Альберт есаков эпизод 7 бриллиант по имени санси

Эпизод 7 «БРИЛЛИАНТ ПО ИМЕНИ САНСИ»
(Подробности см. «Свидетель вечности»)
……………………………………………………………………………………………
……………Заместитель Афросиаба отлично справился с порученным делом. Корабли были нагружены британским оловом высокого качества  и ждали только хозяина. Ранним утром отдали швартовы, и  вышли в море. На востоке говорят «Даже самая длинная дорога начинается с первого шага». Но и самая длинная дорога когда-нибудь заканчивается. Так закончилась и эта дорога домой. Дом встретил Афросиаба тишиной. Теперь, когда здесь не слышно был веселого женского смеха, не было красивых лиц и нежных объятий, дом казался чужим и неуютным. Лишь через несколько дней хозяин привык к обстановке одиночества.
 Так было в пятом веке, так случилось и в двадцать первом, когда не стало его юных квартиранток. Нина вышла замуж, а Катя и Таня уехали на летние каникулы к родителям. Его четырехкомнатная квартира сразу стала слишком большой и неуютной. Однажды во второй половине дня, догнав на лестничной клетке Елену Николаевну, которая шла домой, он поздоровался и осведомился о здоровье ее и  невестки.
– Спасибо, и у нее и у меня все в порядке, мои молодые уехали отдыхать на юг, и я теперь одна, – ответила женщина.
– Значит, и вы от них отдыхаете. Вам не скучно одной?
– Скучно с непривычки. Они уехали впервые за несколько лет. Благодаря вам сын теперь хорошо зарабатывает, они могут себе позволить отдых у моря. Я давно уже не оставалась одна в квартире.
– Почему у вас нет внуков?
– Невестка ведь болела, и было не до этого, а теперь, когда вашими заботами она выздоровела, похоже, скоро у них кто-то будет.
– Вот и замечательно, – сказал Афросиаб, – а пока вы ничем не заняты, заходите ко мне. Вы когда-то обещали меня навестить. Сколько вам нужно времени, чтобы отдохнуть с дороги?
– Я думаю, часа мне хватит, тем более, что я не слишком устала. Я ходила недалеко, а дома теперь не особенно обременяю себя работой.
– Прекрасно, буду вас ждать. И, пожалуйста, не тратьтесь и ничего не покупайте, как в прошлый раз. У меня есть все, чтобы не ударить в грязь лицом даже в случае внезапного прихода гостей.
Войдя в квартиру, Иосиф позвонил в один из своих супермаркетов и попросил привезти ему черешню, клубнику, бананы и ананас. Когда, через час с небольшим, Елена Николаевна вошла в квартиру соседа, в его комнате стол ломился от фруктов. Было на столе и вино, и разнообразные закуски.
– Боже! – воскликнула Елена Николаевна, – так принимают молодую любовницу, а не старую соседку.
– Ну, во-первых, не называйте себя старой. Это не соответствует вашей внешности. А во-вторых, мои любовницы разъехались на каникулы, и я тоже остался один. Так что, садитесь и начнем пировать.
– Да такой мужчина как вы и с такими деньгами может менять любовниц хоть каждый день, – сказала женщина, садясь за стол.
– Мне вполне хватает моих девочек. И, вообще, я не люблю часто менять женщин. Возможно, я даже был бы однолюбом, если бы не был бессмертным. – Афросиаб сказал это чтобы проверить, помнит ли Елена Николаевна что-нибудь из их разговора, который состоялся при ее первом посещении.
– Бессмертным? – удивленно спросила соседка.
– Вы ничего не помните необычного из первого вашего посещения моей квартиры?
Задав этот вопрос, Афросиаб одновременно разблокировал тот участок ее сознания, в котором хранилась засекреченная им информация.
– Необычного? – задумчиво проговорила Елена Николаевна. – Ну, кроме того, что вы сделали с моей справкой и невесткой…–  И, вдруг, она вскрикнула: – Ой, ваш перстень с изумрудом, Понтий Пилат, чаша Иисуса Христа, пейзаж за окном. Я вспомнила!
С этими словами она вскочила со стула и подбежала к открытому окну во двор. Тот же пейзаж и никакого мусоросборника! Правда, не совсем тот. Вдали не было видно идущего по барханам каравана. Внизу под окном так же цвели кусты и порхали птицы. Но между кустами паслась газель, которой тогда не было. Елена Николаевна придумала, как можно проверить, настоящее это животное или нет.  Она громко хлопнула в ладоши. Газель резко подняла голову и навострила уши. Ее большие добрые глаза внимательно смотрели на женщину в течение нескольких секунд, после чего она опустила голову и продолжила щипать траву.
– Я вспомнила, вспомнила, – радостно говорила женщина, возвращаясь к столу, – вы Свидетель. Но как я могла забыть?
– Елена Николаевна, это я закрыл вам доступ к информации, но если вы обещаете не рассказывать об этом всем подряд, я больше не буду этого делать, – сказал Афросиаб.
– Иосиф, дорогой, обещаю, конечно, я обещаю. Меня же просто примут за сумасшедшую, если я стану всем рассказывать. Еще чего доброго в дурдом упекут. А ваши девочки, они ведь тоже знают.
– Им тоже никто не верит, – с улыбкой пояснил хозяин  квартиры.
Они пили вино, ели фрукты и разговаривали, а время, между тем, шло к вечеру, и яркое пятно солнечного света, перемещаясь по стене комнаты, переползло на ковер с оружием.  Меч Афросиаба, висевший на ковре напротив Елены Николаевны, оказался освещенным солнцем. На эфесе вспыхнули разноцветные звездочки. Зеленые, синие, красные, фиолетовые лучики ударили в глаза.
– Ой, что это? – удивленно воскликнула гостья.
– Это Санси, – ответил Афросиаб.
– Что?
– Бриллиант.
– Почему Санси?
– Самые знаменитые бриллианты мира, имеющие многовековую историю, давно получили собственные имена как, например, «Куллинан», «Питт-регент», «Шах», «Хиндинур» и другие. Санси относится к их числу. У каждого из них своя история, о каждом известно кому он принадлежал и кому принадлежит сейчас.
– Можно на него посмотреть ближе? – спросила Елена Николаевна. – Я никогда не видела бриллиантов.
Афросиаб встал, снял со стены меч и бережно подал его гостье. Она рассматривала камень величиной с крупный желудь и удивлялась его прозрачности и сиянию, не обращая никакого внимания на необычную сталь булатного клинка.
– А его историю вы знаете?
– Я знаю ее по двум причинам. Во-первых, она описана в разных книгах и статьях по истории камней, правда, иногда с существенными расхождениями. А, во-вторых, этот камень несколько раз проходил через мои руки. Если вы поинтересуетесь, хотя бы в Интернете, то узнаете, что след Санси потерялся где-то в конце XIX, в начале XX века и его современное местонахождение неизвестно. Но вам оно теперь известно, правда?
– Значит, никто не знает, что он у вас?
– Никто, кроме вас.
– Расскажите мне его историю, если можно.
– С удовольствием расскажу, а вы слушайте, пейте вино и ешьте фрукты, – сказал Афросиаб, наполняя ее бокал.
– В литературе вы можете прочесть, – начал он, – что «Санси» был найден в одном ущелье Восточной Индии неким индийским купцом по имени Джагаттунга, который вел караван из Голконды. В Ахмеднагаре  купец продал алмаз султану, которого звали Вира Раджендра. И было это в 1064 году. Мне кажется, тогда еще и такой страны, как Голконда не было, но это не важно.  В действительности купца звали Афросиаб, был он не индийцем, а как вы знаете, персом, и алмаз я не нашел, а отнял у разбойника по имени Джангар, в пятом веке от рождества Христова там же в Индии.
– Простите, – перебила его Елена Николаевна, – что же это получается, не разбойники вас грабили, а вы их?
– Да, уж так вышло, – рассмеялся Афросиаб и вкратце рассказал, как это было, а затем продолжил:
– Таким, каким вы его видите, он стал после огранки, то есть после того, как сделался бриллиантом, а Алмазом он  был раза в два больше. С пятого века я с ним не расставался, а в 1064 году повел табун арабских коней на продажу в Индию по договору с одним богатым человеком. В пути, уже в Индии, кони заболели и пали все до одного. Вероятно, это была болезнь, которая теперь называется сибирской язвой. Мое финансовое положение в тот период оказалось  трудным, и чтобы купить новый табун, и все-таки выполнить заключенный договор, пришлось продать алмаз султану Раджендре. Тогда я еще не знал, что этот камень будет ко мне возвращаться вновь, и вновь, как сказочный неразменный пятак.
По сведениям из литературных источников в течение жизни нескольких поколений алмаз хранился среди драгоценностей династии Гулямов, а у султана Кут-Уд-Дина алмаз украл великий визирь, бежал вместе с ним и бесследно исчез. В тех же источниках написано, что в 1325 году какой-то иноземный купец продал этот алмаз индийскому султану Мухаммеду.
А дело было так. Я тогда направлялся с караваном в Китай по Великому шелковому пути. Мы шли через пустыню Такла-Макан, по ее южному краю. В один из дней началась песчаная буря. В таких случаях верблюды и лошади  ложатся спиной к ветру и пережидают бурю. На этот раз ветер был очень сильным. Летящий песок хлестал со страшной силой. Мы лежали, укутавшись так, чтобы можно было только дышать через маленькое отверстие. И все равно песок забивался и в нос, и в рот, и в уши. Он проникал под одежду, и не было от него никакого спасения. А когда буря, наконец, кончилась, полузасыпанные люди и животные начали вставать. Тут я и увидел, что невдалеке что-то ярко блестит на солнце. У меня возникло предчувствие, что это алмаз. Пошел посмотреть и увидел выступившие из-под песка скелеты людей и лошадей. Они были давно погребены под слоем песка, но сильная буря частично смела песок, и кости оголились. Когда-то давно здесь погиб караван.
Рядом с черепом человека лежали обрывки тюрбана, а между их складками действительно блестел алмаз. Я взял его в руки и увидел, что это тот самый камень, который я продал султану Раджендре. Я не мог его спутать ни с каким другим. Он был у меня в течение более чем пятисот лет, и я его хорошо изучил. Это был алмаз редкой красоты, чистый, как вода в горном ключе, и без единого изъяна. Видимо укравший его у Кут-Уд-Дина великий визирь бежал в Китай, надеясь продать его и зажить богато и счастливо там, куда не дотянутся длинные руки султана. Но судьба распорядилась иначе. Он преодолел смертельно опасные горные перевалы, но здесь в пустыне ему не повезло. Алмаз много лет пролежал засыпанный песком, рядом с последним пристанищем своего незаконного хозяина. Не берусь утверждать, что это было именно в1325 году, но, возвращаясь из Китая через Индию, я действительно продал алмаз султану Мухаммеду. У меня было на это две причины. Во-первых, поездка была не очень удачной, и я мог оказаться в убытке. В торговле это нередко случается. А во-вторых, у меня закралась мысль, не вернется ли камень ко мне еще раз?
И представьте себе – он вернулся! Примерно, полтора столетия я о нем ничего не знал. А где-то между 1470 и 1480 годами я собирался отправиться на трех кораблях по Средиземному морю в Европу. Мы отплывали из порта города Тир. За неделю до отплытия темным вечером ко мне подошел  какой-то человек, говоривший на персидском языке. Он поинтересовался моим маршрутом, а потом спросил, не соглашусь ли я взять дух пассажиров до Генуи, и сколько это будет стоить. В качестве оплаты предложил женские украшения из золота – браслеты, кольца, серьги. После этого он подходил ко мне еще несколько раз всегда в темное время и старался не выходить на свет. Говорил о том, о сем, но я чувствовал, что он что-то не договаривает и чего-то боится. Поздним вечером перед отплытием он пришел в сопровождении женщины закутанной до самых глаз. Они сразу скрылись в каюте, и я увидел ее лицо только через несколько дней в море. Женщина оказалась молодой и очень красивой. Ее звали Рошанак, а ее спутника Киануш. Это персидские имена. А свою и его историю она рассказала мне уже в Генуе, с условием, что он об этом не узнает и, что я больше никому не стану ее рассказывать. Женщина, конечно, совершила большую ошибку. Рассказывать об этом не следовало никому. Она подвергала себя и его большому риску, но, извините, женщинам порой очень трудно бывает удержать язык за зубами.
– Пока не знаю, что она вам рассказала, но догадываюсь, что это было в постели, – усмехаясь, сказала Елена Николаевна.
– Ну, давайте не будем уточнять обстоятельства, – улыбнулся ей в ответ Афросиаб. – Оказывается, она была наложницей персидского шаха, а он евнухом в гареме. Наложниц много, а шах один. Пока дождешься внимания с его стороны, можно и состариться.  От скуки и безысходности некоторые женщины втайне позволяли евнухам ласкать их. Все-таки почти мужчина.
И вот однажды, когда Киануш, то и дело оглядываясь, ласкал ее, она почувствовала нечто упругое в его штанах. Представляете, каково было ее удивление и волнение. Сначала она думала, что ей показалось, этого не может быть, но он убедил ее, что это как раз то, чего быть не должно. Это был редкий, но не единственный случай восстановления половой функции мужчины после кастрации. Я потом интересовался этим вопросом и получил подтверждение от знающих людей. Это действительно бывает. Наложница шаха и евнух сделались тайными любовниками, но это было очень опасно. В гареме между женщинами процветает вражда, зависть, они идут на все, чтобы заслужить внимание шаха. И наши любовники решили бежать. Они долго готовились и все продумали. Киануш нашел лестницу и спрятал ее возле стены, окружавшей гарем. Для побега выбрали темную ветреную ночь. С собой Рошанак прихватила свои и чужие драгоценности, и любимый алмаз шаха. После полуночи тихонько прокрались к стене, взобрались на нее по лестнице, затем подняли лестницу на стену, опустили на другую сторону и спустились сами. Утром шах поднял на ноги всю свою охрану, разослал гонцов во все города и населенные пункты. По всем дорогам были поставлены заставы, всюду рыскали шпики, и если бы беглецы вздумали передвигаться по стране днем или ночью, их непременно схватили бы и подвергли жестоким пыткам. Но они никуда не передвигались. Неподалеку от шахского дворца была мечеть, муллой в которой служил родной дядя Киануша. Об этом кроме племянника, не знал никто. От стен дворца до мечети было несколько минут ходьбы. Там и укрылись беглецы-любовники. Они провели в подвале мечети больше месяца. Во двор в туалет выходили только глубокой ночью. Только тогда, когда дядя выяснил, что поиски прекращены, они покинули мечеть и город. Решив, что надежнее всего будет скрыться в Европе, пробрались в Тир на берегу Средиземного моря, которое тогда называлось Внутренним. Рассчитывали сесть на корабль, идущий в какую-нибудь европейскую страну.
В Генуе Рошанак, считая, что я порядочный человек и не выдам их, предложила мне купить алмаз или найти другого покупателя. Наверное, вы уже догадались, что когда она раскрыла ладонь, я увидел свой камень. Я дал им за камень очень приличную сумму, с которой они вполне могли устроить себе дальнейшую безбедную жизнь, но конечно, не столько, сколько он стоил. По их просьбе я приказал доставить на борт несколько комплектов европейской одежды и нашел для них временное жилье на дальней окраине, куда не заглядывают иностранцы. Переодетых, я проводил их на квартиру под покровом ночи и посоветовал, выучив язык, убираться из портового города куда-нибудь подальше, где их не смогут опознать. Я собирался снова продать алмаз, будучи почти уверен, что он ко мне вернется, но конечно, не знал, что в следующий раз мне предложит его купить другая влюбленная пара.
Из Генуи мои корабли направились в Марсель, и через некоторое время я продал свой «неразменный»  алмаз герцогу Карлу Смелому, которого называли некоронованным королем Бургундии. Продал за сумму, гораздо большую, чем заплатил влюбленной паре. Таковы законы коммерции. Герцог отдал его знаменитому ювелиру, и тот огранил алмаз двойной бриллиантовой огранкой. Камень потерял почти половину своего веса, но зато стал бриллиантом и засверкал всеми своими тридцатью двумя гранями. Его красоту вы можете оценить сами.
Литературные источники сообщают, что Карл Смелый вправил бриллиант в свой боевой шлем, и что однажды во время поединка даже ослепил своего противника сиянием камня. Думаю, это досужий вымысел. Затем, в битве при Нанси в 1477 году, Карл Смелый проиграл сражение. Герцог вынужден был бежать, и камень выпал из его шлема, а сам он был убит. Согласно тем же источникам бриллиант нашел солдат и продал его за один гульден какому то пастору. После довольно длительного пребывания у разных хозяев, в том числе у португальского короля, бриллиант был куплен французским маркизом Никола Гарлеем Санси, от которого и получил свое собственное имя. Не буду перечислять всех владельцев бриллианта,  подробности можно найти в соответствующей  литературе. Скажу только, что Санси последовательно принадлежал нескольким французским и английским королям. Людовик XIV, например, носил его на шляпе. Одно время хозяином Санси был протеже Ришелье – кардинал, а в последствии первый министр Франции, Джулио Мазарини. В восемнадцатом веке я был принят при дворах нескольких европейских монархов под именем графа Сен-Жермен и видел Санси у одной придворной дамы. Я бы не узнал в этом бриллианте свой алмаз, если бы мне не рассказали его историю. Но, когда я понял, что это он, то постарался его внимательно изучить и запомнить. Такая возможность мне пару раз представлялась. А во время Французской революции Санси пропал вместе со всеми королевскими сокровищами. Позже при Наполеоне I все сокровища нашлись, но Санси среди них не было.
После смерти Наполеона знаменитый бриллиант снова всплыл из небытия. Его приобрел у известного парижского маклера русский промышленник Демидов – владелец уральских железоделательных и медеплавильных заводов. Но французское правительство подало иск в суд, обвинив Демидова в покупке краденой вещи. Судебная тяжба тянулась несколько лет, однако, в конце концов, Демидов выиграл дело и защитил свое доброе имя. Есть непроверенные сведения о том, что в этом ему помогла герцогиня Беррийская – вдова герцога Беррийского Шарля Фердинанда, которая заявила суду, что это она продала камень через подставное лицо. Ей он достался в наследство от бабушки, а бабушке бриллиант, якобы, подарил король Франции Людовик XVI. В 1836 году Демидов женился и на второй день после свадьбы подарил Санси своей красавице жене Авроре Карловне Шернваль.
Однако через три года Демидов скончался, а через несколько лет Аврора Карловна вышла замуж за гвардейского офицера А. Н. Карамзина. Супруги одно время жили в Париже, потом, Аврора Карловна вернулась в Россию, и говорят, весьма успешно управляла заводами своего первого мужа. Потом в России произошла революция, за ней гражданская война и след Санси потерялся. Во всяком случае, в литературных источниках нет ничего, кроме противоречивых предположений.
В конце 1920 года я был в Стамбуле, наводненном русскими эмигрантами. Однажды пошел поужинать в ресторан. У входа ко мне подошла миловидная молодая женщина и спросила по-французски, но с русским акцентом, не приглашу ли я ее в ресторан. Я пригласил, и мы сели за столик. Ее имя было Людмила, на ней было приличное, но далеко не новое платье, а по тому, как она ела, я понял, что она очень голодна. Чтобы ее накормить, я сделал дополнительный заказ и еще попросил официанта упаковать продукты, которые она могла бы взять с собой. Как она меня благодарила! Когда мы вышли, она спросила, куда я ее повезу. Я сказал, что отвезу ее домой. Людмила испугалась и стала говорить, что к ней нельзя, что у нее нет никаких условий, и она живет не одна. Я настоял, что все-таки отвезу ее домой, и взял такси. Мы заехали на самую бедную окраину и остановились у какой-то халупы. Я попросил шофера подождать, довел ее до двери, сказал, что вечер, проведенный с ней, был для меня очень приятным и на прощанье поцеловал ей руку. И вдруг она разрыдалась. Я обнял ее и стал успокаивать, а она никак не могла остановиться и рыдала у меня на груди. Немного успокоившись, стала извиняться, говорила, что за долгое время я первый из мужчин поступил с ней, как с порядочной женщиной. Всех остальных интересовало только ее тело. А она не проститутка, она дочь известного петербургского профессора, студентка консерватории, будущая пианистка, подававшая большие надежды.
– Столько достойных мужчин добивались моей руки, – говорила она. – Мое теперешнее положение, когда со мной обращаются как с половой тряпкой, даже в страшном сне не могло мне присниться. Разве могла я подумать, что буду за кусок хлеба ложиться в постель с незнакомыми мужчинами и исполнять их самые отвратительные желания, да еще делать вид, что мне нравится то, что они со мной делают…
Революция в России разрушила всю ее жизнь. Большевики выгнали их и сотни других интеллигентов – инженеров, врачей педагогов, писателей, артистов морозной зимой на улицу, чтобы освободить квартиры для рабочих. Затем их погрузили в эшелон и повезли куда-то на север. Родители были уверены, что их всех расстреляют и уговорили ее бежать. Ей удалось покинуть эшелон и, после долгих мытарств, добраться до города Орла, где жила дальняя родственница отца. О судьбе родителей она ничего не знает. Говорили, что всех, кто был в этом эшелоне, якобы просто высадили где-то в снегах за сотни километров от жилья, и все они замерзли. Когда армия генерала Деникина взяла Орел, Людмила познакомилась с офицером, которого звали Андрей. Они полюбили друг друга, но вскоре белая армия вынуждена была отступать и Людмила ушла вместе с Андреем. Так отступая все дальше на юг, они оказались в Новороссийске, а затем в Турции, без средств к существованию. Работу Андрей найти не может, и они вынуждены жить на то, что она зарабатывает, продаваясь мужчинам. Потом она спросила, не разбираюсь ли я в драгоценных камнях. Я сказал, что кое-что в этом смыслю, и Людмила рассказала, что когда белые взяли Орел. Андрей нашел в сейфе здания губернского ЧК,10 брошенные красными при спешном отступлении документы, деньги, различные украшения, видимо, изъятые у таких как ее родители «буржуев» или, как еще тогда говорили «нетрудовых элементов». Там лежал и камень похожий на бриллиант, который он взял себе. Сейчас, когда им очень тяжело, они могли бы продать этот камень, если это действительно бриллиант, но боятся его кому-нибудь показывать. Эмигранты здесь люди совершенно бесправные и камень у них просто отберут. Я предложил завтра встретиться с ней и Андреем в моем номере гостиницы, чтобы взглянуть на камень.
Думаю, вы уже догадались, что на второй день они принесли мне Санси. Я объяснил им, что это очень дорогой и всемирно известный бриллиант, которым владели султаны, магараджи, шахи и короли. Молодые люди даже испугались. Я их успокоил, сказав, что сам, без лишней огласки готов купить у них камень и назвал сумму, от которой у них потемнело в глазах. Получалось, что они из нищих, всеми презираемых эмигрантов могли сразу превратиться в миллионеров. В их положении такое сообщение пережить не просто. Но я сказал, что здесь у меня таких денег нет. Конечно, я мог бы перевести деньги в Стамбул из моего банка в Париже, но это был бы плохой ход. Посоветовал им поехать со мной в Париж, естественно за мой счет. Там я открою на их имя счет в банке, и они станут богатыми людьми. Франция цивилизованная страна и они смогут там хорошо устроить свою жизнь. Бедняги смотрели на меня и не знали, верить мне или нет. Я дал им деньги в счет стоимости бриллианта, ничего не требуя взамен, и они смогли расплатиться за квартиру и прилично одеться. Людмила купила себе два платья, верхнюю одежду, обувь, головные уборы, а Андрей сменил свою поношенную военную форму на хороший костюм и пальто. Кажется, только после этого они поверили в то, что им, наконец, повезло.
– Иосиф, я восхищена вашим благородством! – искренне воскликнула Елена Николаевна.
– Спасибо, но ничего особенного в моем поступке нет. Мы с Иешуа неоднократно обсуждали проблему вмешательства Свидетелей в земные дела. Он говорил, что я не имею права ни во что вмешиваться. Мое дело наблюдать и информировать Иерархию. А я спрашивал: – А если при мне будут убивать ребенка или насиловать девушку? – В конце концов, он сказал, что я должен самостоятельно принимать решение в каждом конкретном случае. И уж если приходится вмешиваться, то это вмешательство должно идти людям на пользу, а не во вред. Так что я всего лишь следую Его совету.
– А кто это Иешуа?
– Это настоящее имя того, кого вы называете Иисусом Христом. Так его называли родители, братья и сестры, соседи.
– Я помню, вы говорили о Нем в прошлый раз. Расскажете еще когда-нибудь о Нем?
– Да, конечно. А пока я хочу закончить рассказ о Санси. Я взял билеты на Восточный экспресс и привез влюбленных в Париж. Помог им оформить документы на жительство, положил на их счет такую суму денег, которая им и не снилась, и взамен получил бриллиант.
– В этот раз вы тоже заплатили меньше, чем в действительности стоил камень?
– А кто знает, сколько он действительно стоит? Я ведь говорил, что однажды он был продан за один гульден. Пишут, что купивший его за гульден аббат неплохо заработал, продав его втридорога. 
– Буквально втридорога? – переспросила Елена Николаевна с улыбкой.
– Совершенно верно, за три гульдена. Француз, который продал бриллиант маркизу де Санси, сам купил его у португальского короля за сто тысяч франков. А Демидов заплатил за него пятьсот тысяч рублей. Его цена зависит от спроса, а фактически он ничего не стоит, так как совершенно бесполезен, как и другие украшения. Тех молодых людей я не обидел. На полученные за бриллиант деньги, они могли безбедно прожить всю жизнь, а если употребить деньги с умом, можно обеспечит будущее детям и внукам. Сначала я хранил Санси в коробочке, а потом вправил в рукоять меча. Кода-то у меня был точно такой же меч с вставленным в рукоять рубином, но я его подарил одному человеку.
– Рубин или меч?
– Меч вместе с рубином. Теперь Санси на стене всегда у меня перед глазами.
– И что вы собираетесь делать с ним дальше?
– Вот любуюсь им и думаю, кому бы его еще продать, да подороже, – со смехом ответил Афросиаб.
– А как вы объясните то, что он всегда возвращается к вам?
– Во-первых, не всегда, а пока только три раза, а во-вторых, я никак это не могу объяснить. Просто не знаю и все. Обычно в таких случаях говорят: так угодно Богу. Может быть, и действительно Создателю это для чего-то нужно. Но вряд ли Он занимается моей отдельной судьбой. Скорее всего, в составленной им программе развития земной жизни это играет какую-то роль.
Разговор продолжался долго и был настолько интересен для Елены Николаевны, что она забыла о времени, а когда взглянула на часы, было уже до неприличия поздно. Она стала извиняться и заторопилась домой. Сосед проводил ее до лестничной площадки и снова, как в первый раз, поцеловал руку.
- А ночью ей так же, как после первого посещения квартиры соседа, приснился странный сон, в котором она чувствовала себя очень счастливой. В этом сне были какие-то восточные строения, колодец, из которого она носила воду в кувшине, водоем, где купались женщины одетые в длинные рубашки, кучки овец и коз, щиплющих на косогоре чахлую траву. Были в этом сне жаркие объятия в постели с молодым парнем, похожим на соседа Иосифа. В его объятиях она чувствовала себя невероятно счастливой и страстно отдавалась ему всем телом и душой. Потом была холмистая и каменистая пустыня, по которой шли лошади, навьюченные какими-то тюками. Внезапно раздались крики, какие-то люди проскакали на лошадях, поднимая пыль, и …острая боль в сердце, от которой она проснулась.
Боль скоро прошла, но Елена Николаевна долго не могла заснуть, снова и снова переживая все увиденное во сне. Она была уверена, что сон как-то связан с соседом. Вдруг, вспомнила безумно дорогое ожерелье, которое он подарил ей на день рождения и его слова о  том, что когда-то оно уже принадлежал ей. Может быть, это связано с прошлыми жизнями, в «сказки» о которых она никогда не верила. Не верила раньше до знакомства с Иосифом. Но теперь… Теперь она вспомнила все, о чем он ей рассказывал в тот первый раз и что она тогда напрочь забыла. Хорошо помнила то, что услышала сегодня. Она помнила его рассказ об Иисусе Христе, которого он называет Иешуа. Его невероятный возраст и звание Свидетеля Тонкого Мира. Невероятный пейзаж за его окном с пальмами и газелью на месте мусорника. Не говоря уж о том  невероятном, что он сделал с ее справкой и с ее невесткой. Боже мой, выходит, что все, что она, как и миллионы людей «воспитанных» советской властью, считала поповским вымыслом для  одурачивания трудящегося народа, оказалось правдой. Ее сосед живой человек, который может творить чудеса, доступные лишь святым и считавшиеся обманом. Сама его жизнь в течение двух тысяч лет разве не является доказательством того, что Бог есть?
Но с другой стороны Иосиф говорит, что ей совсем не обязательно креститься и ходить в церковь. Он говорит, что Бог одинаково относится к верующим и неверующим, что вера в Бога не связана с религиозностью. Сам он, будучи в свое время близко знаком с Иисусом Христом и посланный на Землю по заданию Божественной Иерархии, не является христианином. Во всем этом нужно разобраться, но как? И Елена Николаевна решила, что она должна рассказать Иосифу о своих снах.
На второй день вечером она позвонила в квартиру  соседа. Когда он открыл дверь, Елена Николаевна извинилась, сказав, что, может быть у него женщина, а она вот так неожиданно…
– Заходите, пожалуйста, я вам очень рад, – сказал Иосиф. – А все мои женщины разъехались. Вы же знаете.
– Неужели будете ждать два месяца, пока вернутся ваши девочки?
– Кто знает, там видно будет.
– Помогите мне кое в чем разобраться, – обратилась к нему Елена Николаевна, пройдя впереди него в комнату и сев по его приглашению на диван. – Я была у вас в гостях два раза, и оба раза после этого мне снились необычные сны.
И она рассказала о своих странных снах, опустив только «неприличные» подробности. Иосиф внимательно выслушал ее с серьезным лицом, и когда она закончила, сказал:
– Это память души.
– Что это значит?
– Ваша душа помнит все предыдущие воплощения, все ваши прошлые жизни. Обычно эта информация недоступна обыденному сознанию, но в данном случае… – Он немного помедлил и продолжал: – Видимо, это произошло под влиянием моего сознания. Помните, я вам говорил, что около двух тысяч лет  назад вы были моей женой, но вы, наверное, приняли это за шутку. А это правда. Я узнал вас, при первой встрече. Естественно внешне вы совершенно на ту прежнюю не похожи. Но я, в отличие от других людей, кроме физического тела, вижу истинную сущность человека. Она со временем тоже изменяется, развиваясь, однако в структуре души есть некая неизменяемая часть…
   И Афросиаб рассказал ей о своей юности в древней Персии, о встрече с девушкой по имени Арезу, которой она тогда была, об их любви и счастье, о совместном путешествии в Индию и, наконец, о ее преждевременной гибели от рук каких-то бродяг, напавших на их караван. Елена Николаевна слушала как сказку, и ее глаза то светились искорками  счастья, и на губах появлялась улыбка, то тускнели и становились грустными.
– Скажите, Иосиф, когда вы женились на…Арезу, вы знали, что бессмертны?
– Нет, я узнал о своей миссии позже.
– Может быть, это и к лучшему, что она (у меня не поворачивается язык сказать «я») погибла молодой, красивой и любимой, – задумчиво проговорила Елена Николаевна. – Вы ведь больше никогда не женились, я права?
– Да, вы совершенно правы, – согласился Афросиаб.
– Это было бы ужасно для молодого человека продолжать жить с женой, которая старится на глазах. Любовь, какой бы она ни была горячей, давно прошла и молодой здоровый мужчина, у которого жена дряхлая старуха, ждет, не дождется, когда она, наконец, умрет. Это было бы тяжело и несправедливо по отношению к женщине, которая ни в чем не виновата. Из чувства зависти она могла бы вас просто возненавидеть.
Слушая свою гостью, Афросиаб время от времени кивал головой, подтверждая ее правоту.
– В моем положении есть плюсы и минусы, – сказал он. – Я не только не могу жениться и иметь детей, я не могу долго жить на одном месте. Как только знакомые начинают замечать, что я не старею, приходится уезжать в другое место. Приходится оставлять друзей, разрывать привязанности, а это нелегко. На новом месте приходится все начинать сначала. Вот поэтому мои девочки-студентки для меня наилучший вариант. Они закончат свои институты, университеты, уйдут в другую жизнь и забудут обо мне. А я возьму новых квартиранток, и буду обеспечен их обществом и ласками еще на пять лет. Многие из них хотели бы выйти за меня замуж и остаться здесь, где им так удобно, но я не могу себе этого позволить.
– И все же многие мечтали бы быть на вашем месте, – сказала Елена Николаевна.
– Естественно, я же говорил только о минусах, но в моем положении очень много плюсов. Я бы и сам не променял такую жизнь на обычную кратковременную, – со смехом согласился хозяин квартиры.
– Скажите, а как Иисус относился к женщинам?
–   Очень уважительно и доброжелательно. Он всегда говорил, что женщина-мать, женщина-возлюбленная достойны самого глубокого уважения и восхищения. Всегда укорял тех, кто неуважительно отзывался о женщинах. Тогда многие считали женщин низшими существами. Он называл такие суждения глупостью и утверждал, что женщина во всех отношениях стоит выше мужчины. Иешуа очень любил свою мать. Когда его повели на казнь, он попросил меня увести мать Марию к себе, чтобы она не ходила на место казни. Ей было очень тяжело, я чувствовал, как она страдает. Ко мне она идти отказалась. Поблагодарила и ушла с племянницей домой.
– А его отец?
– Иосиф к тому времени уже умер.
– А у Иисуса были женщины?
Я постоянно был рядом с ним только при возвращении из Индии. Тогда он был один. А после и он, и я почти все время странствовали и виделись не так часто. Несколько раз я видел его в обществе красивой молодой женщины по имени Мария, но какие у них были взаимоотношения, не знаю. После воскресения Иешуа несколько дней жил у меня, но как только окреп, перебрался в другое место, опять же чтобы не обижать женщину. Дело в том, что у меня была возлюбленная, которая ходила ко мне по ночам, чтобы не видели соседи. Ее звали Саломия. Вот из-за нее он и не остался, кода увидел ее фантом у меня в комнате.
– Что такое фантом? – спросила Елена Николаевна.
– Когда человек о ком-то мечтает, страстно к кому-то стремится, то часть его сознания перемещается туда, где находится предмет его мечты. Это и называется фантомом. Ясновидящие его видят.
– А как он выглядит, как человек?
– Чаще всего фантом имеет вид породившего его человека, но бывают фантомы других форм. Когда я сказал, что все равно я скоро уеду, и Саломия меня потеряет, Он подправил линию ее судьбы так, чтобы она встретила хорошего человека, вышла за него замуж и была счастлива. Помню, Иешуа пожалел тогда о том, что не может сделать счастливыми всех женщин на Земле. Все произошло так, как Он предсказал. Саломия через два месяца действительно вышла замуж. Вы удовлетворены моим ответом на вопрос, как Иисус относился к женщинам?
– Еще бы! Вы дали такой развернутый, подробный и очень убедительный ответ. Спасибо. Всего за три беседы с вами я узнала о жизни, устройстве мира, и об основателе христианства больше чем за всю жизнь. Не говоря уж о том, что нам вбивали в голову, что никакого Иисуса Христа вообще не было. Я читала несколько книг, в которых доказывалось, что Христос личность такая же легендарная как, например Геркулес или Одиссей. Нам ведь десятки лет с самого детства вдалбливали, что и Бога нет. Удивительно, что, несмотря на все это, в нашей стране так много верующих людей.
– Вы знаете, недавно я слышал такую шутку. Один человек говорит другому:
– «Ей Богу, Бога нет».
А второй отвечает:
– «Ну и, слава Богу»!
Елена Николаевна рассмеялась, стала благодарить своего удивительного соседа и прощаться. Теперь она знала причину своих необычных снов и, вообще, благодаря ему, знала много такого, о чем раньше даже не догадывалась.

Полный текст см. «Свидетель вечности»


Рецензии