Искусство и народ

Часть 1.       ХУДОЖНИК!!
     Я расположился на берегу реки Линда, в достаточно в безлюдном месте, чтобы не спеша, в раздумьях потворить акварелью. Место приглянулось мгновенно, ещё не осознал, но подчинился инстинкту художника, и только после того, как развернул мольберт, кое как уселся, выбрав нужный ракурс, смог оценить выбор подсознания: неширокая река красиво заруливала за берег, как бы прощаясь – пока-пока! Но чуть подальше вдруг выскакивала с весёлыми берегами, скачущими вдоль воды кустиками, и поверху ёлочки играли в чехарду, а потом неожиданно опять исчезала и надолго, и только в далёком пространстве будущего, блеснула в своих желанных изгибах, постепенно затухая, исчезла. Все это приводило механизм мышления в движение. Поверхность воды собрала на себе весь мир снаружи, усилив его и преобразив, в отражении воды проявлялось невидимое в натуре: бледный ультрамаринец неба в воде был насыщен местами до фиолета и  киновари, облака прочитывались в своих затенённых боках, цвет на воде работал в сложных сочетаниях тёплых и холодных тонов: чистые цвета лазури, фиолета, ультрамарина противоборствовали с охристыми от золотистых до марса индийского и иногда цвет захлёбывался в болоте сиены и умбры.
Местами, где поверхностное движение воды было заметно, ближе к открытым местам, или там, где вода вдруг наскакивала на препятствие, картина мира преобразовывалась в сложную интерференционную картинку: стволы деревьев распадались на осколки, сохраняя единство продолжительности, и в тоже время попадали в новую иную жизнь, с переменным течением времени в текучем пространстве.
     То, что радовало при свободном беспечном любовании, то при анализе, при попытке осмыслить, заставляло нервничать. Вначале работы мучительно ищешь особенности, побудившие к творчеству, но подсознание не спешит раскрывать свои складские помещения, но войдя внутрь долго приходиться устанавливать систему складирования, и наконец вроде бы установлена причинно-следственная связь побуждений через пространство, тон и цвет. Линейная композиция задавала ход мысли,  нанизывая на себя эмоциональные композиционные вихри, и тогда установленная связь между пространством и цветом, приводило в движение оправданную иллюзию. И всё же самое сложное – это подборка цвета, их сочетания, которые бы строили и не разрушали границы между светом и тенью, цветом и тоном, и в пространстве, чем темнее место, тем оно богаче событиями.
     Акварельный рисунок ещё не жил, хотя и отразил реальность, но всё существовало само по себе: зелёная растительность, солнечное небо с пушистыми облаками и все это повторилось в шаловливых извилинах речки. Было ощущение нехватки воздуха в моих легких, как при стенокардии, и грудь также сдавливало, но только ощущение это приходило через духовные страдания: я лихорадочно искал тонкие смеси –  ага! Вот попробовал сначала проложить тонкие смеси краплака с ультрамарином, между ними киноварь с кадмием оранжевым, немного кармина, к ним лёгкими полусухими мазками пристроил охры золотистой, стронций и салату. Пробежался по небу, по растениям и воде. И вроде плоскость обретала жизнь: всё стало оживать, двигаться, прыгать, где надо, вода становилась водой, а не свалкой, как до этого получалась,  небо небом, а остальное от неба до воды –  радовалось и спешило жить.
     И в этот важный кульминационный момент явился “шукшинский” деревенский герой – знаток и эрудит. Он неожиданно выехал из-за кустов на стареньком велосипеде, может мимо проезжал, но интуиция подсказывала мне, что не спроста, а по задумке явился сюда абориген из деревни Линда-Пустонь, что располагалась на противоположном берегу, на возвышении, но деревни почто не видно, она скрывалась за деревьями, видны были только два три дома, что выскочили, как бы случайно, на склон, но далеко просматривалась старая полуразваленная красная церковь, и была хорошим ориентиром. Этот деревенский джентльмен, наверное заприметил меня из деревни, и совершил неблизкий путь, ведь до навесного мостика через речку километра три, значит стоило того. Он, солидно кряхтя, уселся сбоку от меня, облокотился левой рукой о согнутое колено, а другую ногу вытянул, воткнул в рот травину и с прищуром из под надвинутой шляпы стал деловито смотреть вдаль так, как будто это его любимое занятие и священное место, а я тут случайный.
     - Художник?! – деловито спросил он.
     - Ну, так. – выдавил я, сокрушаясь, что мой полёт прерван.
Я стал детальнее, вполглаза, изучать непрошенного гостя, все равно индульгенция с природой прервана. Обычно деревенским трудно подобрать возраст: они наивны как дети, старятся рано и одеваются в поношенное в прошлых веках, но если даже на них одеть новенький костюм, то деревенская натура так и выпрыгивает из костюма, ну а этому возможно за полтинник, среднего роста, сухощавый, с круглогодичным загаром смешанного с пылью, в обычной советской проветриваемой шляпе.      
     - И много художников наверное знаешь? – спросил он, продолжая смотреть в даль, жуя травинку.
     - Ну так. – продолжал я всё в том же духе, уже подозревая цель его интересов.
     - А знаешь, кто нарисовал “Грачи прилетели”?
     - Ну, ты это лучше у детей спроси, они в школе изучают.
     - Ага. Ну а кто нарисовал “Бурлаки на Волге”?
     - А что ты не был в художественном музее? Город рядом и музей у нас хороший.
     - Ну ладно. Тогда скажи, кто нарисовал “Утро стрелецкой казни”?
     - Ну уж не знаю … - Попытался возмутиться я, но он уже наносил удары не ожидая ответов.
     - Ну а кто нарисовал “Княжну Тараканову”? – рубил он уже на полном скаку.
     - Слушай, а не пошёл бы ты в деревню! – возмутился я, и двинул на деревенского ревизора.
Деревня время не теряла, успел отряхнуть брюки и шустро оседлал двухколесную кобылу.
     - Да ты художников то не знаешь?!
Я ухватил треногу, как палицу и пошел на деревенского обладателя совы. Но знаток уже бил рекорд по велокроссу.
     - Ху-до-жник!! – неслось из дали.
Моё творческое настроение как воздушный шарик наткнулось  на иголочку и лопнуло, заместившись желанием разрушать, и я схватил ком глины и швырнул далеко в воду, из кустов выскочили напуганные утки, которых во время рисования я не видал, их испуг меня успокоил.
Но деревню ту я с тех пор ненавижу и обхожу стороной: живут там всякие знатоки!

Часть 2. Шпион.
       Но приключения в этот день не закончились, видимо российская глубинка захворала в одночасье, болезнь распространялась примерно чуть быстрее скорости велосипедиста, потому что куда я прибывал, там меня уже подстерегал больной, это была какая-то спутниковая болезнь, как можно было так точно скоординировать охоту на меня этих отклонистов разумности.
       От первого злополучного места я прошел вдоль реки километров пять, затем свернул от русла, но теперь уже кривулял по пыльной, но хорошо укатанной дороге, через пшеничное поле.
Время было уже позднее, солнце вот-вот - и провалиться. Но не это только напрягало, а над полем разрасталась огромная туча, можно сказать лепилась на глазах, как войско под стяги знамен, по призыву трубы -   было слышно сердитое бормотание надвигающейся грозы. 
Восток сохранял чистоту лимонно-изумрудного цвета и на фоне этой чистоты возникало тучевое чудовище, в тело которого попал заходящий солнечный луч, превратив её в живого обозленного кабана из преисподней – и он переливался в огнях, брызгая сотнями цветовых оттенков. Волнение сверху передалось чувствительному пшеничному полю, злаковая поверхность заволновалась золотом высшей пробы. Возбуждение передалось и мне, словно я приблизился к эшафоту, на котором стоял в красной накидке гигантский мастер-палач, опершись о длинный топорище. И все замерли в ожидании привода жертвы. Я лихорадочно доставал мольберт.
Быстрым взмахом кисти лепил созидательно-разрушительную силу природы, которая готовилась обрушиться на успокоившийся мещанский мир, который вечно виноват перед небесами тем, что часто забывает о них. Противоречивую силу природы я сопоставлял противоречием цветовых тонов и пространства: в работу шло все – фонтанирующие кадмии, краплаки, кобальты, ядовитые ФЦ, усмиряющие охры и грозные сепии и умбры, а недовольных отдал инквизитору цвета – саже газовой.
Я был в угаре, я был в ударе, кистью махал как казак. Я спешил разрешиться до природных родов. Но! Краем глаза уловил движение нежелательного противника с тыла: от деревни, залегающей в тальвеге, в мою сторону пробирался через волнующее поле пшеницы мужичонка. Я даже почувствовал приступ тошноты – ещё один! Но на время я был поглощен порождением страсти от возбужденного пространства, и с трудом вышел из творческого экстаза от того что меня за локоть дёргал серьезный мужичонка, с виду как обжаренный кочет и  тоже в костюме, правда замасленный и в помятой фуражке:
       - Гражданин! Гражданин! Что вы тут делаете в позднее время?
Я вынужден был принимать преждевременные роды, а может выкидыш. Я понял, теперь деревенский детектив явился. Теперь гроза нагнеталась во мне, и я сделал первый разряд и морально смертельный для слабых умов:
       - Да вот по заданию ЦРУ зарисовываю ваше пшеничное поле, прощайся с ним дед, скоро сюда шарахнет боеголовка.
Лицо поджаристого кочета стало похоже на икону, что мне помолиться захотелось, но я этого делать не умел, и  пока дед выходил из под наркоза, я делал широкие взмахи кистью: слева сепии, справа умбры и …, но вдруг в мою руку вцепилась корявая, как у чёрта рука, и я воскликнул – Иисуусе! Святой преобразился – на меня смотрели глаза дьявола, но сумасшедшего дьявола.
       - Так гражданин! Вы уличены в шпионаже. Пройдёмте со мной!
Так, теперь у меня ролики остались без шариков. Я пытался понять в какую эпоху сдвинулось время, или на нашу территорию уже сбросили психбомбу. На некоторое время мы превратились в скульптурную композицию – “Искусство и народ”. Детектив, наверное, ждал моей безоговорочной капитуляции, но а я лихорадочно пытался припомнить в сознании самую страшную ругаловку, но не припомня ничего умопомрачительного, более чем есть, с омерзением стряхнул с себя руку умом повреждённого, схватил треногу, занес её над головой и Зевсуподобный изрёк гром:
       - Дед, теки в свою лоханку к бабушке, а то не долго жить тебе осталось, если задержишься! У меня сегодня очень плохое настроение!
И в подтверждение моего приговора сверкнула молния. Дед  превращался в живую мумию, но не унимался:
       - Ты стой тут. Я деревню позову, тогда посмотрим…
Но я ещё выше поднял треногу и прокричал – Ну!  и  следом загрохотал гром. Природа была со мной.
Далеко в поле как заяц петляла жертва иллюзий.
Сильный ливень остужал раскалившегося меня. Искусство воссоединилось с жизнью. 


Рецензии
Александр !!! Действительно -далеки художники от
простого народа ! Мужики то со всей открытой
деревенской душой к художнику обратились.
Общения им захотелось -да и образования по части
вашего изобразительного искусства !!!Трудно понять
простых людей -сложному аналитическому уму !!!
А художник получился точно злой !!! И картины ,
думаю не удались. Может тех самых мужиков на этих картинах и не хватало ??? С уважением !НАТАЛИ


Правдина Натали   27.05.2010 08:30     Заявить о нарушении
Возможно образ художника получился не добрым. Чтобы почувствовать плоды созданного произведения нужно время и мне, но, и любой другой не может реалистично оценить произошедшее. Кто как прочитал, кто чего желал увидеть. Кто знает чьи его возможности реалистической оценки ближе к истине?
Художник был поглощен работой, а обыватель из простых людей возможно не желает выглядеть пешкой и ищет подходящего случая для реализации оправдания своего существования. Недостатки общества более всего проявляются через обывателя, которые не умеют их скрывать, они живут ими. Верхи общества прикрывают свои недостатки декоративным достоинством. Низы же общества пользуются этими недостатками как своим достоинством.
У нас в обществе всегда выглядит злым тот, кто страдает.
Слово народ слишком условно. Народность – это инерционно, и проявляется потом, но уже так, что не исправишь. А людишки – так они везде есть.

Александр Маслов 2   29.05.2010 04:06   Заявить о нарушении
Александр !!! Думаю "людишки " тогда мы все -
по вашим рассуждениям , Люди -человеки всегда могут
сделать выбор между добром и злом .Точки соприкосновения найти не сложно если -поставить себя на место другого. Художнику спустится с небес наземлю надо бы ,а
деревенским мужикам с земли чуть подняться ввысь .
Как раз с простыми людьми проще найти общий язык ,чем со сложными высоко- художественными личностями.
Это ведь для деревни - событие!!!
Художник -как артист . Так что надо было просто
похвалить эти живописные места и проявить чуточку
сочувствия к их непосредственности и любопытству.
С уважением Натали

Правдина Натали   29.05.2010 05:30   Заявить о нарушении
Я не абсолютист. А жизнь эпизодична.

Александр Маслов 2   29.05.2010 11:45   Заявить о нарушении
Жизнь это не разноплановые эпизоды - а ЦЕЛЬНАЯ
ЕДИНАЯ картина ЖИЗНИ . Все в ней взаимосвязано .
Каждый поступок определяет конечный результат .
Если этого не понимает художник ,который пишет кистью - то его КАРТИНА жизни будет нерадостной и бездушной .

Правдина Натали   29.05.2010 20:22   Заявить о нарушении
Верить во что-то - это не значит, что так и будет. Вы идеализируете.

Александр Маслов 2   30.05.2010 21:31   Заявить о нарушении
Александр !!! Это мое твердое убеждение.
Произведения автора или художника содержат по сути его духовность и идеалы.
Если он ,конечно не продается за деньги .
И не пишет на заказ - в угоду тому кто платит.
Поэтому такие продажные произведения искусства -
умирают во времени .- Во всем в нашем земном мире - есть душа .
В художнике - думаю ее огромное количество и он всегда ИДЕАЛИЗИРУеТ .
Творческие натуры далеки от реальности . Вы так не полагаете ??? С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   30.05.2010 21:48   Заявить о нарушении
Очень не хочется вас обижать, или выглядеть таким вот упрямцем, хотя бы согласитесь, что у нас предметного разговора и не было.
. Вы что оспариваете?
Я ничего не оспариваю, и у меня нет убеждений, я просто смотрю на мир. Уж какой есть.
Ну злой художник, по крайней мере выглядит таким после встречи с дегенератами. Или что у нас не бывает плохих людей в народе, этакие народные маслинки, бубенчики?
Народность - это условное понятие. Каждый из нас является частью этого самого народа, но один рассудительный, другой упрямый, есть злые, упрямые, безрассудные, есть просто работяги.
Художники тоже разные, но могут быть профессионально бездарные, но есть профессионалы бездари. Но если художник своё чутье будет подстраивать под нечто эмоционально усреднённое, то это ближе к богомазам, одни идоло-картинки выйдут из под кисти. У художника не должно быть убеждений, художник – это комбинат переживаний, а не угодник. И картины всегда рождаются на пике переживаний, в буре.
Если вы увидели злым моего художника, значит мне удалось нарисовать этот образ, я этого и хотел, потому как есть в жизни так же.
И все же я бы пожела взвешенного разговора, как в математике. Я вас не хочу упрекать, но хотелось что бы вы отнеслись внимательно к тексту.

Александр Маслов 2   31.05.2010 11:44   Заявить о нарушении
Александр ! ваша беда - что у вас математический ум - вы все раскладываете по фрмулам -четко и выверенно.
Думаю - это не художественный творческий ум -
похоже на графику или чертеж.Мы с вами не поймем друг друга - так как разговариваем на разных языках . Я вам про душу ,а вы про математику и
РАСЧЕТ .
Правельно вы говорите - мы все из народа и
все от РУССКОЙ ЗЕМЛИ . Так что в принципе - друг
от друга мало чем отличаемся - КОРНИ то крестьянские. По истине - мудр тот человек -у кого добрые сердце - а не тот ,кто разумен своим
ПРЕВОСХОДНЫМ злым УМОМ !!! С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   31.05.2010 18:42   Заявить о нарушении
Математика не позволяет врать как речь.

Александр Маслов 2   31.05.2010 18:46   Заявить о нарушении
Во мне бробуждается дух римского императора.

Александр Маслов 2   31.05.2010 18:50   Заявить о нарушении
Алекс !!! Это очень заметно ! власть и деньги
- злой дух всех ИМПЕРАТОРОВ ! Поэтому - империи и рушались на протяжении веков- оставляя за собой
злую славу .

Правдина Натали   31.05.2010 18:54   Заявить о нарушении
Вы очень добрая девушка!

Александр Маслов 2   31.05.2010 18:56   Заявить о нарушении
Рано или позднее, но все рушится и изменяется, значит зло так и преследует человечество. Ну как же без него?

Александр Маслов 2   31.05.2010 18:58   Заявить о нарушении
Алекс!!! А как же на счет того - что мир спасет
ЛЮБОВЬ . Зло бессильно перед ней.
Хотя в сущности добра без зла не бывает .
Согласна. Говорят :не делай зла - не получишь добра.
Но ведь мы все равно не математике пришли учиться в этот мир , а главной науки - ЛЮБВИ . Натали

Правдина Натали   31.05.2010 19:05   Заявить о нарушении
Любовь - слишком условно, раз она так всесильна, то при потере ориентации враз может и загубить. Да и от чего спасать мир? Он разве гибнет? Раз так, то гибнет он вечно. А значит опасения напрасны, и затраты сил на спасение напрасны.

Александр Маслов 2   31.05.2010 19:14   Заявить о нарушении
Вот вы написали : цитирую вас
----------------------------------------------
Верить во что-то - это не значит, что так и будет. Вы идеализируете.
--------------------------------------------------
Это разве ВЕРА - если это не значит ,что будет так.
Мне очень жаль вас - вы не можете дать определение что такое ЛЮБОВЬ -это для вас всего лишь слова,
судя по вашим коментам .
Мир катится в пропасть - этого не видит только СЛЕПЕЦ . Но в эту пропасть и свалиться все то зло, которое накопилось у человечества .
А светлое и доброе подниметься вверх так ,что гармония Любви восторжествует .
У кого есть души чистые - дадут свет .
А злые и пустые - уйдут во тьму.
----------------------------------------------------
В математике тоже есть бесконечность - в виде перевернутой 8.
Так что жить в одной системе координат не получится . После смерти придется перейти в другое измерение.А там другие законы -законы ЛЮБВИ .
С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   31.05.2010 20:32   Заявить о нарушении
Вы говорите о любви как о методе карать. Да и определение любви кто же может дать, да и о какой любви вы говорите? Та что между мужчиной и женщиной? Хотя я знаю только о ней.
Злых людей не бывает, бывают только жертвы зла, которое происходит между людьми из-за непонимания друг друга и нежелания уступить. Я готов вам уступить.

Александр Маслов 2   31.05.2010 22:12   Заявить о нарушении
Я говорю не о любви женщины и мужчины .А о любви
которая в сердце каждого из нас - это отдача себя другим во благо и добро - а не во зло и лицемерие.
Вы здесь про наказание написали .Так вот -думаю
КАЖДЫЙ сам себя наказывает - и у каждого есть свободный выбор - в сторону добра или зла .
Человек каждый имет и то и другое .
Только он делает выбор сознательный :
КУДА лететь: в пропасть или в в поднебесье .
Думаю - в пропасти не очень хочется быть - поэтому и тянутся за рукой помощи.Слава БОГУ если она придет ! С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   01.06.2010 07:51   Заявить о нарушении
Теперь понятно - когда любовь потеряла своё истинное понимание, то она стала широкого потребления и возникли люди с потерей половой ориентации.

Александр Маслов 2   01.06.2010 10:16   Заявить о нарушении
Да, как вы собираетесь отдавать себя во благо?
В мыслях только? или сделать что-то реальное?
Или благо - это думать о благе и говорить?

Александр Маслов 2   01.06.2010 13:33   Заявить о нарушении
Алекс! Если в мозгах только математический расчет и
низменные животные инстинкты - то любовь тут ни причем. Я же говорю вам - что вы каменный гранит - и с вами о высоких материях разговаривать
,как птице с жирафом .У нас разные системы координат . И пол здесь не причем . Если в сердце живет любовь - то она и в отношениях мужчины и женщины будет жить . А где страсть и расчет - там
ничего кроме Корыстного материального интереса и Спортивногосекса не существует - одна ГРЯЗЬ,Унижения и Злоба .

Правдина Натали   01.06.2010 17:31   Заявить о нарушении
По крайней мере - не быть равнодушным и отдавать
-это тоже ДЕЛО . Сейчас - только каждый под себя гребет на других наплевать . Вот закон -навязанный нам извне КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ "РАЕМ "!
Учусь - делиться; - учусь -приходить на помощь ;
учусь делать бескорыстно -для души ;
Это первые шаги . Но они приносят счастье и радость от того что ты не ЖИВОТНОЕ, а ЧЕЛОВЕК.
С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   01.06.2010 17:37   Заявить о нарушении
Интересная вы девушка! Огонь!
Слушать вас наверное ещё интереснее чем читать.

Александр Маслов 2   01.06.2010 19:37   Заявить о нарушении
Не захвалите !!! Огонь во мне разгорается - и мне надо научится тушить его водой . Эммоции -мой бич .
Борюсь с ними - есть малые успехи . Но мало смирения и терпения.
Да и будущая профессия обязывает рваться в бой .
Шутка! Может и не выйдет из меня журналюги .
Душа просит писать о добром и светлом. А вокруг
сгущается чернота - время включило суперскорости -
не даром ОБЩЕНИЕ между людьми- выходит на первый план .Много одиноких и несчастных.
Сейчас идет война за умы и души человеческие .
Сложно порой разобраться ,что есть - ИСТИНА .
Много ложного и лицемерного вокруг .
Извините - это мои мысли . Но у меня ощущение чего то ОТВЕТСТВЕННОГО пред БОГОМ - за то что он дал мне
еще раз шанс на жизнь . С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   01.06.2010 22:11   Заявить о нарушении
Что значит - еще раз шанс?
В стране конечно обстановка (в моём понимании) очень плохая. Но не надо так отчаиваться.

Александр Маслов 2   01.06.2010 22:35   Заявить о нарушении
Я не про страну !!! А про свою жизнь.
Шанс жить - это когда ты должна была умереть - но
тебя вернули обратно - для ЧЕГО ???
Думаю - шанс - изменить свою жизнь на 360 гр и
мировозрение с материального на духовное .
Это как будто на СТУПЕНЬКУ выше поднялась .

Правдина Натали   01.06.2010 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.