Лебедь, Рак и Щука по-украински

Вся власть местным советам? Или Лебедь, Рак и Щука по-украински

полностью см. на http://donetsk.proua.com/article/2009/04/16/115655.html

Вот и снова наши властьпредержащие закудахтали через экраны телевизоров о необходимости отдать побольше этой самой власти на места, снабдить, так сказать «мэстных» князьков бОльшими и «ширшими» полномочиями.

И Президент вроде бы не против, и Премьер, а уж про Партию Регионов и говорить нечего! Она, эта самая партия, уже самим своим названием прямо таки вопиет о немедленном снабжении этих самых регионов дополнительными правами и возможностями.

Парадокс, но тот самый пресловутый «Киев», который якобы все области вкупе с районами нещадно обдирает, как липку, вроде как и сам не против поделиться своей имеющейся у него властью с “мисцевыми” органами.

На словах. Ибо, когда в украинском степном воздухе густо пахнет очередными выборами, наша центральная власть в который раз склонна продемонстрировать собственную незыблемую верность извечному принципу: «обещать – не значит жениться».

Ну ладно, наши областные и районные начальники уже все уши прожужжали собственному замордованному электорату о том, что для наступления рая земного в одном, отдельно взятом райцентре им позарез нужно больше власти и полномочий, которые забрал себе зловредный Киев.

Президенту, и обоим премьерам (как действующему, так и теневому) надо заручаться поддержкой потенциальных избирателей, раздавая направо и налево заведомо невыполнимые обещания. А нам-то с вами, дорогие собратья-избиратели, что это даст? Давайте попробуем разобраться.

Итак, дано: по Конституции Украина – это унитарное государство, состоящее из двух с половиной десятков областей разной степени дотационности, не говоря о сотнях районов и двух городах с особым конституционным статусом – Севастополе и Киеве.

После введения пропорциональной избирательной системы большинство местных советов контролируется одной определенной политической силой. В каждой части Украины своей.

Программные установки этих сил порой настолько разновекторны, что иногда кажется, дай им Киев волю, поведут они себя в своих электоральных вотчинах точнехонько как крыловские Лебедь, рак и Щука из всем известной басни.

А воз, в смысле Украина, остается «и ныне там», то есть в своих нынешних границах, исключительно благодаря такому сдерживающему фактору, как унитарность отечественной государственной системы и контроль Киева за деятельностью местных властителей.

Вопрос: к чему может реально привести в современных реалиях наделение украинских регионов большей самостоятельностью, не говоря уже о возможности федерализации нашей страны, о которой так пекутся её заклятые друзья?

Пока аргументов, которыми размахивают, и не всегда бескорыстно, сторонники этой идеи, негусто. Главный из них – это оставление основного количества собранных налогов на местах, что якобы должно сделать области и районы более богатыми.

Плюс в юго-восточных регионах добавляется еще и языковый вопрос, который якобы тут же и разрешится. И, что характерно, на неизбалованного сытой жизнью местного избирателя эти аргументы действуют практически безотказно.

Однако, давайте посмотрим правде в глаза. Кем на самом деле являются наши местечковые «слуги народа»?

Как метко заметил Виктор Шацких, в нашей части света Первое Лицо любого масштаба - это доминирующий альфа-самец, громовержец, который летит на блистающей колеснице по замершему городу. Вернее, сразу на трёх колесницах, чтобы враги из гранатомёта промахнулись. Смело берёт себе или дарит друзьям и родственникам чего душа пожелает. Население должно его любить-ненавидеть-бояться. В любом сочетании.

Это у них там, в Европе, как следствие долгой шлифовки общественно-политических отношений, даже самый большой начальник - просто человек на высокой зарплате.

Не то, что у нас. У нас любой депутат – это, прежде всего, человек, наделенный возможностью что угодно и за кого угодно «порешать».

И всё это, давайте будем честными перед самими собой, при полном отсутствии контроля за своими действиями со стороны тех, кому они якобы служат. То есть нас с вами. Результатом чего является набивший оскомину пресловутый «дерибан» всего, что может приносить пользу и прибыль. Особенно нашей плодородной земли и её весьма богатых недр.

В этих условиях, единственным реально сдерживающим их аппетиты фактором – это хоть какая-то оглядка местечковых чинуш и депутатов на Киев.

А теперь представим, что ожидает нас с вами, если этот контроль исчезнет, а дотации из центрального госбюджета на те же пенсии прекратятся?

Ну, всем же прекрасно известно: наши миллиардеры с миллионерами и покрывающие их родственники во власти – они, может быть, самые жадные люди в мире. А население у нас до поры терпеливое и бесправное, простой человек ни в суде, ни на работе ничего начальству не докажет. Но это до поры.

А что в Европе? У них, говорят, местное самоуправление всеми делами рулит, да и живут они, не в пример нам, куда получше. Вот, например, наше ближнее зарубежье - поляки: тамошние градоначальники уже сильно поскромней украинских, а суды и медицина похожи на суды и медицину. 

Или вот, сразу за Польшей, лежит Германия. Страна у немцев чистая, крепкая и добротная. Вся! А не только крупнейшие города. Даже в самой глубинке отличные дома, дороги, поля, розовые ухоженные лица, строгие и всеми соблюдаемые законы. Полякам до этого ещё расти и расти. А уж нам, украинцам-то сколько расти…

Это потому, что немцы не воруют, а размеренно и честно работают. Они не гнут пальцы, соревнуясь, кто круче всех, а наоборот - так выстроили экономику и налоговую политику, что даже самый скромный Ганс и его Гретхен имеют возможность скопить на стометровый домик, купить два автомобильчика и жить себе, поживать, воспитывать деток.

И государство у них не унитарное, а самое что ни на есть федеративное. И Бавария какой-нибудь Саксонии или Пруссии вовсе даже не указ. И говоры у них отличаются примерно так же, как в наших Галичине и Донбассе или Полтавщине и Крыму. И ничего, живут, да ещё и как!

А причина-то кроется не в самой федеративности, как таковой. И не в особенностях национального немецкого характера. Вовсе нет.

Причина, по которой немецкая повседневность так разительно отличается от украинской лежит в совершенно иной плоскости. А именно в реальной, а не декларируемой подконтрольности и подотчетности избираемой власти тем, кто её этой самой властью сделал, то есть собственным избирателям, а в итоге – всему немецкому народу.

И до тех пор, пока этого не будет у нас, в Украине, никакое увеличение полномочий местных советов, не говоря уже о федерализации, не улучшит нашу с вами жизнь.

Без нашего реального контроля над своей деятельностью никакие депутаты и чиновники не сделают наше существование богаче и комфортнее. Не станут нам полезнее и ближе.

Даже, если они вдруг и сделают в качестве второго регионального еще один язык.


Рецензии