Про переломы... В принципе, можно и не читать...

          Про переломы… В принципе, можно и не читать.
          Были у меня в жизни всякие случаи, ломались не только магнитофоны, фотоаппараты, но и всё остальное… 
          Однажды, 9 июня 1990 г., поехали мы на природу, в то место, где Базаиха русло имеет, словно подкову, День Рождения у Лёхи Магомаева* отмечать. Вообще-то фамилия у него была Бадмаев, очень знаменитая бурятская фамилия, и он даже пытался от самого Джамсарана своё древо выводить, да не выходило у него. Сам признавался не раз. Бадмаевых в Бурятии – что Ивановых в России или Джонсов – в англоязычных странах. Да фиг с ними, фамилиями этими, не про то речь. Заварил Лёха на огне кофе натуральный в котелочке, пены дождались и по кружкам разлили. В другие ёмкости – «Белого Аиста» (того, нормального ещё) и конфет шоколадных «Белочка» коробку открыли. Начали праздновать. Поздравили именинника честь по чести. Коньяк кончился быстро (5 человек нас было), начали костёр жечь, чтобы угли для шашлыков готовить, всё остальное было уже припасено заранее. (здесь все иллюстрации)
          Отступление хочу сделать про именинника.  Лёха был личностью колоритной. Симпатичный. Рост 180, стройный, густые чёрные волосы ниже плеч, очки-«капли». Пластичен в движениях, грамотная речь (русский он выучил по классической литературе в школе). Неплохо писал маслом. Имел  независимое суждение и широкий кругозор. Похож он был на Леннона, который тогда уже со своей японкой задружил, и мы любили с ним за это  фотографироваться. Даже жаль немного, что по состоянию на 1994 год Бадмаев Алексей Дугарджапович находился в федеральном розыске**…
          Чтобы время скоротать, начали мы дурака валять, на матрасах надувных по «подкове» сплавляться. Проплыв по разу, мы немного замёрзли – вода была очень холодная. Пошли в «картошку» играть, благо поляна там была ровная, почти без кочек. Босиком, кто как был, так и пошли. Всё внимание наше было обращено на мяч, коньяк давно уж выветрился.  Изредка только кидали взгляды на пылающий костёр – скоро ли прогорит… Как и все, я уделял внимание, в основном, мячу. Внезапно моя левая нога ударилась в траве обо что-то большим пальцем, да так сильно, что я сел даже на землю и сказал ... слова, какие обычно говорят в таких случаях. Магомаев, имеющий корочки массажиста, произвёл внешний осмотр и, сказав, что ничего страшного, предложил вывих выправить или вправить. Короче, ерунда всё это, дёрну как следует – и всё пройдёт. Дёрнул – слова ещё громче, боль – ещё сильнее. Это хорошо, говорит Лёпа, значит, не перелом, а только ушиб. Иди на бережок, хлопни для анестезии водочки и чисти картошку для шурпы, а ступню в воду опусти, легче будет...
          Так я и веселился, с болью в нагрузку, до вечера. Утром анестезия выветрилась окончательно. Стопа к тому времени здорово распухла и болела… Ушибом тут и не пахло. Вечером того же дня в травмпункте на Королёва мне наложили гипс. Рентген показал перелом. Прокандыбал я в гипсе до начала июля, но сильно нос не вешал. Я был застрахован Госстрахом и предвкушал выплату пусть скромной, но всё-таки компенсации. До этого случая единожды я уже получил долю малую за одну травмочку, шрам от которой до сих пор заметен на левой голени. Однако государство кинуло меня, ибо беспристрастная комиссия Госстраха, из врачей незаинтересованных, на трёх снимках, которые я представил, перелома не усмотрела. Только трещину.
          Горячий привет Госстраху! Я им отплатил той же монетой. Пришла к нам месяцев через семь в техбюро тётенька-агентесса, и давай за Госстрах агитировать, соловьём заливается. Я, с выражением наивности на лице, возьми и спроси у неё, да при всех.  Неужели, говорю, никогда случаев не было в практике, чтобы Госстрах компенсацию не выплачивал, если по R-снимкам ты имеешь DS: «перелом» и находишься на больничном три недели.  Агентесса руками даже всплеснула: что Вы, да такое просто невозможно, там же у нас на комиссии очень компетентные врачи, абсолютно незаинтересованные и порядочные. Я, с иезуитской улыбочкой, достаю из ящика своего стола конверт с ответом госстраховским и даю ей в руки. Вот, мол, полюбуйтесь. Есть такой прецедент. Я, оказывается, трещину получил всего, а наши врачи-дураки у меня на снимках перелом обнаружили, о чём  и в описаниях снимков указали. Почитайте, пожалуйста. Хотя, зачем читать Вам, что дураки наши пишут. Тётенька сконфузилась, бегло просмотрела документики, записала что-то и хлопнула дверью. Данилов-начальник сказал своё «хе-хе-хе» и добавил, что дорогу сюда она теперь забудет надолго. Как в воду глядел. Не было её больше при мне. А потом я с Красмаша  в ментовку подался…
          Там тоже 27.12.1994 г. перелом получил оскольчатый. Нижней челюсти. Зубов почти половину выплюнул, тоже осколками. Виной всему был предмет  маленький, состоящий из стального сердечника со свинцовой рубашкой, обычно биметаллической (плакированной) оболочкой покрытого. Весом в 6,1 грамма всего, а не как в «Белом солнце пустыни»… Ну, Верещагин песню пел под гитару, помните, сам я петь не мастак – слуха нет, да и способностей к пению никаких не имею. Отлежал я в ГБСМП, сколько положено, заросло всё, как на собаке. Шины сняли, протезы зубные поставили, на халяву, по приказу полковника Фёдорова, дай Бог здоровья ему и родне его всей. Страховку получил без всяких напрягов, тоже где-то его заслуга. Дальше служить продолжил.
          Последствия после переломов остались. Обувь подбираю, начиная примерять с левой ступни. Да после второго казуса косноязычен я стал, и с дикцией проблемы появились. Родители даже порой меня понять не могут, особенно когда ем и полный рот набью, чай прихлёбываю и рассказывать начинаю. Был у меня потом ещё один перелом, да про него и вовсе рассказывать не хочется, ибо тоже вначале думал, что, как у Горбункова Семён Семёныча, вывих сильный, и опять ошибся… После того, третьего, перелома стал я лицом с ограниченными физическими возможностями. Сделал я выводы про все эти переломы следующие. Внезапны, всегда болезненны, и последствия остаются на всю жизнь. И не всегда негативные.
          Во, про жизнь… Было тоже у меня несколько моментов переломных, и опять последствия разными оказались. Это когда в органы внутренних дел на службу перешёл. Всё ново и интересно мне казалось, да только завод мне очень долго снился, почти год. Цех, станки, я с мужиками то вопросы решаю, а то и  документы в конце месяца оформляю… Тосковал по прежнему месту работы немного, в тот момент конверсия лютовала вовсю, и наш брат, инженер, оказался за бортом жизни… После огнестрела тосковать резко перестал.
          К службе в милиции адаптировался довольно  легко и быстро. Личный состав был там что надо, и командир отличный. Я его до сих пор добрым словом вспоминаю, да и вижу частенько. Много он мне хорошего сделал. 
          На последнем моём месте службы командиры были тоже нормальные, да В. Б. всё равно лучше. И если бы он тогда был моим непосредственным начальником, то, может, я и служил бы до сих пор… Переломы судьбы тем и плохи, что происходят постепенно, они прогнозируются, и последствия от них бывают значительно хуже. Их тоже можно предугадать, но изменить – никак, сгладить только, смягчить чуть-чуть, и то, если поступить грамотно, просчитать каждую мелочь. Депрессии всякие и другие уныния с меланхолиями сопутствуют мне в таких ситуациях постоянно. В этом деле всегда слово и дело доброе помогают здорово, было бы только от кого всё это получить. Словес в поддержку тогда я много наслушался, а помощи – почти что и не получил. Что и как делать, потом сам продумал, просчитал, так то и вышло. Люди, правда, помогли, но сценарий – это чисто моя разработка была. От и до.
          Вот и оказался на гражданке с пенсионным удостоверением МВД и пенсией. Врастать начал в жизнь, да что-то трудно получается, всё не дают мне покоя порой события давние, хотя забыть бы про них уже пора бы. Да память не флэшка –  по желанию своему нельзя отформатировать. Само сотрётся когда-нибудь, процесс нерегулируемый… Вот и сны ментовскИе тоже снятся… Всё реже, но бывают порой…
          Впереди опять момент переломный предвидится. Серьёзный и ответственный… Можно сказать, главный или даже самый главный…  С последствиями положительными и … (ну, Вам это знать необязательно,  хотя кому надо, те знают, а вот и Калиська хотя бы). Переживаю, конечно, волнуюсь очень, что да как будет… Грустно мне часовню Праскевы Пятницы, мост Коммунальный, дымы из труб ТЭЦовских только с денежной купюры наблюдать будет… Оказывается, я морозы люблю и снегирей. И уточек наших, что круглый год плавают вдоль берегов Енисея, а люди их подкармливают… Да только Ту, Единственную, мне ещё грустнее и тоскливее видеть только на фотографиях или по СКАЙПу, запиксилёванную порой до неузнаваемости. Достало уже давно слышаться только по трубе, по клаве слова ей виртуозить вслед за мыслями. Всё равно не успеваю. Бегут мысли впереди слов всегда… Лучше уж наоборот. Рядом быть НАМ, общаться без всяких технических посредников, а городские достопримечательности Красноярска, опять же, можно посмотреть в альбомах у той же Калиськи или у Сергея – Главаря Клана Однофамильцев в блогах…
          Вот и намечаются у Нас некоторые события вскорости, и очень надеюсь на поддержку человека, которая слов на ветер не бросает… Тяжело сейчас нам, мне тяжело, ну, а ей – вообще бывает тяжко. Но держимся, подбадриваем друг друга, надеемся на лучшее…  И делаем Всё для Будущего Нашего.

* -  Магомаевым его звал на стадионе «Енисей» некий Гран, заместитель директора, у которого тоже было погоняло весёлое – Килограмм.  Лёха нам с пацанами все поездки на Базаиху и организовывал. Брал на стадионе амуницию необходимую: палатки, матрасы надувные, котелок, и спальные мешки. Чел он был в этих делах незаменимый. Да, походы, а точнее выезды, мы устраивали на великах, у всех свои были, а Лёпа арендовал «хозяйский» стадионовский казённик (его выражение). Оттягивались мы в наших поездках незатейливо, но в полный рост, т.е.  водка, шашлык, магнитофон и проч.
     А всё что на фото вы видете, это Леха сам «пошил» и спинжак с карманАми, и брюки… Про брюки – это, вообще, тема отдельная… Запачкаются когда сильно, он и говорит, мол, шить надо новые, не стирать же. За день сошьёт, а старые отложит, дамочка ему потом какая-нибудь и состирнёт. Яркая личность…  А на шее это у него и не галстук, вообще, а пояс с платья моей матушки. Мы тогда на «Весёлую вдову» ходили  в Театр оперы и балета. Я, С.М. (под галстуком на заставке) и Магомаев. Он в перерыве ещё в яму оркестровую заглядывал и разговоры с контрабасистом вёл…

** - Да, вот был человек и потерялся… Я его в последний раз видел в 1995 г., когда мы на Острове Отдыха перед Днём ВДВ в брониках, шлемах, со щитами и ПРками построения «десяток» отрабатывали, «каре» там, «свинью-клин» да «черепаху», а ля римские центурии или манипулы… Он рядом тогда проходил и теннисной ракеткой от стены «ладьи» мяч отбивал, припрыгивал и радовался жизни. Я возьми и крикни: «Магомаев!». Рекорд в беге на 1000 метров Лёха, наверняка, перекрыл…


           Красноярск, февраль, 2009 г.


Рецензии
Лохотрон это. 15 лет в шахте работал, четыре акта о НС на руках. Поломана правая лопатка, три ребра, правая нога, левая ладонь. Всякий раз как-то так получалось, что виноват был я. И регресс не оформил...

Николай Шунькин   28.08.2018 14:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.