Владимир Комлев

                ИСТОРИЯ – ПРОФАНАЦИЯ САКРАЛЬНОГО
(Смысл и сущность христианства)

Для меня история человека (человечества) представляется как спуск по лестнице, или  по наклонной изломанной линии в системе координат Истина – Время, где в начальной верхней точке – Истина-максимум, а в конце – Истина, равная нулю.
 
Истина – это сам Бог, Логос, вдунувший Себя в нас [Бытие 2.7]. Истина – это вечность, вложенная, по словам Соломона, в наше сердце. Это онтологическая сущность трансцендентной Прайм-Личности. И, наконец, Истина – это безграничный жизненный ресурс для конечного человека, ресурс, который Бог обещает непрерывно пополнять при условии, что человек будет любить (почитать и слушаться) Его.
 
История – это процесс самовозвеличивания наделённого свободой человека и умаления в нём Бога. Я бы назвал этот процесс нравственной энтропией. В то же время история – это последовательность усилий Бога заставить человека понять: в тот момент, когда энтропия достигнет максимума (а Бог-Истина, соответственно, обратится в ноль), цивилизация погибнет, – и предотвратить эту гибель, продолжить вечность.
 
Библейская трактовка истории
Вечный Бог создал человека по Своему образу и подобию. Он вдунул в человека Свой Дух-Логос (Слово, Разум, Смысл) – вместе с долей Своих личностных качеств в виде СВОБОДЫ, ВЛАСТИ и ЛЮБВИ с целью реализовать их в истории человечества при условии, что люди будут почитать Его и поклоняться Ему как своему Творцу и любящему Отцу. Тогда люди, будучи подобны – личностно и функционально – своему  Творцу (тоже творцы), будут жить вечно и осуществлять свои творческие амбиции в СВОБОДЕ от забот о хлебе насущном, храня и возделывая созданную Богом жизнь ВЛАСТЬЮ и ЛЮБОВЬЮ к Богу и к ближнему.

Но человек (Адам) отверг этот план Творца, избрав – на правах дарованной ему свободы – свой путь, трудный путь через познание добра и зла. Он упорно предпочитал следовать по жизни без Бога, испытывая и добро, и зло, извращая (профанируя) данные ему СВОБОДУ, ВЛАСТЬ и ЛЮБОВЬ. Бог же, хозяин истории, последовательно осуществлял Свой план через верных Ему людей: Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Моисея, Давида и многих других. Верного Авраама Бог избрал, чтобы образовать от него нацию, верную Божьим стандартам. Через Моисея Бог дал этой нации писаный Закон из 10 заповедей, в котором чётко определил права и обязанности людей перед Богом и друг другом. Но и эта нация – Израиль – оказалась непокорной Богу. Тогда Бог послал туда Иисуса Христа – Своего воплощённого Сына, в котором образ и подобие Бога были представлены полностью. Задача Христа – ценой Своей жизни вернуть человеку СВОБОДУ, примирив его с Богом, и через Своё воскресение и веру в Себя образовать новое человечество, способное, согласно первоначальному плану Бога, осуществить Его стратегический замысел и стать во ВЛАСТИ и ЛЮБВИ над Жизнью во всей Вселенной.


Человек как образ и подобие Бога
Из Библии мы узнаём, что Бог – абсолютно свободная, абсолютно самодостаточная, т. е. обладающая абсолютной властью, и бесконечно добрая (любящая) Личность. Абсолютная СВОБОДА Бога выражается Его вечностью и вездесущностью; абсолютная ВЛАСТЬ – Его всемогуществом и всеведением; абсолютная ЛЮБОВЬ – заботой, милосердием и бесконечной  добротой (благостью) по отношению к Своему творению. Как видим, Библия даёт нам Истину – полный образ Бога, или, если можно так выразиться по отношению к Богу, Его нравственный и социальный портрет [1]. Человек-личность создан по образу и подобию своего Творца. Образ я понимаю как нравственную часть личности, подобие – как функциональную. В человека Он вложил и то, и другое. Из первых трёх глав Библии можно заключить, что Свой образ в личности человека Бог-Творец составил из «связки» Своих прерогатив: СВОБОДЫ, ВЛАСТИ и ЛЮБВИ[2].

Зачем?

Из многочисленных высказываний пророков Бога и в Ветхом Завете [3], и в Новом [4] можно видеть: для управления, сохранения и улучшения всех форм жизни, сотворённых Всевышним. Т.е. для высочайшего творческого труда, мотивированного любовью к Нему, свободного от забот о хлебе насущном, дающего возможность выразить свой душевный потенциал и ощутить от этого ни с чем несравнимое удовлетворение.

Как образ Божий может быть осмыслен нашим сознанием? Как абсолютная истина, Истина, содержащая в себе самой конкретное единство свободы, власти и любви.

Свобода ассоциируется с пространством, пространство – с духом Бога [5]. (Осмелимся предположить, что всё, что наполняет космос: силы, частицы, излучения, информация для всего живого – это дух Божий). Свобода – пространство для движения (действия) духа, а действие духа есть проявление власти. Власть – потенция, сила духа, проявляющаяся в пространстве свободы. Цель проявления власти – любовь.

Бог есть любовь [6], и всё из Него, Им и к Нему [7]. И: любовь есть совокупность совершенства [8]. Свобода и власть дана людям из любви Бога к ним, и власть должна действовать любовью и для любви. Таким образом, мы видим, что императивные принципы свободы, власти и любви замыкаются на человеке, изначально определяя Его предназначение и устремления в замысле Бога в отношении всего Его творения.

 
Эволюция Истины в истории

Царь Соломон (10в.до н.э.) в своей книге «Екклесиаст» написал фразу, которая проливает свет на всю историю человека. Вот она: Он (Бог) сделал всё прекрасным в своё время. Он также вложил вечность в сердца людей; однако, они не могут постичь от начала до конца (всего), что Бог сделал [9].

Вечность – это и есть, как говорилось выше, Истина – образ Бога в полном объёме сведений о Нём, данных в Библии. Люди не могут постичь от начала до конца ни личность Бога, ни тайну Его творения. Почему не могут? Потому что избрали путь познания, независимый от Бога.

Во всей истории люди не могли «отделаться» от Бога. Его образ был органической частью человеческой личности, и он был категорическим императивом, вынуждавшим человека поклоняться Ему. Когда человек согрешил, избрав независимость, Бог не отверг его совершенно. Бог проявил уважение к решению человека и отошёл в сторону, в то же время оставаясь в человеке скрытой, но всегда доступной к познанию Истиной. Истина двигала человеком, через его совесть напоминая о предназначении, толкала к деятельному познанию и открывала Себя в процессе его деятельности. И внушала веру в необходимость поклонения Себе как единственному средству познания. Без живого общения с Богом образ Его тускнел и искажался, человек всё с большим трудом сохранял лишь малую часть дарованной ему свободы, компенсируя её недостаток насильственным завоеванием власти, заменял потребность в любви её чувственным суррогатом, но совесть без устали напоминала о необходимости поклонения Истине.

Отсюда взяла своё начало религия – способ поклонения неведомому богу, – а не «из страха перед силами природы», как принято считать, хотя страх невежества конечно был. Мы имеем библейский рассказ о поклонении во втором поколении обитателей земли. Между Каином и Авелем было различие в представлении Истины: Авель видел её яснее, чем его брат, и его поклонение (жертва Богу) было истинным. У Каина образ Истины уже был искажён, и его поклонение было извращённым, ложным.

Давайте сразу установим, что все люди во все времена поклонялись кому-то или чему-то – святыне. Почитание какого-нибудь божества – неотъемлемая часть любой культуры. Не поклоняющихся людей не бывает, как бы гордость наша этого ни отрицала. В корне слова «культура» – культ, лат. cultus, уход, почитание. «Культурный» человек по определению не может быть непочтительным. А мы все «культурные» в смысле органической принадлежности к какой-нибудь культуре. И все мы поклоняемся! Поклонение лежит в основе культуры. Мало того: оно является стержнем культуры.


Религиозное поклонение

Мы уже упоминали жертвы, которые принесли сыновья Адама, чтобы выразить своё почтение Богу. Они не знали этого Бога лично, как их родители. Как узнать, какая жертва угодна Ему? Из повествования можно судить, что Авель был смиренным и послушным человеком, и Бог открыл ему Свой образ. Каин был упрямым и своенравным и создал себе образ Бога по своему нраву. Он стал родоначальником почитания божества, придуманного им самим. Это религиозное поклонение. Оно характерно поверхностностью познания Бога, нежеланием знать Его глубоко и близко, как Отца и покориться к Нему, как  Отцу [11]. Это ложное поклонение, и уже первый опыт закончился братоубийством. Синтез добра и зла начал свою работу.

Питер Устинов сказал: «Религия есть дело Бога, усовершенствованное дьяволом». «Дело Бога» – обитать  в человеке, направляя его пути, а дело дьявола – «усовершенствовать» Его образ. Ленин назвал религию «опиумом для народа». Глядя  на историю религии, нельзя не согласиться с этими высказываниями. На протяжении всей истории  религиозное поклонение сопровождалось развратом и пролитием крови. Мы видим это в допотопные времена: И воззрел Бог на землю, – и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле [12]. Мы видим это в истории Израиля: нравственный закон Бога, десять заповедей, не выполнялся или выполнялся формально (религиозно), – и это приводило к войнам и бедствиям. Религия убила Христа. Мусульманство: насаждение религии огнём и мечом. Средние века: кровавое религиозное противостояние христианства и мусульманства, крестовые походы и инквизиция. И в наше время: появление сотен безнравственных религиозных культов, межконфессиональная вражда внутри христианства, панисламистские движения, терроризм и назревающая мировая война между двумя крупнейшими мировыми религиями.


Драма истории цивилизации

История человечества – это непрерывный процесс подмены истины ложью, вечности – сиюминутностью. От Адама к его потомкам образ Бога в сознании людей всё более угасал и искажался. Человек неистово рвался к свободе и власти, пренебрегая любовью. В нём было сакральное (святое) – то, что принадлежит Богу. Латентная Истина – вечность, – «вдунутая» в каждый человеческий эмбрион и требующая своего раскрытия. Того, что мы называем познанием. Развитие – это непрерывное познание. Весь характер развития цивилизации был задан нравственным выбором Адама, обозначенным в Библии как альтернатива добра и зла. Добро и зло – символы Бога и дьявола. Вкушать плод от дерева познания добра и зла означало добывать знание, используя и Бога, и дьявола. Это и есть непростительное искажение Истины – то, что мы называем профанацией сакрального и что разрушает саму жизнь. Профанация сакрального есть грех. Непрерывная профанация сакрального и умножающийся грех – вот формула всего исторического пути Homo sapiens.

Напомним сказанное выше: сакральное – это Истина, заключающая в себе личность Бога и всю сумму знаний о Его творении. Сакральное в духе человека латентно, и раскрывается, осмысливается через житейский опыт, который представляет собой чередование или сочетание (!) добра (вернее, того, что человек имеет в виду под добром) и зла. Гуманизм (не путать с гуманностью!) облёк этот способ постижения смысла жизни в ранг религиозного закона, а первосвященник гуманизма Гегель освятил его своей знаменитой триадой [13]. Так, в отношениях между людьми зло «диалектически» принимает обличье добра; добро разбавляется злом, и этот синтез в разных упаковках мы называем жизнью. Все гуманистические теории, направленные на так называемое улучшение качества жизни, представляют собою комбинации добра и зла в разных пропорциях по традиционной схеме: цель – общественное устройство типа библейского Царства Божия, где царит абсолютная справедливость, и эта цель оправдывает любые средства. Таков коммунизм. Маркс, знаток ветхозаветного религиозного поклонения, использовал гегелевский принцип синтеза противоположностей, объединив божественную цель с дьявольскими методами её достижения. Диалектический метод познания истинен, он отражает антиномичность, парадоксальность и непостижимость замыслов Бога [14], но только не в вопросах добра и зла. В области нравственности законы линейны: тезис – антитезис.

Такими их установил Бог для избранного Им народа через Моисея 3500 лет назад. «Десять заповедей» – это тот же «нравственный закон внутри нас» (Кант), выраженный и записанный в слове [15]. Закон чётко обозначил границы свободы и власти – из любви и во имя любви. В первых четырёх заповедях – права Бога. Из любви Он дал людям свободу и требует взамен проявления такой же любви к Нему: 1)  признания Его абсолютной власти и авторитета; 2)  недопустимости профанации Его власти (идолопоклонства); 3)  искреннего словесного почитания; 4)  выделения времени для безраздельного общения с Ним. В остальных шести установлены правила проявления любви к другим: к родителям – «почитай отца и мать»; ко всем людям – «не убивай», «не кради» и «не лжесвидетельствуй»; к собственной совести – «не завидуй».

Увы, даже писаный закон не смог предотвратить профанацию Истины. В отличие от языческих народов, у Израиля это была особо изощрённая форма профанации. Из нравственного закона иудеи сделали режим, заключив в рамки все возможные движения и тела и духа. Это имело далеко идущие исторические последствия: ислам и коммунизм. Это привело к тому, что когда Иисус Христос обличил иудеев в профанации их любви к Богу, они распяли Его на кресте. 

Мы стремимся к свободе – императив (!), игнорируя любовь, и получаем профанированную свободу. Так, мы рвёмся к свободе слова (добро, Бог), а затем употребляем её для клеветы и уничтожения человеческого достоинства (зло, дьявол). В 1963 г. в университете Беркли студенты объявили забастовку с требованием свободы слова. С тех пор в Америке «нецензурная лексика» приобрела почти легальный статус. Лукаво сердце человеческое!

Мы стремимся к власти – надо же реализовать эту свободу! – но используем власть для насилия, игнорируя любовь. И получаем власть не созидающую, но разрушающую.

И раньше, на протяжении веков достижение свободы и справедливости неизменно осуществлялось путём насильственной власти: языческой, христианской и мусульманской. Интересно, что идеалы демократии, по сути, такие же. Отличие лишь в характере насилия: «демократическое» насилие, пожалуй, самое страшное, ибо оно – насилие над нравственностью. Демократия – это профанация справедливости. Понимавший это Черчилль сказал: «Я ненавижу демократию, но это лучшее, на что способно человечество». Лучшее, на что способен человек без Бога, – это профанация божественной сущности, синтез зла с добром.

Не добро, а зло (профанированное добро) всегда было для человека, – начиная от пресловутого «дерева» – движущей силой познания и развития. Это «развитие» постепенно привело к теперь уже ясно видимой угрозе гибели цивилизации. Налицо зловещие признаки полного нравственного коллапса, пока ещё в традиционно христианских странах – колыбели культуры и науки, основе планетарной цивилизации. Термины «коррупция» и «терроризм» стали самыми употребляемыми.

Самый грозный признак – разрушение семьи. Институт семьи был установлен Богом и положен в о снование общества с незыблемым кредо: двое (мужчина и женщина) «прилепятся» друг ко другу любовью эрос и будут и будут одна плоть [16]. Заметим, что «плоть» в Библии означает не только тело, но и душу, и дух [17].

Семья, главным образом, школа любви агапе. Агапе означает верность, заботу, милосердие, сострадание, взаимопомощь. Сейчас такая любовь становится ненужной. Её пытаются заменить благотворительностью. Но именно она – категорический императив личности. Без неё личность уродуется. Уродуется и общество, в котором господствующими становятся отношения на основе извращённой любви-эрос (секс) и меркантильного расчёта. Становится ненужным институт брака, в котором нуждаются преимущественно гомосексуалисты, да и то временно.

Не менее грозным знаком является низложенное достоинство личности. То, что осталось от него – пена, бутафория. При сотворении, а потом и при рождении, человеку был дан божественный ресурс – сам Бог в сердце. Если человек следует заповедям Творца и, как Христос, кроток и смирен сердцем, этот ресурс вечен. Но если сердце закрыто для Бога, ресурс профанируется и, в конце концов, исчерпывается. Как энергия в закрытой системе: нарастание энтропии и – коллапс.

Яснее всего видны тысячелетние результаты профанации божественного, сакрального в нынешней культуре. Человек, как блудный сын в притче Христа, присвоил всё сакральное – все божественные качества в человеке – и пользуется ими, как своими. И «проживает» его, растрачивая бездумно. У блудного сына хватило ума вернуться к своему источнику. Хватит ли у нас?

Ресурс Истины-Вечности даёт человеку способность видеть Прекрасное и передавать это видение другим. Однако профанация Ресурса извращает видение прекрасного. Таков путь всякого искусства. Таков, например, был путь живописцев и скульпторов. Малевич своим «чёрным квадратом» обозначил конец искусства как смысловой демонстрации прекрасного.

Искусство и литература страшны масштабностью профанации нравственных принципов во взаимоотношениях людей и их отношении к природе и вещам. Но ещё страшнее – профанация духовности, лжедуховность в отношениях с Богом и бездуховность – с человеком.

Две тысячи лет назад, в исторический момент, когда архетип современной религии уже сформировался в Израиле, Бог послал Сына Своего, Иисуса с задачей разрушить дела дьявола [18], установить и утвердить уже забытую Истину о предназначении человека не посредством религии, а посредством Своей Церкви[19]. Мессия (Христос) Иисус – живое воплощение Истины в человеке, совершенный образ и совершенное подобие Бога – явил Собой образец человека, которого Творец хочет видеть в Небесном Царстве (так Библия именует будущую цивилизацию). Он прямо сказал элите иудейского религиозного общества: Ваш отец – дьявол [20]. Но Бог не только осудил профанированное поклонение – религию. Через Христа Он показал, что религия вообще не нужна! Не нужны никакие вещественные или надуманные «святыни» – нужно только покаяние в грехах (профанации Истины) и вера в Иисуса Христа, который Сам есть Истина, живое Слово, живая Библия, живой замысел Бога относительно человека. И – Путь  в Жизнь.

Христианство – не религия! Христианство – это образ мыслей, мировоззрение Иисуса Христа, приобретаемое от слышания слова Божьего [21] и почитания Творца. Православный священник Георгий Чистяков так пишет об исторической профанации Христианства: «…таково Христианство, к которому толкает нас антихрист. Христианство, в котором есть всё: иконы, храмы, песнопения, славянский язык и прочее,  и нет только одного – Христа» [22]. Христианская церковь – не здание, а экклезия (греч. община, собрание людей), объединённых общностью мировоззрения Христа и общностью поклонения Богу в духе и истине [23].

Виноваты ли мы, что, не зная Бога (не путать «о Боге»!), поклоняемся кому-то или (чаще и хуже!) чему-то и тем самым непрерывно увеличиваем нравственную энтропию на планете, ускоряя гибель и её, и собственную? Понимаем ли, что  если гибель планеты – дело поправимое для Бога, то гибель человека – адская гибель? Да, виноваты! Незнание закона не освобождает от ответственности. Наша ответственность ещё весомее: мы профанируем Истину, имея её в себе, и зная о Христе – живой Истине.


Литература и комментарии
1.     Конечно, Бог непознаваем как Высшая Субстанция. Но в Библии Он обращается к нам как    Субстанция-в-отношении. Именно это имеет в виду Апостол Павел, когда пишет о Христе, что в Нём обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:.9).
2. В. Комлев. Свобода личности как категорический императив. Человек и христианское мировоззрение. Вып. 10. Симферополь, 2005.
3. Библия. Бытие 1:15; Псалом 8: 6-9.
4. Библия. Послание к Евреям 2 7-8.
5. Библия. 2 Послание к Коринфянам 3: 17.
6. Библия. 1 Послание Иоанна 4: 8.
7. Библия. Послание к Римлянам 4: 8.
8. Библия. Послание к Колоссянам 3: 14.
9. Библия. Екклесиаст 3: 11 в переводе с англ. версии NIV – самого авторитетного перевода Библии. В русском тексте Синодального издания, как и англ. Короля Якова, вместо вечность – мир. Насколько мне известно, в немецком переводе Лютера, во всех англ. версиях и в укр. переводе – вечность.
10. Библия. Евангелие от Иоанна 1: 1.
11. Библия. Послание к Римлянам 1: 21-23.
12. Библия. Бытие 6:.12.
13. Francis Schaeffer. Escape from Reason. The Complete Works, V. 1.
14. Библия. Книга пророка Исайи 55: 8-9.
15. Библия. Исход 20: 2-17; Второзаконие 5: 6-21.
16. Библия. Бытие 2: 24.
17. Библия. 1 Послание к Коринфянам 6: 16-17.
18. Библия. 1 Послание Иоанна 3: 8.
19. Библия. 1 Послание к Тимофею 3: 15. Церковь (греч. экклезия – община, собрание людей) – духовное тело, объединённое сознание Христа, познающее Истину при содействии Святого Духа.
20. Библия. Евангелие от Иоанна 8: 44.
21. Библия. Послание к Римлянам 9: 17.
22. Глеб Чистяков. Православие – традиционная религия? Православный мир (приложение к газете Киевский Телеграф, январь 2006).
23. Библия. Евангелие от Иоанна 4: 24.


Рецензии