Гойя

   Если Гойя рисуя каррикатурные рожи инквизиторов и ликующей толпы, надеялся на то, что они видя своё безобразие, будут стараться хоть как то измениться, стать лучше, что ли, то он глубоко ошибался -- они находили удовольствие в своём юродстве и считали таковыми остальных, других, а значит чужих.
   А может он так и не считал, но его рисунки поражают своей истинностью, граничащей с откровенным цинизмом. Именно истинностью, а не банальной "правдой" которая у каждого своя и на все случаи жизни. Может цинизм , не наигранный, бравирующий, позёрский, а естественный и является той самой истинной без одежд, макияжа и бижутерии из "этикета" и "норм приличия".
   Любая одежда, любые покровы, любая маска "этикета", "норм", морализма и прочей наносной шелухи, являются лживыми, ибо истинна всегда неказиста и имеет бранный оттенок.
   Собственно от этой неприглядности мы её и не любим.
   Рисунки Гойи это аутодафе обществу в целом, обществу гнилому, безвольному, кровожадному, обществу каннибалов и их жертв.
   Страшны в них не сколько сами инквизиторы, а толпа безразличная и жаждущая крови, мук истязаемых жертв, причём истязаний жестоких и изощрённых они жаждут даже больше чем крови в этом средневековом реалити шоу, и от этого они на много страшней нежели сами истязатели.
   Хорошо характеризуют общество и сами жертвы, олицетворяя общество с вывернутыми конечностями и торчащими костями, содранной кожей и рваными ноздрями, с гниющими ранами и клеймённым телом, униженное и придавленное, истекающее кровью, гноем и слюной -- уроды и калеки -- довольно печальная картина.
   Гойе удалось заглянуть далеко вперёд , в вечность, он уже тогда видел неотвратимую поступь человечества к своему концу, с перекошенными от боли лицами и горящими от предвкушения чужой боли глазами, от безразличных лиц инквизиторов и уставших безумных палачей -- палачей самих себя.
   Собственно с тех пор ничего не изменилось, нет только Гойи.
   Человечество не исчезнет как вид, оно для этого слишком трусливо, но это уже будут не люди.
                25.01.2009.


Рецензии