Продолжение 2 темы SINX равно SINnX. Механизмы
Продолжение 2 темы sin X = sin nX
Из личного эгоизма, - больше, чем самому себе, - я желаю любых успехов своим коллегам В.В Шумскому, З.Н. Панкратову и Р.Н. Карасёву, работающим в Сибирском машиностроительной компании. Почему? Прежде всего, потому, что они реализовали великую идею, а я всего лишь «фантазирую» на эту тему.
Крах коммунизма, Советской империи и то отчаянно трудное положение Великой России, само существование которой, как государства, висело на волоске в 90-х годах, создали временные, исключительные обстоятельства для научно-технического прорыва России в новый мир. Тогда кое в чём ослаб тот реальный принцип запретов на развитие техники, о котором я излагал в своей публикации «Тупик» в Интернете.
Несколько лет назад я оказался на больничной койке. К моему соседу по палате пришли его многочисленные родственники. Среди них моё внимание привлёк один верзила, пожалуй, интеллигент, но с манерами водителя многотонного самосвала. Оказалось, танкист, генерал. Обменялся с ним несколькими фразами. Меня тогда удивило мнение «израильской военщины, известной всему свету» (А.Галич), что лет через двадцать Россия будет самой процветающей страной в мире. То, о чем тогда рассказывали люди, прибывавшие оттуда, и моё представление о не чужой мне стране, к таким выводам тогда не располагали.
В 90-х годах круговая порука запретов на реализацию технических идей была кое-где прорвана, в частности, всей стратегической мощью советской космической отрасли. В столь критических для России обстоятельствах, что сложились в те годы, военно-промышленный комплекс этой распадавшейся великой державы вынужден был наплевать на чьи бы то ни было глобальные запреты, прорываясь к своему спасению за счёт конверсии. На технологической и научной базе предприятий и учреждений, подчинённых Ракетно-космическому агентству, было создано, в частности, коммерческая Сибирская Машиностроительная Компания (год 1999). Её задачей стало производство чего-либо высокотехнологичного, наукоёмкого, такого, что удастся продавать (для начала скрытно, хотя бы внутри страны).
Когда-то секретные разработки новых типов волновых редукторов, в 20-м веке предназначенные лишь для военной и космической техники, с 2000 года начали - сначала тайно – поставлять в России пока лишь своему самому платёжеспособному покупателю, - российской же нефтегазовой промышленности.
Ракетно-космическая отрасль российской индустрии всеми накопленными за десятилетия стратегическими резервами своей производственной, технологической и научной мощи, как ледокол, теперь проламывает мирную дорогу мировому машиностроению наступившего века. Это дорога предназначена и для меня, представителя вселенной.
Случилось так, что я, уже ни в чем не специалист, оказался кое в чём далеко впереди всех специалистов в области редукторов. Мои весёленькие декларации по выдвинутой мной теме (SIN X = SIN nX, где n есть передаточное число механизма), вызвали любопытство некоторых должностных лиц. Однако, это не было воспринято достаточно всерьёз, а было названо всего лишь «РЕДУКТОРНОЙ ФАНТАСТИКОЙ», некоторые «элементы которой, оказывается, уже воплощены наукой!». До моих пояснений и картинок в ответ на письма из редакции журнала «Редукторы и приводы» (С-Петербург, тираж 10000 экз.) лучшими специалистами отрасли, похоже, не было даже разгадано устройство моего шарикового редуктора. Оно было показано мною в Интернете лишь в одном, осевом сечении, - для пущей загадочности.
Письма из редакции дали мне повод более основательно вникнуть в тему, которой занимаюсь уже очень много лет.
С заявлением, что авторство математической формулировки шарико-волновых редукторов типа: SIN nX = SIN X (в таком кратком виде), принадлежит, пожалуй, мне, я, может быть, и поторопился. Такие механизмы теперь уже известны, но пока ещё мало кому. Хотя по сей день я упомянутой формулы нигде не видел, - даже в присланном мне из редакции обзоре патентов по шариковолновым редукторам, - мне уже были известны «синусные» механизмы аналогичного принципа. Так, например, проф. Колчин в своей книге «Механика машин», т. 2 (называю по памяти) вкратце рассматривает эволюцию последовательности типов зубчатых передач. Он доходит до колёс с профилем зубьев, производным от синусоиды, но ещё не говорит об этом и слова «синусоида» не упоминает.
Дальше проф. Колчин углубляется в раздел потерь на трение. Это основная проблема волновых передач с зацеплением через промежуточные тела, - толкатели такого кулачкового механизма. Американцы пока не смогли решить эту проблему. Поэтому они вынуждены были в 90-х годах прекратить начатое производство таких редукторов, внешне очень привлекательных. За счет чего с этой проблемой справились специалисты СибМашКома, мне пока непонятно. Может быть, всё же не справились, почему я и получил поразительное письмо, но не из Сибири, а из Питера, от главного редактора ж. «РиП» кандидата технических наук руководителя (и, по-видимому, владельца) крупнейшего в России предприятия редукторной промышленности с филиалом в Киеве.
«Синусные» механизмы, не только шариковые, – это следующая эпоха зубчатых передач, после механизмов с эвольвентным профилем зубьев. Их сказочные возможности, названные «редукторной фантастикой» я частично упоминал в своей весёленькой статье SIN X = SIN nX под рубрикой «Угадай-ка! Угадай-ка! – интересная игра».
Шариковые механизмы такого типа изобрёл А.П. Зайцев. После его скоропостижной смерти этой темой уже много лет занимаюсь я. За моей спиной кое-какие фирмы надеялись на этом построить бизнес. Тема оказалась фактически запретной. Этот запрет взломан, в частности, Сибирской Машиностроительной Компанией, - дочерней фирмой Ракетно-космического агентства, по-видимому, столкнувшейся с той же проблемой, что и американцы.
Как это не смешно, сегодня ключики от решения этой проблемы пока ещё находятся у меня, человека малограмотного в редукторной науке и практике. С момента получения первого из дюжины писем от редакции ж. «РиП» я, творчески возбудившись, так продвинулся в этой теме и тематике, что теперь уже опасаюсь давать подсказки, опасаюсь каждого своего лишнего слова, каждого штриха в своих новых эскизах, и не доверяю даже компьютеру, даже отключённому от Интернета. Ничего не должно оставаться в его памяти. Ведь и просто декларацию о какой-либо особенности очередного технического решения мне когда-нибудь придётся подтвердить.
Недавно в Интернете я опубликовал заметку под названием «Быть экспертами самим себе». Стоило только попробовать на себе же то, о чём я там рассуждал, и я стал чуть ли не задыхаться от впечатлений. Специалистом по зубчатым передачам я всё же не стал, и вряд ли способен сегодня получить студенческий зачёт у преподавателя ТММ. По деталям машин я не теоретик и не практик, уже и не конструктор, не технолог, не патентовед. Почему же сегодня я так отчётливо вижу то, очень многое, чего не один профессор ещё не видит? Почему и сам я, лишь случайно на это наткнувшись, не видел всего этого ранее, столько лет занимаясь этой темой? Почему так много бесценных, судьбоносных для машиностроения инженерных находок, почему-то никому не видимых, открыто валяются под ногами? Почему о них не спотыкается столько поколений и профессионалов, и обывателей? Что за Волшебный Калейдоскоп Идей оказался в моих руках!
Успехов СибМашКому, хотя бы из личного эгоизма, я всей душой желаю больше, чем самому себе. Ракетно-космическое агентство России своей научной и технологической мощью как ледоколом прокладывают путь новому машиностроению, где найдётся место и моим находкам. Но авторство так рекламируемого редуктора сибирякам не принадлежит. Правомерность признания именно в российским патентным ведомстве кого-либо в качестве авторов механизма, который изобретен не ими, можно оспорить через суд. Следовательно, и зарубежные патенты россиян могут оказаться отменёнными. Разумеется, не мне этим заниматься. Но и без моей инициативы за моей спиной вдруг могут вырасти такие интересанты, возможности которых невозможно переоценить.
В данном случае опять повторяется такой же сюжет, как в книге Норберта Винера «Искуситель». На этот раз действительного автора давным-давно уже нет в живых. Такая же комбинация, пусть и непреднамеренно, но всё же прокручивается, причём не частным лицом, а могущественнейшим агентством бывшей великой державы. Концы упрятаны в патентном ведомстве этого государства. На этот раз об этой истории, казалось бы, никому не известно. В России.
Но за границей оказался главный свидетель. Бывший патентный поверенный покойного автора. Этот свидетель много лет сам является последователем основоположника великой темы и готов предоставить результаты своих разработок этой темы Сибирскому Машиностроительной Компании для реализации и патентования.
У Ракетно-космического агентства России для этого имеется достаточно специалистов, средств и целесообразности. Я готов предложить свои услуги всем, кто успеет раньше со мной договориться, с учетом того, что негласный запрет на реализацию этой темы нарушен не только могущественным Ракетно-космическим агентством России.
Возможно, что на Западе, например, в одной из фирм подшипниковой промышленности, регулярно рекламирующей в журнале «MACHINE DESIGN» заказанный мною подшипник для электронной промышленности, который применён и в персональных компьютерах, вдруг да кто-либо достанет из архива («проект № мистера Х», называющийся «ПОДШИПНИК-РЕДУКТОР»).
* * *
Свидетельство о публикации №209042200795
Иосиф Ольшаницкий 12.08.2016 09:29 Заявить о нарушении