О вере и неверии
Веру, если она есть, невозможно скрыть от посторонних глаз, впрочем, так же как и её отсутствие. Ведь нельзя же спрятать внешнюю красоту лица и тела под грязным тряпьём, или замаскировать физический недостаток царскими одеждами. Да и нужно ли скрывать свою веру? Разве не испытываем мы внутреннего дискомфорта, если не сказать больше, угрызений совести, случись нам не перекреститься за трапезой в кругу незнакомых людей, или на улице, проходя мимо храма, не осенить себя крестным знамением? Не является ли это малодушием и проявлением маловерия, или просто необходимостью поведенческого камуфляжа в окружении безбожников и язычников? Следует ли открыто демонстрировать, исповедовать свою веру во Христа Спасителя, или скрывать её от безразличных и враждебных глаз? На заре христианства первые мученики, как нам сегодня, во всяком случае, кажется, решали для себя эту проблему просто, ибо рассматривали уклонение от исповедничества как измену Христу, ни много, ни мало. Почему сегодня исповедничество не носит массовый характер среди христиан? Измельчали нравы, или ослабла наша вера, иссякла любовь ко Христу и упрочилось себялюбие, как нравственная норма?
Вера, наполняя и преображая нас, придаёт нашим мыслям и действиям особое направление и содержание, высвечивая то главное в человеческой природе, что непременно согласуется и подчиняется основополагающему нравственному Христову закону, закону добра. Неуклонное следование принципам христианской морали неизбежно приводит нас в противоречие с мiром, лежащим во зле. Верующий почти всегда пребывает в состоянии несогласия с довлеющим мiропорядком и его господствующими безбожными законами. В особенности, это относится к сегодняшним условиям, когда православная государственность уже давно и, наверное, увы, безвозвратно утрачена, а демонизация современных властных структур прогрессирует бешеными темпами. Как вести себя людям верующим в такой обстановке? Как сосуществовать с мiром, всё более удаляющимся от Христовой истины, во всяком случае, на деле? До какой степени допустим компромисс со злом, если он вообще допустим? Как устоять против безконечных искушений, где взять на это сил духовных и физических?
Конечно, можно воспользоваться расхожим рассуждением по поводу Евангельской реплики Христа, обращённой к искушавшим Его фарисеям: «отдавайте кесарево кесарю», которая истолковывается в том удобном для нас смысле, что, мол Спаситель Сам заповедовал повиноваться общественному устроению и не вступать с ним в конфликт. Но не будем забывать, что Спаситель дал Свой ответ не как всеобъемлющую рекомендацию, предписание на все случаи жизни, Он лишь парировал таким образом провокацию тех, кто хотел уловить Его на слове. Здесь же можно вспомнить и замечание Иоанна Златоуста: «…когда ты слышишь: ‘отдавайте кесарево кесарю’, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; всё противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу».
Да и на деле мы знаем, что, так или иначе «отдавая кесарево кесарю», мы неизбежно, во всяком случае, по большей части, приходим к конфликту с собственной совестью. Так что же тогда препятствует нам везде и всегда исповедовать свою веру во Христа и скрывать её под более или менее благовидными предлогами, - элементарная трусость, маловерие, инерция страха перед агрессивными безбожниками и язычниками, или просто элементарный недостаток любви ко Христу, любви безоговорочной и жертвенной, самозабвенной и не страшащейся смерти?
Итак, значит, - маловерие и дефицит любви. Ведь и Сам Спаситель предсказывал, что к концу времён умножится беззаконие и иссякнет любовь. В первую очередь, наша любовь ко Христу и уже как следствие – любовь к окружающим нас людям. Вот это-то оскудение любви людей между собой мы все ощущаем сегодня с особенной остротой, ощущаем на собственной шкуре, как катастрофу прямо-таки планетарного масштаба. И эта планетарная катастрофа есть прямое следствие отсутствия любви ко Христу, ведь людей мы, как известно, можем любить только во Христе. Известно-то, конечно, известно, да вот слишком часто мы об этом забываем, так часто, что, можно сказать, уже и вовсе не помним.
Тогда, стало быть, не всё потеряно, и выход из катастрофической ситуации все-таки есть, и заключается он в том, что надо возлюбить Христа Спасителя, исполнить первейшую Его заповедь, данную нам в Евангелии: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; …Иной большей сих заповеди нет». (Мф. 22:37-40; Мк. 12:30,31; Лк. 10:27). Так в чём же дело, - скажите вы, - возлюбим Господа нашего Iисуса Христа, и все проблемы будут решены! Вот в том-то и беда, что и рады бы возлюбить Спасителя всей душой и разумением, да грехи не дают, а расставаться с ними, каяться и бороться с грехом - не хотим, то ли лень, то ли ещё что, так и живём, вернее, гибнем!
Свидетельство о публикации №209042000767