Здравствуй Родина

                Возвращались на Родину, с Украины в Россию наша семья ехала на поезде. Мне было 5 лет, я всю дорогу горланил хохляндские песни. Ехали домой, приехали незваными гостями.

                Россия жила голодно. Многочасовые очереди за хлебом, дубовые макароны, которые в горло не лезли, а самое главное разница в материальном достатке людей. На Украине все жили примерно одинаково хорошо, а в России по-разному и  плохо.

                Маленькие дети не могли понять, почему они одеты хуже, чем другие сверстники. Более взрослые понимали, но не могли объяснить маленьким,  и что бы поддержать свой авторитет в глазах младших братьев они вынуждены были устраивать физический террор по отношению к более благополучным.

                Заработная плата в то время, не обеспечивала достойную жизнь, те кто хотел жить лучше, выращивали картошку, держали коз и коров, выращивали свиней. Самогон гнали все.  Родители стремились жить хорошо, был огород, участок под картошку, две козы, куры.   Спасибо им за это.

                Хочу вспомнить, что-то хорошее, на ум приходит только отсутствие безработицы. Милиция следила, чтобы работали все. Совсем плохо жили семьи,  где родители пили. Народ как-то выживал, а всем хотелось просто жить. Нас успокаивали: «Главное, чтобы не было войны!». С кем? Из-за чего?
    
                Как мы со сверстниками понимали друг друга, не знаю. После двух лет жизни в России, я пошел в школу и учителя не понимали, что я говорю. Только тогда я узнал, что говорю на украинском языке. Моя бабка подружилась с татаркой, которая не знала русского языка, но и они нормально общались друг с другом.

                Школа сделала из меня  русского. Я полюбил карточки на продукты, очереди в магазинах, символы из высшей математики на заборах, давку в автобусах. Учителей было жалко, они не жили на Украине и искренно доказывали, что черное это белое и наоборот, за нас было стыдно. Из газет, радио, а позднее по телевидению мы узнавали, что мы самые счастливые. В отличие от других,  я знал где осталось счастье и как можно жить.
 

А.М.


Рецензии