О планерах. Стог сена и ромашки в пшенице

Воспоминания, воспоминания… Сколько их, дорогих сердцу… Порой грустных, а чаще смешных и забавных…

Как тут не рассказать об одной поучительной истории, которая…  Впрочем, начну по порядку…
Нужно признать, что теоретическая подготовка у нас в аэроклубе была на должном уровне. С октября по март мы изучали конструкцию планера, штудировали метеорологию, технику и тактику парящего полета и другие важные для нас, будущих спортсменов, предметы. Обязательно сдавали зачеты и по особым случаям.

Как дважды два, каждый планерист знал, что с высоты 600 метров нужно подбирать площадку для вынужденной посадки. Найдешь поток – значит, полетишь дальше, нет – приземлишься на выбранное с высоты поле. Это поле должно быть пригодным как для посадки, так и для взлета, по возможности ровным и, желательно, расположенным таким образом, чтобы можно было взлететь против ветра для уменьшения взлетной дистанции. Причем, принять окончательное решение о посадке необходимо было, имея не менее 300 метров высоты в запасе. Это была теория, которую мы вызубрили назубок. А на практике не так-то просто было нам, новичкам, с воздуха определить насколько хороша та или иная площадка и соответствует ли она всем перечисленным критериям.

Лучше всего для посадки подходило скошенное поле. Особенно скошенное клеверище. Только, опять же, как неопытному глазу понять какой высоты вырос на поле клевер. Хорошей подсказкой мог стать работающий в поле трактор или косилка, или, например, стог сена. Да только, как оказалось, не всегда…

Третий разряд спортсмен-планерист получал, когда вылетал самостоятельно, второй - давался за пройденный треугольный маршрут.

Свой второй разряд я выполнила легко и по хорошей погоде с четырехметровыми восходящими потоками. Под каждой, похожей на взбитые сливки, тучкой тянуло вверх, как в лифте. Лети себе от тучки к тучке, в спиралях набирай нужную высоту да на карту поглядывай. Красота!
Это была суббота, а в воскресенье погода стала портиться. По небу потянулись перистые облака. Маршрут был определен тот же – 100 километров.

Воодушевленная вчерашними успехами сажусь в кабину учебного «Бланика». Взлетаем. Отцепка от самолета происходит перед облаком. Набираю высоту и внимательно слушаю эфир. «Старики» на белых «птицах» сегодня покоряют 300 километров. Из их переговоров я узнаю, что потоки сегодня 2-3 метра в секунду. Значит и мне нужно искать не меньше. Ну что ж? Цель определена. Вперед!

Вот тут-то и начались мои приключения. Что такое «воздушная дыра» или «гнилое место» я теоретически понимала, а вот сталкиваться не приходилось. Летала я второй год и бесценного для планеристов опыта полетов по маршруту у меня не было. И вот такое «гнилое место» как раз попалось на моем пути.

Облака были рваными и потоки под ними – слабыми. Я пролетала поток за потоком, но не останавливалась. Искала свои 2 метра в секунду. Высота таяла на глазах, стрелочка вариометра, как привязанная, клонилась вниз, показывая только снижение.

Я и не заметила, как оказалась на критической высоте – 600 метров. Стала крутить головой во все стороны. Подходящей площадки вблизи не было. Все вокруг - леса, деревни и река. И тут впереди - поле. На поле стоит стог сена. Закрывшая солнце туча мешала хорошо рассмотреть площадку. Но ведь стог сена стоит! Значит, поле скошено!

Доложила руководителю полетов о том, где собираюсь произвести посадку, еще раз пролетела вокруг выбранной мною площадки. Что-то в ней было не так... Только времени для раздумий уже не было. Я выбрала точку долета, выпустила закрылки… И только на прямой, на малой высоте я увидела под собой… волнистое море пшеницы. С колышущимися в такт колосьям ромашками. И я лечу прямо в это море…

В голове сразу включился ответ на вопрос: ваши действия в нештатных ситуациях. Хорошо, что по теории у меня была «пятерка». Подлетая к колосьям, я резко потянула ручку управления на себя. Планер замер… и спарашютировал вниз, мягко нырнув в пшеницу. Никакого пробега, естественно, не было. Треска ломающегося стабилизатора я тоже не услышала. Кажется, с планером все в порядке. И это было самое главное.

Огляделась вокруг… А пшеница-то мне по грудь будет! С такой площадки не то что взлететь, выйти непросто. Высокие колосья сомкнулись над моей «птицей», надежно укрыв «Бланик» с воздуха. Летчики второй мировой могли б позавидовать такой маскировке. Пролетающие над полем наши самолеты-буксировщики моего планера…  просто не замечали.

Орошать слезами приборную доску - не в моих правилах. Нужно было что-то придумать. Эх, планеристы–авантюристы. На мое счастье где-то рядом затарахтел трактор. Я закрыла фонарь и побрела на звук работающего двигателя, раздвигая ладонями спелые колосья вперемешку с цветущими ромашками и васильками.

Тракторист оказался парнем смышленым. На мои сто вопросов нашлось ровно сто ответов. Совсем недалеко от пшеничного поля, за лесопосадкой, оказалась скошенная полоска, вполне пригодная для взлета буксировщика вместе с планером. «Бланик» мы подцепили канатом к трактору и перетащили на другую площадку. И, надо сказать, вовремя. За мной уже вылетел самолет, который кружился над населенным пунктом, вызывая меня по радиосвязи.

Взлетели со скошенной полоски и добрались до аэродрома мы без приключений. Отцы-командиры не были посвящены, а близким друзьям я рассказала о своем приключении. Это была моя первая самостоятельная площадка. И запомнилась она на всю жизнь.

Только долго не давал покоя стог сена. Даже снился несколько раз. Как же так? Стог сена и пшеница с ромашками? Удивительно было, что тот, злосчастный, стог сена оказался прошлогодним. Уж не знаю, по какой причине его не убрали, а оставили гнить на зиму. Вот так и в летной жизни иногда случаются исключения из правил.


Рецензии
Да уж, со стихией не шути... Небо уважает смелых, но и наказывает по-взрослому

Мурад Ахмедов   09.03.2019 08:58     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Я на сайте бываю редко.

Ирина Побережная   05.08.2019 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.