Узбекский романтик с французской душой
Каждое выступление главного тенора страны Нормумина Султанова для любителей оперного пения – настоящий праздник. Причем восхищение узбекский артист вызывает не только у своих соотечественников. Ему рукоплещут в Европе, России, Турции, Китае, Украине и Казахстане, называя узбекским соловьем.
Помимо деятельности в театре Н.Султанов ведет обширную концертную, благотворительную и гастрольную деятельность, популяризируя оперное искусство. Часто артист выступает инициатором проведения всевозможных творческих вокальных вечеров, сближая между собой музыкальные культуры разных народов.
- При слове «опера» у среднего обывателя сразу скучнеет лицо. Как можете объяснить такое отношение к высокому искусству?
- Дело в том, что понимание оперы требует особой подготовки и воспитания. Я согласен со словами известного грузинского скульптора Зураба Церетели, сказавшего однажды в своем интервью, что искусство должно быть выше народа. Это действительно так. Люди должны тянуться к нему, а не наоборот, искусство опускаться до средних масс. ГАБТ славится тем, что здесь идут спектакли на языке оригинала, то есть на итальянском, русском, французском и т. д. Но вот некоторые «умные» люди советуют, чтобы народу стало «понятнее», переводить их. Тогда, мол, будут полные залы. Советчикам невдомек, что настоящее искусство не имеет границ и национальностей, и для понимания его необходимо, чтобы у человека, пришедшего в театр, внутри была не пустота, а душа. Что касается аншлагов. Конечно, существует такая проблема, но она больше носит не духовный, а материальный характер. Сейчас, между прочим, весь мир от этой экономической нестабильности страдает. Однако, когда спектакль поставлен качественно, когда артисты требовательны к себе и своему творчеству, то зритель это сразу чувствует, соответственно, и залы полные.
- В последнее время ряд оперных певцов практикуют исполнение эстрадных песен. А вы не пробовали себя в этом жанре?
- Пробовал, но это не дань моде. Просто нередко на сольных концертах меня просят исполнить ту или иную итальянскую эстрадную композицию. Публике нравится, говорят, что получается, аплодируют. Однако постоянно практиковать это, я думаю, не стоит. Артисты должны заниматься тем, что у них получается лучше всего. Вот недавно ехал в машине и с удовольствием слушал нашу незабвенную «Яллу» и Фарруха Закирова. Слушал и восхищался их талантом… К сожалению, сегодня таких единицы, идет в основном штамповка. Причем не только на эстраде, но и в оперном искусстве тоже хватает халтуры и непрофессионализма.
- Как пришли в оперное искусство?
- О, это целая эпопея. Никогда в детстве не думал, что буду артистом, а тем более оперным. Там, где я родился, а это в 15 километрах от Карши, про итальянское искусство никогда не слышали. Родители мои были простые дехкане, не имевшие никакого отношения к искусству. Просто заметили, что мальчик неплохо поет и после окончания сельской средней школы определили меня в Каршинское музыкальное училище. Но мне, вообще не имеющему представление о музыкальной грамоте, очень трудно давались некоторые спецпредметы, особенно сольфеджио. Училище бросил, решил попробовать себя в драматическом искусстве и поехал в Ташкент. Поступил в театральный институт, но здесь преподаватели сказали, что мне лучше развивать вокальные данные. А в это время я нет-нет выступал на самодеятельных концертах, устраиваемых молодежью. Там меня и заприметили педагоги из музыкальной школы Успенского. Спросили, где я учусь, а потом помогли устроится в музучилище им. Хамзы, где я проучился два года, после чего мне посоветовали продолжить обучение в Киевской консерватории. Вот здесь я и взялся серьезно за музыку и оперное искусство, хотя поначалу было нелегко освоится в другой стране.
- Что помогало справляться с трудностями в жизни?
- Главные уроки мудрости я получил еще в детстве. Нам всегда внушали, что надо надеяться только на себя. Сельские ребята вообще не боятся трудностей, не отлынивают от работы. Вот и я всегда рассчитывал только на свои силы, хотя, так уж сложилась моя судьба, меня по большому счету окружали хорошие люди, дававшие дельные советы. Помню случай, когда, закончив Киевскую консерваторию, я вернулся в Ташкент и решил заняться мелким бизнесом, - было сложно в материальном плане. Обратился к одним знакомым за помощью. Это были люди, много повидавшие на своем веку. Так вот они мне сказали: «Каждому свое. Кому-то дано торговать, а кому-то петь. Иди своим путем и не сворачивай, не зарывай свой талант». Я по сей день благодарен им за эти слова.
- А как родители отнеслись к выбору сына?
- Они не совсем понимали, что хочет от этой жизни их сын. Зато сейчас гордятся, видя мои успехи. Следят за выступлениями по телевизору и статьями в газетах. А в школе, где я учился висит мой портрет. Сегодня в селе кое-что знают об опере и классической музыке.
- Лучшая оценка вашего искусства?
- Конечно, зрительские овации. Я больше доверяю именно простому любителю оперы, чем своим коллегам, которые не всегда объективны в оценках.
- А театральная критика?
- К сожалению, сегодня у нас практически нет профессиональной критики по оперному искусству. А ведь их оценка очень важна, она стимулирует, заставляет работать лучше. Ведь неудачные спектакли были и будут, а критики укажут на эти недостатки. Когда постоянно звучит восторженное «ах!», то артист как бы успокаивается, пропадает стремление к совершенству, а затем стремительно снижается уровень мастерства. Меня спасает от этого гастроли за рубежом: новый зритель не дает расслабляться.
- Кстати, какова реакция иностранной публики на ваших концертах?
- Без ложной скромности скажу, что чаще в глазах у пришедших на концерт сначала вижу удивление, а затем восторг. В Греции сильно удивлялись тому обстоятельству, что в сердце Азии могут так хорошо исполнять итальянскую оперу. После выступления многие подходят и благодарят за концерт, просят приезжать еще. Знаете, для меня опера - это не только высочайшее искусство, но и возможность показать всему миру, что из себя представляет наша страна. Пару лет назад я приехал в Москву, отозвавшись на очередное приглашение выступить на концерте. Прохожу в аэропорту таможенный контроль. Меня спрашивают о цели визита. Показываю приглашение. На таможне удивились, а мне стало немножко обидно и я сказал: «Ну не все же в Узбекистане гастарбайтеры, в конце концов». К сожалению, вот такой стереотип сложился о нашем трудолюбивом народе. Я же своим искусством пытаюсь развенчать это досужее мнение.
- Несмотря на известность, у вас до сих пор не вышло ни одного диска. Почему?
- Во-первых, нехватка времени. Очень плотный график работы, в Узбекистане я иногда бываю всего два-три месяца, - остальное за границей. Другой вопрос в том, что у нас в республике нет профессиональных звукозаписывающих студий – сплошная самодеятельность, а чтобы записать диск за рубежом требуются огромные деньги.
- У вас есть любимые оперные партии?
- Мне нравится все, что я исполняю. В каждой партии я выкладываюсь по полной. Но ближе к сердцу – французская романтика. Это опера Шарля Гуно «Фауст». В России меня просят исполнить именно арии из этого произведения.
- А как к вашей романтической натуре относится супруга?
- Моя жена – идеальная женщина, которая к тому же прекрасно говорит по-французски. Когда я встретил Сайеру, меня покорили ее исключительная женственность, доброе сердце и мудрость. Она постоянно ходит на мои спектакли и концерты, дает дельные советы. Конечно, недоразумения тоже случаются, но она – настоящая хранительница очага и семейного уклада.
- Как проводите свой досуг?
- Это редкое явление в моей жизни, но когда такое случается, люблю проводить его на даче. Крестьянские корни напоминают о себе, да и общение с природой, с землей – лучшая подпитка для любого творческого человека. Правда, сноровка в окучке деревьев или посадке картошки у меня не такая, как у отца, но стараюсь. Еще я очень люблю читать историческую литературу.
- Что могли бы пожелать нашим читателям?
- Ходить театр, смотреть хорошие спектакли, слушать классическую музыку и оперу. Не беда, если сначала они будет вам не понятны. Со временем придет понимание. Ведь суррогатная эстрада или дешевая кинопродукция, которые заполонили все вокруг, не могут по-настоящему удовлетворить духовные потребности человека, живущего не только ради хлеба насущного. Высокое искусство, как и душа – вечны.
Свидетельство о публикации №209042100364