Рыжие босоножки Нью-Йорши. записки кумы

Меня зовут Тамара. Мой Знак Зодиака – Близнецы. Естественно,  я работаю с информацией в самой известной киевской библиотеке. А где ж еще Близнецам работать? Я большая модница и никогда не жалела денег, чтобы выглядеть на все сто! Даже в самые трудные времена соцмаразма… Однажды, в 1975 году эпохи развитого социализма, прихожу я на работу и вижу, как моя коллега по работе Валентина щеголяет в новых, рыжих и обалденно красивых босоножках на высоченной танкетке. Первая реакция молодой красивой девушки в стране бесплатных советов, дефицитов, заборов и вечно зеленых помидоров – шок!
Вторая реакция:

- Где достала?

Хочу напомнить не искушенному читателю, что раньше товары не продавали, а «выбрасывали» в продажу, не покупали, а «доставали», ибо наша легкая промышленность работала по принципу «голыми ходить не будут – все равно купят!»; за импортными вещами были жуткие очереди; а чтобы что-то купить хорошее – надо было иметь «блат», или покупать втридорога, или быть в списках компартийных спецраспределитей. А при зарплате в 150 рублей не очень-то отдашь 300 кровных за босоножки, если покупать их на черном рынке или «толкучке», как мы его называли в те времена.
Однако, я была любимой дочерью у папы, который работал на мясокомбинате в хорошей должности и никогда не была им обижена, более того - он всячески баловал меня красивую, смешливую, компанейскую и доброжелательную украинскую девушку с прекрасной фигурой и большими серыми глазами… У меня в гороскопе, как сказал мой кум, восходит Венера в Тельце.
- Это и есть истинная украинская красота! - разулыбался кум, построив мою карту.

- Так где достала? – повторила я вопрос Валентине.
- В Орше!
- Где, где?
- В универмаге, в  Орше…
- Это где?
- В Белоруссии!
- А как туда ехать?
- На поезде. Вечером садишься - утром в Орше. Вечером на вокзале – утром в Киеве!
- А сколько билет?
- 12 рублей в один конец…

Я, не долго думая, звоню своему  мачо Владилену, и сообщаю, что еду в Белоруссию покупать новые босоножки.

- А что, в Киеве их нельзя купить?
- Таких – нельзя!
- А похожие?
- Я хочу только такие!

Влад только грустно вздохнул в трубку…

А что делать, если генсек ЦК КПСС Никита. Хрущев обещал каждому гражданину по самолету и коммунизм!
Ну, с коммунизмом -  все понятно… А вот зачем каждому по самолету? -  вы спросите.
А затем, что мясо будут давать в Киеве, а хлеб – на Камчатке!
А босоножки, понятное дело, в Белоруссии…

Потом занимаю денег у хозяйки квартиры Зины, работницы краснознаменной советской торговли, у которой снимала комнату, сообщив ей, что вернусь послезавтра и рвусь на вокзал, чтобы успеть на поезд.

- Ты куда, Тамара?
- В Оршу!
- Зачем?
- За босоножками!
- Какими?
- На такой высокой танкетке, рыжими!
- А-а-а-а…

Несусь на вокзал, покупаю билеты и, плюхнувшись на полку в купе, засыпаю сном праведницы. Просыпаюсь утром, а мы еще едем!

- А когда же Орша?
- Прибытие в 15 час…

Прокол… ну, да ладно. Главное сделано. Прибыв в Оршу, ловлю частника и мчусь в универмаг. Порысачив по всем этажам, выясняю, что босоножек нет! Но я же приехала и так просто, с пустыми руками, не уеду! Или босоножки или…босоножки! На меньшее - я не согласна! Выхожу, огорченная на улицу, а мой извозчик стоит, ждет меня.

- Ну,  купили?
- Нет…
- Да-а-а-а-а…А может я вас по городу повожу и где-нибудь найдем такие, а?
- Поехали! – Город небольшой, водитель уже мне рассказал, что он отставной офицер, недавно купил машину и решил подработать, что я его первая клиентка… Ничего не найдя в городе, начали ездить по сельмагам в окрестностях г. Орши - я ведь так не сдамся! Проездив безрезультатно остаток дня, купив какие-то босоножки только потому, что купить что-то надо было, чтобы не разреветься, приехав на вокзал, я  с ужасом узнаю, что поезд уходит ночью и будет в Киеве вечером, т.е. я прогуляю работу… Что делать? Выхожу в расстроенных чувствах на улицу и вижу – мой водитель ждет меня!

- Ну, что, взяли билет на Киев?
- Нет, поезд только ночью… А мне на работу надо успеть!
- Слушайте, а сколько стоит билет на Киев?
- 12 рублей…
- А давайте я вас за 15 рублей отвезу в Киев и вы будете утром на работе, а?!

Не думая, соглашаюсь, т.к. выбора нет. Деньги есть, времени нет, а время – деньги, и ехать надо, как говорил один еврей в Одессе в период массовой эмиграции:

- Ребята, я не знаю о чем вы говорите, но ехать надо!

Плюхнулась в новенькие жигули, еще пахнущие мануфактурой и - поехала… Дорога не близкая, разговоры всё короче, речи всё бессвязнее,  к ночи я начала засыпать и падать на плечо водителя.

- Тамара, может вы пересядете на заднее сидение, там вы и поспать сможете, а?

- А что, это идея!

Выхожу из машины в глухом лесу…По обеим сторонам тоненькой серой суровой нити шоссе шумит дремучий белорусский бор и только вверху видна синяя полоска звездного неба… И тут меня охватывает ужас:

- А что я тут делаю? Незнакомый водитель, глухой лес, деньги в кармане… А что если он …? -  И в голове начинают наворачиваться всякие ужасы… Вспомнилась свежая история, которую рассказал кум Юджин о своем товарище программисте, еврее-интеллигенте по кличке Киса.

Как-то гулял Киса на корпоративной гулянке в глухом тогда киевском районе Оболонь. Малопьющий и нетренированный Киса, вдруг ударил крепко печенью по буфету… Потом в пьяном базарном разговоре ни с того, ни с сего крепко на кого-то обиделся и решил уйти домой. Сослуживцы Кису не пускали, видя в каком он невменяемом состоянии, но Киса вырвался и убежал, прячась от них по каким-то незнакомым дворам  и…………………….. чую:

- ……….лечу в пропасть!

Ну, кто из нас, надравшись, не падал ночью в пропасть во сне,  да еще пропеллером, да из мертвой петли, а?!

- Бывало…- скажете вы.
- Да, но что-то сон какой-то болезненный… Ой, бл…! – я во сне растопырил руки, пытаясь зацепиться, падение замедлилось, я начал за что-то цепляться, скользить по осклизлому склону… Вдруг, падение прекратилось – я гепнулся всеми внутренними органами о землю… Открываю глаза – вокруг чернота, как в могиле. Поднимаю глаза кверху – вверху тёмно-синяя щель звездного неба…
Если  это сон – то какой-то кошмарный! Встаю на четвереньки – пахнет перегноем, сырой землей, плесенью… Я, что – на кладбище? Но… в роли кого…? Шатаясь, встаю на ноги… Медленно трезвея, пытаюсь выбраться наверх… После очередной попытки и нескольких падений, цепляясь за корни, весь извозюканный в черноземе, вылез наверх…

- Ну, с днем рождения, что ли! – съязвил я сам себе…

Вспомнилась байка:

Шел пьяный через кладбище и упал в подготовленную на утро могильщиками яму… Попытался вылезти из нее, а не тут-то было! Бился, бился с осыпающейся глиной откосов, да так и упал без сил на дно… лежит…
Вдруг через кладбище идет кто-то еще более пьяный, песни поет…

- Мужик! Помоги, вытащи меня! - заорал болезный снизу.

Пьяный заглянул в яму:

- Врезал дуба? Спи спокойно… Ты чего разрылся?


Мне повезло, я вылез из ямы сам…

Осмотрелся…

А тут - час от часу не легче - вокруг шумит густой черный лес… Окончательно протрезвев, начинаю щелкать зубами, ощутив ночной холод… Октябрь как-никак, япона мать! Новых  модных гэдээровских полуботинок нет, потерял… А где? Хрен их знает! Ну,  не лезть же за ними в яму! Да и не яма это, а глубокий яр… Да  и там ли они, мои любимые импортные полуботиночки, и выберусь ли назад?

Ой, вряд ли!

Не попасть бы в ментярню, а потом - телега дирекции о лучшем программисте института с увлекательными фото для разбора на комсомольском собрании и три часа позора с лишением всех премий и летнего отпуска …
Ужас…
Но настоящий ужас был еще впереди!
До боли в глазах, до мата при  костяном стуке и клацанье кастаньет зубов, всматриваюсь в черноту…
Чу! 
Вроде вдали - огонёк! Пошел на него, спотыкаясь о корни, цепляясь одеждой за кусты, которые на ночь вдруг обрастают острыми колючками – неожиданно ударился лбом об стену.
Стена в лесу? Великая китайская?
А-а-а-а, это ж наш, совковый, сосновый, сучковатый, родимый забор! Значит - не в Китае! Пошел вдоль забора, перебирая руками доски - руки нащупали калитку и глаза увидели свет надежды в грязном окошке сторожки…
Начал стучать в калитку…
А в ответ – гробовая  тишина! Только ветер шумит и деревья качают головой над пропащим пьянчугой…
Блин! Начал дырбанить ногами,  что есть сил…

- Ты чего урод, шумишь по ночам? – раздался грубый голос над головой из окна.
- Пустите переночевать! – предсмертно заскулил я волком, обложенного флажками…
- Еще чего. Щас ружье достану и заночуешь тут, на земле…
- Ну хорошо, где дорога?
- Иди вдоль забора влево и выйдешь на дорогу. И вали поскорее, пока я добрый…

Услышав характерный металлический щелчок, видать, то ли затвор винтаря передернул, то ли защелкнул ствол двустволки – разницы нет из чего меня завалят - пошел я на...лево вдоль забора. Через минут 30  вышел на дорогу…в густом лесу!
Блин!
А что это за парк, и как я сюда попал, откуда он в Киеве такой лесистый парк? Голосеевский парк, Пуща-Водица, Конча Заспа…? Похоже - последнее... Там заборов вокруг госдач дохрена...
Стал грязным, оборванным чучелом на дороге, пытаясь поймать редкую ночную машину… Но все меня объезжали стороной… Понятное дело! Нормальные люди призраков ночью избегают! Где-то через час, переминаясь на асфальте замершими босыми ногами в одних носках,  удалось остановить машину и столковаться с водителем о доставке остывшего великого октябрьского тела домой, к папе и маме, в ванну, теплую кроватку за повышенный гонорар, пока тело не мумифицировалось…

Едем, едем, едем…А парк - не кончается!

- Скажите пожалуйста, а где мы сейчас едем, в каком районе? – глотая перегар, чтобы не удушить водителя выхлопом, задаю невинный вопрос с подтекстом для себя же..
- Фастов!
- Что? Вы не путаете? - вырвалось у меня с перепугу. – Это ж несколько сот км от Киева!
- Да как перепутать,  у меня тут дача… - ответил водитель.

Я сразу заткнулся и только через несколько часов к седому, серому, осклизлому от дождя утру,  был на своем родимом Музейном переулке. Вынес я 40 рублей  водителю и на цып-цып-цыпочках, в носочках-ах-ах, от которых остался только верх на щиколотках - все остальное стёр нога об ногу и об асфальт на шоссе,  прошел в свою комнату… Потом, к сожалению, пришлось врать маме,  что полуботинки продал по очень выгодной цене спекулянтке соседке Нинке…
А как я туда попал, спросишь меня? НЕ ЗНАЮ! Полный провал в памяти… Может, сдуру, вместо метро сел на электричку на вокзале, а? Ну, не смог же я туда телепортироваться или добежать пьяным, убегая от сослуживцев… Это осталось для меня навсегда загадкой, как смысл жизни. А пить буду теперь только с тобой, Юджин! Я тебя слушаюсь в любом состоянии:  и трезвым и пьяным!

Всю эту жуткую историю я вспомнила за пару мгновений,  пока я шла от передней двери машину к задней, мне показалось, что прошла целая вечность и я поседею…
Ворвавшись на заднее сидение, я услышала сочувственное:

- Что, холодно, Тамара? Вы так резко заскочили в машину, как с мороза в баню…
- Да как-то зябко…
- Роса, видать, выпала…
- Видать! - поежилась я от смертного озноба и росы на спине, стекающей туда, где та раздваивается внизу...

Конечно, я уже не спала до самого Киева. Водитель подвез меня к самому парадному и даже отказался от моего любезного приглашения передохнуть с дороги и попить чайку. Отдала я ему 20 рублей, за доставку живой, невредимой и не беременной, вместо обещанных 15 р., чему он был страшно рад и мы расстались…

Захожу усталая с раннего утра в квартиру – Зинка дрыхнет без задних ног. Пройдя в свою комнату, останавливаюсь ошарашенная – на моей кровать лежат РЫЖИЕ БОСОНОЖКИ НА ВЫСОКОЙ ТАНКЕТКЕ! Именно такие, какие я искала в Орше, будь они неладны вместе с универмагом и городом!
Откуда?
Потом оказалось, что Зинка, будучи асом в торговле, мне их «достала» в Киеве по своим связям!
Когда она проснулась и  выяснилось откуда дровишки, я со слезами радости перецеловала ее и отдала деньги.

- Да, Тамара тебе звонил какой-то парень.
- А как его зовут?
- Шас, я записала на бумажке…- Зинка достает обрывок газеты и читает по слогам:  Антуандесентэкзюпери… Ну, и длинное имячко у твоего хахаля! Еле выговорила! Он что, еврей?
- А почему ты так решила?
- Да только евреи из названия любого предмета могут сделать фамилию!

Я, чтобы не огорчать Зинку, не говорю, что так для хохмы представляется мой парень, коль деловая Зинка не поняла его юмора… И совершенно не важно, читала Зинка или нет, Антуана де Сент-Экзюпери  - важна добрейшая душа подружки!

Попили чайку, я надела обновку и вскоре гордой победительницей продефилировала по всей библиотеке в рыжих босоножка на танкетке. Захожу в отдел, а тут уже ко мне подскакивает Валентина:

- Где достала?
- В Орше, в универмаге.
- Так там же их нет! А как ты успела на работу?
- На поезде, как ты говорила: села вечером и утром тут!
- Так нет такого поезда… - проговорилась Валентина.

- Да-а-а-а-а - подумала я, -  нет женской дружбы… Есть только черная зависть Валентины. Выходит,  специально врала она мне и про Оршу, и про поезд…

Ну, да ладно!

Есть еще прекрасные люди, вроде Зины, и есть красивые модные рыжие босоножки!

Мы, женщины, счастливы от пустяка!

Только этот пустяк порой дорого нам обходится... И на дороге не валяется...
.


Рецензии
очень порадовало, улыбнуло,навеяло..мне как-то не приходилась до такой степени модничать (и не жалею),но с удовольствием побывала в нашем общем прошлом..в по-своему наивном и хорошем!!
как там в столице дела?
у меня дочка туда уезжает..эх..

Дикая Роза   18.06.2009 10:33     Заявить о нарушении
Рад был навеять... Да, романтичны мы были и наивны, но всякому овощу свой срок...
Столица живет своей жизнью, параллельной власти... Все нормально, тока мэр ненормальный)))
Напишите на мыло по какому поводу едет дочка и что смогу подсказать. Если речь идет о Киеве)))

Юджин Папуша   18.06.2009 22:37   Заявить о нарушении
именно о Киеве))напишу)))

Дикая Роза   19.06.2009 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.