Повальный штурм

            Родной брат моей бабушки по отцу - Федотов Кузьма Филиппович - балтийский матрос-артиллерист  эскадренного миноносца «Коршун», в юности успевший обогнуть на нём вокруг света, повоевать с Японией и принять активное участие в революции 1905 года, в молодости познал «прелести» одиночных карцеров и казематов Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей. В зрелом возрасте, став профессиональным революционером, возвратился на флот и вошёл в состав ревкома крейсера «Андрей Первозванный». В революционных событиях 1917 года он охранял Ленина во время его публичных выступлений у броневика, во дворце Ксешинской и Смольном и под командованием Н.И.Подвойского брал Зимний дворец ….    
           «Кузьма-политикант», как его называли многочисленные родичи, в старости часто рассказывал, что в действительности творилось в Петербурге в то смутное время.
           Среди матросов и солдат практически никто не понимал сути происходивших событий. Всё зависело от ораторских способностей агитирующих. Служивым приходилось неоднократно принимать то одну сторону, то другую, то третью… и идти то против своих же солдат и матросов, то против царских офицеров, то против народа… Лучшими ораторами Кузьма считал Троцкого и Рошаля. Большинство большевиков не хотело вооружённого восстания, но на нём в категорической форме настаивал Ленин. Благодаря ему, и завершился троцкистский государственный переворот, названный Великой Октябрьской Социалистической Революцией.
           В девять вечера 24 октября 1917 года комиссар крейсера «Аврора» Белышев чудом выполнил поступивший из Смольного ещё накануне приказ сделать холостой выстрел в сторону Зимнего - все матросы были в самоволке. Несколько вооружённых отрядов неспешно пересекли дворцовую площадь и вошли в уже покинутый юнкерами Зимний, где в то время располагался госпиталь с двумя тысячами раненых. За организованными революционерами,  без боя взявшими цитадель Временного правительства, потянулись уличные мародёры и любители спиртного. Напичканная порохом и драгоценностями толпа с шумом растеклась по пятигектарной площади этажей, потаённых чердаков и сталактитовых* подвалов дворца, затихнув в аромате драгоценных вин…
           А наутро вповалку спавших революционеров жутким взглядом пересохших глаз поднимал подбирать рухнувшую власть обезглавленный борец с российским самодержавием**…
                *****
          О «революционной» попойке в городе и в подвалах Зимнего дворца не раз докладывали в Смольный. Ленин был категоричен: "Эти мерзавцы утопят в вине всю революцию! Я уже отдал распоряжение расстреливать грабителей на месте!". Однако, точку в недельной братоубийственной пьянке поставил только Троцкий, выпустивший "зелёного змия" в Неву…
* Подвал под атлантами в то время напоминал сталактитовую пещеру.
**Кузьма, вероятно, имел в виду Хаджи Мурата, заспиртованная голова которого длительное время хранилась в одном из подвалов Зимнего дворца.


Рецензии
Браво, Слава! Замечательный очерк! Я с 23 числа в санатории в Алуште. Так что заседание отменяется. Обнимаю - твой

Геннадий Шалюгин   21.04.2009 05:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Филолог, за столь высокую оценку. Не ожидал...

Вячеслав Разуваев   21.04.2009 07:17   Заявить о нарушении