Чудодейственное средство

Это случилось много лет тому назад, когда я закончил первый курс института и готовился стать отцом. После сдачи летней сессии, я отправился на заработки. Устроился я старшим рабочим в топо-маркшейдерскую экспедицию в районе города Сланцы. Начальником нашей партии был студент геодезического техникума. Ему оставалось закончить не то еще один курс, не то написать диплом. Точно я не знаю. Назовем его П., кроме него и меня, было еще два расконвоированных ЗЭКА. Их истории за давностью лет я не помню. Помню их внешний вид. Один был лобастый, невысокого роста парень, очень внешне похожий на Санчо Панса. Так и будем его называть – С.П.. Второй – был роста выше среднего с угрюмым, тупым лицом. Назовем его Д.Х.. Он производил впечатление загнанной рабочей лошади, которая способна только к выполнению чужих указаний. Если их не было, то он сидел, тупо глядя вниз на землю между раздвинутыми коленями, а кисти и пальцы его в это время выполняли какие-то замысловатые движения. Это не был тремор, - это были довольно плавные движения кистей расслабленных рук. Руки могли лежать на коленях или между ними.

Как идти от автобусной остановки до того места, где меня должны были встретить, мне объяснили и сказали, что пройти предстоит  километров в пять. Дополнительно к собственному чемодану, меня нагрузили документацией и какими-то приборами в виде довольно большого пакета, перевязанного веревкой, а также продуктами в рюкзаке. Груз получился немаленький и к концу маршрута я уже просто с трудом переставлял ноги.

Встретил меня П. и С.П., который тут же забрал документы и приборы. Пройдя еще километра два по узкой тропинке, мы пришли к отдельно стоящему дому, типа сарай. Наше жилье располагалось под крышей, на сеновале. Нижняя часть сарая использовалась под какой-то сельскохозяйственный инвентарь.

Только на месте я понял, почему меня нагрузили продуктами. П. объяснил, что до ближайшей деревеньки  около четырех километров в одну сторону, а место, где мы должны работать – километрах в трех  в другой стороне. Тратить время на пустые переходы было не целесообразно.

Наша задача заключалась в расчистке старых просек от подлеска и в закладке «тригонометрических центров». П. с Д.Х. шли с теодолитом, а мы с С.П. шли с топорами и чистили просеки. Топором я умел пользоваться, в основном, для рубки дров. Для рубки кустарника и мелких (до тридцати сантиметров в диаметре) деревьев необходима была другая сноровка. В первый же вечер С.П. показал, как надо точить топор, чтобы облегчить себе работу. Так же он продемонстрировал, где надо стоять при рубке дерева, а где – при рубке кустарника. В ближайшую неделю операции по закладке центров не предвиделось.

Буквально на второй или на третий день, по собственной легкомысленности, повредил себе ногу. Предстояло срубить деревце сантиметров пятнадцать  в диаметре. Я оценил, что смогу его срубить двумя ударами. Рубанул топором, ожидая, что после первого удара топор завязнет в древесине, и просчитался. Дерево оказалось внутри пустое, и топор прошел по древесине, как по маслу, и попал мне в левую ногу сантиметров пять ниже колена. А заточен был топор под бритву. Силу удара, конечно, в значительной степени погасило дерево, но, тем не менее, топор дошел до кости. Хорошо, что и у меня, и у П. был и бинт и лейкопластырь. Этим я остановил кровь, а потом С.П. помог мне сделать перевязку с подорожником. Через неделю я уже снял повязку, но ходил прихрамывая.

С каждым днем я накапливал опыт владения топором, опыт переноски тяжестей и ходьбе на большие расстояния. Однажды, П. сказал, что утром мы идем в деревню. Там мы должны были взять трубы, опалубку и цемент в пакетах по десять килограмм, а заодно поесть так, чтобы, во-первых, было не тяжело идти и, во-вторых, не хотелось ни пить, ни есть примерно часов пять. Предстояло в двух дальних точках заложить тригонометрические центры.

Пришли в деревню. Там столовая. Я смотрю, мои товарищи взяли себе столько еды, что мне хватило бы на несколько раз, а я стою в раздумье. Ко мне подошел человек лет 45-50 и спросил, что за проблема у меня. Он решил, что я без денег. Я объяснил задачу. Тогда этот человек сказал, что есть прекрасное решение. Надо взять полстакана сметаны и полстакана пива, перемешать и съесть. Я выразил свое недоумение и недоверие. А он сказал, что если я сделаю так, то не пожалею и буду его долго помнить. И я сделал это, и помню его, и благодарен ему до сего дня.
 
Когда мы достигли первой точки закладки центра, разгрузились и двое стали делать центр, а двое копать под него яму. «Центр» - это полутораметровая металлическая труба, заваренная с одного конца, с бетонным основанием в виде усеченной четырехугольной пирамиды. Труба от ржавчины предохраняется битумным лаком. Вся эта штука вкапывается в землю так, чтобы от трубы оставалось над землей сантиметров десять. В самом центре заваренного конца трубы сваркой делается точка. На эту точку, в дальнейшем, ориентируется отвес геодезических приборов. Координаты этой точки нанесены на картах.
 
Мы с С.П. копали яму, глубиной полтора метра с площадью основания 50 см Х 50 см, чтобы поместилась пирамида. Когда мы свою работу сделали, центр еще не был готов. Более того, я понял, что для его закладки, мы должны будем придти сюда еще раз, поскольку для застывания бетона нужны, как минимум, сутки. П. отвел нас на другую точку, где с прошлого раза уже была яма, и был готовый центр. Мы немного расчистили яму, опустили в нее центр и засыпали. К этому моменту подошли П. и Д.Х.. Работа была закончена.
На обратном пути идти было легче. Мы оставили мешки с неизрасходованным цементом, трубы и опалубку. Это мы использовали при следующих подобных работах в том же районе.

Вот так мне помог опытный человек. Очень сожалею, что по своей тогдашней застенчивости, не спросил ни имени, ни отчества. Средство оказалось настолько чудодейственным, что я весь маршрут с грузом прошел, ни разу не тронув фляжку с водой. А мои коллеги по дороге туда выпили всю свою воду, потом через платки или тряпки пили болотную воду. Мою воду они не тронули, оставив на обратный путь, когда и болота не будет.


Рецензии