнувшему в восьмое десятилетие, близка она.
Я очень люблю свою МАГНИТКУ, и в этом глубоко солидарен с моим другом, истинным патриотом Магнитки, большим музыкантом Александром Никитиным, столько натворившим для родного города, прославив его в музыкальном мире. Привожу здесь тексты двух автографов, сделанных маэстро на своих книгах: «Золотые костры», «Памяти С.Г.Эйдинова».

«Дорогой Виталий!
Нашей родной Магнитке мы отдали немало. В год твоего юбилея  желаю, чтобы вышел в свет твой авторский сборник, а в мой, следующий, обязательно должны войти твои замечательные песни.

С любовью – А.Никитин 16.10.1997г.»

И второй:

«Дорогой Виталий!
В этой книге отражены счастливые мгновения нашей юности. Она была прекрасна и неповторима. Будь здоров, мой друг, читай и живи долго!

А.Никитин 19.03.2005г.»


Очень жаль, что некогда блестяще зажженные Певцом Магнитки – А.Никитиным «Золотые костры», погасли в одногодье , и, похоже, навечно…
Жизнь нашей Магнитки продолжается. В труде, спорте, науке, в песне…

Магнитка! Магнитка!
Республика моя!
Магнитка! Магнитка!
Моей судьбы Маяк!


Рецензии