Читая стругацких


"Развитие возникает как результат взаимодействия поступка и сомнения. Свобода есть прежде всего развитие. С поступками всё более или менее ясно. Они естественны. "Именно то, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку" (бр.Стругацкие. "Гадкие лебеди".)... Сомнение неестественно."
С.Переслегин. "Синоптики конца света".

"Они болваны. Не давали ему читать, и он умер от голода".   Бр. Стругацкие. "Гадкие лебеди".

Давно стали аксиомой слова Кира Булычёва о том, что научная фантастика – не просто прогностическое отражение прогресса, не только антиципация (т.е. предвосхищение) с высокой степенью достоверности. Это прежде всего образное выражение сложностей нашего собственного мира, описание его иносказательным, почти эзоповым языком и поиск ответа на вопрос: Какие мы? Что будет, если мы вот такими войдём в завтрашний день?
Такие черты носят и произведения зачинателей жанра философско-сатирической фантастики братьев Стругацких; как они сами говорили, «ненаучной фантастики, сказок для детей от 16 лет и старше». Главный девиз  всего творчества этих авторов мы находим в романе «Волны гасят ветер»: «Из всех возможных решений выбирай не самое быстрое, не самое рациональное, не самое многообещающее и даже не самое эффективное. Выбирай самое ДОБРОЕ… Синтез Разумов неизбежен. Он дарует неисчерпаемое количество новых граней восприятия мира. СОЗИДАЙ, НЕ РАЗРУШАЯ! – вот лозунг Монокосма.» (Здесь и далее выделено мной — С.Б.)
Таким образом, всё творчество Стругацких – это прежде всего утверждение нравственного начала. То есть за фантастическим антуражем решаются актуальные вопросы морали и этики. А одной из составляющих понятия нравственности всегда был выбор, каким путём идти. У Стругацких – самым добрым, самым бережным по отношению к окружающему, даже чуждому, миру: созидать не разрушая! Из этого нравственного выбора вытекают разные формы любви. 
Например, «Понедельник начинается в субботу» - гимн молодой прогрессивной интеллигенции 60-х годов, это ода вдохновенному, одухотворённому труду. Помните, почему понедельник начинается в субботу?  - Точно: у того,  кто слишком много бездельничает, душа настолько покрывается шерстью, что она, шерсть эта, даже из ушей лезет! Долг человека разумного не просто плыть по течению жизни, а научиться так ставить вопросы, чтобы получать необходимый импульс для поиска и нахождения ответов. Замечательна в этой связи творческая находка писателей в подтверждение данного тезиса: случай с попугаем-контрамотом в вышеназванном произведении позволяет героям «разрешить загадку» Тунгусского метеорита!
В романах «Трудно быть богом» и «Пикник на обочине» во главу угла ставится любовь к Человеку. «Пусть все будут счастливы!» - последнее желание перед смертью одного из персонажей второй названной книги. Увы, невозможно достичь всеобщего благоденствия: то, что хорошо для одного, оказывается пагубным для другого. Именно поэтому юноша-идеалист неизбежно должен погибнуть. Так за маской романтического начала сюжета торжествует прозаически реальная меркантильность главного героя.
А вот в раннем произведении Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» концовка хоть и неожиданная, но, на мой взгляд, недостаточно сильная. Финал, как очень часто у этих авторов, открытый, точка не ставится, нравственный выбор пути продолжается. Жизнь идёт дальше, и испытание на доброту не закончено.
В романе «Улитка на склоне» внутренний реализм (конечно же, социалистический, за что сегодня писателей так любят критиковать, - и далеко не всегда справедливо!) растворяется за внешней фантастической оболочкой, за кажущимся флёром романтизма так же, как и в романе «Трудно быть богом».  По жанру это фантастика, по внешним признакам – милый юношеским сердцам романтизм с присущими ему типологическими чертами: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, исторический фон, обязательная психологическая драма и т.д. Но по сути – это вполне реалистическое произведение. Так в «Улитке...» жёсткая антитеза  «молчун Кандид – ведунья Нава» ведёт к постановке проблемы лишнего человека, проблемам восприятия и отторжения инакомыслия.
Очень символичен выбор имени Кандид. С одной стороны, это слово означает «Простодушный», и мы слышим отзвуки знаменитого произведения Вольтера, по коему «каждый должен обрабатывать свой сад». Но с другой стороны, в биологии кандиды – это грибы-паразиты. И Молчун в полной мере паразитирует на усилиях спасшей его Навы, без которой он не способен обеспечить себя даже элементарным пропитанием. Он везде чужой, везде - вечно собирающийся в странствие.
Он, слишком мыслящий, лишний в своём родном земном мире, потому уехал и не может туда вернуться. Он, чересчур бессеребренник, лишний и в мире покорителей планеты, где вместо одного вырубленного дерева вырастают 10, а на месте малого осушенного болотца разливается гигантская непролазная топь. Он, очень добрый и духовный, лишний и в мире Навы («Прочь! Прочь!» - гонят его ведуньи), потому-то никогда не взобраться ему на склон Прогресса. Он так и останется улиткой у его подножия, каждый раз вновь и вновь (отчаянно и нерешительно одновременно) отправляясь в путь послезавтра (даже не завтра!). Поэтому он и Молчун – что он, такой образованный, бесконечно самокопающийся и рефлексирующий, может сказать не умолкающей ни на минуту работяге  ведунье-простушке Наве, чему научить, чем поделиться?
А едко сатирическая  «Сказка о Тройке», высмеивающая бюрократическую машину того времени даже не всегда эзоповым языком, а прямо в лоб, напрямик, разве не реалистична? А «Хищные вещи века»?   Меня всегда до глубины души поражал огромный диапазон знаний этих авторов, которые не проводили границу между компетенцией физиков и лириков; их потрясающее владение античной мифологией, восточной философией! И при этом они оперируют чисто инженерной лексикой! Их шутливый «Словарь ненаучных терминов» уже достоин всяческого восхищения! При всей сложности поднимаемых проблем и серьёзности произведений Стругацких, невозможно не отметить очень тонкий юмор их стиля, когда научность рассуждений "оттеняется" комичностью бытописания.
Развитие науки всегда опережало развитие морали и этики. Это аксиома. Нельзя упрекать изобретателя пороха в лавине гонки вооружений, приведшей к созданию атомной бомбы и, как следствие, к трагедии Хиросимы. 50 лет назад тема клонирования была очень важна для фантастической литературы, а сегодня фактическое клонирование ставит перед человечеством именно те проблемы, о которых и предупреждали писатели. Поэтому логичен вывод критика Сергея Переслегина (читай, самих Стругацких): "Неправда, будто бы интеллигент всегда находится в оппозиции к властям. Обычно он оказывается в оппозиции к мирозданию".
В романе "За миллиард лет до конца света", который сами писатели называли повестью о сомневающихся (см. эпиграф), авторы вновь ставят извечные морально-этические проблемы. Во-первых, ответственности учёного перед цивилизацией за своё открытие, а во-вторых, человеческого мужества первопроходца в науке, на которого давит Мироздание. Отступиться и жить спокойно или отстаивать своё открытие, изобретение ценой благополучия не только своего собственного, но и близких людей... Очень интересны теория энтропии Мироздания по Стругацким и мысль о цели развивающегося разума как изменении природы самой Природы. Казни великих учёных, нелепые преждевременные смерти первооткрывателей и изобретателей - это лишь, по данной теории, самозащита Мироздания, которое предчувствует геометрически прогрессирующий каскад новых открытий, базирующихся даже на малом рационализаторстве. "Потому нет и не может быть сверхцивилизаций, ибо под сверхцивилизацией мы подразумеваем именно разум, развившийся до такой степени, что он уже преодолевает закон неубывания энтропии в космических масштабах" ("За миллиард лет до конца света").
Диптихом, танцем отражений называет упомянутый С.Переслегин романы "Отягощённые злом" и "Гадкие лебеди" о роли Учителя в жизни человечества: "Потому и трагична роль Учителя. Будучи включённым в эту систему, он не то чтобы не может идти против неё... Может!.. Но системе это более чем безразлично. Она организовала дело так, что чем лучше Учитель, тем лучше он выполняет свою основную интегративную функцию...
По профессии я - усилитель,
Я страдал, но усиливал ложь...
Это информационный усилитель, равно необходимый и богу и дьяволу". И далее - об инакомыслии фловеров: "Просто здесь нет евреев. Но надо же кого-то ненавидеть" ("Гадкие лебеди").
Вообще, тема инакомыслия ("Глупый - это тот, кто думает иначе!" - "Гадкие лебеди") и так называемого культуртрегерства поднимается у Стругацких очень часто, особенно в "инопланетных" романах "Обитаемый остров", "Малыш", "Жук в муравейнике" и т.д. Иногда узко по-земному понимаемая прогрессорская деятельность их героев volens-nolens ведёт к  возникновению новых фобий и тем самым к галактическим политическим кризисам. Потому я с уверенностью называю братьев Стругацких Жюль Вернами современности, решающими не только нравственные, этические проблемы, но и  прогнозирующими с мастерской детализацией Группы Космического Поиска, проблемы контакта и прогрессорства, опасность понимаемых по-земному морали и целесообразности для внеземного существования ("Какова целесообразность постройки моста через реку с точки зрения щуки?" - "За миллиард лет...").
Наверняка всё это будет не так, совсем не так, как говорят сами авторы. Ведь и у Ж.Верна субмарина капитана Немо и "аппарат тяжелее воздуха" Робура Завоевателя ве-есьма отличались даже от самых первых действующих образцов подлодок и вертолётов. Однако слово брошено. Фантазия работает. Прогресс запущен необратимо. Человек уже летает в космос в качестве туриста. Пока - за миллиарды долларов. Но и первый телевизор стоил когда-то космически дорого. Новинки, становящиеся обыденностью, перестают быть золотостоящей экзотикой и превносятся в бытовую составляющую жизни масс. "Мы родились, чтоб сказку сделать былью!" - очень справедливые слова известной песни.
Можно много и хорошо говорить о творчестве этих не по праву забытых авторов, которое при всей своей кажущейся простоте (подумаешь, фантастика!) очень многогранно и сложно для понимания. В малой статье возможен лишь беглый обзор, высказывание поверхностного суждения на уровне эмоционального восприятия. Писательское же наследие братьев Стругацких достойно детального глубокого изучения и осмысления. Или хотя бы вдумчивого прочтения заинтересованного читателя. И пусть всем будет хорошо!
Pia desiderata sunt terra incognita. (лат).
Заветные мечты есть неизведанная земля.
Окрась фантастикой привычность,
Как неразменный пятачок,
Как каузальности первичность*,
Как темпоральности скачок.

И Гестерезиса петлёю
В себе кадавра задуши.
И за диванной суетою
Свой лепрозорий сокруши.

Пусть мокрецы нам дождь пророчат,
Грозит умклайдетом магистр,
Пусть пикники вдоль всех обочин –
Не верь в желудочный регистр!

Пусть контрамоция дискретна
И Белый Тезис не понять,
Но обрастают уши шерстью,
Коль с понедельника начать!

Миры гуманного творенья,
Как протоплазменный венец,
Послали на контакт затменья
Бесстрашных сталкеров сердец.

Бен Бецалель – мэтр НИИЧАВО,
А Выбегалло – кр-р-райне гл-луп! -
Сказал et animum levavi:
«Вот, вишь, гомункулус, инкуб!»

Прогресс – улиткою у склона,
Где ТПРУНЯ – вечный бюрократ;
Из зеркала-магнитофона
Бредятина «Упанишад»!

Футурологию – фанатам,
Чтоб веру в чудо сохранить:
Суть уникален каждый атом.
И верно, трудно Богом быть!

В этом стихотворении использованы выражения и термины из произведений братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине»,  «Хищные вещи века», «Сказка о Тройке», «Волны гасят ветер» и других.
НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства («Понедельник начинается в субботу»)
ТПРУНЯ – Тройка по распределению и утилизации необъяснённых явлений («Сказка о Тройке»)
(Dixi) et animum levavi – лат.: (Сказал) и облегчил душу.


Рецензии
моё чтение фантастики началось с (Непобедимого)Станислава Лема..это был Очень высокий уровень..после него читать Стругацких было неуютно но кое что полезное есть и у них..Лунная Радуга Павлова показала что Люди Космоса будут на порядок выше нас в трудолюбии ,самоисследовании..неутомимости..то есть там Такие высокие Рамки..что в Космосе просто никаких войн не будет..Проблема Космоса это Проблема Человека ..и вот тут ..мысли Не отпускают..далее Очень интересно наблюдать как женщины читают Фантастику И..извлекают..оттуда.

Анатолий Бурматоф   06.05.2014 17:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.