Прелюдия конца. Эпизоды

   - Клёво на войне, пацаны, - философствовал Лёха, наш новый снайпер в пару к Лисе, старому снайперу. Старой то её назвать язык и не поворачивается, но всё же ветеран.
   Лису у нас берегли все, молодая любвеобильная, психолог от Бога, умела залечить любую душевную рану, как у нас говорили "наложить повязку на мозги", нежная самка и беспощадный хищник. Ей многое прощалось, почти всё.
  Схороним мы её через две недели. Пулемёт и девичье тело выясняли кто сильней, победил пулемёт срезав Люси у половины взвода на глазах, как коса литовка свежую траву.
  Пулемётчика мы потом достали. Живого. Недолго живого. У него не было шансов в принципе, его грамотно отсекли и уволокли к себе, потом били долго, молча, без мата и истошного крика, с тупым остервенением выбивая душу из тела незадачливого стрелка, пока не забили до смерти.
  Страшное это было зрелище - горе вылилось в жестокость, похоронив для верности все эмоции.
  Что он мог видеть перед смертью?
  Каменные лица без мимики, пустой взгляд без ненависти, презрения, страха и жалости, взгляд вечности отражённый в налитых кровью глазах. Всё это походило на коллективный психоз, который закончился как только он затих. Да это и был психоз, который посещает всех кто слишком долго находится в бою.
  Но это потом, а пока к ней добавился Лёха - Лёха Изниоткуда. На вопросы "кто" да "что" туманит глаза и отводит вопрос на нейтральную сторону.Когда он у нас появился в контрразведке с ним пошептались, после чего Тёмный, наш "контрик" попросил пацана не трогать и принять таким какой есть.
   Тёмный умел просить так, что не откажешь, и если по началу относились настороженно, как ко всему непонятому, то со временем привыкли, Лёха и Лёха, а до остального нам нет никакого дела, раз уж уважаемые люди просят, тем паче работу свою он знал на "отлично".
   Лишь недавно я случайно узнал, что на этой дурацкой войне на его глазах погибла вся семья. Родители сгорели в доме, младшего брата расстреляли возле забора когда он заступился за сестру, которую потом увезли с собой бойцы какой-то армии за освобождение чего-то от кого-то. Нас тут до чёрта разных "освободителей".
   Он не мог им помочь придавленный балкой перекрытия, наблюдая всю картину из пролома и сжимая в руке бесполезный топор.
   В прочем, ситуация может быть слишком обыденная для войны.
   Как выбрался потом из той передряги, как и почему появился именно в нашем взводе история умалчивает, может это их общая тайна с нашими "контрами". Я то догадываюсь, что тут вендетта и совпадение интересов, но порой чем меньше знаешь тем больше спишь.
   Лёха не стал замкнутым и обозлённым, скорей наоборот, по крайней мере казался весельчаком и балагуром, лишь перед тем как идти на охоту застывал сидя не отвечая на внешние раздражители, и это не была медитация или какой-то экзотический тренинг, он впадал в кому, просматривал только ему знакомое кино, отпечатавшееся в памяти уродливым шрамом, потом спокойно поднимался и растворялся среди декораций войны.
   Возвращался всегда облегчённый, спокойный, иногда даже весёлый как сегодня.
   - Не правда, пацаны, ну где вы на гражданке почувствуете жизнь? Сидя в занюханой конторе, слюня на лавочках бутылки с пойлом и щупая потных баб, нервно озираясь по сторонам, чтоб не застукала благоверная? Вы называете жизнью существование в клетке выдуманных кем-то законов?
   - Эко тебя понесло, Лёха, знать знатную курицу подстрелил. Ты ежели сам ещё пойдёшь Тополь обещал за яйца подвесить. Якши? А ты его знаешь, - отозвался сквозь зубы Миха-Печенег.
   - Мне прикрытие ни к чему, обнаружат его, хана и мне. Сам знаешь - длинные шнурки ногам помеха, - ответил на угрозу яйцам Лёха, его глаза загорелись не добрым огоньком.
  Такие перепады настроения случались почти с каждым, у каждого были свои долги на этой войне, свои причины и претензии к ней, не всегда они совпадали с общими интересами - война была одна на всех, но у каждого своя.
  Видя, что на "шнурки под ногами" Мишка закипает "братской любовью" - он его действительно  любил как брата и всегда злился если Лёха пренебрегал его помощью - пришлось вмешаться в дискуссию и мне, дабы снять накал страстей и не допустить "боёв местного значения", вызывая огонь праведного гнева на себя.
   - Печенег, отстань от пацана, у него можно сказать праздник. Видать должок очень дорог раз припёрся на подъёме, а твоя помощь ему и на фиг не нужна, не лезь в чужой интим. Правда, Лёха? Раз против него он не задумываясь ставит яйца, то нам вместе с Тополем делать нечего.
   Я сознательно провоцировал Печенега и своего добился судя по тому как он ко мне повернулся с красной от негодования рожей, но тут неожиданно появилась подмога.
   - К стати, накликал черта из табакерки, - сказал я повернув голову влево, - вот и Тополь. Быть работе, господа "народные мстители". Всё. Брейк.
   - Лёха! Блин..., твою мать.., чтоб тебе.., из-за тебя меня.., так я тебя..,.., - разразился не сложной тирадой обычно спокойный, можно даже сказать степенный Тополь.
   - Обстановка резко меняется, ты бегом в штаб, а вас, анархисты я ещё достану. Всем готовиться, - это уже к нам всем, и понеслись эпитеты связанные славянской вязью в единый гармоничный узор вековой народной мудрости.
   Они ушли оставив зарождающуюся не шуточную тревогу. Положение в последнее время было больше чем хреновое, нас обложили старательно прижимая к реке, происходили постоянные перемещения соседей и так называемые ротации осуществлялись без нашего участия и ведома, оправдывались "секретностью" и почти откровенным "не ваше дело".
   У нас пытались забрать даже наш развед-взвод, но он не ушёл пойдя на откровенный конфликт. Похоже нас оставляли одних и это не добавляло оптимизма. Что-то в ближайшее время должно решиться, мы подошли к ситуации "или-или", "на расстояние выстрела".
   Все, вдруг, зашевелились, сонная настороженность сменилась деловым весельем. Кто-то проверял амуницию, набивал свободный магазин, точил нож, подтягивал лямки, проверял экипировку на звон прыгая на масте, кто-то сел писать письма прекрасно зная, что отправлять некому и некуда, кто-то проверял наличие НЗ, курева, капронового шнура и прочей мелочи.
   Все поняли, что сегодня днём, максимум ночью, мы покинем этот бункер, уже обжитый и родной, но который, задержись в нём, может стать и склепом.
   Это было ясно по общей обстановке сложившейся за последние недели, по тревожной тишине больших штабов, по активности разведки, по загадочно-тревожным лицам "посвящённых", по не свойственной для Тополя тираде.
   - Послушай, Полтинник, - обратился ко мне Печенег, - Давай держаться втроём, тебя ни мина, ни засада не берёт, ты давно стал в роте талисманом. Все говорят, где дед прошёл там ребёнок пройдёт. Мне братуху вывести надо.
   - Не всегда,- вдруг, вспомнил я пацанёнка в гаражах, которого и моё присутствие не спасло, - бывают случайности. К тому же растоновка дело высших сил, а мы, рядовое сословие подчиняемся приказу.

   - Дед, тебя то же в штаб, - послышался чей-то весёлый крик.
   Чего веселятся и причём здесь я - рядовой стрелок пенсионного возраста? Ох не нравится мне всё это. В штаб меня приглашали редко и то, больше чаю погонять, да потрепаться на досуге обо всём и ни о чём. Странно, тревожно и интересно.
   Так размышляя на ходу я добрался до места, проскользнул мимо ординарца двух метров роста, доложился по форме, скорчив подобострастную рожу фельфебеля времён Николая Последнего.
   - Сядь и не паясничай, - прозвучала ни команда, ни просьба, так, констатация факта повелительного наклонения, сейчас обсудим коротко ситуацию, услышишь не задание, просьбу, а потом решишь смеяться или погодить. Просьба будет не совсем обычная. Если одолевают сомнения то лучше сейчас.
   - Да, ладно, не тяни. Я ж не дурак и кое что вижу, да и не только я, все что-то видят. Тут один вопрос - почему я?
   - Потому, что не дурак, хоть и злой.
   - Я то?
   - Ты себя во время боя видел?
   - Да откуда? Потом картину восстанавливаю, что запомнилось.
   - А я видел. Та ещё картина - злой и без эмоций, злость у тебя холодная что ли, и ситуацию может по этому всегда контролируешь, чуйка у тебя есть, звериная что ли.
   - Гоподи!!! Задолбали меня этим "талисманом", и ты туда же. Ты пацана вспомни, - взмолился я, не скрывая тревоги глядя на Петра. Батей то его бойцы звали, а мы с ним ещё с первых дней сошлись, нас ветеранов мало осталось.
   - Да помню я. Деваться мне некуда, это личное. Так да или нет?
   Только сейчас я обратил внимание на его бегающий взгляд, по его придавленному виду можно было догадаться, что его что-то тяготит, он что-то должен открыть, сбросить какой-то груз, что стоит неимоверных усилий.
   Да, уж, грехи наши.
   - Ты как невеста после сватанья, всё не верит, не уж то и правда с милым под венец. Валяй, - закончил я, и, вдруг, почувствовал дикую усталость. Мы расставались на всегда, это я знал уже наверняка, и не встретимся то же больше никогда, это часто происходит на войне.
   - Так, вот, тебе надо быть возле Алексея во время прорыва, вывести во что бы то ни стало, вывести из боя и увести из Города вон, - начал довольно горячо наставлять меня мой товарищ и командир по совместительству, потом успокоился и уже деловито продолжил, - возьмёшь Печенега, с вами будет ещё группа. Я так всех расставил, что мы вас протолкнём как в контейнере, потом вы в сторону и уходите. Город ты знаешь, данные разведки я тебе дам. А здесь всё кончено.
   - А ты? - спросил я, невольно напрягаясь.
   - Я здесь остаюсь, а там как повезёт. Тебя не касается. Это личная просьба, очень личная просьба.
   От ответа стало холодно спине, почувствовал щемящую тоску и стало ещё тяжелей.
   - Ты знал Лёху до этого?
   - Знал, - коротко ответил Пётр, глядя куда-то в даль, сквозь бетонную стену, внутрь себя, - знал очень давно, но узнал.
   - Лёха знает?
   - Нет. Ты и расскажешь, потом когда выведешь. Ладно не рви душу. Для легенды, чтобы он ни где не сорвался, я дал вам "очень важное задание", собрал какие-то диски, несколько карт, так, ерунду, но о том, что это ерунда знаешь только ты.
   - А если не выведу?
   - Значит сам выйдешь, а мне всё же легче тут будет, что-то да сделал. Только не говори, что вмешиваю личное, - вдруг завёлся комбат - ради своих интересов, подставляю других, и т.д., и т.п.. Не интересно это. Все не выйдут, расходимся веером, верного маршрута нет, одна надежда на твою интуицию, - врал себе  и тут же верил Петруха, он для себя уже всё решил и спорить было бесполезно.
   - Мне будет спокойней, - выдохнул на конец то напоследок, и, почему то виновато, замолчал.
   - Ну, что ж, замётано, Батя, - сделал я ударение на последнем слове, -- вводи в курс дела, да под чаёк на посошок.
   Просидели битых два часа, больше вспоминали всё, что случилось за время войны, все дома, этажи, заводы, взорванные мосты и сожжённые танки, засады и как из них выбирались, удачи и провалы, потери, потери, потери... Вбивали в память, вгоняли в подсознание, раскрашивая в красочные тона, чтоб оставить в памяти на вечно, до смерти.
   В этот раз мы прощались на всегда и оба это знали, от этого сдавливало грудь и глаза застилала злость кроваво-красной пеленой.
   Выйдя из штаба я тщетно старался выбросить всё, у меня ни черта не получалось, гвоздь сидел глубоко в мозгах, но я как заколдованный повторял: -  Прошлого нет, есть я и вечерняя заря как прелюдия конца.
   


Рецензии
Здравствуйте, Игорь. Начала прочтение Ваших эпизодов. Как Вы знаете, имею собственный интерес, но по ходу чтения буду оставлять комментарии

Стиль Ваш мне понравился. Текст, хоть и тяжёлого содержания, но читается легко. У вас удачный ввод в текст диалогов... Много интересных выражений, сравнений, метафор. Даже кое-что выписала для себя: "Горе вылилось в жестокость, похоронив все эмоции", "ююю поднимался и раствоялся среди декораций войны...", "Прошлого нет, есть я и вечерняя заря как прелюдия конца"...

Ирене Крекер   11.01.2019 20:56     Заявить о нарушении
Благодарю, Ирене!

Пытался когда-то в какой-то мере предотвратить эту самую войну, пытаясь показать что оно такое внутри, но "героический" романтизм не испытавшего всех прелестей оной поколения победил разум.

Коли будут вопросы, то обращайтесь.

Удачи!

Игорь Иванов 2   12.01.2019 12:22   Заявить о нарушении
Хотела принять участие в фестивале "Славянская лира",он проводится в 2019 в Минске. После прочтения ваших эпизодов появилось чувство внутренней тревоги... Страшно всё в этом мирк, хоть Белоруссия - не Украина, но всё же. Наверное, хватит романтики и в писательском деле...

Ирене Крекер   13.01.2019 14:27   Заявить о нарушении
Если приняли решение то не стоит его менять не взирая на качество мира, ибо мир и требует чего-то, что может скрасить его жёсткий реализм. Белоруссию сейчас коллективный Запад так же раскачивает, ситуация не зеркальная, но достаточно тревожная. Лука если заиграется со своими наци в толерантность, то закончит значительно хуже нежели Янык. Но, то пустое... А отказываться от фестиваля?... будь у меня возможность, то я бы не стал. Но, это субъективное.

Успеха!

Игорь Иванов 2   13.01.2019 16:47   Заявить о нарушении