Очередные итоги. От Буквы к Точке. Новая Машинопис

12.08.08.

ОЧЕРЕДНЫЕ ИТОГИ

(в продолжение серии публикаций на тему «ОТ БУКВЫ К ТОЧКЕ»)

 

Итак.  В текстах, выводимых на экран, компьютером зашифрованы:

 

ТОЧКОЙ любая из всех 20 согласных,   
АПОСТРОФОМ - любая из 5 букв: Ъ, Ь, Й, Ы, И,
ДВОЕТОЧИЕМ – любая из 4-х букв: У, О, А, Э.
 

Следовательно, любая из остальных 4-х букв: Ю, Ё, Я, Е обозначена апострофом с последующим двоеточием.

 

Согласных в алфавите 60%, но в тексте их менее 50%. В корнях длинных слов согласные составляют очень малый процент букв всего текста. В остальных словах и частях слов, да и в этих корнях они мгновенно выясняются по ситуации.

 

Обратим сначала внимание на разгадывание прочих букв алфавита: Ъ, Ь, Й, Ы, И, затем: Ю, Ё, Я, Е, потом: У, О, А, Э.

 

Проще всего выясняются буквенные значения каждого апострофа. Без компьютера мы бы начали с предположения, что этот знак означает некий звук, похожий на И. Быстрее, чем проясняются необозначенные ударения, прояснится буквенное значение каждого апострофа.

 

Из простых гласных: У, О, А, Э, обозначенных одинаково, двоеточием, сразу определяется буква Э, которая встречается в русских словах лишь в производных от местоимения ЭТА, да в иностранных словах, сразу приметных в русской речи. Из трёх остальных вариантов каждая буква прояснится со скоростью прояснения ударений. Предварительно надо предположить, что двоеточие обозначает звук, похожий на О. Ведь в неударном слоге он почти неотличим от А или У.

 

Из букв: Ю, Ё, Я, Е каждая обозначает два из таких звуков (йу, йо, йа, йэ). Из всех четырёх вариантов буква Е самая вероятная.  Буква Ю невозможная в приставке, наименее вероятна в корне, а в суффиксе или в окончании, если она там имеется, то напрашивается из взаимосвязи слов как бы само собой.

 

Отличающихся друг от друга всяких окончаний, приставок, да и суффиксов много меньше, чем различных корней. Почти всегда, в отличие от корней слов, они опознаются сразу по особенностям своих шифровок, да и по сопоставлению с шифровками других слов, грамматически взаимосвязанных, или хотя бы взаимосвязям частей разных слов, составляющих фразу. Неподходящие варианты отсеиваются.

 

Словарный состав русского языка богат производными словами, но основной фонд его очень мал. Если из орфографического словаря убрать слова иноязычного происхождения и слова, производные от очень немногих совсем коротких слов ядра этого основного фонда, то мало что останется. Корни этих слов сами в своём большинстве являются производными друг от друга, путём замещения, добавления или выпадения гласных. Да и согласных. В публикации «ЗАГАДКИ ЗАПОЛЯРЬЯ» я показывал примеры разрастания русской лексики. Корни исходные в русском языке, как и в английском, и в иврите имеют чаще всего по два или три согласных, из которых, например, этимологически возникают другие русские корни, близкие и по смыслу, и звучанию. Некоторые из 20-ти согласных современного русского алфавита не употреблялись в старинной русской речи, например, Ф. Некоторые согласные, что находятся в конце русского алфавит, не типичны в начале русских корней, а в приставках вообще не встречаются, но характерны для русских суффиксов. Например, буква Щ. Большинство приставок начинаются с буквы П. Окончания глаголов и окончания существительных имеют лишь по четыре варианта для отгадывания в них буквы согласной. Нечто похожее относится и к окончаниям причастий, имён прилагательных и числительных. Числительные вообще во всех своих грамматических формах читаются в шифре «ольшаница» сразу без разночтения. Предлоги, частицы, союзы, местоимения, наречия и междометия в большинстве своём распознаются без разночтения. Грамматические правила позволяют отметать лишние варианты вероятных слов по сверяемым шифровкам.

По закону Зипфа  короткие слова встречаются в тексте существенно чаще, чем слова, более длинные. Похоже на то, что, насколько редко в орфографическом словаре встречаются очень короткие слова, настолько часто они повторяются в типичном литературном тексте. Такие слова составляют большинство слов в тексте. Они легко распознаются и являются ориентирами для расшифровывания остальных слов. Длинные слова, наоборот, встречаются редко. Однако их не приходится читать каждый раз, разгадывая букву за буквой. Они целиком опознаются лишь по некоторым, уже знакомым признакам такого редкого, хотя бы единожды уже упомянутого слова.

Если короткие слова, а также приставки, окончания и суффиксы слов, более длинных, легко распознаются по их зрительно запоминающимся, очень часто встречающимся картинкам знакомых шифровок ольшаницей этих слов и частей слов, то с корнями слов, впервые упоминаемых в тексте, процедура чуть сложнее.

Такой корень имеет два-три ещё неразгаданных согласных. Ещё одну, две, иногда три буквы в нём, из прочих знаков алфавита, распознать не сложно. Это поможет в отборе проверяемых вариантов. Компьютер, найдя по словарю очень немногие из существующих слов, подпадающих под шифровку, сверит эти слова и по их тематическому соответствию в данном тексте.

По-видимому, в шифрованном тексте, некоторые слова, например, имена собственные, при упоминании их там первый раз, должны быть обозначены так, чтобы не возникало разночтений. Это сделает компьютер.

 

 

Вообразим себе дешифрование компьютером, замедленное в триллионы раз.

Пусть постепенно разгадываемые буквы проявляются в явном виде среди упомянутых выше знаков, пока еще нерасшифрованных слов. Два, три, или четыре вероятных варианта пусть мигают, сменяя друг друга. При незначительно большем числе проверяемых вариантов пусть появляется колонка слов. Если предполагается один или несколько большее число конкретных вариантов и неопределённое число ещё не конкретизированных вариантов, то пусть цветом и/или частотой мигания будет показана предполагаемая вероятность каждого из нескольких вариантов в качестве единственного истинного значения. Это нужно не для компьютера, а для наглядности возможных приёмов дешифрования «ольшаницы».

 

На подробных, уже ранее данных объяснений того, почему из нескольких упоминаемых вариантов, отметаются лишние, сейчас не будем задерживаться.

 

 

 

Но компьютер работает иначе. Пока нас интересуют лишь хоть какие-нибудь приёмы его работы.

Прежде всего, он проставит букву И везде, где она стоит в начале слова.

Сразу же определятся все приставки перед Ъ и такие же предлоги. Почти каждый предлог и каждая приставка, напоминаю, имеет свою комбинацию знаков ольшаницы.

За знаком Ъ стоит буква Ю, Ё, Я или Е.  Буква Ю мало вероятна. Она сразу же будет отметена или почти подтверждена при сопоставлении по числу следующих букв в этом слове и по соответствию знаков шифрованного слова со знаками шифровки каждого слова из орфографического словаря, которых в данном случае очень мало,  всего-то два или три слова.

С буквой Ё после Ъ вопрос решится так же просто. Процедура выбора между буквами Я и Е окажется чуть длиннее.

Любые, числительные, даже длинные, почти без всяких исключений (пожалуй, кроме слов

ОДНО, ОДНА, ОДНУ), имеют свои неповторимые шифровки в ольшанице. Окончание числительного позволяет отметать по несогласованию неподходящие варианты в словах, грамматически связанных с именем числительным. В падежных окончаниях имён существительных возможна лишь одна согласная из 4-х возможных: В, Г, М, Х. По согласованию в падеже, числе и роде, по месту согласной среди букв окончания и по одному из трёх возможных шифровок каждой гласной окончания, оно всё целиком разгадывается без вариантов. При этом сопоставляются окончания всех членов предложения, грамматически взаимосвязанных между собой. При этом принимается во внимание предлоги, глаголы, местоимения, прилагательные, наречия, числительные, причастия, составные сказуемые и прочие условия согласования слов. Несоответствия в окончаниях по грамматическому и даже по смысловому согласованию слов позволяют отметать варианты неподходящие, резко сокращая количества вариантов, проверяемых по прочим признакам: напр., по числу букв в этом слове, по шифровке каждой буквы на соответствующем ей месте в слове.

В окончаниях глаголов имеется тоже не более одного согласного из четырёх вариантов: Т, Ш, М, Л. Выбор подсказывают согласования окончаний членов предложения и соответствия шифровок гласных букв в окончаниях слов.

 

Такие слова как Я, ЕЙ, ЕЁ читаются сразу без вариантов и указывают правильное прочтение окончаний в словах, взаимосвязанных с окончанием.

Выявленные грамматические формы взаимосвязанных слов в одной из фраз, позволяют лучше ориентироваться и в других фразах текста.

 

По формуле закона Зипфа короткие слова, особенно самые короткие слова, повторяются в тексте значительно чаще слов более длинных. Большинство таких слов – слова служебные: частицы, союзы, местоимения, предлоги, наречия. Большинство из них имеют свою, неповторяющуюся шифровку или же повторяющуюся шифровку, но в словах, относящихся к разным частям речи или к разным его грамматическим формам (например: ИВ, ИЗ, ИМ, ИХ).

Такие слова и знаки препинания подсказывают грамматическую форму остальных слов.

Приставки и окончания, предлоги и наречия, частицы и наречия, местоимения и междометия распознаются сразу по своим неповторимым шифровкам или по грамматической и смысловой связи проверяемых вариантов.

Корни существительных, глаголов, да и некоторых прилагательных в тексте расшифровать первый раз может оказаться сложно. Потом неясное слово сверяется с уже упомянутыми. Первый раз его иногда стоит показать так (хотя бы явными буквами), чтобы не было разночтений.

__


Рецензии