Радзинский - фокусник истории

У меня передачи Радзинского об истории вызывают ужас. Тем более, ведет он их с преувеличенным пафосом, повышая в отдельных местах тон, так что за эксцентрической манерой часто трудно уловить суть.  Тем более, что его материалы не выражают общественное сознание народа обсуждаемого им времени.  Тем более, лидеров времени.
Мы порой искажаем нашу историю до смысла наоборот, как в случае со Сталиным, когда отдельные историки утверждают, что не Сталин выиграл войну, а народ. Или, что Сталин был жесток. А Петр Первый был жесток или нет? К  нему почему-то такое понятие как жестокость не относятся. Обсуждают только его государственные дела.НО, это для примера, вернемся к Радзинскому.  Возьмем созданные им образы царя Александра Первого  и  императора Наполеона. Об Александре Первом я писал, разослал в разные издания, но наткнулся трусость мышления чиновника.
В газете «Вести», мне ответили, что не компетентны в данном вопросе.  В «Комсомолке» сказали, что мое суждение слишком гротескное…
Я хочу остановиться на рассказе Радзинского, как Александр Первый обнялся с Наполеоном, и долго не мог себе этого простить, что обнял простого лейтенанта.
Это не Александр Первый! Вот если бы Николай как Первый, так и Второй, то поверить можно.  Те крепостники и злопамятны.  Николай Второй во время поездки в Японию оскандалился в каком-то борделе, и в отместку начал войну с Японией.
А Александр Первый, напротив, был демократ в лучшем смысле этого слова.  Про него Пушкин писал: «Самовластительный злодей», и что?  Последующее правление было таково, что о том времени вспоминали как о вольнице, когда негодяя можно было вызвать на дуэль, а свобода в высказываниях была такова, что создавались заговоры и подпольные общества.  Дворянство было настолько свободолюбиво, что свои интересы отождествляло с интересами государства, и у Пушкина родились такие строки: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы».  Потому и в Бородинском сражении каждый офицер вел себя как герой.
А Николай Первый  разгромил в лице декабристов наше просвещенное дворянство, наших Д’Артаньянов, наших реформаторов, окружив себя холопами, лизоблюдами. Дошло до того, что к царю, проезжавшему по Югу России вывели Кюхельбекера с надписью «раб» на лбу.
И если при Александре Первом расцвел талант Пушкина, то уже Лермонтов как поэт задыхался в эпоху Николая I, в атмосфере  чиновничьеугодной политики, у него в поэзии доминирует не любовь, а смерть.
При Николае  I  уже не было того духа, и некому было проявить себя в государственных делах, отсюда поражение в Крымской кампании 1853 года.
Или суждения Радзинского о Наполеоне.  Радзинский абстрагируется от того, что Наполеон прежде всего гениальный главнокомандующий армии.  А Радзинский все делает упор на его отношения  с Жозефиной. Не слишком ли это мелковатый аспект для такой личности? Может и Суворова  с Кутузовым начнем трактовать с точки зрения их отношений с женщиной? Ведь это люди, создающие дух армии. А как?
А Чапаев, Котовский? У тех была великая идея борьбы во имя народа.  Во времена же Кутузова дух в армии создавало просвещенное дворянство.  Для Наполеона и это не подходит.
А подходит как в  романе «Петр I», когда Шереметьев подымая дух солдат перед открытыми дверями вражеской крепости выкрикнул казакам: «Ребята, в городе девки и вино. Три дня на разграбление», -и, бросив бомбу, ринулся в крепость. А казаки за ним.
То же и Наполеон с тридцатью тысячами солдат перед крепостью  с превосходящими силами противника крикнул: «Ребята, вперед! Все в крепости ваше!»,  -и тем материализовал идею.  Как полководец, который  за одно с армией и ведет её, понимая как самого себя.
Это теория Маркса, что идея тогда становится материальной силой, когда она овладевает массами.
Как во времена Великой Отечественной песня «Вставай, страна огромная!» выразила состояние нашего общества и воплотила в себе дух всего народа.

***

Анекдоты.


1. По телевизору по многим каналам идет «Кулинарный поединок». Про разносолы разные. А я не любитель. У меня набор продуктов ограничен. Но выхожу на улицу, там люди на помойке роются.  Тоже выбирают.

2. Одна подруга спрашивает у другой:

- А в чем отличие либералов от коммунистов?
- Коммунист по чувству долга сначала распишется, потом выполняет супружеские обязанности. А либерал наоборот, да еще упрекнет тебя после свадьбы, что не вела себя как Зоя Космодемьянская.

3. По телевизору реклама, а бабушка Сидорова говорит: «Мельчает искусство».
Внук спрашивает: «Почему ?».
Бабушка отвечает: «Вот когда переворот в девяносто первом был, «Лебединое озеро» всё передавали.  Когда говорили, кто сколько ворует как-то, картины русской природы показывали, а тут уже Дездемона с Отелло играет по компьютеру в очко, выигрывает, а он и спрашивает: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»

4.






























++++++++++++++++++++++


Рецензии
О Радзинском Ваше мнение целиком разделяю. Этот псевдоисторик судит о царях в меру своей испорченности. Не поняла, однако как это Вы записали в крепостники Николая Второго, ведь крепостное право отменил, насколько я знаю, его дед Александр Второй. Между прочем, отмену крепостного права планировал как раз Павел Первый и уже ограничил срок барщины до трёх дней в неделю вместо пяти. При Александре этот процесс был приостановлен на много лет, таким вот он был "демократом".
Теперь о Пушкине. Насколько я поняла Оду "Вольность" "Самовластительным злодеем" был назван король Людовик. А об Александре Первом Пушкин написал "Плешивый щёголь, враг труда" и тут я с ним полностью согласна. Согласитесь, строки "Твою погибель, смерть детей" жутковато читать после Ипатьевской ночи.
Наполеона я уважаю, но не как великого полководца, хотя он, безусловно, таковым являлся, но за то, что он - единственный - открыто обвинил Александра в отцеубийстве. Убеждена, что при Павле Петровиче войны с Наполеоном бы не было.

Яна Вильчинская   16.04.2016 23:47     Заявить о нарушении