Под душевное пение виолончели

 Нет человека в Самарканде, кто не знал бы обаятельную, всегда жизнерадостную и оптимистичную Веру МАРТЫНЕНКО – талантливого педагога, музыканта, организатора многочисленных творческих вечеров. Те, кто хоть раз бывал на концертах классической музыки с ее участием,  с нескрываемым восхищением отзываются о виртуозной игре Веры на таком редком в наших краях инструменте, как виолончель. Публику просто завораживают эти волшебные звуки, так напоминающие человеческий голос в минуты грусти и радости, которые музыкант извлекает из нее...

Куда бы ни пришла Вера Мартыненко – мир словно оживает, пробуждаясь от спячки: юношеский задор, хорошее настроение, искреннее доброе отношение ко всем и вся захлестывают всех присутствующих. А когда Вера берет в руки смычок и начинает играть на виолончели, то те же люди замирают в трепетном волнении и вдруг явственно ощущают, как их душа,  внимая чарующим звукам музыки, раскрывается навстречу чему-то очень прекрасному. 

- Как это у вас получается? – спрашиваю я у Веры, так не любящей, чтобы ее называли по имени-отчеству, считая, что официоз отдаляет людей друг от друга.

- Я обожаю виолончель, -  говорит Вера. - Для меня она подруга, которой могу доверить самые сокровенные тайны. Я не великий музыкант, отнюдь не совершенна, но, благодаря моим учителям, понимаю, что такое душа музыки. И когда я играю на виолончели, то вместе со своей пытаюсь раскрыть и душу этого прекрасного струнного инструмента... 

Так же как скрипка, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Диапазон виолончели - от до большой октавы до ми третьей октавы. Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего - баритон. Но вернемся к Вере.
У Веры, кроме других достоинств, есть замечательная черта, характеризующая ее высокую культуру и интеллигентность, - это благодарность людям, которые когда-то ей хоть в чем-нибудь помогли. Причем всех она помнит поименно, неустанно повторяя, что в жизни ей невероятно повезло с добрым и понимающем окружением.

А началось все в далеком детстве, когда, едва научившись ходить,  маленькая Верочка бегала по квартирке, находящейся в полуподвальном помещении дома-общежития, и выбивала ручками и барабанными палочками всевозможные ритмы услышанных мелодий. Надо сказать, в их простой семье не было профессиональных музыкантов, однако звонкие голоса и слух имели все женщины. И хотя достаток ее семьи не позволял учиться музыкальной грамоте, но мама с бабушкой, видя способности Веры, решили подготовить девочку к музыкальной школе. Правда, фортепиано они не купили, зато приобрели миленькую скрипочку всего за 10 рублей.

- Знаете, наш двор был уникальным, - вспоминает Вера. –  Все жили дружно, единой семьей. Многие ребята учились в музыкальных школах. Мне кажется, что скорее всего сам дом, некогда принадлежавший дочери знаменитого самаркандского банкира, одного из богатейших людей Туркестана Абрама Калантарова, был пропитан  атмосферой культуры и искусства. Кстати, сама Евгения Абрамовна тоже жила  в этом дворе, где ей после экспроприации имущества Советским государством выделили комнату, принадлежавшую ее прачке. Но Евгения Абрамовна, женщина с великолепными манерами и образованием, никогда не показывала на людях свою обиду и злость. Наоборот. Она часто вокруг себя собирала всех девочек двора, в числе которых была и я, и давала уроки этики-эстетики. Как правильно сидеть, есть за столом, говорить. Учила готовить изумительное варенье из черешни, которое я больше нигде никогда не ела…

После нескольких месяцев частных уроков игры на скрипке Веру отвели на прослушивания в музыкальную школу, где ее, рослую девочку с великолепным слухом и длинными пальчиками, заприметил Геннадий Сергеевич Зверев, преподаватель, только что закончивший консерваторию и набиравший класс виолончели. Бабушка Веры, да и сама девочка,  никогда не слышали о таком инструменте, но учитель успокоил их, сказав, что и учеба, и виолончель будут бесплатными. Тогда такое еще было возможно…

- С каким упоением и трепетом я посещала занятия, - продолжает Вера Мартыненко. – Как мне нравилось заниматься музыкой. Знаете, я никогда в жизни не жалела, что взяла в руки виолончель.

Если азы игры на виолончели нашей героине дал Г. Зверев, то играть в оркестре научил Федор Иванович Панфилов, замечательный педагог Самаркандского музыкального училища, куда Вера поступила сразу после окончания школы. Все годы учебы Мартыненко работала в местном театре оперы и балета. Играть в оркестре – очень сложно, главное здесь не солировать, а слышать соседа, попасть «в руку» дирижера, уметь читать ноты. И Вере приходилось много работать над собой, привитые с детства ответственность и трудолюбие помогали осваивать новые музыкальные горизонты. Она играет в спектаклях «Фауст», «Риголетто», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Это был расцвет Самаркандского театра оперы и балета. Одновременно с этим Вера умудряется работать на радио диктором.

Следующим этапом стала Ташкентская консерватория. Здесь Вера попала к другому педагогу, взращиваемому таланты,  Атхаму Хусаиновичу Мансерову.

- Учеба в Ташкенте столкнула меня с такими мастерами, звездами мировой величины, как дирижером Владимиром Федосеевым и лучшим виолончелистом прошлого  века Даниилом Шафраном, приезжавших в Узбекистан на концерты, - рассказывает Вера. – Это были подарки судьбы. Я тогда заметила, что чем талантливее люди, тем они проще в общении, им не нужно никому ничего доказывать, они творцы. Помню, мы сидим в классе, это был третий курс, к нам входит Даниил Борисович, простой, скромный человек с баульчиком в руке. Он поцеловал всем девушкам руку и стал рассказывать об инструменте. Подошло время обеда,  Шафран открывает свой баульчик и достает пирожки, которые ему напекла супруга. «Детки, угощайтесь», - произнес он, и это было так удивительно трогательно. Великий музыкант, которого в мировой прессе наделяли эпитетами «Чудо из России», «Паганини ХХ века», «Его искусство достигает граней сверхъестественного», - и такая простота в общении. Кстати, также прост и невероятно талантлив наш соотечественник – композитор Султан Али, на чьем концерте в Самарканде мне посчастливилось принять непосредственное участие.

Да, Веру Мартыненко действительно любит судьба, дарит ей незабываемые встречи. Одна такая встреча  сделала из нее любимую, жену и мать.   Николай не был музыкантом, но влюбился в голубоглазую умницу и красавицу с первого взгляда, как впрочем и сама Вера, которая увидев его, поняла, что этот высокий, стройный, с гусарскими усами молодой специалист из Новосибирска ее судьба. Однако, будучи женой и матерью двоих детей – Максима и Алиночки, она ни на мгновенье не оставляла виолончель, виртуозно совмещая быт, работу педагога в музыкальном училище  и концертную деятельность.  В это время в Самарканде преподаватель музучилища, скрипач Рафаэль Кеворков организует ансамбль, куда приглашает играть и Веру. Они начинают давать концерты любителям классической музыки, иностранным гостям, в том числе высокопоставленным. Однажды, их ансамбль выступал перед французским президентом Франсуа Миттераном, который, услышав родную композицию, прекратил обедать, встал и начал петь. Это было лучшей оценкой совместной работы коллектива.

К сожалению, несколько лет назад умер муж Николай, ушел из жизни и Р. Кеворков, много других близких людей потеряла Вера, утрата которых до сих пор щемит ей грудь. Но она никогда никому не показывала  виду, как тяжело на сердце. Об этом знали только дочь и виолончель.

Сегодня у Веры свой ансамбль-трио, где вместе с ней играют пианистка М. Хачатурян и скрипачка Н. Каримова.  Она организует творческие вечера в Еврейском культурном центре, где звучат классическая музыка, романсы, стихи, иногда  самой Веры. Ее творчество востребовано у иностранных гостей. К слову, она в совершенстве владеет английским языком и иногда выступает в качестве гида. Вера продолжает и педагогическую практику, хотя учеников с каждым годом все меньше и меньше.

- К сожалению, сейчас виолончель в нашем городе не слишком популярный инструмент, - огорчается Вера. - Хотя благодаря своему тембру, благородству и яркости звучания является одним из ведущих смычковых инструментов. Без него не будет камерного оркестра. В Ташкенте давно поняли ее элитарность, востребованность, перспективу, но в Самарканде, когда родители ведут своего ребенка в музыкальную школу, они отдают его обучаться по классу фортепиано или скрипки. Еще меня огорчает, что сейчас стало меньше концертов классической музыки на большой сцене с участием детей, хотя в музыкальных школах есть сильные педагоги, способные ученики, но они варятся в собственном соку.

А ведь если ребенок отучился семь лет в музыкальной школе и, кроме как на академических вечерах в кругу учителей и родителей, ничего не играл, как он может сыграть что-то прилично на большой сцене? Сцена – серьезная вещь, и к ней надо готовить, приучать.
Пару лет назад, прослушав выступление Веры Мартыненко, ей предложили  поехать заняться педагогической практикой в Италии, где к музыке отношение весьма трепетное, а труд учителей-музыкантов один из самых высокооплачиваемых в Европе. Вера отказалась:

- Я очень люблю свой город, свою Родину. Без нее моя виолончель не запоет, а зарыдает.


Рецензии