Город-призрак. Часть1

На экране какие-то руины: проржавевшие железные конструкции, деревянные бараки без крыш, окна без стекол с потрескавшимися стенами. Повсюду мусор. Рядом с наиболее «презентабельным» зданием несколько машин. Неизвестный оператор приближается к зданию. Осторожно подходит к двери, заглядывает внутрь, заходит. В коридоре гораздо чище, чем снаружи. Где-то слышны голоса. Камера двигается в их сторону. За дверью с табличкой: «Заведующий хозчастью» громко говорят:
-Проект закрывается. Немотивированная агрессия не поддаётся контролю. Эффективность «Прозипина» будет проверяться дальше, в других условиях.
-Но в него были вложены средства…
-Ваши средства. Вы ведь понимали, на что шли, когда затевали всё это.
Оператор аккуратно приоткрывает дверь. В кабинете, обитом деревянными панелями, уставленном тяжелой мебелью, за т-образным столом сидят люди. Во главе стола мужчина с узким лицом и маленькими глазами.
-Сворачивание, - говорит один из присутствующих, – обойдется еще дороже. Я не уверен, что проект действительно провалился. Недоработки, конечно, есть, но если бы проект продлили еще на несколько лет, нам бы удалось ликвидировать недочеты и выработать более конкретные методики.
-Это решение Центра. А ваши цели весьма дурно пахнут, вы что, правда, думали, что можете безнаказанно творить чёрте что, потом продавать свои разработки бандитам? На вашем месте я бы сто раз подумал, прежде чем говорить, - жёстко замечает мужчина с узким лицом.
-А как насчет объектов, которые содержатся здесь?
-Вы поступите с ними так же, как и с остальными.
-Эй, пацан, ты что здесь делаешь? – вдруг кричит кто-то. На экране появляется человек в камуфляже. Изображение запрыгало, слышен гул шагов людей, преследующих оператора. Тот выскакивает из здания и бежит в сторону деревьев.
Крик:
-Стой, стрелять буду! – затем выстрел. Но оператор, видимо, не из робкого десятка, сдаваться не намерен. Замелькали деревья. Появляется лицо запыхавшегося молодого человека лет двадцати с черными кудрявыми волосами.
-Вы только что видели, - еле произносит он, - как спецслужбы договаривались с преступниками, как им лучше всего крутить нами, простыми гражданами. Я Комаров Андрей, хочу, чтобы все знали об этом. Если меня…
-Он здесь! – изображение погасло...

Уже вторую неделю идёт дождь. Когда мне надоело наблюдать, как вода смазывает очертания домов, направился в большую комнату, где стоял телевизор – хоть какая-то разрядка для истрадавшейся души. Родители отправились на корпоративную вечеринку, работают в одном туристическом агентстве, и до утра их прибытия не ожидалось. А может и до вечера завтрашнего дня. Любят они у меня повеселиться. Сегодня суббота, а значит, еще полтора выходных дня, которые надо чем-то заполнить. А в такую погоду желание делать что-либо пропадает начисто. Никто из друзей не звонит, а самому навязываться не хочется. Так что, похоже, выходные пропадали даром. Можно заняться подготовкой к семинару, но в борьбе лени и воли, победила, как обычно лень. Уселся в кресло перед телевизором, нащупал на столике пульт и нажал на кнопку.
Так, местные новости, сводка происшествий. Как и неделю назад, главная новость, будоражащая город - появление маньяка, уже отправившего на тот свет человек семь. У трупов были сильно обезображены лица, а самих убитых ничего между собой не связывало. Естественно милиция просила население не паниковать, хотя чрезмерная активность неуловимого убийцы уже была довольно странной и пугающей. Припомнилась одна научная передача, в которой говорилось, что определенные погодные явления способны спровоцировать людей с повреждениями мозга на немотивированную агрессию. Может, этот бесконечный ливень заставлял какого-нибудь добропорядочного законопослушного жителя Южного совершать все эти страшные преступления, о которых он потом ничего не помнил. Впрочем, от такой погоды любой может озвереть. Пощелкал по каналам, но на всех показывали какую-то муру. Я бы сейчас и мультики посмотрел, но их, как назло, нет, выключил телевизор. Тишину нарушала только дробь капель по стеклу. Насколько помню, некоторых поэтов ливень настраивал на волну вдохновения, позволяя творить великие произведения. Сам тоже иногда «пописываю». Но эта мгла скорее подавляет, нежели вдохновляет. Закрыл глаза и откинулся на спинку кресла. Ливень убаюкивал.
Меня вырвал из черной трясины сна телефонный звонок. Огляделся, зевнул, потянулся и посмотрел на часы - проспал не более часа. Повторившаяся телефонная трель заставила вздрогнуть. Встал и подошел к столику с телефоном. В трубке раздался взволнованный голос Наташи Гринюк.
-Андрей. Мне нужна твоя помощь. Приезжай, пожалуйста!
- А что случилось?
- Сергею очень плохо.
- Заболел что ли? Может тогда лучше вызвать «скорую»?
- Э... ему плохо по-другому... Точнее... В общем, приезжай, сам увидишь. Пожалуйста!
Видимо, действительно случилось что-то серьезное. Сергей - старший брат Наташи, тихий и спокойный человек, и ничем серьезным никогда не болел. Быстро оделся и выскочил из дома. Выкатил из гаража мотоцикл и помчался на помощь друзьям. Немного стыдно осознавать, что происшествие с Сергеем позволило забыть о хандре.
Доехав до места и бросив мотоцикл во дворе, ворвался в подъезд девятиэтажки. Нетерпеливо потоптался в ожидании лифта, на восьмом этаже выбежал, как только открылись двери. И стал стучать в дверь. Её открыла заплаканная девушка.
-Заходи быстрее, – схватила за рукав и втащила в квартиру. Внутри царил хаос. На полу в прихожей разбитое зеркало, повсюду разбросана одежда и обувь, перевернутые или поломанные стулья и столы, обрывки обоев, но главное, огромный опрокинутый сервант в гостиной. Стена, у которой он раньше стоял, покрыта пылью и колыхающейся паутиной. Единственное, что уцелело – здоровенная люстра в форме лепестков лотоса, на которой укрывался большой серый котяра, испуганно взиравший на погром сверху.
Посмотрел на Наташу.
-У вас, что, обыск проводили, или по квартире пронесся ураган?
Она всплакнула и указала на комнату брата. Я осторожно подошел к двери, медленно отворил. Около перевернутой кровати сидит Сергей, уставившись в одну точку.
- И давно он так сидит? – шепотом спросил Наташу.
- Еще несколько минут назад он носился по квартире, как сумасшедший. Теперь вот сидит как статуя, - девушка снова сорвалась в плач.
Сергей никогда не производил впечатления безумца. Они приехали из другого города, квартиру сняли на деньги, которые им дли родители. Каждый подрабатывал, Сергей по вечерам барменом, Наташа санитаркой, плюс стипендия, вполне хватало и за квартиру платить, и на карманные расходы. Из их рассказов я понял, что вся их многочисленная семья довольно работящая. Ходили со мной в один институт, где мы и познакомились. Теперь им видимо придется возмещать материальный ущерб хозяину.
-Серега, – тихо сказал я, садясь рядом. – С тобой все в порядке?
Тот не ответил, даже, по-видимому, не заметил меня.
-Сергей? – я коснулся его плеча. Он вздрогнул, уставился на меня, я был готов к чему угодно, но он только кивнул и перевел взгляд обратно на стену. В третий раз позвал.
-Я не глухой, – процедил он.
-Что случилось?
-Андрей, ты когда-нибудь чувствовал себя куклой?
-В смысле?
-Все мы куклы, понимаешь? Всего лишь куклы.
-Что ты имеешь в виду?
-Нас дергают за веревочки, и мы делаем то, что они хотят.
-Кто?
Сергей неопределенно мотнул головой:
-Они, – затем закрыл лицо руками и зарыдал. Я вернулся к девушке.
-Думаю, действительно нужно вызвать «скорую».
-Но он же был абсолютно здоров! – Наташа посмотрела на брата.
-В том то и дело, что был. Кстати, он алкоголем или наркотиками не увлекался?
-Конечно, нет, ты же знаешь.
-Вы вместе живете, близкие люди, может быть, заметила что-нибудь необычное?
- Не знаю... – снова заплакала она.
-Хотя бы лекарства какие?
Подняла на меня глаза.
-У меня недавно депрессия жуткая была из-за этой погоды. Мне посоветовали одно средство, успокоительное.
-Хорошее?
-Да, мне очень помогло. Я и ему советовала, работа ведь нервная.
-Ну да, вижу я, как он спокоен. Может ему дать это успокоительное? Как оно называется?
-Про… «Прозипин». Но я сейчас боюсь к нему заходить.
Я вздохнул, прошел в гостиную. Ко мне присоединилась Наташа. Я снова предложил вызвать врачей, пока не случилось очередное обострение, и он не стал опасен. Наташа убеждала, что психологический срыв закончился и брату сейчас больше нужна поддержка друзей, нежели медицинское вмешательство. Переубедить ее было невозможно. Решили отложить проблему до утра и заняться устранением последствий сергеева буйства. Больше всего проблем доставил, разумеется, сервант, точнее его поднятие и приставление обратно к стене. Уборка заняла весь вечер и ночь. Сергей все это время крепко спал. К утру накопилось несколько мешков хлама. Когда первые робкие лучики солнца вырвались из-за туч, знаменуя наступление нового дня, и скрылись обратно, мы уже валились с ног. Я лёг спать в гостиной на диване, Наташа у себя в комнате. Разбудил кот, решивший, наконец, покинуть свое убежище. Зверюга приземлилась на меня, заставив вскрикнуть. Тут же прибежала сонная Наташа с возгласом: «Сергей!»
-Нет, это не Сергей. Это я.
-А... Ну хорошо, – успокоилась. – Он, наверное, еще спит. А чего ты орал?
-Эта подлая зверюга пыталась меня убить. Где этот кошак?
Наташа осмотрелась.
-Ты, наверное, напугал его своим диким криком. Да, кстати, спасибо, что помог вчера.
-Да я ничего особенного не сделал. У вас есть что-нибудь пожевать? Надеюсь, холодильник он не разнес?
Наташа улыбнулась, повела меня на кухню. После завтрака я хотел остаться, но она убедила, что справится сама, а если что, - позвонит.
Утро холодное и, по обыкновению, сырое. Я прошлепал по лужам к мотоциклу. Вчера в спешке забыл пристегнуть его цепью к столбу, и удивился, что ночью его не сперли. Сел, взглянул наверх, на окна их квартиры, надел шлем и завел двигатель. Домой не хотелось, решил поколесить по улицам. Сначала просто получал удовольствие. Глянув пару раз в зеркало заднего вида, заметил, что за мной следует какая-то черная машина. Несколько раз останавливался на перекрестках, чтобы проверить свои подозрения, и еще около часа петлял по городу, выехал на окраину. Когда вдоль дороги потянулись одноэтажные скособоченные домики с полуобвалившимися заборами, машина отстала. Весьма сомнительно, что это только приступ паранойи. Слишком долго эта тачка преследовала меня. Хотя, кому могло понадобиться за мной следить? Страха не нет, скорее азарт. На какое-то время почувствовал себя спецагентом, уходящим от погони.
Остановился у обочины. Снова начинался дождь. Огляделся по сторонам: вокруг никого. Начал подумывать, возвращаться обратно в город или прогуляться на природе - привести мысли в порядок? Ливень уже припустил вовсю. Безграничная тоска куда-то исчезла, и погода уже не раздражала. Более того, даже потянуло на лирику, правда, мрачноватую:
«Плачут небеса, заливая город,
Над людскими бедами скорбя.
Души горожан заполняет холод,
И не убежать им от себя.
Не спасут их крыши, стены, окна,
Ни плащи помочь не смогут, ни зонты.
Души насквозь от тоски промокнут,
Страх откроет двери пустоты».
Внезапно прямо передо мной возникла высокая темная фигура. Я вздрогнул, недавняя погоня еще не забылась. Темная фигура оказалась мужчиной в полиэтиленовой накидке с капюшоном. Этот тип сразу не понравился Андрею. Особенно пронзительный взгляд маленьких глаз.
-Не подскажите, где здесь улица Крюкова, дом номер 37? – спросил тип.
-Я не знаю. Я не местный.
-Понятно, – произнес незнакомец, еще раз внимательно посмотрел на него, прошел мимо и скрылся за завесой дождя. Все, хватит, домой пора, но возвращаться в город по-прежнему не хотелось. Экспрессивность творческой личности взяла верх, снова завел двигатель и устремился в туман. Однако далеко отъехать не удалось. Вернулось прежнее беспокойство, усиливавшееся с каждой секундой. Но сжал волю в кулак и продолжил движение. Проехал щит с названием города и увидел желтые мигалки на полосатом шлагбауме, преграждавшем дорогу. Из мглы вынырнуло несколько рабочих, объяснивших, что дорогу размыло, и теперь она закрыта на неопределенное время. Возникло ощущение, что против меня действует какой-то заговор. Ничего не оставалось, как развернуть мотоцикл. Обратная дорога съела последние остатки бензина, и до дома пришлось добираться пешком через два микрорайона. Закатил мотоцикл в гараж. Уже в квартире позвонил Наташе, сообщившей, что у них все в порядке. Остаток дня провел перед телевизором.
Утром чуть не проспал, забыл вчера завести будильник. Засуетился, сделал бутерброд, закинул тетради и ручки в папку; вспомнив о семинаре, быстро порыскал в шкафу в поисках учебника. Найдя нужный, засунул в папку, и помчался на остановку. Повезло, успел за пять минут до звонка. Сел за последнюю парту, и во время лекции усердно переносил в тетрадь нужную информацию из учебника, слушая учителя в пол-уха. На перемене нашел Наташу и поинтересовался о самочувствии брата. Сказала, что с ним все хорошо, а его субботний срыв был из-за расставания с девушкой. В этот момент к нам присоединился Сергей собственной персоной. Я не признал бы в нем того психа, которого видел почти два дня назад. Он улыбался и вел себя непринужденно. Мы договорились вместе сходить в ресторан на выходных. В этот день семинар сдал на «отлично».
Выйдя из института, заметил большой черный автомобиль с затемненными стеклами, очень похожий на тот, что преследовал меня вчера. Но, с другой стороны, что в городе только одна такая машина? А если кажется – креститься надо.
Следующий приступ паранойи произошел, когда проходил мимо скамейки, на которой два старичка усердно ругали правительство, приводя аргументы в пользу сохранения Советского Союза. За спиной вдруг раздался отчетливый шепот: «Объект СИ 17 проследовал по Мраморной улице в сторону Суворовского проспекта. Время – 3.15». Резко обернулся. Старички уже обсуждали друг с другом свои болячки, причем далеко не шепотом, и не обращали на меня никакого внимания. Надо будет как-нибудь показаться психотерапевту.
Дома уже ждали родители. Мать сказала, что звонил одногрупник Саша Курицын. Я хотел выпустить сборник своих стихов и попросил Курицына, компьютерного профи, помочь в верстке и оформлении сборника. Я для начала предполагал распространять его среди знакомых. Похоже, у Саши появились какие-то дополнительные идеи по этому поводу. Мобильного телефона у меня до сих пор не было, что моих знакомых раздражало до крайней степени. Возможно, я страдал запущенной степенью технофобии. Самого Курицына в этот день в институте не видел.
-Кстати, как прошла вечеринка?- поинтересовался я.
-Отлично! Мы здорово повеселились. Надеюсь, ты не скучал один?
-Да нет. Наташка Гринюк звонила, в гости звала. Мы тоже там отлично повеселились. Кстати, мам, у тебя случайно нет знакомого психотерапевта?
-А зачем тебе?
-Ну... Так, на всякий случай.
-Знаю одного специалиста, на работе многие его клиенты. А что, у тебя какие-то проблемы?
-У меня все нормально. Просто у брата Наташи был нервный срыв, вот я и хотел ему помочь.
-Ну ладно. Я дам тебе адрес его клиники, передашь потом другу. Пусть скажет, что от меня, скидку получит.
-Спасибо, – про себя подумал, что мне тоже не помешает зайти к этому доктору. Отец задал дежурный вопрос по поводу успеваемости, я дежурно ответил, что все в порядке, прошел в зал и включил телевизор. В новостях снова говорили про маньяка и про общую криминальную обстановку в городе. Оказалось, что по количеству преступлений Южный вышел на первое место в области. В основном это были разбои или драки. Причем большинство преступлений концентрировались в северо-западной части города. Вспомнил, что там вчера катался на мотоцикле. И точно, диктор сообщил, что сегодня, около 7-ми часов утра, в доме по улице Крюкова 37соседями были обнаружены трупы мужа и жены. Судя по почерку, это очередные жертвы серийного убийцы. Название дома показалось знакомым. Точно! Этот адрес спрашивал странный тип. Может он и есть тот самый убийца? Правда, не было никаких доказательств, это могло быть простым совпадением. С другой стороны, милиция просила сообщать любые сведения, которые могли помочь следствию. Немного поколебавшись, позвонил по номеру, указанному в новостях. Ответил следователь Высотин, предложивший приехать в УВД, чтобы во всем разобраться.
Следователь оказался коренастым типом с лошадиной физиономией. Почему-то показалось, что он настроен не очень дружелюбно. Хотя возможно, это из-за усталости, ведь в городе такое творилось.
-Значит, ты утверждаешь, что видел убийцу? – спросил следователь.
-Я ничего не утверждаю. Просто я видел этого человека в том районе, и он спрашивал этот адрес.
-Это могло быть совпадением.
- Возможно, но по телевизору говорилось, чтобы граждане сообщали все, что знают по этому делу. Вот я и сообщаю, все что знаю.
-Ничего важного ты и не сообщил.
-Ну что ж, как хотите. В конце концов, это ваша работа ловить преступников.
-Подожди, – вздохнул Высотин. – Просто в последнее время столько работы привалило. Люди как будто с ума сошли. Ладно, сообщи приметы этого типа, а дальше, как ты и сказал, наша работа...
Остаток дня я провел в мрачном расположении духа. Сегодняшняя суета буквально высосала жизненные силы, а хмурый город как будто пытался меня задушить. Под впечатлением от событий записал в свою тетрадь следующие строки:
«По городу бродило зло,
И крови жаждало оно.
Никто не мог остановить,
Чудовище найти, убить.
Ведь не знал тогда никто
Секрета главного его:
Чтобы монстра победить
Надо страх свой погасить".
На следующий день в институте ждала новость – Сергей вечером вышел из дома, и до сих пор о нем ничего не было известно. Наташа находилась на грани истерики. Я попытался ее успокоить, предположив, что Сергей находиться у кого-нибудь из друзей и просто забыл сообщить об этом. Но он не появился ни к вечеру, ни на следующий день. На него это было не похоже, и я с его сестрой направился в милицию. Почему-то направили к Высотину, как будто он был единственным следователем в городе.
Тот посмотрел на нас безо всякого выражения, выслушал и протянул бумагу.
-И что, никаких дополнительных вопросов? – спросил я.
-Зачем? В этом городе постоянно кто-нибудь пропадает. А чтобы заниматься всеми делами у нас людей не хватит.
-Но вы ведь все-таки будете его искать? – взволнованно спросила Наташа.
-Конечно, но, скорее всего он сам объявится.
-Кстати, вы установили, кто тот человек, чьи приметы я вам дал?
Высотин ответил, что они провели проверку и установили, что этот человек не имеет к делу никакого отношения. В подробности следователь вдаваться не стал. Когда мы выходили из Управления, приметил на стоянке темный автомобиль с затонированными стеклами. Вечером перезвонил Курицыну.
-Привет, чего так долго не звонил? – спросил Саша.
-Да так, дела были. Ты хотел поговорить о сборнике?
-В общем, да. Я хотел сказать, что нам, видимо, придется отложить работу на какое-то время, компьютер у меня завис.
-А чего так?
-Да похоже вирус подцепил.
-Понятно.
-Когда компьютер починю, сразу же с тобой свяжусь.
-Ну, давай, – я повесил трубку. Конечно, жаль, что пока работа над сборником откладывается, но сейчас были заботы и поважнее.
В течение нескольких дней находился в постоянном напряжении. Кроме необходимости успокаивать Наташу, переживаний за Сергея, проблем в институте, начало казаться, что за мной кто-то следит, люди шепчутся обо мне за спиной. Как-то вспомнил про врача, чей адрес дала мать, но тогда считал, что помощь специалиста важнее для Наташи и посоветовал ей обратиться к нему. Через день после этого, я ее не узнал. Ни малейшего следа печали на лице. Впрочем, на лице не было вообще никакого выражения, она была как будто в трансе, но совершенно спокойно и четко отвечала на все вопросы. Что-то в ее поведении не понравилось, но, по крайней мере, она больше не изводила себя переживаниями. Я решил все-таки тоже обратиться к этому врачу.
В день, на который записался на прием, на город опустился плотный туман. Казалось, что дом находится на дне молочного океана, и стоит открыть окно, как в квартиру хлынет поток, и заполнит ее до самого потолка. Стоило выйти из подъезда, как человек оказывался в совершенно ином, сумеречном потустороннем мире. А силуэты снующих в тумане прохожих производили впечатление призраков. Громада здания, где вел прием врач, была темной и зловещей. Я прождал в коридоре совсем недолго и оказался в просторном и светлом кабинете. Обстановка уютная и даже домашняя. За большим столом сидел полный, симпатичный дядька в очках. На столе табличка, гласившая: «Доктор Рыбин Петр Петрович».
Доктор спросил, на что жалуюсь, и я все рассказал. Из разговора доктор сделал вывод, что происходящее со мной связано больше не с серьезными психическими отклонениями, а с депрессией, вызванной погодными условиями. У творческих личностей такое случается довольно часто, сказал доктор. Они слишком близко к сердцу принимают все, что с ними происходит. Причина – чрезмерная восприимчивость. В итоге посоветовал проводить больше времени в спокойной обстановке, а еще лучше, чаще выезжать за город. Плюс к этим советам, Петр Петрович прописал успокоительное «Прозипин». Знакомое название.
Когда вышел из здания, на улице по-прежнему стоял туман. Несколько мину раздумывал, куда идти дальше: сразу домой, или еще забежать в аптеку за лекарством. Направился на остановку, сел в автобус. Настроение подавленное, хотя и знал теперь, что вовсе не псих. Я решил ехать домой, но когда автобус остановился на очередной остановке, вдруг возникло острое желание выйти. Очертания зданий во мгле что-то смутно напоминали. Вспомнил, что от этой остановки недалеко до УВД. Я не мог понять, почему решил выйти именно здесь. Нерешительно потоптавшись несколько минут, все же пошел в сторону Управления. По крайней мере узнаю, далеко ли они продвинулись в поиске Сергея. Двигался почти на ощупь. Оказался на стоянке и уже различал очертания крыльца, когда стеклянные двери распахнулись и из них вышли двое. Мне оставалось до них шагов десять, когда смог разглядеть их повнимательней. Увиденное сначала вогнало в ступор, затем заставило спрятаться за ближайшей машиной. На крыльце стояли Высотин и тот самый тип, которого я принял за серийного убийцу! На этот раз тот был одет в дорогой костюм. Сейчас незнакомец производил впечатление серьезного бизнесмена. Я попытался подобраться поближе, чтобы услышать, о чем они говорят.
-… 13, а может 15,– говорил Высотин. – Их становится все больше и их все труднее сдерживать. Хотя с другой стороны, вы и добивались такого результата.
-Цель была иная. Это ставит под сомнение целесообразность эксперимента, – парировал тип с маленькими глазками. – Я считаю, это провалом, - оба замолчали, когда мимо них прошел оперативник.
-Я не думаю, что нам следует сейчас это здесь обсуждать. Вообще, вы зря пришли. Мне стоило больших трудов замять вопрос с Комаровым.
-Случайность. Даже я не ожидал от него. Нельзя всего предусмотреть. Впрочем, сейчас это неважно. У нас проблемы поважнее. Пожалуй, я действительно пойду. Встретимся на базе.
Они пожали друг другу руки. Высотин зашел обратно, тип сел в черный «БМВ» и уехал. Я еще минут пятнадцать просидел на мокром асфальте, переваривая информацию. Либо у меня начались самые настоящие галлюцинации, либо в этом городе творилось что-то странное и нехорошее. Интересно, кто эти 13-15 человек, о которых они говорили? Что это за проект и база? И не причастны ли эти люди к исчезновению Сергея? Я тряхнул головой и встал. Слишком много вопросов и ни одного ответа. Побрел прочь от УВД. Проходя мимо аптеки, все-таки решил зайти туда и купить этот самый «Прозипин».
Внутри немноголюдно и тихо. Побродил между стеклянных стеллажей, тщательно вглядываясь в названия препаратов. Спустя полчаса решил обратиться к аптекарше.
-Простите, у вас есть успокоительное «Прозипин»?
Женщина едва взглянула на меня:
-Да, конечно. Его у нас часто сейчас спрашивают. Еще бы, такая погода.
Она достала из-под прилавка сине-белую маленькую коробочку. Оказалось, стоила она не дорого, а судя по надписи, средство давало стопроцентный результат. Это именно то, что было нужно. Когда выходил из аптеки, меня схватил за рукав старичок, находившийся внутри аптеки и все это время пристально за мной наблюдавший.
-Не пей эту дрянь! – прошептал старичок. – Она мозги сжижает. Они специально людей в овощи превращают, сволочи!
-Кто они? – спросил я и вдруг осознал, что уже когда-то задавал тот же самый вопрос Сергею. Внимательно посмотрел на старичка. Ничего особенного: сильно изрезанное морщинами лицо, выцветшие глаза, седые волосы, окаймлявшие лысину. Потертый пиджак, серые брюки. Старик огляделся вокруг.
-Они все видят и слышат. Они везде!
-Да кто они-то?! – повысил я голос. Этот старик заставил сильно нервничать. Он отпустил меня и сказал: «Не пей!» И очень быстро для своего возраста, убежал прочь.
Отлично, просто замечательно. Мало с меня маньяков, так еще этот чокнутый дед! А может не такой уж и чокнутый? Когда пришел домой, снова возникло ощущение, будто высосали все соки. Родители на работе. Разделся и упал на кровать. Гнетущую тишину нарушало только тикание больших часов в зале. Вся квартира погружена в сумрак, поскольку не стал включать свет. Внезапно раздалось еле слышное жужжание, и чей-то голос прошелестел: «Андре-е-ей». Я похолодел и замер. Жужжание повторилось. Медленно поднялся и прислушался. Больше не раздалось ни звука. Что же это было? Галлюцинация, наваждение, шум в соседней квартире? Старичок ещё этот. Если я не был психом, в чем как раз не уверен, то все это походило на какой-то социальный эксперимент. А если это эксперимент, то они должны постоянно следить за мной. Значит, здесь где-то должны быть камеры и микрофоны. Постоял несколько минут и начал действовать. Стащил с кровати матрас и ножницами вспорол его, вытряхнул все из тумбочки и шкафа, сорвал со стены полки с книгами, разломал музыкальный центр, уронил на пол телевизор, перевернул журнальный столик. Я производил столько шума, что удивительно, почему соседи до сих пор не вызвали милицию. Надел резиновые перчатки, взял отвертку и методично стал расковыривать все розетки в квартире. Ничего не найдя, в ярости воткнул отвертку в стену и отковырнул от нее кусок. Затем стал ходить по всем комнатам и срывать с них обои.
Когда, наконец, успокоился и осмотрелся, то ужаснулся. Окружавший хаос напоминал погром в квартире Сергея и Наташи. Так вот почему Сергей начал все крушить! Он тоже пытался найти скрытые жучки. Но ничего подобного не было. Значит, все-таки безумие?
Осмотрелся. Единственными уцелевшими вещами были люстры: одна в зале в форме лотоса, остальные в виде подсвечников в других комнатах. Внимательно посмотрел на люстру в зале. Не помнил, как давно она у нас. Может год, может два. Похожая люстра была в квартире Сергея и Наташи, только другого цвета. И вроде бы видел такие же плафоны в других местах. Это могло быть совпадением. Я принес из кухни табуретку, поставил под люстрой, встал на нее, аккуратно снял люстру. Ее осмотр ничего не дал. Открутил лампочку, стал разбирать патрон и крепление. Долго не мог вытащить его из черного диска, но, воспользовавшись отверткой, раскачал и, наконец, вырвал из бетона. Вниз посыпались куски штукатурки, меня окутало облако пыли, вызвав неистовые кашель и чихание. Когда пыль немного рассеялась, взглянул на дыру в потолке: на меня в упор глядел красный глазок миниатюрной видеокамеры. Рядом маленький микрофон, а сам диск прозрачный изнутри. Диск отступал от поверхности потолка на сантиметр, для обзора этого вполне достаточно. Я посмотрел в глазок камеры, выругался, и снес аппаратуру отверткой.
Странная апатия овладела мной. Еще раз огляделся вокруг, пошел на балкон, подышать воздухом. Теперь надо подумать, что делать дальше. Скоро к дому подъехали полицейские автомобили, из них выскочили люди и направились к моему подъезду. Ну да, конечно, полиция с НИМИ заодно. Несколько мгновений стоял в замешательстве, затем рванулся к входной двери, на последний этаж, выбил дверь на чердак, благо она держалась на честном слове. Выбрался через слуховое окно на крышу, нашёл открытый люк, пробрался в соседний подъезд. Сломав чердачную дверь с помощью оказавшегося под рукой куска арматуры, побежал вниз. Выбегая из подъезда, еле успел увернуться от полицейских, спешивших перерезать пути к отступлению. Один успел схватить меня за руку, но я, резко развернувшись, ткнул ему пальцем в глаз. Он отпустил, и я рванул в туман, не разбирая дороги, спотыкаясь, падая, поднимаясь и продолжая бежать…

Было сыро и холодно. Я посмотрел на часы – без 5-ти восемь. Вряд ли Высотин уже ушел из управления. Я уже часа три ждал за углом соседнего с Управлением здания, постоянно оглядываясь. После событий этого дня я действительно стал параноиком. Рядом лежал кусок металлической трубы, подобранный на заброшенной стройке, где я прятался. Наконец Высотин вышел из здания. Взглянув на лошадиную физиономию, я с силой сжал трубу и быстро направился к нему, когда он начал открывать дверь машины. Ударил его по голове, затолкал в машину и сел на водительское кресло. Благо отец учил водить не только байк.
Нападать на сотрудника милиции рядом с УВД было невероятно рискованно, но сейчас у меня выбор был невелик. Он должен знать, что происходит. Я отвез его в своё временное убежище, стараясь не привлекать к себе внимание сотрудников ГИБДД. На стройке я привязал следователя проводами к громадной железной решётке в подвале и подождал около получаса, пока он придет в себя.
-Где я? – простонал следователь.
-Неважно. Я хочу спросить у тебя кое-что. В твоих интересах говорить мне правду. А то денек у меня выдался паршивый. Так и хочется порвать кого-нибудь на куски.
-Ты?!! – искренне удивился Высотин, взглянув на меня.
-А что, думали, избавились? Или с ума свели? Ну уж нет. Так просто вы со мной не справитесь. Если ты не будешь отвечать на мои вопросы, я буду бить тебя вот этой трубой. Итак, что происходит в этом городе? Кто тот тип, с которым ты разговаривал на крыльце УВД? И что это за 13-15 человек, которых трудно контролировать?
Глаза Высотина стали круглыми и чуть не вылезли из орбит.
-О чем ты говоришь? Ты – псих! Немедленно отпусти меня, идиот! Ты хочешь проблем? Тебя же посадят!
Я вздохнул:
-На счет психа ты почти прав. Но, по-моему, ты не совсем меня понял, – и ударил Высотина по колену. Он взвыл от боли и яростно задергался, пытаясь вырваться.
-Я порву тебя на куски, шизик чертов! Я не знаю, чего ты от меня хочешь!
Я начинал злиться все сильнее.
-Похоже, ты действительно меня не понял. Что ж, у тебя есть еще одно колено, – и снова замахнулся трубой.
-Хва-а-а-тит! – завопил Высотин. – Хватит! Не бей меня! Я не знаю всех деталей. Я всего лишь делаю то, что мне велят.
-Кто этот человек? – с расстановкой произнес я.
-Мишутинов, из ФСБ. Пришел ко мне года два назад, заставил работать на них. На них много кто работает в этом городе. Это всё из-за "Прозипина", он подавляет волю. Но у него есть обратный эффект. У некоторых людей он провоцирует агрессию.
-Они, что, испытывали в Южном лекарство?
-Они?
-Ну да, фээсбешники.
Следователь сделал попытку рассмеяться. Но в горле у него забулькало, и он перестал.
-Это не они. Им стало об это известно, они заинтересовались препаратом.
-Так кто его испытывал, почему здесь? Зачем вообще такие сложности?
Он усмехнулся.
-Я не знаю всего, я делал, что мне прикажут.
-Что это за люди, о которых вы говорили?
-Те, чья агрессия стала неконтролируемой.
-Их преступления считали действиями маньяка?
-Да, некоторые испытуемые свихнулись и сами начали убивать, имитируя серийного убийцу.
-Испытуемые?
- Те, кому препарат назначали специально, когда они приходили на приём к психотерапевтам.
-Вы следили за ними?
-Они следили.
-И жучки, и камеры, и диктофоны, и разговоры за спиной, это тоже часть эксперимента?
Он уставился на меня.
-Жучки, камеры? Я не знаю ни о чём таком. Я лишь знаю, что за ними наблюдали.
-Ладно, это уже не важно. Где Сергей и что это за база, о которой говорил Мишутинов?
-Про Сергея не знаю, может на базе мозге ему промывают. А база – это заброшенный санаторий. Там у них контрольный пункт.
-Бывшая «Звезда»?
-Да, она самая. Но тебе это не поможет. Ты не выберешься из Южного. Они повсюду. Они найдут тебя.
-Я так не думаю. Они там все собираются? Когда?
-Меня в такие вопросы не посвящали.
-Ну, хорошо.
-Что ты со мной сделаешь?
-Посмотрим, как вести себя будешь.
Я оставил его внизу, принялся бродить из угла в угол по одной из комнат, вспоминая всех, к кому можно было обратиться за помощью. Из города надо выбираться, но как же родители? Их надо предупредить. У дома наверняка ждет засада, а телефон прослушивается. Убежать из Южного будет трудно, наверно все дороги под контролем. Черт, это действительно ловушка!
Немного успокоившись, попытался мыслить логически. Даже если и выберусь, то, что с того? Рассказать всем, что город Южный стал полигоном для секретного эксперимента? Наверняка примут за сумасшедшего. Прятаться вечно на этой стройке не могу. Рано или поздно меня найдут. К тому же вставал вопрос пропитания, правда, бомжи легко решали его. Но себя, копающимся в мусоре в поисках еды, как-то не представлял. Нет, забиться в нору и вечно всего бояться не хочу. Как же быть, если победить невозможно? Никто не поверит, если не будет прямых доказательств, которые невозможно опровергнуть. Тут в голову пришла сумасшедшая идея и имя, с которой воплощение этой идеи связано. Надо как-то связаться с ним. Мобильника у меня нет, да и вычислили бы сразу. Надо встретиться лично. Другого выхода нет.
На следующий день я встретился с Курицыным около его дома, долго дожидаясь его возвращения из института в подъезде дома напротив. Я не стал вдаваться в подробности, дабы Саня не принял меня за сумасшедшего. Просто сказал, что попал в неприятную историю, и надо разоблачить преступную шайку. Способ, это сделать, не удивил Курицына, хотя и несколько озадачил.
-Уверен, что нужны такие сложности?
-Да, если что со мной случится, это будет главным доказательством. Я надеюсь, это не сложно с технической точки зрения?
-Да, в общем нет.
-Хорошо, и привези завтра мой мотоцикл, желательно с полным баком, в место, которое я укажу, и еще какой-нибудь еды. Да, и сейчас принеси что-нибудь поесть, пожалуйста. Я возьму с собой.
-Ты, в курсе, что родители твои переживают, звонили мне, спрашивали, не знаю ли где ты. Не хочешь им весточку отправить? Успокоить?
-Как только улажу свои проблемы, обязательно с ними свяжусь, сейчас это опасно.
-Ну, дело твоё. Но лучше бы в милицию обратился.
-Нельзя. Эти... преступники везде своих людей держат.
-Ну как знаешь.
Пока я отсутствовал на стройке, Высотин оставался привязанным, с кляпом во рту. Вернувшись, подумал, стоит ли вообще кормить его. Но все-таки смилостивился, пригрозив следаку, что если попробует кричать, то без раздумий проломлю ему череп. Ночью сон был тревожным, то и дело вскакивал, прислушивался, проверял Высотина, снова ложился на постель из картонок.
Утро выдалось на удивление теплым и солнечным. На небе только белые редкие облачка. Видно Высшие силы решили сменить гнев на милость, и одарить людей хорошей погодой. Я отправился на пустырь, где договорился встретиться с Курицыным. Через час раздался рев двигателя. Саша. Обменялся с другом парой фраз, взял запрошенную амуницию, он проинструктировал, как с ней обращаться, перекусил бутербродами им привезенными, пожал руку и поехал. Сначала вернулся в своё убежище, еще раз допросить Высотина, но на этот раз сделать запись показаний, отправил Саше. Далее моей целью был бывший санаторий «Звезда». Несколько раз казалось, что меня преследовали, но удавалось оторваться. Наконец, выехал на окраину и свернул с главной дороги. Через какое-то время выключил двигатель, спрятал байк в кустах и дальше отправился пешком, Скоро передо мной руины санатория: проржавевшие железные конструкции, деревянные бараки без крыш, грязные здания с окнами без стекол с потрескавшимися стенами. Повсюду мусор. Только административное здание выглядело презентабельнее остальных. Рядом несколько машин, среди которых знакомый «БМВ». Прикрытие было отличное, люди сюда не совались, разве что какие подростки или бомжи, да и весь город как на ладони. Только вот машины бы спрятали.
Осторожно подкрался к зданию. Охраны нет, по крайней мере, снаружи. Осторожно подошел к двери, заглянул внутрь, зашел. В коридоре пахнет краской и гораздо чище, чем снаружи. Где-то слышны голоса. Я двинулся в их сторону, стараясь не шуметь. За дверью со старой табличкой: «Заведующий хозчастью», услышал разговор:
-Проект закрывается. Немотивированная агрессия не поддаётся контролю. Эффективность «Прозипина» будет проверяться дальше, в других условиях.
-Но в него были вложены средства…
-Ваши средства. Вы ведь понимали, на что шли, когда затевали всё это.
Аккуратно приоткрываю дверь. В кабинете, обитом деревянными панелями, уставленном тяжелой мебелью, за т-образным столом сидят люди. Во главе стола мужчина с узким лицом и маленькими глазами.
-Сворачивание, - говорит один из присутствующих, – обойдется еще дороже. Я не уверен, что проект действительно провалился. Недоработки, конечно, есть, но если бы проект продлили еще на несколько лет, нам бы удалось ликвидировать недочеты и выработать более конкретные методики.
-Это решение Центра. А ваши цели весьма дурно пахнут, вы что, правда, думали, что можете безнаказанно творить чёрте что, потом продавать свои разработки бандитам? На вашем месте я бы сто раз подумал, прежде чем говорить, - жёстко замечает мужчина с узким лицом.
-А как насчет объектов, которые содержатся здесь?
-Вы поступите с ними так же, как и с остальными...

 
-Он здесь! – изображение погасло.
-Этот ролик уже неделю в интернете крутится, - прокомментировал Павел Енотов, тощий блондин, консультант службы безопасности банка «Надёжный» по киберугрозам. В прошлом неплохой хакер, так что консультации его дорого стоили, причём в прямом смысле.
-Видел я его уже, - ответил Максим Семёнов, вольно раскинувшийся на стуле. Правда, его расслабленность была кажущейся. Больше всего он напоминал какого-нибудь хищника из семейства кошачьих, готового немедленно начать преследовать жертву. Работал он в газете «Полной обзор», и был хорошо известен в столице, как непримиримый борец с коррупцией и злоупотреблениями. За что одна половина города считала его бесстрашным героем, а другая настырной сволочью. - Это же проморолик нового триллера. Кстати, заезженная тема. После Бекмамбетова с его «Особо опасен» все этим только и занимаются. Ты зачем меня позвал?
-Ну как же, ты же постоянно в поиске сенсаций, дай, думаю, подкину идейку, по-дружески.
-По-дружески?
-Ну, ладно, может мне потом информация какая понадобится. Ты же в этом спец. Не всё же мне тебя консультировать.
-Вот время, никто не хочет помочь ближнему бескорыстно. Куда катится мир! – Семенов притворился крайне опечаленным несовершенством мироздания. – Ладно, что с этим роликом не так?
-Через несколько дней после его появления, компания «Синема Продьюс» объявила о скором выходе на экраны нового триллера «Город призрак» про твои любимые правительственные заговоры.
-Я в курсе.
-Так вот, я вспомнил своё тёмное прошлое, и подключил некоторые связи. Уж очень мне это показалось подозрительным. Уж я-то отличу постановку от реального репортажа. Некоторая несостыковка вышла. Эта самая компания ни о каком триллере в ближайшее время и не помышляла. Да и вообще дела шли у неё не очень хорошо. А тут вдруг и деньги появились и съёмки начались.
-То есть, на самом деле снимать они начали только после появления ролика?
-Так сказать приурочили.
-Деньги у них откуда взялись?
-Я банковские переводы посмотрел. Они были сделаны через некий «Банк Национальный», куда в свою очередь были перечислены из «Российского банка», а туда они поступили из европейской афшорной зоны.
-На фига так следы заметать? Зачем спонсору скрываться?
-Думаю, у них времени было мало, сымпровизировали. Компании денег подкинули, а насчёт официального спонсора не придумали.
-Кстати, ты вот не боишься, что с твоими выкрутасами тебя снова упекут?
-Нет, не боюсь. Думаю, мои боссы отмажут, я им нужен.
-Не был бы я так уверен на твоём месте. Ну да ладно. И так, к нашим баранам. Значит, это всё инсценировка?
-Кроме ролика, он настоящий.
-Судя по записи, речь идёт о некоем тайном проекте.
-Да, в начале ролика, как ты видел, есть комментарии, что это происходит в городе Южный, заправляет всем некий полковник Мишутинов из ФСБ.
-Нашёл про него что-нибудь?
-Нигде нет такого.
-Ну, думаю, в архив спецслужб ты вряд ли мог залезть.
Павел самодовольно улыбнулся.
-Обижаешь, я могу всё. Ну, или почти всё. Но правда, нигде такого нет, а вот Комаров Андрей есть. Вполне реальный парень, живущий в этом самом Южном, учится в институте на менеджера.
-Хм, любопытно. С актёрством никак не связан?
-Судя по всему нет.
-Если эта самая «Синема» заплатила ему за участие в представлении, то ты наверняка нашёл бы следы?
-Ну, в общем, да, нашёл.
-Значит заплатили?
-Но перевод на его имя пришёл после появления ролика.
-Возможно, это основная сумма, мог быть аванс.
Павел покачал головой.
-Макс, ты же специалист по лжи, даже я почувствовал, что здесь что-то не ладно. Почему именно этот провинциальный городок? Почему этот парень?
-Потому что рассказывать о заговорах в столице слишком банально. Другое дело маленькие городки, где что угодно может твориться, и кто об этом узнает? К тому же, таинственные события в обычном городе были бы «ближе» основному населению страны, далёкому от столичной жизни. Это может быть просто ловкий трюк. А по поводу секретности… так все фильмы сейчас так снимают. Как будто и впрямь гостайну раскрыть хотят. Пиар.
-Ролик настоящий. Это не постановка, - отчеканил Павел, обидевшийся на друга за недоверие.
-Ладно, успокойся. Но чтобы просить у шефа командировку, я должен предоставить основание для этого.
-Ну, я думаю, ты справишься, с твоим-то умищем.
-Спасибо друг! – пафосно воскликнул Семёнов. – Прости, что сомневался в тебе, ведь ты во мне не сомневаешься! – И уткнулся носом в плечо Павла, изображая рыдания.
-Хорошо, хорошо прощаю.
-Спасибо, - Макс ещё раз шмыгнул носом, потом посерьёзнел. – Всё-таки сумел ты меня заинтриговать. Ну что ж, пойду, постараюсь шефа уломать. Что мне стоит, с моим-то умищем. Кстати, может и про этот самый «Прозипин» чего-нибудь нашёл?
-Пока проверяю фармацевтические компании.
-Думаю, пустое дело. Выдуманное название, часть сценария фильма. Но если что, обязательно мне сообщи, ладно?
-Без проблем.


Рецензии