Глава 6. Уральская рябинушка

               
         
         Итак, я уехал из Николаева без сожаления, хотя непросто  было   первый   раз  расстаться с родителями, братом Левой,  друзьями,  улицей Привозной. 
         Она  так названа потому, что по ней шел привоз продуктов  на  базар,  где  всегда,   в  зависимости   от  сезона,  можно  было  купить   свежие   овощи, фрукты, рыбу, Херсонские кавуны и т.д.
            Я знал, что в новой жизни все будет по другому,  но это меня особенно не волновало.

          Уезжая     из    Николаева,   я    выбрасывал   из памяти  все   плохое,  что   было до этого в моей жизни. 
          Тревоги    во     время    культа     личности, так называемое «дело врачей»,- стоя в очереди, я услышал разговоры о том, что  евреи   травят   людей,  на   меня смотрели косо; придя домой,  я  прочитал  в газете указ о награждении Л.Тимошук орденом Ленина за вскрытие этих фактов.
          Все это    было     чудовищной    антисемитской провокацией    сталинского     режима,  которая  тяжело травмировала честных людей.

          За  несколько  дней  до   этой   провокации,  я прочитал    в    библиотеке    стихотворение     Максима Рыльского «Еврейскому народу»,- решил его выписать и выучить.
          Пошел  снова в  библиотеку, но стихотворение не нашел, оно было аккуратно вырезано из книги.
          Глубоко национальное творчество М.Рыльского было в то же время и интернациональным, ибо в душе его находили отклик лучшие достижения мировой культуры.
          Прошли десятки лет и только сейчас в интернете можно найти историю написания этого стихотворения и причины, почему оно не попало в собрание сочинений автора.

       
                Еврейскому  народу


               Народу,что векам дал гениев великих,
               Народу, что несет из тьмы глухих времен
               Высокий,честный дух среди наветов диких,-
               Глубокий мой поклон.

               Нас хлеб один вскормил, одни вспоили воды,
               Делили братски мы и радость и печаль.
               И за страну свою, за цвет ее свободы
               Нам жизнь отдать не жаль.

               Наступят снова дни, ясны и тиховейны -
               Борьба кровавая победы близит час,-
               И будут нам сият великий Маркс и Гейне,
               И вам - пророк Тарас.

               Пусть буря зла, как зверь, мы с ней поспорим,
               В огне, в дыму боев отважно мы идем.
               С усмешкой мудрою, как старый Мойхер - Сфорим,
               Как Шварцман ваш - с мечом!

               Чем мы тесней идем, тем этот миг скорее
               В сиянье радужном сквозь тьму и кровь придет..
               Не умирать, а жить, украинцы, евреи!
               Да здравствует народ!            
               

        Путь  в  Челябинск  в  те  годы  был  нелегок и занимал      около      пяти     суток.    Мне   удалось,  не задерживаясь  в   Харькове,   выехать   с   пригородного вокзала, так называемым  «пятьсот веселым» поездом, чуть  ли  не  на  подножке  (купе  были  забиты людьми, часто возникали драки, поножовщина).
        Мой  двоюродный брат Давид Резников выехал на учебу в Челябинск на год раньше меня.  На вокзале в Харькове  он  задремал,  у   него   украли   документы и деньги.     До  места  назначения  он все же добрался, ему разрешили    сдавать    экзамены    в   политехнический институт, -  случайно   сохранилась    справка  о   сдаче экзаменов в Николаевский судостроительный.
        Прильнув  к  окну     вагона, я   любовался   Уралом, особенно  мне  понравился   город  Златоуст, расположенный  в  котловине  гор.

        На  вокзале  в Челябинске меня встретила тетя Лида, жена дяди Абрама.
        На  первых порах поселился у них.
        В  трехкомнатной  квартире, так называемого дома «инорса», построенного   для     работников   ЧТЗ,  жили две семьи – все они  приходились родственниками бывшему   директору   Челябинского  Кировского завода И.М. Зальцману, -  тетя   Лида    была   племянницей его  жены.
       Хорошо   помню    свой   первый выезд в    центр   города на троллейбусе:   вышел  в  центре,  куда идти, -      справа мединститут, слева – политехнический.          
        Чистое  голубое небо, светит солнце и в  то же время   чувствуется  прохлада,  нет,  это  не юг, хотя и называется Южный Урал. 
        Медицина  меня   не   привлекала,  а   скорее пугала,  повернул   к  ЧПИ.      
        Я  довольно  туманно представлял  себе   свою    будущую     специальность, - инженер – технолог,  было только одно, острое желание учиться. 
        Просидев  несколько  дней   в   библиотеке, я успешно   сдал   вступительные   экзамены    (по  химии получил  пятерку, что обеспечило мне сумму проходных баллов). 
         Не обошлось без эксцессов. Сдав   последний экзамен,  пошел с   ребятами  на реку Миасс кататься на лодке.  Вспомнив Николаев, я нырнул с лодки и немного поплавал.  Вода    оказалась  очень  холодной,  купание кончилось для меня острой простудой.      
         До приезда  в  Челябинск  я   дома  переболел острым плевритом  (бегал  на  стадионе   километровую дистанцию  под  дождем),  организм  ослаб   и я   весь первый  семестр    проболел.   Спасло    меня     занятие физкультурой,  особенно  посещение секции плавания в бассейне Трубопрокатного завода.
         Там была хорошая парная, видно она сыграла свою положительную роль.

         Привыкание к Челябинску проходило тяжело. 
         Я  остро  скучал  по  дому, -  в  декабре  1953 года  у  меня  появился  еще  один  брат  Гриша,  очень красивый  мальчик,  он начал рано болеть, приезжая на каникулы    домой,   я     носил     его  на   руках,  много фотографировал.
             
         Институт   только   начал   строится  и первое время  занятия  проходили  в здании   бывшей   школы:   не  хватало   помещений    для занятий,  в    раздевалке давка,в 49  аудитории  на  четвертом   этаже,  где  проходили лекции,  для всех не хватало мест.
         Помню  случай, когда   во  время перерыва, одни  пытались  быстрее покинуть помещение, а другие, наоборот,    попасть     внутрь,    в     дверях       зажали преподавателя   и  он  кричал,   что   не надо спешить, - через   определенное    отверстие  в   единицу  времени проходит только определенное количество вещества.
         Кроме   занятий   днем, у  нас еще по вечерам проводились    практические     занятия   в  мастерских: слесарили, готовили опоки для литья и т.д.
         Я сильно  уставал,  мучился  по вечерам, так как в проходной комнате, которую мы снимали с Павлом Шором, до  поздней  ночи  крутилась хозяйка и ее дочь,уже взрослая девица, я стеснялся при них раздеваться и ложиться    спать;    когда,    наконец, это  удавалось, - начинался   второй   акт   комедии:  по  стене  металась тень Павла  и  я  спрашивал:  «Какой счет?».   Нас буквально поедом ели клопы.
         С   Павлом    Шором    я     познакомился    на вступительных   экзаменах,  он   приехал   из Черновиц, никого  в  Челябинске  не  знал  и  мы поселились с ним вдвоем.   Способный,     схватывающий    все    на   лету ( окончил   институт  с  Красным  дипломом),  он  любил верховодить,   бы опытнее    меня    в     жизненных ситуациях, любил  поесть, особенно, сладкое ( съест за один присест банку варенья, а потом лежит, стонет),  но при этом был длин и худ.
         Хозяйка    говорила : - «Его легче похоронить, чем прокормить».
         Лекции    Павел     писал     четким, красивым почерком  и   его   конспекты   очень    помогали нам на экзаменах.
         Позднее я   подружился с  Яшей  Крючковым ( дальний  родственник, приехал  учиться   из   Первомайска),   Ефимом  Костинским,  Леней   Бродским и, одно время, с нами жил Юра Каневский.               
         Вся        эта       великолепная         компания зафиксирована  на  фотографиях; по нашему виду ясно, что стипендии нам явно не хватало.

         Учеба  в  институте  мне давалась не легко, никакого  опыта  не  было, в нашей семье я  был  первый  технарь,  мне  все   было   в    новинку,  даже  названия инструментов:    штангенциркуль,    рейсмус, микрометр  приходилось запоминать.   
         Но    отлично    поставленные    практические занятия в институте,   частые   посещения предприятий, особенно,  ЧТЗ, скоро позволили мне понять суть нашей профессии   и    постепенно    влезть  в шкуру будущего технолога.

         На  ЧТЗ  мы    не    только    знакомились  с производством,  но  и  работали  на   станках.   В    цехе пусковых двигателей,  работая  на  фрезерном станке, я неудачно  установил   деталь,   рука    оказалась  в зоне обработки    и    фреза      зацепила    палец.  Наладчик посмотрел   на    меня    скептически  и  сказал: - « Что, пальцы фрезеруем?»,  так  я вплотную познакомился с техникой безопасности.
         В   дизель - моторном  цехе №1, учитывая мою комплекцию,  меня    поставили    работать    на  линию обработки       маховика, -   деталь    массивная,   весом несколько десятков килограмм.
         После  первой операции нагретую деталь вручную по рольгангу  передвигали  на следующую   операцию;     потом   нужно  было поднять деталь     на       подвеске,     развернуть и установить в приспособление    для      сверления  и  разворачивания отверстий.
         Работал  я  в третью смену и до того устал, что не  совладал  с  деталью,   она    выпала  из  подвески и медленно   вращалась    возле  ног. 
         Работающий  рядом   более опытный рабочий оттолкнул  меня  в    сторону  и   тем   спас   от тяжелой травмы.
         Так  начиналась  моя  жизнь на производстве.
               
         Занятия  отнимали  у нас  все время, оставляя только пять  часов  на сон, так было, по крайней мере, первые три года.
         Одно    время   мы снимали комнату у зубного техника, работающего подпольно.  В  нашей комнате он отливал протезы, здесь   же   собирались  его    знакомые   и  до поздней    ночи    играли   в    преферанс,   мы не могли отдыхать,  в  комнате  было  накурено, иногда кто-то из нас садился за стол, играли на деньги,которых у нас не было.
         Трудно было на первых порах   с питанием,  так как   самообслуживание    еще не вошло в моду и приходилось долго ждать  пока  принесут  первое,   второе, хорошо, что на столе  мы  находили  хлеб  и горчицу.
         Позднее  стали   пользоваться абонементами, завтракали  и    обедали  в   студенческой столовой: еда была  не  ахти,  на    первое  суп, на второе – макароны по-флотски.
         Во    время    экзаменов   мы   устраивали так называемую    карусель:    учишь  два, три часа, час спишь, потом снова учишь и снова спишь и так целые сутки.
         Был  случай, когда  я  проснулся  и   вижу, - Ефим  Костинский сидит за столом и листает конспекты, решил, что   уже   утро,   быстро   оделся  и побежал на остановку троллейбуса  (нужно    было   срочно    сдать зачет);  долго стоял на остановке, замерз ( зимой  мороз доходил  до  30  градусов,  а  мы  ходили в   парусиновых ботах,  одетых  на    туфли – назывались они « прощай молодость»),  выяснил   у   прохожего, что только пять часов утра.
          Злой  вернулся домой, хотел выругать Ефима за то, что он меня не остановил,   но  он  спал,  держа в руке будильник.
          На    четвертом    курсе  у  нас уже появилось свободное время, ну, а пятый курс и дипломный  проект  - полная   свобода,   сами    планировали,    чем   и когда заниматься.
          Особенностью  нашей  16  группы  было то, что из 27  человек - 20 составляли  девушки ( 17 медалисток).      
          Нам ребятам  было   и  легко  и  трудно (легко – потому  что   аккуратные  и  усидчивые девчата помогали  нам с лабораторными работами и переводами тысяч  –  английский    язык,    трудно,    потому что  на  экзамены  мы  всегда ходили первые).
          Девушки  верховодили в группе, мы с Павлом   держались   в  стороне, что многим не нравилось.
          Однажды  я  шел с    однокурсницей   Валей Игнатьевой   с  очередной лекции, на улице среди бела дня стояли  и  целовались   двое.   Я  смутился,  а  Валя вскинула   головку   и     сказала: -   «   Подумаешь,  что естественно, то не стыдно!»
          Я  учился в   мужской школе, в семье у нас были только мальчики ( двоюродная сестра   Ева жила в другом городе), был робок, девчат сторонился.
          Каникулы   я    проводил   дома,   если    не вызывали  срочно  вернуться  в  Челябинск,  под угрозой исключения из института, для поездки в колхоз.
          В колхозе мы в основном до холодов копали и собирали картофель.
          Однажды   ребята   отказались   выходить в   поле, пока  в   меню обеда  не    появится  мясо. Я был старшим  в  отделении,  эта история  могла  для   меня плохо       кончится,  но времена  уже  изменились ( шел 55 год), приехал   председатель колхоза и дело уладил.
          В первую свою зиму на Урале, на каникулах, я отдыхал  в     доме     отдыха    «Сосновая горка» - чудесная   природа,  снег,  морозный   воздух – все это запомнилось на всю жизнь.
          Весной в городе  проводились   легкоатлетические    эстафеты,  в    которых   участвовали  все вузы города.   
          В   центральном  забеге  можно  было  видеть   Л.  Скобликову  –    будущую    олимпийскую  чемпионку, Власова – чемпиона Союза и других.
          Я    бежал    этап    от    магазина  «Мясо»  до   кинотеатра.  Этап    был  сложный,  бежать нужно было в гору. Я передал   эстафету   третьим,  ребята шутили: - «Если  бы   ты  бежал  наоборот,     от кинотеатра   к магазину «Мясо», то наверняка прибежал бы первым». 

          Кстати,  в   Челябинске  с    продуктами  в  то  время  было   относительно   неплохо:  в  продаже  были   хорошие     молочные      продукты,     китайская свиная тушенка, минеральная вода.
          На   остановке   троллейбуса   стояли будочки, где   продавали   водку   на    разлив:     очереди   были такие,   как    летом  за   газировкой.  Позже эти будочки ликвидировали.

          С   третьего курса  у   нас  началась     военная подготовка,  на  пятом  курсе мы  три  месяца   находились    на  военных  сборах,  проходили курс молодого солдата, принимали  присягу, после  чего нам присвоили звание младших инженер  –   лейтенантов    ( заместителей командира танковой роты по технической части).

         Со    второго    курса   я   жил  в студенческом общежитии,    расположенном    на     новой   площадке   института  у    городского    парка,   рядом  с  только что введенным теплотехническим корпусом.
         По  утрам  мы  бегали   по парку  до реки Миасс, а   по    вечерам    звуки     «Стамбула»,  доносящегося  с танцплощадки,       мешали    нам     сосредоточиться  и отвлекали от занятий.

         Политехнический  институт строился, набирал силу: появились новые факультеты, несколько ребят с нашей группы  перевели на  общетехнический  факультет ( как   позже    выяснилось,  факультет  проектирования космических аппаратов).
         Было много опытных, пользующихся  у студентов    любовью     преподавателей:  А.Д. Кацман, основатель математического образования на Урале, как о  нем  написано  в статье,   помещенной  в интернете в 2006   году   и   посвященной    90-летию  со дня рождения. 
         Пользовались     уважением     преподаватели: теоретической      механики  –    Полецкий,  режущего  инструмента  –  Маргулис   Д.К.,  технологии   машиностроения  –  Маликов,    экономики  –   Думлер и другие.
         Но  были  и   такие,   как   зав.  кафедрой    химии,  очень  самоуверенный,  гонористый. Как – то на первом курсе он на лекции выводил  какую-то  зависимость,  на доске     появилось   выражение    А  +  В    деленное  на  В,  он  сократил  В и В и получил А?.               
               
       
        Аудитория  заволновалась, так  сокращать нельзя ?!               
        Он  удивленно   вскинул    брови  и   сказал: - «  Должно  получиться   А, не переживайте, этот вопрос я согласую с кафедрой математики! ».
               
        Пять  лет учебы  пролетели  быстро, наступило время преддипломной практики, я получил направление на Челябинский  тракторный завод.
        Этому  предприятию  я обязан многим: именно    здесь  произошло  мое становление, как инженера, здесь я  встретил  и  полюбил Долорес, с которой  мы прожили счастливую жизнь.

             
                Вспоминаю   русский  мороз,
                Снег на елях, лыжи в разнос
                С   Юга   на    Урал  залетел, 
                Водку  пить  совсем не умел



                Политех -  родной институт,
                Но  общаги    нет,   не  дают
                У  друзей спасал я свой нос,
                Зато жизнь познал я всерьез



                Пролетели быстро пять лет,
                Инженера     принял     обет
                С    ЧТЗ   начал  я свой путь,
                Счастье юных  лет не забудь
    
 
          Прошло пол века со дня окончания института.
          К 50 - летию    со    дня выпуска технологов    групп 16 и 17 ЧПИ ( ныне ЮУРГУ),  я написал   стихи   и    обратился   на кафедру    технологии, надеясь на встречу  со    своими   бывшими   сокурсниками,  но   ответа не  получил,  видно    много воды  утекло?!.

                Я на Урал приехал,
                Науки покорять.
                В Миассе окунуться
                И инженером стать!

                Студенческие годы,
                Родное ЧПИ,
                Лекции, зачеты,
                И споры до зари.

                Мы все преодолели,
                Не страшен сопромат.
                Проекты сдать сумели
                И "тройки" избежать.

                Стипендия в кармане,
                Учись,живи,студент!
                Хоть мало в номинале,
                Используй свой момент.

                Как сложно пары слушать,
                И формулы учить,
                Когда с эстрады парка
                "Стамбул" в ушах звучит.

                Хоть жизнь нас разбросала
                По трем материкам,
                Но память не предала,
                Я в мыслях снова там.

                Где иней на ресницах,
                А воздух чист и свеж.
                Судьбу свою я встретил,
                Сошедшую с небес!

                Жизнь прожита большая,
                Везде я побывал.
                Но нет земли милее,
                Чем наш родной Урал!

                Ильменский заповедник,
                Челяба - карагай!
                Пол века пролетело,
                Ты вновь друзей встречай!

                Ты наша Альма - матерь,
                Пред нами дверь открой.
                Нас время не разлучит,
                Душою мы с тобой!

               


Рецензии