Из дневника искателя женьшеня

Из дневника искателя женьшеня

Занимаясь аэрофототопографией в качестве фотограмметриста (процесс получения топопланов и карт на основе аэроснимков),у меня была уникальная возможность иметь полное представление о флоре Сихотэ Алиня.где происходило изучение и выявление в комплексе всех видов полезных ископаемых в этом регионе. Приходилось производить и наземную привязку аэрофотоснимков к местности, а также выполнять планово высотное обоснование и наземную корректуру изготовленных карт.
При исполнении одного из видов наземных работ, я встретился с нанайцем, который занимался поиском женьшеня. Это был старый, уже немощный старик, который уже не мог добраться до своего стойбища и находился в стрессовом состоянии. У него не было пищи, и он уже голодал целую неделю. питаясь только ягодами. Уже время подходило к осенним ранним заморозкам, а у нанайца отсутствовали приспособление для получения огня (кресала и кремня, которые он потерял) а без них он не мог разжечь костер, чтобы согреться и приготовить, хоть какой-нибудь пищи. У меня был запас еды на неделю, спички и табак. В тайге последний необходим для окуривания сонма разного гнуса, и конечно средства ориентации в таежных условиях. С нанайцем я провел пару дней,"оживил" на сколько мог его, вдохнул в него волю к жизни. Отправить его в стойбище, я сразу не мог …надо выполнить задание. Нанаец все время следовал со мною. Вот здесь и состоялось мое женьшеневое крещение. Нанаец за мое доброе отношение к себе рассказал все премудрости поиска женьшеня. Поначалу меня как -то мало интересовали его рассказы, но вот когда по пути следования, мой спутник вдруг истошно выкрикнул: Панцуй! Панцуй! Я тогда не знал, что это за слово и понял, что какая -то опасность и бросился к нему. И какое было мое удивление, когда предстала перед моими глазами картина: нанаец упав на колени, возносил в небеса какую-то молитву, а перед ним во всем величии фасовалось удивительно красивое растение с рубиновой кистью ягод.
Мое появление вызвало у нанайца еще больший восторг, как бы давая мне понять важность этой находки. Но я был далек, что бы разделить его радость. Только спустя год или два, когда мне снова пришлось выполнять прежнюю работу и, я встретил точно такое же растение, какое нашел нанаец и показал мне, я был безумно рад этой находке. Мне уже были знакомы кое-какие навыки обращения с ним, полученные от нанайца. Вот тогда я почувствовал страшное увлечение этим занятием. Это представляло ни с чем не сравнимое занятие. По началу, я постоянно просился на привязку снимков, хотя мое повышение по работе уже не требовало от меня прежней работы. Я брал два года подряд отпуск и уходил в тайгу на поиск женьшеня. На этот раз увлечение переросло в органическую потребность поиска патриарха растительного мира. его величества-женьшеня. Я ушел с работы с боем, потому как мне не было замены, хотя я безумно любил свою профессию.
Продолжение следует)

(продолжение-1 "из дневника искателя женьшеня"

Меня часто спрашивают, ты один ходил по тайге? Я всегда отвечал: Вы когда-нибудь видели грибников ,чтобы они были в компании? Скажу откровенно, что искатели женьшеня народ единоличник, с присутствием эгоизма. Им руководит одна цель: найти корень. Для этого он жертвует всеми благами цивилизации и отправляется в путь одержимым. Его не пугают условия дикой тайги и, он идет туда, где меньше ступала нога человека, в глубь таежных дебрей в желании там найти заветный женьшень. Не серою: страшновато. Что такое находиться в глухомани одному. Это нет общения целыми месяцами, частичная потеря голоса, напряженный слух и глаз от непрерывного поиска среди зарослей красных ягод на фоне зелени, а слух-это природное прослушивание малейшей опасности, которая подстерегает на каждом шагу. Хотя это обостренное чувство и преувеличенно, но инстинкт самосохранения на чеку.


(продолжение-2 " из дневника искателя женьшеня)
Вопрос страха уходит на второй план, когда мысли заняты одним: не сбиться с маршрута, определения своего места нахождения по карте с помощью буссоли. Это главное, что должно быть, иначе не нужен будет трофей, когда тайга сомкнет навечно над тобой раскидистые кроны. С тайгой шутки плохи. Навыками работы в ней в одиночку у меня были от прежней работы привязки аэрофотоснимков. Я хорошо владел навыками геодезиста, и это мне пригодилось в поисках женьшеня. Каждое утро, открывая глаза, я скрупулезно определял свой маршрут и намечал новый. Ночевать приходилось, где застанет ночь. С собой лишних вещей брать не приходилось по понятным причинам, только самое необходимое: Карту, буссоль, котелок, флягу, спички, соль, табак, детский резиновый спасательный круг для переправ через массу водных препятствий и ружье. Вот и вся экипировка. В первую неделю я привязался к реке АНЮЙ и уже от неё стал "плясать"по горным склонам, как мне рассказывал нанаец, особенно в логах и распадках горных пород. Шли дни, недели, Миновал месяц бесплодных мытарств по долинам и по взгорьям. Хотелось от досады плакать. Появилось разочарование, хандра с тоскою по дому и безнадежность моего поиска. Было решено идти к дому. И, вот удача. У подножья сопки, я наткнулся на то, что искал. Передо мной выросло из кустов орешника растение, которое мы вместе с нанайцем однажды нашли. Сердце неистово затрепетало, словно на него подействовал электрический ток. Я не знал, что мне делать. Мне показалось, что это магическое растение, к которому боязно прикасаться. В памяти всплыли мифы и легенды про женьшень, рассказанные нанайцем, что он всемогущ и может привлечь на свою защиту какого-нибудь хищника., или разразится гром и молния от прикосновения к нему.
Растение действовало на меня, как то гипнотически. Я долго стоял вне решительности, в страхе и, если хотите в жалости нарушать вековой покой этого патриарха. Он, как бы говорил: оставь меня в покое! Переборов в себе страшную слабость и шоковое состояние, я сбросив с себя всю походную амуницию и стал лихорадочно рыть землю специальной деревянной ложкой вокруг стебля. Через пять-десять сантиметров мягкой почвы, ложка натолкнулась на что то твердое. Оголив его, я обнаружил гранитную щебенку, сквозь которую уходил вглубь стебель. Каково было мое состояние, когда мне показалось, что корня нет. Опыта не было. Какая-то иллюзия, мистика. Отдохнув, решил все же выяснить до конца эту природную загадку. Раскидав щебенку, на глубине в 20 сантиметров заметил, как мне показалось, начало корня. Да это была шейка его длиною в десть сантиметров ,и только потом показалась солидных размеров почка возобновления, точно такую. какую я уже видел у корня. найденного нанайцем. В солидном слое щебня распласталась заплесневевшая паутина массы мелких мочковатых корешков. Они плотно прилегали к большим камням гранита, казалось, что они приклеены к ним. Но самого корня еще не было видно. И только на глубине еще двадцати сантиметров, он появился.
Наконец, патриарх был полностью извлечен. На это ушел весь день. Враз отступили все отрицательные эмоции, появилось желание продолжить поиск. Я уяснил себе позже, что гранит, является неотъемлемой, благоприятной частью для роста женьшеня. Корень оказался возрастом около шестидесяти-восьмидесяти лет и весом двести десять грамм.
В своей дальнейшей практики культивирования женьшеня, я в обязательном порядке делаю щебеночное основание толщиной до двадцати сантиметров, особенно полезна щебеночная пыль, которую я примешиваю в земляную смесь...
(продолжение следует)


Рецензии
www.ginseng.zeitung-heimat.de

Анатолий Гевайлер   10.09.2009 19:26     Заявить о нарушении