Ошибки понимания парадоксов - непонимание времени

                глава из работы «Логические парадоксы. Пути решения»   

                О Ш И Б К И   П О Н И М А Н И Я


                НЕПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ   

   Точность определений и чёткость их употребления в логических построениях необходима, как воздух. Иначе невозможно прийти к истинному заключению. Понимание многих определений, ситуаций, рассуждений зависит от рассмотрения их во временном контексте, то есть с точки зрения определённого периода времени. Но и сам временной отрезок необходимо чётко и точно определять, в том числе. Игнорируя понятие «время», можно зайти в рассуждениях очень далеко.
   Использование в логических построениях нечёткого определения времени, размытого временного периода не позволяет прийти к однозначному выводу о логическом значении какого-либо высказывания. Потому что не даёт возможности отграничить известные факты от ещё неизвестных, как и высказывания с известным, проверенным логическим значением от неизвестных по логическому значению. Фактически, отсутствие чётких временных рамок смывает границу между знанием и незнанием. Именно поэтому становится невозможно дать однозначный ответ не только о качественном либо количественном составе (мощности) какого-либо  множества или единичного факта, но и, следовательно, о логическом значении высказывания о нём.

   При изучении строгой (сильной) дизъюнкции в формальной логике мне не давал покоя вариант с одинаковыми по логическому значению частями её. В учебниках такой вариант высказывания является в целом ложным, так как обе части строгой дизъюнкции не могут быть одинаково ложными или истинными. Именно поэтому она  и называется строгой, ведь каждая её часть является строгой альтернативой другой части. Например: «Вода в ёмкости может быть в жидком состоянии, в твёрдом или газообразном». Только одна часть этого высказывания может быть истинной. Как и другого: «Ручка или пишет, или нет». Возможные варианты строгой дизъюнкции на схеме выглядят так (12, Таблица истинности логических связок № 2):

   А и Б – части высказывания            А   Б   (А или Б)
строгой дизъюнкции                и   и         л
                и   л         и
           А        Б                л   и         и
«Ручка пишет или не пишет»             л   л         л

   Но меня не устраивал ответ, что вариант строгой дизъюнкции с одинаковыми частями по логическому значению является в целом ложным на основании того, что предположение о возможности существования такого суждения ложно, хотя и допускается теоретически. Потому что логическое значение устанавливается в сравнении с фактом (глава «О принципах решения парадоксов», пункт 2-Г, http://proza.ru/2009/04/27/370). И только отсутствие реального факта, который описывает высказывание с возможными альтернативными состояниями, одинаково ложными или истинными, будет означать ложность всего высказывания в целом.

   Рассмотрим простой пример: «Солнце всходит или заходит». Естественно, относительно одного наблюдателя и в одно время (здесь и сейчас) Солнце всходить и заходить не может. Поэтому не могут быть одновременно ложными или истинными части данного высказывания. И поэтому предположение об этом является ложным, исходя из схемы. Это должно быть вроде бы просто и понятно. Но если рассмотреть это высказывание на основе моего подхода, то не всё становится таким очевидным.   
   Понимание этого высказывания состоит в точных определениях исходных условий, а также в точном определении временного промежутка действия событий из высказывания. Возьмём любое реальное время или любые две географические точки на разных полушариях Земли, что практически, для рассуждения одно и тоже. И тогда становится ясно, что части высказывания «Солнце всходит или заходит» будут обе истинными одновременно! Потому что можно наблюдать благодаря современным средствам связи одновременно и закат, и рассвет. Но это даже и не нужно, так как достаточно знания того факта, что Земля вращается, и, следовательно, в разных её точках разное время. Другими словами, Солнце одновременно восходит в одном и заходит в другом месте. Добавив в это рассуждение понимание того, что есть ещё день и ночь, а не только рассвет и закат, можно сказать, что для этих географических точек части высказывания становятся уже  ложными одновременно.

   А   Б     (А или Б)               А   Б     (А или Б)
строгой дизъюнкции              и   и         -?
                и   л         и
                л   и         и
                л   л         -?

   Все эти рассуждения опираются не на предположения, а на реальное положение вещей. И, исходя из этих рассуждений, можно сказать, что нарушается сама основа строгой дизъюнкции – устойчивые отношения исключения-отрицания одной частью другой части. То есть такого типа высказывания – с одинаковыми по логическому значению частями – существовать не может. Либо нужно внести ограничения, например, по временным рамкам или по точке привязки суждения. Ведь, исходя из информации, заключённой в высказывании, невозможно сказать для одной или нескольких географических точек это высказывание, или для одного ли времени, что одно и тоже, фактически.

   Мне можно возразить, что моё рассуждение нарушает, всё-таки, упомянутый выше принцип: суждение рассматривается для «здесь и сейчас», а данное рассуждение использует разные определения «здесь» (2 географические точки) или «сейчас» (разное время). Но ведь рассматривается движение самого Солнца по отношению к Земле, а не к какой-либо точке Земли или моменту времени, именно в такой формулировке. Иначе можно было бы уточнить: «Солнце восходит или заходит в Москве», например. А во-вторых, само движение светила, как перманентный процесс, есть не что иное, как восхождение и захождение относительно линии горизонта. Но где она проходит? Её просто нет! Потому что она также перманентно передвигается вместе с солнечным движением. Значит, восход равносилен закату, фактически. То есть понятие «здесь», как и «сейчас» неопределённы.

   Или возьмём другой пример: «Лампа или горит, или не горит». Кажется, что здесь-то не может быть ситуации, похожей на предыдущую, с Солнцем. Однако стоит представить самый обычный стробоскоп или просто моргающую лампу дневного света, сразу же становится очевидным, что оба альтернативные состояния лампы (горит или не горит) присутствуют по факту. А значит, опять обе части нашего высказывания оказались истинными. Таких примеров можно найти много, скажем, тот же пример с шариковой ручкой подходит: когда кончается паста, то ручка пишет не каждое слово или знак, что соответствует факту «и пишет, и не пишет».

   Всё дело в понимании времени. Для абсолютного большинства всех высказываний достаточно бытового понимания «времени». В парадоксах необходимо очень точное его понимание, как и других определений, например, «пространства». Лампа горит или не горит при моргании в каждый отдельный промежуток времени, даже если он бесконечно мал. И только для этого периода данный тип суждения строгой дизъюнкции будет не нарушен. И только в этот период истина не совпадает с ложью. Иначе, как видно из примеров, тип высказывания строгой дизъюнкции с одинаковыми по логическому значению частями существовать не может, потому что он превращается в тип высказывания конъюнкции: «Солнце восходит И заходит», «Ручка пишет И не пишет».

   Другими словами, данный тип высказываний выделен на основании принципа исключённого третьего Аристотеля, означающего, что здесь и сейчас, то есть в одном месте и в одно время, высказывание не может быть истинным и ложным, как  альтернативы друг другу. Но из вышеописанного следует, что просто необходимо чёткое и точное понимание именно этих понятий – «здесь» и «сейчас» – как и многих других. И если в обычной повседневной жизни не замечается необходимость в точных определениях и, следовательно, точном понимании выражений, то парадоксы прямо указывают на эту необходимость. Иначе следует признать, что высказывания могут быть не только ложными или истинными, или ни ложными и ни истинными, но и истинными и ложными одновременно в определённых временных и пространственных границах. Всё зависит лишь от обстоятельств, то есть фактов.

   А действительно ли высказывания не могут быть  одновременно истинными и ложными? Тот же пример с Солнцем: «Солнце восходит (заходит)». Исходя из того, что Земля вращается постоянно, можно сказать, что Солнце восходит (заходит) постоянно во времени, но только для разных точек поверхности Земли. Но ведь это процесс, процесс движения светила. Поэтому сейчас оно восходит здесь, а через минуту здесь уже не восходит? Это не так. Значит постоянный процесс движения Солнца – это одновременное перманентное восхождение и захождение, восход и закат, если взять за точку опоры само движение Солнца по небосводу. А это значит, что данное высказывание «Солнце восходит (заходит)» одновременно является истинным и ложным. Такой же результат можно получить, взяв массу других примеров динамического или статического характера. Скажем, высказывание: «На улице (Гагарина) идёт дождь», – тоже является истинным и ложным одновременно, если дождь идёт только в одной части улицы, что часто бывает. Если же рассудить, что только на всей длине улицы должен идти дождь для истинности высказывания, то выходит, что при прохождении дождя только на части улицы обе альтернативы: «На улице идёт дождь» и «На улице не идёт дождь», – оказываются ложными одновременно. То же самое выходит со статическими примерами: «Пол в комнате сухой», «Стакан полный или пустой» и т.д. В этих примерах либо неправильно определяются альтернативы: «Стакан пустой или непустой» – верные альтернативы, – либо нужно более точное определение для пространственной точки привязки: «В одном конце улицы идёт дождь». То есть точное понимание вроде бы простого и обыденного выражения «на улице идёт дождь» состоит в мысленном уточнении «хотя бы на части улицы идёт дождь». Без этого понимания невозможно выйти из кольца рассуждений об истинности и ложности данного выражения.

   В парадоксах очень важно использование временного контекста. Без него невозможно правильно понять ситуацию и ответить на вопрос парадокса. С понятием временного промежутка связано понятие «всё», которое присутствует во многих парадоксальных выражениях. Например, «Я ничего не знаю», «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ),  «Ничего не знаю и не знаю даже того, что ничего не знаю» (Метродор), «Книга обо всём и о многом другом» (Ф. Кеведо), «Всякое мнение истинно» (Протагор), «Всякое мнение ложно» (Ксениад) и другие (3, с.200). «Ничего» – это альтернатива понятию «всё». Поэтому, подходя формально, фразы Сократа и ей подобные являются ложными – ведь ничего не знает только новорождённый. Значит, в них говорится не обо всём, что может знать человек, а только о каких-то конкретных знаниях о мире и о жизни. Или даже не о знаниях, а о понимании известных знаний и фактов. В приведённой интерпретации слова Сократа звучат естественно: «Я понимаю только то, что не понимаю ничего (до конца – можно добавить) из того, что знаю», – и отражают его понимание изменчивости знания и, значит, понятия «всё», появление со временем новых объяснений старых фактов. А Метродор напротив утверждает мнение, что не дошёл до такого уровня рефлексии – осознания отсутствия правильного понимания имеющихся знаний. В названии книги Кеведо приводится разграничение известного («всё») и неизвестного («многое другое»), опирающееся на временной параметр, хотя явно это не видно. Ведь знание, а значит, и объём понятия «всё», зависит от употребления времени: известное относится ко времени до момента выделения множества «всё», а неизвестное – ко всему следующему за ним (глава «О принципах решения парадоксов», пункт 2-А и 2-Б, http://www.proza.ru/2009/04/27/370). Интересно заявление Протагора о том, что любое приходящее в голову мнение истинно (3, с. 201). Здесь уже надо понимать слово «всякое» не как «всё», потому что «всякое» есть «любое», а как «все и остальные», то есть известные и ещё неизвестные. А такое понимание делает утверждение Протагора ложным. Потому что неизвестное ещё не имеет логического значения, так как его ещё к тому же и нет, и о чём оно будет сообщать неизвестно. А он говорит, знает, что все будущие мнения являются истинными. Это неверно, потому что неизвестно. Данное рассуждение относится и к словам Ксениада. Но если рассмотреть вариант с пониманием «всякое» как «все», то мнение Ксениада обобщает известные на момент его появления мнения (временной промежуток – прошлое до возникновения обобщения), а значит, если все мнения ложны, то оно одно уже является истинным или не все мнения ложны, значит, оно ложно. То есть оно ни истинно, ни ложно до проверки. А слова Протагора также  являются ни истинными, ни ложными, потому что для их проверки надо знать все мнения на момент обобщения, что невозможно. Если все они истинны, то будут истинны и слова Протагора, но только на этот самый момент времени – до появления его слов.

   Парадокс о каталоге (статье словаря) возникает из-за нечёткого определения временного промежутка в образовании понятия «ВСЕ каталоги без ссылок на себя». Неверное понимание временного промежутка присутствует в парадоксах «О критянах», «Лжец». В этих парадоксах необходимо чётко определить границы множества «всё» (каталоги или статьи, критяне, слова). И только тогда можно однозначно ответить на поставленный вопрос.

   Точное уяснение понятия «всё» – это не что иное, как понимание иерархии уровней множеств только в более простом виде. Ведь все говорят на простом, обычном языке, но при этом никому и в голову не приходит задуматься, является ли произносимая фраза принадлежащей к предметному языку или она уже относится к другому уровню – метаязыку. Поэтому и нелегко разорвать петлю парадоксальных рассуждений при обычных стереотипных способах мышления и рассуждения. Любое обобщение появляется несколько позже во времени, чем совокупность элементов им охватываемая. Поэтому, даже ничего не зная о теории множеств, иерархии уровней множеств, можно с уверенностью утверждать, что позже появившийся факт не относится к ранее очерченному множеству, не является его элементом по временному параметру образования множества «все элементы, которые …», даже если по всем другим признакам он подходит под описание элемента такого множества. То есть точное понимание используемого «обычного языка», фактически, устраняет необходимость в создании искусственных языков, в различении, делении языка на «предметный» и «метаязык».


Рецензии
Отвечаю здесь, потому что по техническим причинам иначе не получается.

Ваши идеи о времени родственны Набоковским. И это чрезвычайно
интересно. Поскольку здесь подошли к глубинной интуиции времени, не всякий до этого доходит.
Согласен с Вами по поводу некорректности использования обобщающих понятий, претендующих на полный охват бесконечного множества явлений, ввиду нашей ограниченности заданной временными рамками.
Я приведу несколько тезисов В.Набокова, поскольку его взгляды на время сквозь призму Вашего, могут послужить причиной интересной "встречи".

"Определенные картинки сознания настолько фальсифицированы концепцией "времени", что мы и впрямь уверовали в действительное существование вечно подвижного, сверкающего разрыва (точки перцепции) между нашей ретроспективной вечностью, которой мы не в силах припомнить, и вечностью перспективной, которую мы не в силах познать. На деле, мы не способны измерить время, поскольку нет в Париже ящика с золотой секундой внутри"
В. Набоков.

Бесконечное время до рождения, и бесконечное время после смерти, это ведь действительно зеркальные отражения, которые соединяются в одно. "Круглая крепость земного времени в котором мы заперты.

"С той степенью достоверности, которая вообще достижима на практике, можно сказать, что поиск совершенного знания - это попытка точки в пространстве и времени отождествить себя с каждой из прочих точек; смерть же - это либо мгновенное обретение совершенного знания (схожее, скажем, с мгновенным распадом плюща и камня, образовывавших круглый донжон, прежний узник которого поневоле довольствовался лишь двумя крохотными отверстиями, оптически сливавшимися в одно; тогда как теперь, с исчезновением всяческих стен, он может обозревать весь округлый пейзаж), либо абсолютное ничто"
В.Набоков. (ПЗН)
Я тоже за логическую непротиворечивость и ясность, но ограниченность моего времменнОго существования вынуждает меня обратиться к интуиции. Ведь поскольку целое мне не дано, и вероятно никогда не будет мне дано, то неполноту приходиться восполнять интуицией, - в слепоте ограниченного времени нащупывая контуры вневременного в том или ином явлении, или их контрапунктической взаимосвязи, пытаясь разгадать значение, соотнося сумму найденных подобным образом "улик" с друг другом, дабы увидеть, быть может, хотя бы начало орнамента, дальнейшие развитие которого мне подскажет его начальный ритм. Большим я не могу располагать.
Я называю подобную методу, увечной индукцией, поскольку значение сличаемых явлений, вполне не известно, так же как и не полно значение того общего к которому они могут быть сведены. В плане логики она увечна, в плане ограниченной человеческой экзистенции единственно возможна.Но здесь слово берет эстетика, а логика в свой черед вежливо умолкает.
Относительно перспективы бессмертия, я довольно скептичен. Есть хорошая штука "генеалогия" взятая на вооружение Ницше. Интересно стоит взглянуть на возникновения потусторонних верований как сразу как стразу становится виден человеческий сор на водруженном алтаре.
Ваш ответ чрезвычайно интересен. Благодарю.

Рем Харт   29.11.2012 17:31     Заявить о нарушении
Интересная точка зрения. Но исходя из неё, следует сделать вывод, что в таком случае вообще ничего не существует. "Всё течёт, всё меняется" (Гераклит). Причём ежесекундно. Значит, то что меняется, ещё не стало. А если не стало, то не существует. То есть ни мы, ни мир вокруг нас не существует? Но ещё Декарт сказал: "Я мыслю, следовательно, существую" или Мамардашвилли: "Я есть, я мыслю". Да и очевидные факты трудно опровергнуть, как, например, наличие жизни на 3й планете от Солнца. Хотя братья Вачовски в "Матрице" попытались сделать это, очень интересно интерпретировав мысль "ничего не существует" тем, что всё это сон, наваждение. Но "сон разума рождает чудовищ" (Гойя). Только бодрствование разума рождает Бога (Джастмэн). Проблема в том, что самого времени не существует. Это иллюзия, навязанная нам собственным сознанием. Нужно "проснуться", чтобы избавиться от неё, чтобы увидеть Бога. Только рассматривая вещи в контексте вечности, можно пробиться к сути сложных категорий. Чтобы увидеть границу между знанием и незнанием. Узрев эту границу, понимание уже не будет шатким. В том числе понимание "времени".

Благодарю за время, уважаемый Рем Харт.

Джастмэн   16.09.2012 18:18   Заявить о нарушении
Время иллюзия,- утверждаете Вы, верно? Утверждение "время не существует", само разворачивается "во" времени. Утверждение "время не существует" противоречиво. Ведь оно утверждает не существование того что конституирует само это утверждение, а именно время, имманентное любому высказыванию, которое согласно Вашему радикальному утверждению не существует.
Вы утверждаете что, цитирую,"время это иллюзия навязанная нам собственным сознанием."
Вы быть может отрицаете не существование времени, сколько взгляд на него из позиции ограниченной человеческой экзистенции?
Проблема времени занимает меня давно.
Как -то у В.Набокова я нашел любопытную трактовку силлогизма "Все люди смертны..." В.Набоков; " Все люди смертны, "Я" не все, следовательно мое "Я" бессмертно".
"Все", "люди", это абстрактные категории, тогда как "Я" нет. И что может быть менее абстрактным и близким мне чем мое "Я"?
Это намекает на солипсизм. Но скорее эта трактовка известного силлогизма, утверждает бессмертие именно индивидуального, неповторимого "Я", которым "всяким" то и не является.
Философия часто грешит фетишизацией абстрактных понятий, вроде "Человек"(В работе "Человек в лабиринте идентичностей" Свасьяна, автор выходит на охоту за этим гносеологическим Минотавром)
Абстрактный "Человек" это проем Рене Магрита, образованный сбежавшей прочь индивидуальностью(c)

Рем Харт   18.11.2012 20:33   Заявить о нарушении
Вы верно заметили, что мое утверждение парадоксально. Именно в такой категоричной формулировке я противопоставляю её привычной всем идее абсолютизации времени, понимаемой, с одной стороны, как непреложный физический процесс, а с другой стороны, как ментальную идею, которой всецело пронизано существование человека с момента появления и отрицание которой представляется бессмысленным.
Если принять точку опоры, принятую абсолютным большинством – «время существует, как данность», то с такой точки зрения является противоречивым представление всеми многих обобщающих категорий и понятий. В первую очередь, множества «всё». Ведь если принято, что время существует, то нужно принять и вывод из этой посылки, что обобщающие понятия относятся только ко времени ДО собственного появления. На самом деле они трактуются, как относящиеся ко всему мыслимому времени. То есть обобщения рассматриваются в контексте бесконечного периода времени. На первый взгляд это кажется вполне логичным. Ведь если время существует, то оно бесконечно, значит, нужно рассматривать категории под таким углом зрения. Но это «ложный вывод». На самом деле верный вывод стоящих на такой позиции должен быть иным. Если время существует и оно бесконечно, то для истинного понимания категорий нужно весь поток времени дифференцировать. Потому что человек не существует одновременно во всём времени, а только одномоментно, то есть осознаёт лишь короткий промежуток времени и рассуждает только в короткий промежуток времени. Мы мыслим и живём «здесь и сейчас», поэтому такое понимание является более верным и устраняет противоречия в осознании обобщающих категорий.
Другая причина моей формулировки состоит в том, чтобы отразить изменчивость мироздания. Для различения изменений и применяется такой показатель, как время, фиксирующий фактический момент состояния объектов, явлений, процессов. Именно такое понимание упрощает осознание выражений. «Время, имманентное любому высказыванию» может подразумеваться, но мешает полному осознанию информации. Как мешает осознанию информации фразы «Я лгу» представление, что я лгу только по какому-то конкретному вопросу. Но из такой формулировки данное предположение не является окончательным, а только одним из вариантов. Поэтому и не может дать полное осознание фразы.
Третьей причиной такой формулировки является утверждение в категоричной форме идеи превалирования в существовании человека бесконечного над конечным, как Вы верно подметили. Чтобы было проще осознать свою принадлежность не только к данному физическому, материальному, конечному миру, но в гораздо большей степени к миру иному – тонкому, энергетическому, духовному. Ведь если устранить из своего сознания хотя бы на время идею неотвратимой конечности собственной жизни, то появляется совершенно иной взгляд на вещи, включая собственную жизнь. Если существование человека не конечно и со смертью тела жизнь не прекращается, тогда не может уже служить оправданием то, что «жизнь коротка», «один раз живём», поэтому «нужно успеть взять от жизни всё и попробовать всё», а «после нас хоть потоп». Тогда уже потребуются более продвинутые моральные и жизненные принципы. Иллюзия – это некая ширма, которая хоть и существует, но не даёт увидеть, что за ней. Поэтому я утверждаю, что время – это иллюзия, чтобы предложить шанс для развития личности, а не деградации.

Что касается трактовки Набокова. Она действительно любопытна. Не считаю её следствием авторского солипсизма. Скорее, попыткой самоосознания в контексте вечности. С этой точки зрения соглашусь с Вами, что таким образом провозглашается желание бессмертия неповторимого «Я». Интеллектуальное наследие отдельных личностей, в том числе таких, как Набоков, вполне может существовать столетиями и тысячелетиями. В этом плане логично сказать, что «Я» бессмертно. Как сказал Морис Бежар, «Мы живём, пока нас помнят».
Но я лично, как Вы понимаете, подобные лингвистические уловки принять не могу. Для меня ценнее «зрить в корень». Поэтому подобные трактовки представляются мне следствием логических ошибок. Такими же ошибками наполнены «детские вопросы» о неразрушимом столбе и всекрушащем пушечном ядре. Для истинного вывода ответа необходимо принять за истинную только одну исходную посылку, иначе ответа не найти никогда. Так и здесь. Либо все люди смертны, либо «Я» бессмертно. Если первое верно, то я тоже смертен. Ведь я человек. Набоков не отрицает, что он человек прямо, но косвенно это следует из того, что он не включает себя в абстрактное, цитирую, множество «все люди», говоря «я не все». Здесь он снова рассуждает, не выбрав одно основание для посылки. Ведь если я не все, то, что же тогда значит «все»? Либо «все» - это остальные люди плюс я. Либо нет. Но тогда выходит, что я не человек? Если же я человек, а все люди смертны, значит, я тоже смертен, как ни крути.
Если же принять за точку опоры выводов вторую посылку и начать рассуждать на её основе, тогда выходит, что все бессмертны. «Я» бессмертно и «я» - человек, значит, человек бессмертен.
Но самым интересным можно считать в трактовке Набокова то, что она хоть и выглядит парадоксально, но на самом деле вполне может таковой не являться. Подобный вывод я сделал, к примеру, в Парадоксе всемогущества о Боге и неподъёмном камне (http://www.proza.ru/2009/06/12/844). Это значит, что и человек смертен, и «Я» может быть бессмертно. Данный вывод следует из понимания и принятия «человека», как симбиоза двух, как минимум составляющих: смертного тела (форма) и бессмертной души (содержание). То есть трактовки «человека», как существа двух слоёв реальности – конечного и бесконечного, физической реальности и тонкого энергетического мира. В упомянутой Вами работе "Человек в лабиринте идентичностей" К. А. Свасьяна (http://www.rvb.ru/swassjan/labyrinth/01.htm) из пяти приведённых трактовок понятия «человек» мне и ближе по духу, и представляется гораздо более верным понимание Канта – «человек животное, способное к самосовершенствованию». Хотя, как ни печально, трактовки Руссо и Монтеня более соответствуют действительности, в которых человек представляется животным развращённым и порочным с одной стороны, а с другой – несчастным и ничтожным. Но даже такое понимание отнюдь не умаляет того, что любой индивид, стремясь себя осознать в контексте вечности, развивая собственную индивидуальность, внутреннее «Я», стремясь обуздать и контролировать свои инстинкты и желания, осознанные или нет, может стать кантовским человеком. Считаю, что именно за этим мы и приходим в этот мир – развитие и совершенствование духа, души. Иначе всё просто бессмысленно.

Благодарю за интересные размышления, уважаемый Рем Харт.

Джастмэн   29.11.2012 13:41   Заявить о нарушении
АС: Прощу прощения за длительную паузу в ответе.

Благодарю за приведённые мысли Набокова, уважаемый Рем Харт. Действительно интересно. Не слышал. Видимо, нужно познакомиться ближе с его философскими взглядами. Действительно, его мысли перекликаются с тем, к чему я пришёл. О самопознании личности в контексте вечности я уже писал не раз. И мне его взгляды импонируют.

Касательно интуиции я с Вами согласен. Именно такое видение, которое Вы называете, "увечной интуицией" мне представилось на определённый момент наиболее доступным. Только назвал я его немного по-своему - "схема перспективы". Когда-то давно смотрел советский фильм о Мёбиусе. Кажется, "Мёбиус" или "Петля Мёбиуса". О том, как он добровольно попал в психушку, чтобы спокойно думать. Так вот, там он создал, по его словам, шкалу всех возможных открытий. Меня тогда шокировала сама эта мысль. Мысль, что каким-то образом можно представить все возможные открытия. Но через сколько-то лет понял, что подобное в принципе не представляется абсолютно невозможным. Нужна всего лишь верная "схема перспективы". И здесь, как раз, логика "играет первую скрипку", а не интуиция, но которая тоже важна. К примеру, можно даже, сидя в пещере, предположить, что если есть контактный переход энергии, то следующая ступень, более технологичная, разумная - это бесконтактный переход энергии. Таким образом можно представить или даже спрогнозировать, предоткрыть существование различных силовых полей. Но для таких размышлений необходимо наличие некоторой суммы знаний и понимания окружающего мира, а также развитого "аппарата логического мышления", чтобы извлечь из внутреннего пространства "чистую логику". По моему убеждению, она присутствует внутри каждого. Лишь обстоятельства, включая физические и душевные немощи, мешают её развитию. Да и необходимые условия и ситуации (даже просто тишину для медитации) в течение жизни создать в совокупности нелегко.

Говоря о перспективе бессмертия необходимо точно понять о чём мы рассуждаем. Даже просто понятие "физическое бессмертие" требует чёткой дефиниции. С точки зрения логики мне представляется неразумным полная утрата информации и самого носителя, как частички общего разума.

Спасибо за интересное общение.

С наступающим Новым годом! #:-0)

Джастмэн   30.12.2012 18:19   Заявить о нарушении